Ролевая игра «Я и мои жизненные приоритеты» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Ролевая игра «Я и мои жизненные приоритеты»

2020-04-01 167
Ролевая игра «Я и мои жизненные приоритеты» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Исследовательская работа «Легко ли быть молодым» результат трёхлетнего труда.

Первый год мы изучали уровень патриотизма учащихся от 15 до 17 лет, а второй год - роль семьи в формировании личностных качеств ребёнка. Было выявлено, что большинство учащихся от 15 до 17 лет любят Россию (92%) и им нравится жить в Дедовичах (72%), но при этом не прочь переехать жить за границу 54% опрошенных. Жизнь за границей привлекает высоким уровнем жизни, демократией, свободой, а главное организованным досугом. Также респонденты отмечали, что в России трудно реализовать свои способности ребятам из глубинки.

Подавляющее большинство учащихся от 15 до 17 лет собираются создать семью после 25-ти лет, когда получат образование и профессию, т.е. осознанно. И только 10%(девочки) хотят замуж раньше. Половина опрошенных собираются заводить детей (1-2-ух). А другая половина еще не решила. Большинство ребят довольны своей семьёй, но при этом почти 80% считают, что родители не уделяют им должного внимания. 58% респондентов считают, что самым главным в жизни является материальное благополучие, 22% определяют, как приоритет любовь, семью, взаимопонимание, мечтают о карьере, славе - 12%, остальные - уже счастливы.

Обобщив полученные результаты можно сказать, что молодежь задумывается о создании семьи, представляет её будущее, но не верят в поддержку государства и поэтому надеются только на свои силы.

Актуальность нашей работы заключается в том, что в настоящее время особую значимость приобретает исследование возможностей, условий, путей развития человеческого потенциала у молодых людей от 15 до 18 лет, ведь «…именно подростки объективно располагают той дистанцией, на которой можно выстроить новые системы отношений, укрепить их и действовать в новой ситуации…» Ведь именно в этом возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем, т.е. рождение «жизненной перспективы», которая начинает подчинять себе все другие потребности и стремления человека. От того, какие убеждения и ценностные ориентации будут сформированы у молодых людей, во многом зависит перспектива развития общества и государства.

Современный специалист должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Поэтому ему необходимы: стремление к успеху, деловая хватка, ответственность, но в тоже время: порядочность, любовь к людям, трудолюбие, моральная чистота.

Цель работы: исследовать возможности и механизмы преодоления инфантилизма, духовной опустошённости, тревожности учащихся от 15 до 17 лет, их личностные приоритеты, профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем.

Задачи:

- изучить литературу по теме психология юности, духовный мир молодого человека, тенденции и потенциальные возможности развития современного человека;

исходя из цели, разработать и провести анкеты;

провести среди учащихся ролевую игру «Я и мои жизненные приоритеты»;

сделать сравнительный анализ, основанный на полученных нами данных и результатах опроса молодых людей г. Москвы

Методы: социологический опрос. (Анкеты проводились как среди учащихся МОУ СОШ №1, так и с помощью Интернета на сайте Контакт). Кроме опроса мы использовали ролевую игру «Я и мои жизненные приоритеты»

В ходе исследования были опрошены респонденты от 15 до 17 лет.

инфантилизм духовность тревожность личностный приоритет


Основная часть

Первым этапом нашей работе было проведение ролевой игры среди учащихся 9-11 классов «Я и мои жизненные приоритеты».

Цель игры - осознать, что для старшеклассников наиболее важно в существовании рядом с другими людьми. Совместно со сверстниками поупражняться в создании общих представлений о ценностях. К данной работе нами был привлечён школьный психолог. (Приложение 1)

Вторым этапом нашей работы было проведение опроса с помощью разработанных нами анкет (Приложение 2, 3, 4), обработка и обобщение полученных результатов.

1. Обработав результаты анкеты №1, нами были получены следующие результаты.

 

Рис.1 Легко ли быть молодым?

