Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-04-01 | 139 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕЛА
273
«критике», от которой сама страдала в детстве, когда мать кричала ей именно это.
Работа с проблемой Салли, которая была связана с экспрессией злости, заняла значительное время. После того, как она научилась выражать злость во время терапевтических сессий, ей пришлось столкнуться с тем, чтобы позволить себе выражать ее в реальных ситуациях. Это было гораздо труднее. Если у нее не получалось сделать это, она расценивала это как неудачу. Однажды она рассказала мне о следующем инциденте:
«Со мной что-то случилось во время лекции. Преподаватель сделал мне какое-то замечание, вроде: «Сядьте на место». Я ужасно разозлилась. Я подумала: «Какое нахальство!». Я чувствовала, что мне стало жарко от злости, как будто внутри меня зажглось пламя, но я не дала ему вырваться наружу. Я чувствовала, что все тело закаменело и мышцы напряглись. Потом я оцепенела. После этого случая все мои невротические тревоги вернулись, а вся легкость ушла.
Злость плескалась во мне, как рыба, которая не может вырваться. Потом она замерзла, как глыба льда. Я зашла в тупик из-за своей рациональности. Почему кто-то всегда должен сказать мне, что я чувствую? Почему я не могу почувствовать, что делается у меня внутри?»
После этого случая терапия быстро прогрессировала на протяжении нескольких последующих недель. Салли продолжала продвигаться, ее личная жизнь проходила более гладко. Каждую сессию мы повторяли все позы и упражнения, она регулярно использовала теннисную ракетку. Пациентка могла теперь выразить злость, направленную к матери. Она била по кушетке зло и сильно, выкрикивая матери: «Придурок! Идиотка! Придурок!» Ее дыхание стало заметно глубже. «Вы знаете, — сказала она мне, — я уже не так холодна. Раньше я всегда укрывалась зимой пуховым одеялом, а теперь мне нужен только тонкий плед. Руки тоже стали теплее, а вот ноги все еще не в порядке».
Терапия всегда проходит пики и падения. Вслед за высвобождением своей агрессии, Салли почувствовала ис-
тощение, которое очень испугало ее. Она не знала, как быть дальше, ее ужасала мысль о том, что она не сможет продолжать в том же духе. Она чувствовала, что может сойти с ума от горя.
Это было тело, которое хранило ее. Ему нужен был сон, чтобы отвести угрозу от сознания. Во сне она получила ответ на свою тревогу. Когда у нее не оставалось сил продолжать работу, сон обновлял ее.
Все шизоидные пациенты на пути к выздоровлению проходят фазу изнуренности или истощенности. После многих лет зажатости они переживают оживление, которое вызывает усталость и утомление, прежде блокированное от восприятия. Чувство изнеможения позволяет придти в более полный контакт с телом. Я расцениваю это как сигнал о том, что тело способно утвердить свои потребности, противопоставив их невротичному эго. Если пациент испытывает измождение, он прекращает всякую компульсивную активность и благодаря этому, его ощущение безнадежности слабеет. Измождение может продолжаться несколько недель или даже месяцев. Благодаря ему, человек усваивает, что вполне может выжить без компульсив-ных действий.
Акцент на использовании теннисной ракетки, чтобы выразить злость, вовсе не означает, что другие формы ее выражения не имеют значения. Подход должен быть тотальным, и физическая терапия должна охватывать все тело. Вот еще один случай, который иллюстрирует применение другой процедуры.
Через некоторое время после возвращения из Европы, Салли заметила: «Последние два месяца мне снятся сны, в которых у меня рассыпаются зубы, когда я пытаюсь что-то укусить». Такое сновидение можно было бы интерпретировать как боязнь кусаться, буквально и фигурально. Неспособность Салли «хорошо укусить что-нибудь» или «впиться зубами» в жизнь точно описывает ее затруднение. Но сон имел и буквальное значение. Ее челюсти были так стиснуты, что она не могла полностью открыть рот. Движения нижней челюсти вперед и назад
274
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕЛА
275
были заметно ограничены. Чтобы «встретиться» с этой ситуацией, Салли выполняла упражнения, которые состояли в том, что она выдвигала челюсть вперед, показывая зубы и делала попытку зарычать или огрызнуться. Это удавалось ей с трудом, она делала этот жест без всякого чувства. Со временем, однако, она стала получать удовольствие от этого действия и смогла рычать и огрызаться, издавая при этом реальные звуки. Чтобы помочь ей почувствовать зубы и принять их, я предложил ей вцепиться зубами в полотенце. Пациентка, лежа на кушетке, сделала это, а я, взявшись за другой конец полотенца, оторвал ее голову и торс от поверхности, несмотря на то, что она откидывалась назад. Ее вес, таким образом, пришелся на нижнюю часть ног и зубы, которыми она держалась за полотенце. В первый раз она почувствовала испуг, но удерживала это положение больше минуты. Опыт позволил ей почувствовать, что ее зубы живы, а также ощутить их силу и силу нижней челюсти.
