Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников

2020-03-31 325
Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.

В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество - коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.

Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан-Калика, И.С. Якиманского и др.

Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства старшеклассников, А.В. Мудрика - о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Таким образом, актуальна тема нашей выпускной квалификационной работы «Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников»

Объект - учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Предмет - средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Цель: Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Задачи: 1) проанализировать понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность»;

2) рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;

3) провести исследование коммуникативных умений младших школьников;

) выявить средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Методы исследований:

теоретические ( анализ педагогической литературы, синтез, обобщение);

эмпирические (тесты, анкетирование).

База исследования. Волгоградская область, г. Михайловка, МОУ СШ №2 учащиеся 2 - го класса.

Структура работы. Состоит из введения, двух глав, выводов к каждой из них, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 53 страницы.

 


Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Заключение

 

Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и навыков.

Решая первую задачу исследования, мы выяснили, что коммуникативная компетенция в сегодняшнем понимании включает в себя собственно коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты как основные характеристики процесса общения, рассматриваемые исследователями в качестве основных.

Систематизируя компоненты коммуникативной компетентности личности, можно выделить три группы коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих ее сформированность: речевые коммуникативные знания и умения; социально-психологические коммуникативные знания и умения; деятельностно-практические коммуникативные умения.

По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Решая вторую задачу, мы установили, что младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Решая третью задачу, мы провели исследование коммуникативных умений младших школьников. Анализ анкет учащихся показал, что 5 человек имеют высокий уровень коммуникативных умений, 4 - выше среднего, 5 - средний уровень, ниже среднего - 4, низкий уровень - 2 человека.

Решая четвертую задачу, мы выявили средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Мы выяснили, что сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.

Развитию коммуникативных умений способствует игра коммуникативная, так как при общении дети делятся друг с другом новыми знаниями, тем самым обогащая процесс познания и постижения окружающей действительности.

Риторические задачи и игры стимулируют активную речемыслительную деятельность учеников, способствуют развитию и совершенствованию их коммуникативно-речевых умений.

В повторном исследовании получили следующие результаты: 6 человек имеют высокий уровень коммуникативных склонностей, 5 - выше среднего, 6 - средний уровень, ниже среднего -3; детей, имеющих низкий уровень развития коммуникативных склонностей, не оказалось.

Мы видим значительное улучшение развития коммуникативных способностей учащихся младшего школьного возраста.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась или во всяком случае не противоречит результатам исследования.

 


Литература

 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 2005.-363 с.

. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 264 с.

. Андриенко, Е.В. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении. // Педагогическая наука и образование. - 2010. - №11. - С. 30 - 35.

. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности. // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 103 - 106.

. Дохоян, А.М. Необходимость формирования коммуникативной культуры студентов. // Педагогическая наука и образование. - 2010. - №10. - С. 93 - 95.

. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. - 2007. - №11. - С. 12-17.

. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности. // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №4. - С. 78 - 83.

. Киянченко, Е.А. Учим детей общаться. // Начальная школа. - 2002. - №6. - С. 63 - 66.

. Ковалева, Т.Ю. Использование риторических приемов для развития коммуникативных умений и навыков на уроках в начальных классах. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №5. - С. 18-21.

. Королькова, Л.В. Групповые взаимодействия младших школьников. // Начальная школа. - 2007. - №2. - С. 13-15.

. Кузнечикова, К.Т. Общение - чувства - судьба: учеб. пособие. - Волгоград: Перемена, 1998. - 172 с.

. Кунцэ, С.Р. Особенности гуманно-личностного общения в начальных классах. // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №4. - С. 71 - 74.

. Ладыженская, Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе. // Начальная школа. - 2007. - №5. - С. 43 - 45.

. Лозовая, Л.Я. Учим детей общаться. // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №8. - С. 59 - 62.

. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах. // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 38-40.

. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно - ролевых играх. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №1. - С. 3 - 7.

. Мостова, О.Н. Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №6. - С. 52 - 54.

. Овсянникова, Е.А. Развитие коммуникативных умений у младших школьников в тренинговой группе. // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №7. - С. 42 - 44.

. Озерова, И.Н. Формирование коммуникативной культуры у детей в сценической деятельности. Работа над категорией «оценка». // Начальная школа. - 2004. - №11. - С. 65 - 67.

. Песняева, Н.А. Эффективность речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге. // Начальная школа. - 2005. - №5. - С. 54 - 56.

. Позднякова, Е.В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников. // Начальная школа. - 2001. - №11. - С. 23 - 25.

. Психология: словарь. / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.-494 с.

. Ромашина, С.Я. Речь учителя как средство дидактического коммуникативного воздействия. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №2. - С. 71 - 73.

. Савова, М.Р. Каковы правила игры в общении? // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №2. - С. 11-14.

. Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности. // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 40 - 42.

. Социальная психология. Краткий очерк. / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М: Политиздат, 1975. - 319 с.

. Социальная психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов./ под ред. А.В. Петровского. - М: Просвещение, 1987. - 224 с.

. Сухов, А.Н. Социальная психология: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

. Федосеева, Т.А. Задачи и игры на уроках риторики. // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №2. - С. 45 - 48.

. Чаркова, Ф.В. Обучение общению. // Начальная школа. - 2008. - №6. - С. 38 - 42.

. Шарманова, С.Б. Развитие коммуникативных способностей у детей на уроках физической культуры. // Начальная школа плюс До и После. - 2001. - №4. - С. 38 - 42.

. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. - М.: Владос, 1995. - 544 с.

. Шкуричева, Н. Я хочу учиться вместе. Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности. // начальная школа. Приложение к г. «Первое сентября». - 2011. - №13. - С. 37 - 41.

. Щиголева, Н.В. О курсе «Общение» для младших школьников. // Начальная школа. - 2000. - №10. - С. 57 - 59.

. Яшина, Н.К. К проблеме коммуникативной игры в педагогическом дискурсе. // Начальная школа плюс До и после. - 2011. - №11. - С. 19 - 22.

Введение

 

Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.

В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество - коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.

Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан-Калика, И.С. Якиманского и др.

Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства старшеклассников, А.В. Мудрика - о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Таким образом, актуальна тема нашей выпускной квалификационной работы «Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников»

Объект - учебно-воспитательный процесс в начальной школе

Предмет - средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Цель: Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Задачи: 1) проанализировать понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность»;

2) рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;

3) провести исследование коммуникативных умений младших школьников;

) выявить средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Методы исследований:

теоретические ( анализ педагогической литературы, синтез, обобщение);

эмпирические (тесты, анкетирование).

База исследования. Волгоградская область, г. Михайловка, МОУ СШ №2 учащиеся 2 - го класса.

Структура работы. Состоит из введения, двух глав, выводов к каждой из них, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 53 страницы.

 


Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.