 

На вопрос «Легко ли быть молодым?» респонденты распределились следующим образом: да - 55%, нет - 29%, не знаю - 16%

 

Рис.2 Взгляды молодёжи на жизнь


Обработав и обобщив полученные данные, были получены следующие результаты: позитивно смотрят на жизнь 48 %, пессимистически настроены 37 %, не определились 15 %

 

Рис.3 Отношения с окружающими

 

Среди них поняты и приняты, т.е. хорошо адаптировались в обществе 27 %, не поняты 62 %, не знают 11 %

 

Рис.4 Отношение к вредным привычкам

 

Получают удовольствие от вредных привычек 12 %, не имеют таковых 70%, не определились 18%.

 

Рис.5 Отношение к школе


Позитивно настроены 64 %, негативно настроены к школе 16 %, не знают 20 %

 

Рис.6 Взаимоотношения в семье

 

Имеют хорошие взаимоотношения в семье 96 %, имеют плохие взаимоотношения в семье 2 %, не знают 2%

2. Обработав результаты анкеты №2, нами были получены следующие результаты.

Для выяснения различий в формировании отношения к настоящему и к будущему между учащимися 15-17 лет г.Москвы и учащимися 15-17 лет п.Дедовичи, было проведено социально-психологическое исследование.

 

Рис.1. Видят своё будущее

 

В ходе исследования было обнаружено, что 47% учащихся п.Дедовичи целью своей жизни считают самореализацию, мечтают сделать карьеру, 28% думают о создании семьи, 6% мечтают о спокойной жизни, 19% стремятся к получению удовольствий.

% московских школьников выбрали стремление к самореализации и 44% главным считают создание семьи.

Хочется отметить, что стремление к самореализации и у провинциальных школьников и у москвичей достаточно высоко. При этом ориентация на семейные ценности у московских школьников почти в двое выше, чем у дедовичских. Также москвичи не мечтают о спокойной жизни и к получению только одних удовольствий, в то время как среди дедовичских школьников такие имеются.

 

Рис.2 Предполагаемый вид занятий

 

Предполагаемый вид занятий у дедовичан: 50% видят себя государственными служащими, 19% думают о научно-педагогической карьере, 17% хотели бы заняться частным предпринимательством, 14% думают об индивидуальном творчестве. Спорт никто не выбрал, а также отсутствуют такие, которые не хотят работать. Московские школьники на этот вопрос ответили так: 56% хотели бы заняться частным предпринимательством, 22% видят себя государственными служащими и 22% думают об индивидуальном творчестве.

Полученные результаты подтверждают стремление молодых людей к самореализации. Основной сферой деятельности москвичи видят частное предпринимательство, а дедовичане государственную службу. Среди московских школьников нет тех, кого привлекала бы научно-педагогическая карьера, а вот среди дедовичских школьников такие имеются. Однако как среди москвичей так и среди дедовичан отсутствуют те которые хотят заняться спортом, так же как нет отказавшихся работать вообще.

 

Рис.3 Жизненный девиз

 

В исследовании личностной направленности молодых людей использовались оценочные утверждения. Выбрали девиз «Сам погибай, а друзей выручай!» примерно одинаковое количество москвичей и дедовичан, соответственно 25% и 33%, хотя среди дедовичан таковых больше. Одобрили утверждения: «Что нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги» 17% москвичей.

Среди дедовичан это утверждение не было одобрено. «Если я не за себя, то кто за меня?» поддержали 47% дедовичан, «После нас хоть потоп» поддержали 8% дедовичан, москвичей эти высказывания вообще не привлекли. Считают близким утверждение «Если быть, то быть первым» 12% дедовичан и 17% москвичей.

