Понятие и стадии законотворчества в РФ. Субъекты законодательной инициативы по Конституции РФ. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие и стадии законотворчества в РФ. Субъекты законодательной инициативы по Конституции РФ.

2020-04-01 711
Понятие и стадии законотворчества в РФ. Субъекты законодательной инициативы по Конституции РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии – законодательная инициатива, подготовка законопроекта, обсуждение законопроекта, принятие и опубликование закона.

Процедура (порядок) принятия закона (стадии законотворчества):

1. Законодательная инициатива;

2. Подготовка законопроекта;

3. Обсуждение законопроекта;

4. Принятие закона;

5. Опубликование закона.

1. Законодательная инициатива - это предложение субъектов законотворчества о подготовке и принятии (отмене или изменении) закона.

Субъекты законодательной инициативы в соответствии с Конституцией РФ (ст. 104):

· Президент РФ;

· Совет Федерации;

· члены Совета Федерации;

· депутаты Государственной Думы;

· Правительство РФ;

· представительные органы субъектов РФ;

· Конституционный Суд РФ;

· Верховный Суд РФ;

· Высший Арбитражный Суд РФ.

Высшие судебные инстанции обладают правом законодательной инициативы исключительно по вопросам их ведения.

2. Подготовка законопроекта - это процесс создания модели будущего закона.

Законопроекты готовятся:

— комитетами, комиссиями Государственной Думы;

— научными учреждениями, коллективами, учеными.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

3. Обсуждение законопроекта - это решение вопроса о целесообразности, юридическом качестве представленного законопроекта.

Законопроект обсуждается:

— в комиссиях, комитетах, заседании Государственной Думы РФ.

4. Принятие закона:

— федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 106 п. 1 Конституции РФ);

— «датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральные конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»);

— «датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных...);

— федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 105 п. 2 Конституции РФ);

— принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 п. 3 Конституции РФ);

— федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

 

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ст. 105 п. 4 Конституции РФ);

— в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 п.5).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

— федерального бюджета;

— федеральных налогов и сборов;

— финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

— ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

— войны и мира.

 

5. Опубликование закона:

— принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования;

— Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его;

— если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон;

— если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию;

— официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

 

Особой формой принятия закона выступает всенародное голосование, т.е. референдум:

— на референдум выносятся законопроекты большой социальной важности;

— законопроекты публикуются в прессе, освещаются по радио и телевидению;

— отводится достаточно длительный срок для обсуждения законопроекта;

— все предложения и замечания, поступающие от граждан, общественных организаций, государственных органов, обобщаются и рассматриваются в установленном порядке специальной комиссией, созданной для работы над законопроектом.

 

Таким образом, референдум — это важнейший правовой институт непосредственной демократии, являющийся частью законодательного процесса.

Основные причины проведения референдума:

— необходимость в высшей легитимности принятия тех или иных решений;

— необходимость осуществления контроля со стороны народа, общества за деятельностью государства, его чиновников.

Основные типы референдумов:

— контрольные, проводимые в соответствии с нормой, закрепленной в Конституции страны;

— факультативные, проводимые по требованию определенного числа избирателей;

— плебисцитарные, проводимые с целью выяснения отношения граждан к конкретному политическому лидеру, правительству или правящей партии;

— консультативные, т.е. референдумы, результаты которых не обязательны для исполнения, носящие совещательный, рекомендательный характер.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.