Виды и средства перевозок в туризме — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Виды и средства перевозок в туризме

2020-04-01 120
Виды и средства перевозок в туризме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Проблема транспорта в туризме:

- Виды и средства перевозок в туризме…………………………….……5

- Особенности организации транспортной деятельности……………....9

- Железнодорожный туризм. Проблемы и перспективы развития…….11

-  Повышение эффективности туристических услуг с учетом

  транспортной составляющей…………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………..23

Список используемой литературы…………………………………………30


Введение

 

Развитие туристического бизнеса в условиях рынка требуют наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологий, кадров. В отличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления. Кроме прочего, составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности.

Превращение туризма в массовое явление создает ряд проблем, связанных с его транспортным обслуживанием. Это относится как к транспорту общего пользования, так и специализированному транспорту, функционирующему в рамках туристских организаций. В общем виде эти проблемы сводятся к следующему: созданию материально-технической базы туристского транспорта общего пользования, соответствующего туристским потребностям страны; совершенствованию организации транспорта; улучшению качества транспортного обслуживания туристов. Правильное решение этих проблем связано с необходимостью удовлетворения возрастающих требований к туристскому обслуживанию и с решением задач повышения эффективности туристской деятельности.

Туризм, рассматриваемый как деятельность индивидуума, объединяет в себе два основных элемента — путешествие и пребывание. Первый из них представляет его начальную, крайне динамичную фазу. Внешне она строится как транспортный процесс и связана с удовлетворением потребности к перемещению в пространстве, сменой местожительства туристов.

Достигнутые высокие темпы в развитии туризма в последние десятилетия нашего века непосредственно связаны с достижениями научно-технического прогресса в области транспорта. Превращение путешествий в массовое явление (в том числе путешествий с туристскими целями) обусловлено в немалой степени почти революционными изменениями в транспортной системе. Начало этим изменениям положило создание железных дорог и паровоза, затем появился автомобиль и позднее — самолет, который в настоящее время превратился в транспортное средство массового перемещения людей.

Развитие туризма и транспорта — взаимно связанный и взаимно обусловленный процесс. Однако, как правило, при исследовании связей в системе “туризм — транспорт” в научной литературе преобладающее место отводится роли и значению транспорта как фактора развития туризма. Это естественно и логично, так как туризм представляет собой сравнительно новое социально-экономическое явление, и в значительной степени стал следствием рождения и развития транспорта. Если принять во внимание, однако, непрерывно увеличивающиеся масштабы этого явления и его возрастающее значение в системе экономических отношений в мировом масштабе, станет ясно, что необходимо уделять большее внимание и обратным связям и зависимостям в системе “туризм — транспорт”. Эта роль особенно возросла в годы после второй мировой войны, когда произойти значительные количественные и качественные изменения в объеме, динамике и структуре туристского потока как в национальном, так и международном масштабе. Некоторые из этих изменений приобрели характер прогрессивно развивающихся процессов и явлений и непосредственно определяют влияние туризма на развитие транспорта. В связи с этим необходимо отметить наиболее важные из них.

Во-первых, наблюдается высокий темп роста количества туристских путешествий как в международном масштабе, так и в рамках отдельных стран. Если в недавнем времени. в мире было предпринято 25,3 млн. зарубежных туристских путешествий, то в наше время их число возросло более чем в 213 млн., т.е. увеличилось в 8 раз. В Европе за этот же период число туристских путешествий возросло с 16,9 до 152 млн., или в 9 раз. Ряд исследований показывают, что темпы роста числа туристских путешествий в национальных масштабах (внутренний туризм) значительно большие.

Во-вторых, количество туристских путешествий растет более высокими темпами, чем число путешествий с нетуристскими целями. Сказанное особенно характерно для стран с развитым внутренним и международным туризмом. К этому можно добавить, что в рамках общего количества путешествий почти по всем видам транспорта высока (а в некоторых случаях преобладает) доля путешествий с чисто туристской целью. Так, 45% путешествий на воздушном транспорте в мире предпринимаются в туристских целях.

В-третьих, постоянно увеличивается доля путешествий в общей продолжительности туристских поездок. Это связано с возрастающим стремлением людей к увеличению объема впечатлений, к активному потреблению различных туристских благ за относительно короткий период времени. В научной литературе ряд авторов выделяет как самостоятельный вид туризма — миграционный, странствующий, транспортный туризм, чем подчеркивается возрастающая роль движения при осуществлении туристского путешествия. В связи с этим отметим постоянный рост среднего расстояния путешествия одного туриста (с 1965 по 1975 г. — на 150 км). Укажем и на непрерывное увеличение доходов, полученных при продаже туристских услуг и товаров, которые имеют прямое отношение к развитию транспорта. Это обусловлено тем, что транспортные затраты при туристских путешествиях по некоторым данным составляют около 1/4 общих расходов туриста, а в некоторых случаях (при межконтинентальных путешествиях) — почти половину этих расходов.

