Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов

2020-04-01 128
Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конвенция о правах людей с ограниченными возможностями здоровья была одобрена Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года после того, как ее ратифицировали 50 государств.

Глава МИД РФ Сергей Лавров подписал конвенцию 24 сентября 2008 года в Нью-Йорке.

Президент России Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию о правах инвалидов, и 27 апреля 2012 Конвенция была ратифицирована Советом Федерации.

мая 2012 года она была подписана Дмитрием Медведевым.

Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года <http://pravo-med.ru/legislation/fz/9059/?lang=ru> обобщила теорию и опыт применения законодательств различных стран в сфере защиты прав и свобод людей с инвалидностью <http://pravo-med.ru/articles/disability/>. На сегодняшний день ее ратифицировали 112 стран.

В рамках концепции равных прав и свобод Конвенция вводит общие для всех стран основные понятия, связанные с их реализацией людьми с инвалидностью. «В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, после ратификации Конвенция станет составной частью правовой системы Российской Федерации, а установленные ее положения - обязательными для применения. В связи с этим законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции.

Самые важные для нас - пункты по внесению изменений в целый ряд статей Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Установлени е единого федерального минимума мер социальной защиты. Переход на новые классификации инвалидности, чтобы нормативно установить степени нуждаемости инвалида в мерах по реабилитации и разумному приспособлению окружающей среды. Универсальным языком - в виде системы буквенных кодов, что обеспечит идентификацию преимущественных видов ограничений жизнедеятельности у инвалидов, мер по обеспечению для них доступности физического и информационного окружения. На мой взгляд, звучит весьма туманно. Понятия «Абилитации инвалидов»как системы и процесса формирования способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Возможность оказания реабилитационных услуг индивидуальными предпринимателями(в соответствии с Типовыми положениями, утвержденными Правительством РФ) создание единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, что уже есть в законе, но не «работает». Необходимые инвалиду оборудования для жилого помещения«предусматриваемыми федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг» (ст.17 № 181-ФЗ).

На мой взгляд, декларативно, т.к. все давно определяет ИПР, выдаваемый инвалиду. Также внесены изменений в ряд ФЗ с целью содействия само занятости безработных инвалидов путем выделения субсидий на открытие собственного дела; возможностью заключения срочного трудового договора с поступающими на работу инвалидами, а также с иными лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, разрешена работа исключительно временного характера. Конкретные изменения в базовые Федеральные законы внесены и действуют, «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О ветеранах»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в 2006 «расширен» на 10 единиц. Что настораживает больше всего и с чем мы столкнулись на практике? Теперь в статье 11.1 остались «средства передвижения кресла-коляски. Но они уже есть в Перечне!

С перечня с 2003 года «исчезли» вело- и мотоколяски для инвалидов, автомобили с ручным управлением для инвалидов. Очевидно, решено, что компенсация в 100 тысяч рублей тем, кто успел «включиться» в льготную очередь на получение спецавтотранспорта до 1 марта 2005г. заменит одно из жизненно необходимых средств реабилитации инвалидов, колясочников.

В настоящее время в России реализуется масштабная государственная программа "Доступная среда", которая заложила основу социальной политики страны по созданию для инвалидов равных возможностей с другими гражданами во всех сферах жизни. Анализ законодательства, реализованного сейчас в РФ показывает, что в основном оно соответствует нормам конвенции, однако есть определенный перечень нововведений, которые требуют правильного внедрения для эффективного исполнения в перспективе. Нужно создать финансовые, правовые, а так же структурно-организационные условия для воплощения ее главных положений сразу после того, как она станет составляющей правовой системы РФ.

Мониторинг нашего законодательства показал, что многие ключевые положения Конвенции в области образования, трудоустройства, создания без барьерной среды в большей или меньшей степени отражены в федеральном законодательстве. Но, к примеру, в области реализации правоспособности, ограничения или лишения дееспособности, наше законодательство не соответствует международному документу и требует внесения существенных изменений.