 


Рис. 4 Отношение к деньгам

 

Роль денег молодые люди оценили следующим образом: почти половина московских школьников считают деньги «пропуском в жизнь, лишённую проблем и наполненную удовольствиями» (44%), их поддержало 11% дедовичан. Деньги для 33% москвичей - «универсальная социальная основа, помогающая быть независимым», это мнение разделили 39% дедовичан. 20% дедовичан и только 11% москвичей считают деньги лишь «средством, необходимым для удовлетворения физических потребностей». Называют деньги «злом, необходимым для существования» 30% дедовичан и 11% москвичей.

В целом можно сказать, что большинство молодых людей как в столице так и на периферии не переоценивают роль денег в жизни, они видят их лишь средством, а не средством существования. Но и отсутствие денег счастья не принесёт.

 

Рис.5 Модель счастливой жизни


Свою будущую жизнь молодое поколение дедовичан оценивают так. Модель счастливой жизни «любовь+деньги» выбрало 67%, «любить и быть любимым» 31%, финансовый достаток 2%. Москвичи на первое место поставили стремление «любить и быть любимым» (60%), «любовь+деньги» выбрали 30%, финансовый достаток 10%

И у тех и других школьников деньги практически перестают играть ведущую роль, если рядом нет любящих и любимых.

 

Рис. 6 Отношение к образованию

 

Выявлено положительное отношение к образованию у всех молодых людей. 81% дедовичан хотят продолжить своё обучение в вузах, 14% мечтают получить два высших образования, не собираются учиться дальше только 5%. Среди московских школьников 43% собираются продолжить обучение в вузах, 43% мечтают получить два высших образования, 14% не собираются учиться дальше. Это указывает на то, что юноши и девушки осознают важность хорошего образования для своего успешного будущего.

 

Рис. 7 Отношение к Родине


Любят свою родину 72% дедовичан и 75% москвичей, но при этом не прочь поехать жить за границу 54% дедовичан и только 13% москвичей.

3. Обработав результаты анкеты №3, нами были получены следующие результаты.

В ходе исследования респондентам была предложена группа вопросов, оценивающих нравственные качества людей.

Данные предпочтений приведены в таблицах.

 

Таблица 1. Учащиеся ценят в людях

  Дедовичане Москвичи
доброту 33% 22%
искренность 39% 28%
вежливость, ум, воспитанность 3% 6%
решительность 6% -
чувство юмора, сильный характер 3% 6%
верность 17% 11%

 

Таблица 2. Считают недопустимым

  Дедовичане Москвичи
бесчеловечность 8% -
лживость 14% 21%
эгоизм 11% 7%
лицемерие 3% 14%
предательство 17% 29%
грубость - 7%

 

Из таблиц 1 и 2 видно, что у современных молодых людей, как москвичей так и дедовичан обострённое чувство справедливости, они стремятся быть честными и ждут того же в ответ, не скрывают свою доброту и нуждаются в окружении добрых людей, осуждают предательство и эгоизм.


Таблица 3. Находят в себе следующие качества

  Дедовичане Москвичи

Отрицательные:

эгоизм 31% 13%
лень 83% -
вспыльчивость 61% 17%
наглость 28% -
стеснительность 67% 4%

Положительные:

доброта 94% 22%
общительность 94% 9%
доверчивость 81% 9%
честность 94% -
скромность 50% 4%
смелость 75% 4%
самокритичность 83% 4%
отзывчивость 89% 4%

 

Из таблицы 3 видно, что московские школьники более избирательно подходят к своим личностным качествам, в то время, как дедовичане находят в себе различные положительные качества и признаются в отрицательных качествах.

Но в то же время можно отметить, что и у московских и дедовичских школьников стеснительность стала нежелательным качеством у современной молодёжи, она мешает их самореализации. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, об этом качестве стоит забыть.

 

Таблица 4. Хотели бы изменить в себе:

  Дедовичане Москвичи

Развить:

общительность 75% -
трудолюбие, доверчивость, доброту 69% -
честность, уверенность, патриотизм, уважение к другим 61% -
смелость 67% 13%
гордость 33% 13%
независимость 81% 13%

Избавиться:

эгоизма, лени 81% -
обидчивости, недоверия, необщительности, доверчивости 64% -
скромности 44% 13%
злопамятности, лицемерия 47% 13%

 

Из таблицы 4 видно, что дедовичане честно признаются, что не хотели бы оставаться эгоистами, мечтают избавиться от лени и стать более трудолюбивыми, смелыми, гордыми, независимыми, общительными.