Поскольку я так подробно остановился на этой истории болезни, мне бы хотелось подчеркнуть, что чувства, которые пациент выражает в процессе терапии, относительны. Из-за контраста, который они представляют по сравнению с полным отсутствием чувств, относительное телесное удовольствие переживается как блаженство. Но то, что первое время кажется очень сильным, постепенно перестает удовлетворять, по мере того как пациент прогрессирует и его требования к жизни возрастают. Для мужчины, только что закончившего институт, свобода — это все. Вскоре, однако, он пожелает большего: собственный дом, кого-то, кто разделил бы с ним постель, образ жизни и его дела и т.д. Успехи Салли следует рассматривать с учетом этого замечания. Терапия инициировала. дальнейший процесс развития.
Чтобы возвратить себе тело, надо, чтобы боль уступила место удовольствию, а отчаяние сменили позитивные чувства. Однако для шизоида путь к удовольствию лежит через боль, чтобы придти к радости, ему надо пройти сквозь отчаяние или испытать все это попере-
менно, одним словом, путь в рай лежит через ад. Шизоид, который живет в неопределенности, пустоте, бессмысленности, может осуществить эту одиссею, потому что она сулит надежду. В отрыве от тела жизнь становится иллюзией. В теле она встречается с болью, печалью, тревожностью и ужасом, но это, по крайней мере, реальные чувства, которые можно пережить и выразить. Способность чувствовать боль говорит о наличии способности чувствовать удовольствие. Устать — значить обрести способность ощутить момент отдыха. Каждое телесное чувство предполагает наличие противоположного. Быть бесчувственным — значит существовать в вакууме, холоде и безжизненности. Никто не знает этого лучше, чем шизоид, но он потерял путь назад к собственному телу. Если он отыщет его, то обретет свое брошенное, оставленное тело со всем пылом покинутого ребенка, который обрел свою любящую мать.
ОБРЕТЕНИЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ
277
"ОБРЕТЕНИЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ
Человек рождается без чувства отождествленности. Он развивает свою отождествленность по мере того, как развивается и созревает его эго. Проблема большинства пациентов, однако, состоит не в том, чтобы восстановить утраченную отождествленность, поскольку реального отождествления они никогда не имели, а в том, чтобы обрести ощущение отождествленности, развив стабильное и хорошо функционирующее эго.
Чувство отождествленности основано на сознава-нии желания, понимании потребности и восприятии телесных ощущений. Когда пациент говорит: «Я не знаю, кто я», — он, фактически, сообщает следующее: «Я не знаю, что я чувствую, чего я хочу и в чем нуждаюсь». Он знает, что ему требуется помощь, но этим и ограничено его самосознавание (self-awereness), в то время как отождествление остается неясным и туманным. Он не сознает, что злится или грустит, что его тело сковано мышечными напряжениями и что он не может любить и чувствовать удовольствие. Несмотря на то, что на каком-то глубоком уровне сознания он может понимать эти факты, он все же неспособен сделать их личностным переживанием.
«Зачатие» чувства отождествленности происходит с первым криком новорожденного. Этим криком младенец утверждает свое первое чувство, свое первое желание и потребность. Это — чувство дискомфорта. Младенец нуждается в тесном контакте с телом матери и стремится к нему. Если сразу после рождения приложить его к груди и накормить, то плач стихнет, и это сообщит о том, что дискомфорта больше нет и потребность удовлетворена. Крик или плач младенца — это утверждение его существо-
вания и отождествление как чувствующего существа. Сам ребенок, конечно, еще не сознает этого, поскольку его восприятие, сознавание и понимание пока не развито. По мере того, как он подрастает, эти функции активизируются. Постепенно телесные ощущения становятся более интенсивными, потребности и желания более разнообразными, сознание более острым, а выражение чувств более определенным. Ребенок, таким образом, развивает чувство отождествленности.
Эго развивается через восприятие и интегрирование телесных ощущений, с одной стороны, и выражение чувств — с другой. Если ребенок сдерживает экспрессию чувства или стыдится телесных ощущений, его эго не станет зрелым. Если его удерживают от оценки себя самого, от изучения собственной силы, от открытия собственной слабости, его эго будет иметь шаткую точку опоры в реальности, а его отождествленность останется туманной и смутной. Если же ребенка еще и «обрабатывают» тем, что он «должен» и «не должен», и подгоняют под родительское представление о том, каким он должен быть, его эго станет увертливым, а отождествленность — запутанной. Такой ребенок будет развращать собственное тело и манипулировать окружающими, чтобы обеспечить соответствие этому образу. Он будет адаптировать роль, основанную на этом представлении и приравнивать свою отождествленность к этой роли.
Основанное на роли отождествление дезинтегрируется, когда стрессовые ситуации реальной жизни разбивают эту роль. Исполняющий роль человек, играет спектакль, и чтобы получить от этого хоть какое-то удовлетворение, ему необходима принимающая аудитория. Изначально такой аудиторией были мать и отец, которые принимали непосредственное участие в создании роли и одобряли спектакль. Во взрослой жизни играющий роль человек ищет кого-то, на кого можно спроецировать образ и кто откликнется на его роль. Но когда аудитория состоит из одного партнера, она теряет способность возбуждать дальнейшее разыгрывание спектакля, поскольку постоян-
278
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!