Влияние туризма на развитие транспорта весьма широко и многосторонне. Оно требует развития материально-технической базы, совершенствования организации и управления на транспорте, системы транспортного обслуживания, а также проведения соответствующей политики транспортных тарифов.


Заключение

Наша страна, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма. Для успешного развития туризма необходимо значительно обновить законодательную базу. Требуют законодательного решения такие проблемы как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма, создание образа России как страны благоприятной для развития туризма, определение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере туризма, учета специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координационного взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой, обеспечения прав и безопасности туристов и т.д. На этом поприще необходима инициатива Государственной Думы, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития, а также представительных органов субъектов Федерации.

Начальные шаги в решении поставленных задач сделаны. В Государственной Думе создано межфракционное депутатское объединение "Туризм России", в которое вошло около 32 депутатов. 23 ноября 2001 года прошли Парламентские слушания "О государственной политике в сфере туризма в Российской Федерации", на которых депутаты, представители федеральной и региональной исполнительной власти, органов местного самоуправления совместно с практическими работниками туристического бизнеса и научных и учебных заведений обсудили интересующие всех вопросы в области туризма.

Многие выступающие, в том числе Заместитель Председателя Государственной Думы А.Н. Чилингаров, председатель Комитета Госдумы по культуре и туризму Н.Н. Губенко, заместитель Министра экономического развития и торговли В.И. Стржалковский, вице-премьер Правительства Москвы И.Н. Орджоникидзе, подчеркнули необходимость развития туризма в России, как одной из главных доходообразующих отраслей российской экономики.

Участникам Парламентских слушаний была представлена для обсуждения концепция федерального закона "О туризме", подготовленная депутатами Комитета по культуре и туризму при участии ученых и специалистов Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного проектирования при Правительстве Российской Федерации.

Этому предшествовала огромная подготовительная работа. Еще в декабре 2000 года руководителям субъектов Федерации была отправлена анкета с целью выявления реального состояния туризма в регионах, а также выяснения мнения субъектов о необходимости совершенствования федерального законодательства в сфере туризма.

В Комитет по культуре и туризму поступило более 40 подробных ответов, также пришли предложения из Министерства иностранных дел, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, других федеральных органов исполнительной власти.

По мнению авторов законопроекта, он должен развивать положения статей 2 и 37 Конституции Российской Федерации об обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина и содействовать реализации право гражданина Российской Федерации на отдых. На практике же часто забывается, что именно человек и гражданин, пользующийся услугами туристской индустрии, должен стоять в основе экономики туризма, а не получение фирмами сверхприбылей.

В связи с этим, целями проекта федерального закона "О туризме" являются:

-создание механизма защиты прав и законных интересов российских туристов, обеспечение безопасности их жизни, здоровья, имущества при совершении туристических поездок;

-создание правовых условий для развития внутреннего и въездного туризма, осуществление их государственной поддержки;

-обеспечение стабильности, предсказуемости, и гибкости правового регулирования отношений в сфере туризма;

-гармонизация норм российского права и правил Европейского Союза, регулирующих отношения в туризме.

В России 10 музеев на один миллион жителей, в Нидерландах – 35, в Германии – 32, в Чехии – 34. В столице нашей Родины на миллион жителей приходится 8 музеев, в Лондоне – 41, в Париже – 39, в Риме – 36. А сколько их и других интересных для россиян и иностранцев мест в иных регионах России! Многие из них не менее знамениты, чем в Москве. Например, знаменитые Столбы в Красноярском крае, Суздаль на Владимирщине, Ипатьевский монастырь в Костроме, Плес, Палех в Ивановской области, Кижи, Валаам на севере... Перечисление можно продолжить до бесконечности. Но как до них добраться, где и как организовать возникшие бытовые проблемы? Все это относится к сфере деятельности туризма, эффективность которого не только могла бы быть выше, но и улучшила бы деятельность учреждений культуры, гостиниц, в какой-то мере помогла решить проблему занятости. Возможно, следует провести федеральный конкурс субъектов Российской Федерации по государственной поддержке инвестиций в туристскую индустрию с целью выбора 10-20 регионов страны для реализации "пилотных" проектов с использованием государственных и привлеченных финансовых ресурсов. Результатом могло бы стать создание 10-20 общефедеральных маршрутов по различным видам туризма. Каждый маршрут должен иметь отреставрированные объекты показа, оснащенные современным оборудованием, местами для отдыха, питания, развлечения, категорийными средствами размещения и транспорта, профессиональными гидами и международным уровнем обслуживания. В этом случае увеличится поток как отечественных, так и зарубежных туристов.