Важно, что подростки не идеализируют себя, они искренни и готовы работать над собой.

Вывод: каждый молодой человек сталкивается с жизненными трудностями, которые ставят его перед необходимостью решать следующие задачи:

1. Мы должны развивать большую независимость. Это значит, что необходимо научиться самостоятельно принимать решения; пересмотреть и расширить свою систему ценностей и соотнести её с важнейшими целями общества; найти, помимо родителей, новые источники личного и профессионального познания, например, среди сверстников, учителей, других взрослых; научиться ставить реалистичные цели в учёбе и работе.

2. Мы должны развивать в себе готовность взрослеть шаг за шагом и становиться всё более уверенным в себе, осознавая и оценивая свой личный потенциал.

.   Мы должны поставить долгосрочные цели в личной и профессиональной жизни и твёрдо идти к ним.

.   В своих действиях мы должны научиться руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью.

 Особая роль в нравственном воспитании, формировании активной жизненной позиции принадлежит гуманитарным дисциплинам, курс которых сейчас сильно сокращён в средних специальных учебных заведениях.

 Поэтому педагогам следует обращать внимание на воспитательный компонент работы с учащимися: помощь в самоопределении, использование ресурсов занятий гуманитарного цикла, чтобы будущие специалисты залогом своей успешной деятельности, прежде всего, считали высокий духовно-нравственный уровень и только после этого профессиональную компетентность.

 


Литература

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи, С-Пб 2005

. Андреенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А.Сластёнина. - М.Издательский центр «Академия», 2000

. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2007

. Егорычева И.Д. личностная направленность подростка и метод её диагностики// Мир психологии, - 1999, №1. - С.264-277

. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989

. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988

. Кулагина И.ю. Возрастная психология. - М.: Издательство УРАО, 1999

. Мы живём среди людей: Кодекс поведения / Авт.-сост. И.В.Дубровина. - М.: Политиздат, 1989

. Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. - М.: Изд. Дом Рос.акад. образования, 2005

. Фопель К. На пороге взрослой жизни: психологическая работа с подростковыми юношескими проблемами. - М.:Генезис, 2008

 


Приложение 1

Ход игры

Ведущий: - Я хочу предложить вам упражнения, в которых вы попытаетесь определить, какие ценности вы хотели бы заложить в фундамент будущих отношений с людьми. В нашей культуре существует множество различных ценностей, которые отчасти дополняют друг друга, а отчасти друг другу противоречат. Наши родители донесли до нас, какие ценности важны им, и сначала мы перенимаем их систему ценностей, особенно над этим не размышляя. Чем старше и взрослее мы становимся, тем отчётливее встаёт перед каждым задача определиться с тем, какими ценностями нужно руководствоваться в своих действиях. Лишь когда я осознаю, что ценно лично для меня, я смогу - хотя бы частично - позаботиться о том, чтобы в моей жизни и в моём окружении эти ценности принимались во внимание. И только тогда я могу вести с другими людьми переговоры, какие установить правила совместного проживания.

Сейчас вы сможете попытаться найти для самих себя ответы на эти вопросы, чтобы потом в маленьких группах соотнести свои взгляды со взглядами остальных. Решите, с кем из членов группы вы хотели бы потом работать в подгруппе, состоящей из шести человек. Теперь встаньте и подойдите к участникам, с которыми вы бы хотели поработать в этом упражнении. Договоритесь, друг с другом и разойдитесь по подгруппам.

Подождите, пока участники образуют подгруппы.

