История развитие камнерезного искусства в Туве — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развитие камнерезного искусства в Туве

2020-04-01 397
История развитие камнерезного искусства в Туве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Значение камня в жизни человека, в становлении человеческого общества и особенно в истории культуры и искусство трудно переоценить. Как только наш далекий предок встал на ноги, он взял в руки камень.

История камнерезного искусства в Туве закреплен многолетней традицией и выявляется вполне определенно. Основоположниками камнерезного искусства можно назвать, сильнейшие мастера камнерезы-Монгуш Черзи, Хертек Тойбу-Хаа, Саая Когел и др.

После вхождения Тувы в состав СССР возможности развития тувинского народного искусства значительно расширялись. Скульптура из камня стала систематически экспортироваться сначала на тувинских, затем зональных, на республиканских выставках «Советская Россия», наконец на Всесоюзных выставках и за рубежом.

Еще в годы существования Тувинской Народной Республики (1921-1944) некоторые мастера работали в промысловой кооперации. Они занимались изготовлением на продажу чернильных приборов, игрушек, шахмат, резали печати для учреждений. По-прежнему мастера уделяли основное внимание традиционным анималистическим сюжетам, хотя в отдельных работах и находили отражение новые формы жизни народа. Фигуры вырезали в основном из дерева и окрашивали масляной краской, реже для резьбы использовали камень.

Современные резчики по камню развивают лучшие традиции тувинского народного искусства, сохраняя и расширяя диапазон основных тем. Наряду с этим появились и новые тенденции в народном искусстве мелкой пластики. С большей активностью проявляется творческая самостоятельность и оригинальность авторов. Мастера трактуют привычные формы и приемы, стремясь найти своеобразные решения, индивидуальный стиль. С большой свободой демонстрируются декоративные возможности резьбы в деталях вещей, пластическая выразительность подчеркивается гораздо экспрессивнее, она подчас усложняется настолько, что превращается в самостоятельный декоративный прием. В деревянных изделиях почти не применяют условно-декоративную раскраску, столь характерную для деревянной игрушки в еще недалеком прошлом. Современная скульптура из камня и дерева не имеет существенных различий в манере исполнения. Можно лишь отметить, что одни и те же мастера нередко режут фигурки из камня и из дерева, но в резьбе по камню, как правило, мастера добиваются более тщательной обработки и детализации форм. [6, c. 191].

Декоративно-художественное оформление сувенирных изделий

 

Декоративно-художественное оформление-один из наиболее устойчивых элементов народного искусства. Изменение технических приемов орнаментации и материала влияет на эволюцию некоторых узоров, но обычно не ведет к исчезновению исходных мотивов, которые нередко сохраняются в течение тысячелетий. Вместе с тем орнамент развивается и обогащается в результате как внутренних (эндогенных) процессов, так и влияния культур других этносов.

Декоративно-художественное оформление ювелирных изделий из камня-одно из древнейших ремесел в многовековой истории человечества. С незапамятных времен ювелирные изделия из поделочных и драгоценных камней являлись мерилом богатства и власти господствующих классов, символом эксплуатации и угнетения. [2, с. 32].

Среди произведений декоративно-прикладного искусства, которые были созданы в прошлом и создаются в наши дни, большое и почетное место занимает изделия из металла. Принято считать, что искусство каждого народа приобретает свою индивидуальность и своеобразие благодаря устойчивости определённых образов, тем, сюжетов, системе стилистических особенностей, своеобразию изобразительных, выразительных средств, особому мирочувствованию и пониманию окружающего мира. [34, с. 173].

Большой удельный вес в декоративно художественных изделиях с камнем выпускаемых промышленностью имеют сувенирные изделия. Круг предметов которые мы называем сувенирными, чрезвычайно обширен. К ним относятся утварь, декоративно-художественные изделии.

Человеческая потребность самовыражения в цвете, гармонии линий нашла выход в художественном оформлении всего, что было необходимо кочевнику в его непрекращающемся с рождения до смерти походе: посуды, нехитрой домашней утвари, орудий труда, одежды, обуви, конской сбруи. Постепенно из этого занятия вырос целый род художественной деятельности, названный позже декоративно-прикладным искусством. Мастера, в совершенстве владевшие им, творили шедевры, работая с обычными, доступными каждому, материалами, которые всегда были под рукой-кожей, шерстью, камнем, металлом.

Такие, как декоративно-прикладные, художественно-эстетические, музыкальные, устно-поэтические искусства отразили уникальность традиционного образа жизни, исторического пути тувинцев.

И это был естественный путь кочевого народного творчества, иного в данных условиях быть и не могло, в сложных судьбах мировой художественной культуры - путь наряду и наравне с другими. [22, с. 67].

. Первый этап-это проектирование будущего изделия, когда художник произведение, осмысливает его художественно-образное содержание, ищет наиболее выразительную художественную форму, исходя из него назначения, работает над композицией, цветом и т.п.

. Второй этап-это воплощение художественного замысла в камня, т.е. создание авторского образца с исполнением ручных приемов художественной обработки камней.

В зависимости от сложности авторского образца художник работает самостоятельно или с привлечением мастеров, граверов, сканьщиков, монтировщиков, ювелиров, и т.п., которые под его непосредственным руководством выполняют или отдельные элементы, или весь в целом, переводя его камень.

. Третий этап-тиражирование. Каждое художественное произведение из камня, например декоративные элементы архитектуры или благоустройства, сувениры, или подарочные изделия, ювелирные украшения, как правило, выпускаются в серии. Исключение составляют уникальные произведения, создаваемые по специальному заказу, например индивидуальные подарки, выставочные образцы, памятники, мемориальные произведения.