Необходимо иметь в виду, что большинство декларируемых положений нашего законодательства "мертвы", ввиду отсутствия четкого механизма реализации норм на уровне подзаконных нормативных актов, неурегулированности межведомственного взаимодействия, низкой эффективности уголовной, гражданской, административной ответственности за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и ряда других системных причин.

К примеру, нормы ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" о создании доступной среды, либо ст. 52 Закона "Об образовании". Дающие родителям право выбора образовательного учреждения для своего ребенка - носят декларативный и разрозненный характер и не могут быть напрямую использованы для того, чтобы обязывать создавать доступную среду для инвалидов, либо создавать условия в образовательных учреждениях для обучения детей с инвалидностью.

Именно из-за отсутствия продуманного механизма реализации федеральных норм в сфере социальной защиты и реабилитации лиц с инвалидностью, из-за разночтения некоторых положений этих норм, из-за практически "безнаказанного бездействия" чиновников - правоприменительная практика исполнительных органов власти на местах сводит на "нет" положения норм федерального законодательства.

Как уже говорилось, ратификация Конвенции приведет к необходимости выработки совершенно иной государственной политики в отношении лиц с инвалидностью и совершенствования федерального и регионального законодательства.

И если мы говорим о том, что необходимо приводить в соответствии с Конвенцией наше законодательство в области реабилитации, образования, трудоустройства, доступной среды - то, в первую очередь, надо задуматься над тем, как обеспечить реальное исполнение этих норм.

Это можно обеспечить, на мой взгляд, жесткой антидискриминационной государственной политикой, которой у нас просто нет. Также необходимо большое внимание уделять формированию позитивного общественного мнения.

правозащитный инвалидность конвенция

6. Современное положение "Человека с ограниченными возможностями" в России

 

Россия в статье 7 Конституции Российской Федерации 1993 года провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества. Мировое сообщество о социальном характере государства судит и по его отношению к инвалидам.

Государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. Вместе с тем правовое закрепление принципа равных прав инвалидов и не инвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствует, что в реальной действительности затрудняет реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав.

Например, большинство инвалидов из-за несозданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда в жилые и учебные строения и выезда из них инвалидных колясок. Отсутствия специальных программ обучения, не оборудования учебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании», не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования.В России права инвалидов отражены в федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Социальная защита инвалидов включает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, защиты (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Но на деле в России до сих пор не создан комплексный механизм обеспечения прав и интересов инвалидов, соответствующий международным стандартам. У инвалидов по-прежнему отсутствуют возможности для защиты своих прав. При трудоустройстве у них возникают большие трудности. Чаще всего инвалиды работают на низкооплачиваемых местах. Раз в год, 3 декабря, в Международный день инвалидов, российские власти вспоминают о тех, кому на Руси жить особенно плохо. Эти люди наказаны дважды - судьбой, подорвавшей их здоровье, и страной, мало что делающей для создания им условий полноценного существования.

В России плохо относятся к политкорректности, считая ее сугубо западной выдумкой. А потому у нас не прижилась политкорректная формулировка «люди с ограниченными возможностями». Мы предпочитаем прямо называть около 13,02 миллиона наших соотечественников (9,1% населения страны) инвалидами. И живет эта часть населения в целом хуже остальных своих соотечественников. Поэтому «праздничная», подготовленная к установленному ООН ровно 20 лет назад Международному дню инвалидов, статистика Министерства труда и социальной защиты России выглядит очень непразднично.

Из 3,39 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают только 816,2 тыс. человек, а численность неработающих инвалидов составляет 2,6 млн. человек - почти 80%.

К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. Их численность растет примерно на 1 млн. в год. Прогнозируется, что уже к 2015 году их число может перевалить за 15 млн.

Наряду с принятием государственных законов, призванных защитить права инвалидов на работу по специальности, Минздрав всячески пытается ограничивать их количество, в основном путем ужесточения требований к врачебным комиссиям и совершенствования учета.