Теперь ещё раз окиньте взглядом свою подгруппу, посмотрите на остальных. Действительно ли вы оказались с теми людьми, с которыми хотели вместе работать? Или кто-нибудь из вас хочет поменяться с кем-нибудь. (В случае необходимости вмешайтесь)

Запомните, кто входит в вашу подгруппу, и вернитесь на место.

Подведение итогов.

- Понравилась ли мне эта игра?

На каком этапе я был вовлечен в работу больше всего?

Какую ценность я поставил на первое место, и что эта ценность значит для меня в жизни?

Какие из заданных нам ценностей больше всего цениться в моём окружении? Каким не предаётся серьёзное значение?

Что мне бросилось в глаза во время работы в моей подгруппе? Что мне понравилось? Что мне мешало?

Какие ценности мы на самом деле принимали во внимание в ходе совместной работы в нашей подгруппе?

Какие ценности, помимо этих играли для нашей подгруппы существенную роль?

С кем я говорю об этих вопросах в повседневной жизни?

Оценили бы мои родители эти ценности так же, как я?

 

Рабочий листок «К новым берегам» 1. Какие ценности ты хочешь выделить в будущей цивилизации? Проранжируй ценности в порядке убывания их значимости для тебя (1-самая важная, 14-наименее значимая): (…)богатство (…)равенство (…)счастливая семейная жизнь (…)прогресс (…)традиция (…)свобода (…)любовь (…)здоровье (…)мир (…)справедливость (…)красота (…)мудрость (…)счастье (…)образование

 


Приложение 2

Анкета 1.

1. Легко ли быть молодым?

2. Всегда ли понимают вас родители?

.   Всегда ли понимают вас учителя?

.   Всегда ли понимают вас друзья?

.   Всегда ли я делаю, что хочу?

.   Употребляю ли я алкоголь?

.   Курю ли я?

.   Пробовал ли я наркотики?

.   Получаю ли я от этого удовольствие?

10. Определил ли я в жизни, чего хочу?

11. Верю ли я в любовь?

.   Устроен ли у меня досуг?

.   Тяжело ли учиться в школе?

.   Хочу ли я учиться в школе?

.   Занимаюсь ли я в кружках, секциях?

.   Добры ли со мной учителя?

.   Добры ли со мной родители?

 


Приложение 3

Анкета 2.

1. Каким я вижу своё будущее?

А) карьера

Б) семья

В) тихая спокойная жизнь

Г) удовольствие

2. Предполагаемый вид занятий?

А) Частное предпринимательство

Б) Государственная служба

В) Индивидуальное творчество

Г) Научно-педагогическая карьера

Д) Спорт

Е) Не хочу работать

3. Жизненный девиз.

А) Сам погибай, а друзей выручай.

Б) Что нельзя сделать за деньги, то можно сделать за очень большие деньги.

В) Если я не за себя, то кто за меня.

Г) После нас хоть потоп.

Д) Если быть, то быть первым.

4. Отношение к деньгам.

А) Деньги - это пропуск в жизнь, лишённую проблем и наполненную удовольствиями.

Б) Деньги - универсальная социальная основа помогающая жить независимо.

В) Деньги - средство, необходимое для удовлетворения физических потребностей.

Г) Деньги - зло необходимые для существования.

5. Модель счастливой жизни.

А) Любовь+деньги.

Б) Любить и быть любимым.

Г) Финансовый достаток.

6. Отношение к образованию.

А) Высшее образование.

Б) Два высших образования.

В) Не продолжать образование после школы.

7. Отношение к Родине.

А) Любите ли вы свою Родину?

Б) Хотели бы жить за границей?

 


Приложение 3

Анкета 3.

Проранжируй ценности в порядке убывания их значимости для тебя (1-самая важная, 6-наименее значимая):

Что вы цените в людях?

Доброта (…)

Искренность (…)

Вежливость (…)

Решительность (…)

Чувство юмора (…)

Верность (…)

Проранжируй ценности в порядке убывания их недопустимости для тебя (1-самая недопустимая, 6-наименее недопустимая):

Введение

 

Исследовательская работа «Легко ли быть молодым» результат трёхлетнего труда.