Материалы и способы их обработки-это средства образного мышления художника, те средства выражения, которыми оперирует, воплощая свою идею в реальную художественную форму. Чем глубже изучение и тоньше понимание свойств материала, тем совершенное использование их в различных технических приемах для решения художественно-композиционных задач.

В настоящее время существует множество различных механических и ручных способов художественной обработки камней. Они обладают различными свойствами и качествами. Одни способы являются очень древними, возникшими в далеком прошлом, но не потерявшими своей ценности и в наши дни. [17, с. 54].

 

Способы обработки камня

 

Особенностью обработки природного камня является умение сочетать традиционный и единственно правильный подход к камню, т.е. индивидуальный подбор камня, с индустриальными методами его обработки, механизацией трудоемких процессов обработки.

Как уже говорилось выше, для эффективного использования природного камня особое внимание необходимо обращать на его разметку до разрезания на заготовки с учетом цвета и рисунка конкретного сырья. [12, с. 96].

Разметка-одна из ответственных операций, и выполнять ее должны квалифицированные специалисты умеющие видеть в сырье будущее изделие, хорошо знать «характер» природного камня и по-хозяйски им распоряжаться. Х удожники-модельеры сами выбирают и размечают каменьопытного образца художественного изделия. В любом случае художник должен вести авторский надзор за изделием процессе его обработки. Технолог по опытному образцурациональную технологию, необходимый припуск на обработку с учетом применяемого камин и необходимую квалификацию рабочего.

До появления электрических инструментов камни, обрабатывали ручными инструментами, требующим от рабочего больших физических усилий. Применение электрических инструментов сдерживало механизацию трудоемких процессов обработки камня, а значит, и повышение производительности труда. Не случайно, что в первую очередь механизировались процессы обработки мягких и средних пород камня, которые можно обрабатывать металлическими инструментами быстрорежущими и твердосплавными.

Создание в СССР надежной сырьевой камнедобывающей промышленности и затем промышленный выпуск электрических инструментов дали народному хозяйству новый высокопроизводительный инструмент, а тем самым реальные возможности технологических процессов изготовления изделий из природных камней, и прежде всего трудоемких операций обработки твердых пород, а также резкого увеличения производительности труда и ассортимента выпускаемых изделий. [15, с. 165].

В настоящее время электрические инструменты на металлической связке широко применяется при обработке камня, иногда применяется абразивный инструмент из карбидов кремния и свободный абракарбид кремния и электрокорунд в виде суспензии.

Значительно сократился ручной труд и повысилась культура производства. В связи с тем что технология обработки природного камня мягких и средних пород в литературе уже отражена (особенно обработка средних пород, применяемых в строительстве, таких, как мрамор и гранит), мы основное внимание уделим изготовлению изделий из твердых пород цветного камня. [17, с. 105].

Технологический процесс изготовления декоративно-художественных изделий из природного камня состоит из следующих основных операций:

заготовительные операции;

сверление;

формообразование (подбивка);

чистовое шлифование и

финишные операции.

Заготовительные операции-подготовка сырья для дальнейшей обработки.

Сверление применяется для получения цилиндрических заготовок или отверстий и углублений.

Формообразование (подбивка заготовок) придает заготовке приближенную форму будущего изделия с припуском на дальнейшую обработку.

Финишные операции придают изделию товарный вид.

Основным видом механической обработки камня, обладающего твердостью и хрупкостью, является шлифование. [18, с. 193].

Подготовительные операции.

К подготовительным операциям относятся выбор сырья, разметка, разрезка блоков на фанеру-пластину и разрезан пластин на штучные заготовки. Кусоки неправильной формы из природного камня (яшмы, родам нита, агата, змеевика, нефрита и др.) разрезают на плиты ни распиловочном станке.

Разметка камня. В зависимости от габаритов исходного сырья (глыба, валун, облом, плита, кусок) различают две основные стадии.

Заготовительные операции.

СВЕРЛЕНИЕ

Если отверстие необходимо образовать двумя сверлами, то делают с одной установки заготовки, чтобы оси внутренней Полости и заготовки совпадали.

Формообразование бывает предварительным и окончательным. Предварительное формообразование часто называют подбивкой. Подбить заготовку-значит придать ей приближенную форму будущего изделия. Эту операцию выполняют на режимах грубого (предварительного) шлифования абразивными или алмазными инструментами зернистостью 60/40-40/28. Шлифования абразивными или алмазными инструментами зернистостью 14/10, 7/5 и М28.

Формообразование можно осуществить машинно-ручным либо механизированным способом. При машинно-ручном способе детали, имеющие форму тела вращения, обрабатывают на универсальных бабках, а плоскостные на планшайбах. При машин - ручном способе заготовки обрабатывают абразивными кругами из карбида кремния или свободным абразивом в виде суспензий. Заготовку вручную подносят к абразивному кругу, установленному на горизонтальный шпиндель станка. Обработку производят периферией круга средней твердости из карбида кремния зернистостью 40/28 диаметром 20-350 мм при частоте вращения абразивного круга 500-600 об/мин. Подача воды должна быть обильной и непрерывной, чтобы предохранить камень от растрескивания при нагреве в процессе обработки.

При формообразовании (подбивке) на универсальной бабко ваз необходимо изготовить специальный шаблон из жести,который подгоняется обрабатываемый камень. Оправку на нее заготовкой закрепляют на шпинделе универсальной бабки. На расстоянии 5-10 мм от заготовки устанавливают упор-подручник, на который опирается рука работающего. Абразивного круга из карбида кремния зернистостью 60/40 удобных формы и размера, служащие инструментом, подносят к вращающейся заготовке. При обработке с абразивной применяются порошки карбида кремния с водой, который тоже подают вручную на обрабатываемый камень.

После машинно-ручной подбивки шероховатость поверхностей должна составлять Rz=10-20 мкм. [5, с. 76].


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.