Верна ли такая политика? В Европе, например, «официальных» инвалидов значительно больше - госорганы не боятся проводить их регистрацию. В нашем же государстве каждый десятый человек, признанный врачебной комиссией здоровым, требует пересмотра решения.

По данным министерства, ежегодно при содействии органов службы занятости трудоустраиваются около 85 тысяч инвалидов. Это порядка трети численности трудоспособных инвалидов, обратившихся за помощью в службу занятости. А если сопоставить с общим числом неработающих инвалидов, такими темпами на решение проблемы безработицы среди этой категории граждан (если их численность не изменится) уйдет более 30 лет.

Не спасают и обязательные квоты на трудоустройство инвалидов. До сих пор в России действовала норма, по которой крупные предприятия, где трудятся более 100 человек, обязаны принимать на работу инвалидов. Для данных организаций была установлена квота - от 2 до 4% от численности работников. В июле этого года внесены поправки в закон о социальной защите инвалидов. Согласно этому документу, теперь граждан с ограниченными возможностями здоровья должны трудоустраивать также мелкие и средние компании - численностью от 35 до 100 человек. Квота для них варьируется - до 3%. Следить за исполнением закона обязаны региональные контролирующие органы. Чтобы качество их работы не различалось, и был принят новый Приказ. Региональные власти должны проверять организации на предмет исполнения требований закона о приеме на работу инвалидов. График плановых проверок утверждается ежегодно и сообщается предприятиям. Основанием для проведения внеплановой проверки может стать жалоба гражданина, которому незаконно отказали в трудоустройстве. При выявлении нарушений проверяющие дают предприятию не более 2 месяцев на их устранение. В противном случае придется выплатить штраф - от 5 до 10 тысяч рублей

Однако работодателям выгоднее заплатить ничтожно малые штрафы за отказ принимать на работу инвалидов или предоставлять органам занятости информацию о вакансиях.

Хотя на недавнем совещании по трудоустройству инвалидов премьер Дмитрий Медведев заявил о необходимости создать для этой категории граждан более 14 тысяч рабочих мест за три ближайших года, нет никаких гарантий, что это будет сделано.

Тем более что инвалидам сплошь и рядом подсовывают вакансии, явно им не подходящие: нередки случаи, когда безруким или страдающим рассеянным склерозом предлагают, например, стать швеями.

В России по-прежнему огромные проблемы с лекарствами для инвалидов, с пандусами в жилых домах, из-за чего подавляющее большинство инвалидов становятся «невыездными» из квартир. В стране по-прежнему велик дефицит качественных протезов, инвалидных колясок и запасных частей к ним, при этом сама Россия имеет крайне отсталую индустрию в этой сфере. На грошовые пособия по инвалидности или по уходу за ребенком-инвалидом невозможно прожить даже в самых бедных российских регионах. Размер пенсии по III группе инвалидности в 2013 году составляет 3138,51 рублей в месяц. Размер пенсии по II группе инвалидности в 2013 году составляет 3692,35 рубля в месяц. Размер пенсии инвалидам I группы и инвалидам с детства II группы в 2013 году составляет 7384,7 рубля в месяц. Размер пенсии по инвалидности детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы в 2013 году составляет 8861,54 рубль в месяц.

По сути, кроме Международного дня инвалида чиновники вспоминают об этой категории граждан только в связи с Паралимпийскими играми, традиционно проходящими в паре с обычной летней или зимней Олимпиадой. В этом смысле Сочи из-за необходимости провести зимнюю Паралимпиаду-2014 должен стать идеальным для России городом с точки зрения создания без барьерной среды для инвалидов. Но в каждом российском городе, не говоря уже о сельской местности, Олимпиаду не проведешь. В стране крайне ветхий жилой фонд: в некоторых регионах, особенно на Дальнем Востоке, его изношенность достигает 80%. Старые дома даже чисто технологически непросто оборудовать современными пандусами для инвалидных колясок.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.