Первый год мы изучали уровень патриотизма учащихся от 15 до 17 лет, а второй год - роль семьи в формировании личностных качеств ребёнка. Было выявлено, что большинство учащихся от 15 до 17 лет любят Россию (92%) и им нравится жить в Дедовичах (72%), но при этом не прочь переехать жить за границу 54% опрошенных. Жизнь за границей привлекает высоким уровнем жизни, демократией, свободой, а главное организованным досугом. Также респонденты отмечали, что в России трудно реализовать свои способности ребятам из глубинки.

Подавляющее большинство учащихся от 15 до 17 лет собираются создать семью после 25-ти лет, когда получат образование и профессию, т.е. осознанно. И только 10%(девочки) хотят замуж раньше. Половина опрошенных собираются заводить детей (1-2-ух). А другая половина еще не решила. Большинство ребят довольны своей семьёй, но при этом почти 80% считают, что родители не уделяют им должного внимания. 58% респондентов считают, что самым главным в жизни является материальное благополучие, 22% определяют, как приоритет любовь, семью, взаимопонимание, мечтают о карьере, славе - 12%, остальные - уже счастливы.

Обобщив полученные результаты можно сказать, что молодежь задумывается о создании семьи, представляет её будущее, но не верят в поддержку государства и поэтому надеются только на свои силы.

Актуальность нашей работы заключается в том, что в настоящее время особую значимость приобретает исследование возможностей, условий, путей развития человеческого потенциала у молодых людей от 15 до 18 лет, ведь «…именно подростки объективно располагают той дистанцией, на которой можно выстроить новые системы отношений, укрепить их и действовать в новой ситуации…» Ведь именно в этом возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем, т.е. рождение «жизненной перспективы», которая начинает подчинять себе все другие потребности и стремления человека. От того, какие убеждения и ценностные ориентации будут сформированы у молодых людей, во многом зависит перспектива развития общества и государства.

Современный специалист должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Поэтому ему необходимы: стремление к успеху, деловая хватка, ответственность, но в тоже время: порядочность, любовь к людям, трудолюбие, моральная чистота.

Цель работы: исследовать возможности и механизмы преодоления инфантилизма, духовной опустошённости, тревожности учащихся от 15 до 17 лет, их личностные приоритеты, профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем.

Задачи:

- изучить литературу по теме психология юности, духовный мир молодого человека, тенденции и потенциальные возможности развития современного человека;

исходя из цели, разработать и провести анкеты;

провести среди учащихся ролевую игру «Я и мои жизненные приоритеты»;

сделать сравнительный анализ, основанный на полученных нами данных и результатах опроса молодых людей г. Москвы

Методы: социологический опрос. (Анкеты проводились как среди учащихся МОУ СОШ №1, так и с помощью Интернета на сайте Контакт). Кроме опроса мы использовали ролевую игру «Я и мои жизненные приоритеты»

В ходе исследования были опрошены респонденты от 15 до 17 лет.

инфантилизм духовность тревожность личностный приоритет


Основная часть

Первым этапом нашей работе было проведение ролевой игры среди учащихся 9-11 классов «Я и мои жизненные приоритеты».

Цель игры - осознать, что для старшеклассников наиболее важно в существовании рядом с другими людьми. Совместно со сверстниками поупражняться в создании общих представлений о ценностях. К данной работе нами был привлечён школьный психолог. (Приложение 1)

Вторым этапом нашей работы было проведение опроса с помощью разработанных нами анкет (Приложение 2, 3, 4), обработка и обобщение полученных результатов.

1. Обработав результаты анкеты №1, нами были получены следующие результаты.

 

Рис.1 Легко ли быть молодым?

 

На вопрос «Легко ли быть молодым?» респонденты распределились следующим образом: да - 55%, нет - 29%, не знаю - 16%

 

Рис.2 Взгляды молодёжи на жизнь


Обработав и обобщив полученные данные, были получены следующие результаты: позитивно смотрят на жизнь 48 %, пессимистически настроены 37 %, не определились 15 %

 

Рис.3 Отношения с окружающими

 

Среди них поняты и приняты, т.е. хорошо адаптировались в обществе 27 %, не поняты 62 %, не знают 11 %

 

Рис.4 Отношение к вредным привычкам

 

Получают удовольствие от вредных привычек 12 %, не имеют таковых 70%, не определились 18%.

 

Рис.5 Отношение к школе


Позитивно настроены 64 %, негативно настроены к школе 16 %, не знают 20 %

 

Рис.6 Взаимоотношения в семье

 

Имеют хорошие взаимоотношения в семье 96 %, имеют плохие взаимоотношения в семье 2 %, не знают 2%

2. Обработав результаты анкеты №2, нами были получены следующие результаты.

Для выяснения различий в формировании отношения к настоящему и к будущему между учащимися 15-17 лет г.Москвы и учащимися 15-17 лет п.Дедовичи, было проведено социально-психологическое исследование.

 

Рис.1. Видят своё будущее

 

В ходе исследования было обнаружено, что 47% учащихся п.Дедовичи целью своей жизни считают самореализацию, мечтают сделать карьеру, 28% думают о создании семьи, 6% мечтают о спокойной жизни, 19% стремятся к получению удовольствий.

% московских школьников выбрали стремление к самореализации и 44% главным считают создание семьи.

Хочется отметить, что стремление к самореализации и у провинциальных школьников и у москвичей достаточно высоко. При этом ориентация на семейные ценности у московских школьников почти в двое выше, чем у дедовичских. Также москвичи не мечтают о спокойной жизни и к получению только одних удовольствий, в то время как среди дедовичских школьников такие имеются.

 

Рис.2 Предполагаемый вид занятий

 

Предполагаемый вид занятий у дедовичан: 50% видят себя государственными служащими, 19% думают о научно-педагогической карьере, 17% хотели бы заняться частным предпринимательством, 14% думают об индивидуальном творчестве. Спорт никто не выбрал, а также отсутствуют такие, которые не хотят работать. Московские школьники на этот вопрос ответили так: 56% хотели бы заняться частным предпринимательством, 22% видят себя государственными служащими и 22% думают об индивидуальном творчестве.

Полученные результаты подтверждают стремление молодых людей к самореализации. Основной сферой деятельности москвичи видят частное предпринимательство, а дедовичане государственную службу. Среди московских школьников нет тех, кого привлекала бы научно-педагогическая карьера, а вот среди дедовичских школьников такие имеются. Однако как среди москвичей так и среди дедовичан отсутствуют те которые хотят заняться спортом, так же как нет отказавшихся работать вообще.

 

Рис.3 Жизненный девиз

 

В исследовании личностной направленности молодых людей использовались оценочные утверждения. Выбрали девиз «Сам погибай, а друзей выручай!» примерно одинаковое количество москвичей и дедовичан, соответственно 25% и 33%, хотя среди дедовичан таковых больше. Одобрили утверждения: «Что нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги» 17% москвичей.

Среди дедовичан это утверждение не было одобрено. «Если я не за себя, то кто за меня?» поддержали 47% дедовичан, «После нас хоть потоп» поддержали 8% дедовичан, москвичей эти высказывания вообще не привлекли. Считают близким утверждение «Если быть, то быть первым» 12% дедовичан и 17% москвичей.

 


Рис. 4 Отношение к деньгам

 

Роль денег молодые люди оценили следующим образом: почти половина московских школьников считают деньги «пропуском в жизнь, лишённую проблем и наполненную удовольствиями» (44%), их поддержало 11% дедовичан. Деньги для 33% москвичей - «универсальная социальная основа, помогающая быть независимым», это мнение разделили 39% дедовичан. 20% дедовичан и только 11% москвичей считают деньги лишь «средством, необходимым для удовлетворения физических потребностей». Называют деньги «злом, необходимым для существования» 30% дедовичан и 11% москвичей.

В целом можно сказать, что большинство молодых людей как в столице так и на периферии не переоценивают роль денег в жизни, они видят их лишь средством, а не средством существования. Но и отсутствие денег счастья не принесёт.

 

Рис.5 Модель счастливой жизни


Свою будущую жизнь молодое поколение дедовичан оценивают так. Модель счастливой жизни «любовь+деньги» выбрало 67%, «любить и быть любимым» 31%, финансовый достаток 2%. Москвичи на первое место поставили стремление «любить и быть любимым» (60%), «любовь+деньги» выбрали 30%, финансовый достаток 10%

И у тех и других школьников деньги практически перестают играть ведущую роль, если рядом нет любящих и любимых.

 

Рис. 6 Отношение к образованию

 

Выявлено положительное отношение к образованию у всех молодых людей. 81% дедовичан хотят продолжить своё обучение в вузах, 14% мечтают получить два высших образования, не собираются учиться дальше только 5%. Среди московских школьников 43% собираются продолжить обучение в вузах, 43% мечтают получить два высших образования, 14% не собираются учиться дальше. Это указывает на то, что юноши и девушки осознают важность хорошего образования для своего успешного будущего.

 

Рис. 7 Отношение к Родине


Любят свою родину 72% дедовичан и 75% москвичей, но при этом не прочь поехать жить за границу 54% дедовичан и только 13% москвичей.

3. Обработав результаты анкеты №3, нами были получены следующие результаты.

В ходе исследования респондентам была предложена группа вопросов, оценивающих нравственные качества людей.

Данные предпочтений приведены в таблицах.

 

Таблица 1. Учащиеся ценят в людях

  Дедовичане Москвичи
доброту 33% 22%
искренность 39% 28%
вежливость, ум, воспитанность 3% 6%
решительность 6% -
чувство юмора, сильный характер 3% 6%
верность 17% 11%

 

Таблица 2. Считают недопустимым

  Дедовичане Москвичи
бесчеловечность 8% -
лживость 14% 21%
эгоизм 11% 7%
лицемерие 3% 14%
предательство 17% 29%
грубость - 7%

 

Из таблиц 1 и 2 видно, что у современных молодых людей, как москвичей так и дедовичан обострённое чувство справедливости, они стремятся быть честными и ждут того же в ответ, не скрывают свою доброту и нуждаются в окружении добрых людей, осуждают предательство и эгоизм.


Таблица 3. Находят в себе следующие качества

  Дедовичане Москвичи

Отрицательные:

эгоизм 31% 13%
лень 83% -
вспыльчивость 61% 17%
наглость 28% -
стеснительность 67% 4%

Положительные:

доброта 94% 22%
общительность 94% 9%
доверчивость 81% 9%
честность 94% -
скромность 50% 4%
смелость 75% 4%
самокритичность 83% 4%
отзывчивость 89% 4%

 

Из таблицы 3 видно, что московские школьники более избирательно подходят к своим личностным качествам, в то время, как дедовичане находят в себе различные положительные качества и признаются в отрицательных качествах.

Но в то же время можно отметить, что и у московских и дедовичских школьников стеснительность стала нежелательным качеством у современной молодёжи, она мешает их самореализации. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, об этом качестве стоит забыть.

 

Таблица 4. Хотели бы изменить в себе:

  Дедовичане Москвичи

Развить:

общительность 75% -
трудолюбие, доверчивость, доброту 69% -
честность, уверенность, патриотизм, уважение к другим 61% -
смелость 67% 13%
гордость 33% 13%
независимость 81% 13%

Избавиться:

эгоизма, лени 81% -
обидчивости, недоверия, необщительности, доверчивости 64% -
скромности 44% 13%
злопамятности, лицемерия 47% 13%

 

Из таблицы 4 видно, что дедовичане честно признаются, что не хотели бы оставаться эгоистами, мечтают изба


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.259 с.