Две третьих въездных туристов приходится на жителей Украины (что составляет более 90% от стран СНГ), Польши и Финляндии. Естественно, что существенного пополнения казны государства ждать от них проблематично. Хотя на страны ближнего зарубежья приходится солидная доля туристского потока, однако, положа руку на сердце, справедливо отметить, что въезжают в Россию они главным образом на заработки, тогда как основная доля туристских расходов в нашей стране приходится на туристов из дальнего зарубежья. Они оставляют в России более трех четвертей туристических расходов. Среди других стран, поставляющих туристов в Россию, можно отметить Германию, США, Великобританию, Италию, Францию, Японию. В последние годы к этому списку добавились страны Балтии, с которыми возрос деловой и туристский обмен, а также Республика Корея, из которой в 2001 году прибыло почти на 40% больше туристов, чем в 2000 г.

Показательным по количеству поездок в Россию был 1989 год. Тогда нашу страну посетило более 2 миллионов 740 тысяч иностранных туристов. С 1992 года начался резкий спад въездного потока вплоть до 1995 года.

Начиная с 1995 года, число туристов из дальнего зарубежья характеризуется стабильным среднегодовым ростом порядка 16%. А общее число поездок в Россию только с целью отдыха составило в 2000 году 2 миллиона 600 тысяч человек, в том числе из дальнего зарубежья – 2,2 миллиона человек. Вместе с тем, события августа 1998 года почти на 20% уменьшили выездной поток туристов за пределы Родины.

Российские туристы выезжают за границу не только потому, что там выше качество обслуживания, но и из-за того, что о курортах Болгарии, Испании, Турции, достопримечательностях Парижа, Праги, Рима мы знаем гораздо больше, чем о своих собственных. Поэтому продвижение въездного туризма это только часть государственной политики в данной сфере. Российский туризм – прежде всего путешествия и отдых наших соотечественников в пределах нашей Родины. Всего в пределах России в 1999 году отдохнуло около 8 млн. российских граждан, 10 лет назад – 45 миллионов.

Одним из серьезных препятствий для развития внутреннего туризма является слабое освещение в средствах массовой информации возможности путешествовать как на региональном, так и на федеральном уровнях. По большому счету лишь телепередача Ю. Сенкевича пропагандирует внутренний туризм, хотя и не в таком объеме как зарубежный. Кроме того, случается, что на экранах телевизоров или на страницах газет случайно или намеренно создается негативный образ ряда регионов Российской Федерации в глазах ее жителей. А ведь это противоречит основополагающим положениям Глобального этического кодекса туризма, который отводит СМИ немалое значение в развитии туризма. "Средства массовой информации, включая современные средства электронной связи, должны обеспечивать правдивую и сбалансированную информацию о событиях и ситуациях, которые могут повлиять на посещаемость туристами данных территорий" – говорится в шестой статье этого документа.

Распределение численности въезжающих в страну и выезжающих из России туристов в 2000 году по данным Федеральной пограничной службы Российской Федерации отражает таблица 2. Эта таблица не только подтверждает наличие большого количества китайско-турецко-польских "шоп-туристов", но и показывает приоритетные и перспективные направления для развития индустрии туризма.

Естественно, в силу своего географического положения Россия не может стать страной массового летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический потенциал нашей страны поистине огромен, поэтому количество туристов, прибывающих в Россию, непременно значительно увеличится при условии развития всей туристской инфраструктуры и правильно поставленной рекламы, включая возможности Интернета.

Учитывая огромную протяженность границ России, нельзя опускать из вида трансграничный туризм, характеризуемый в основном краткосрочными турами. Только перечисление трансграничных районов охватывает всю географию страны. Это и Архангельская, Ленинградская, Калининградская области, и Курилы, и Карелия, и Хабаровский, Приморский края...

Главная наша беда при осуществлении трансграничного туризма – визовые проблемы, а также порядок и организация пунктов перехода государственной границы. Даже странно, что на нашей стороне при пересечении российско-финской границы при хорошей работе таможенников и пограничников скапливаются вереницы автотранспорта, например, в Костамукше (Карелия), а с финской стороны тот же самый транспортный поток рассасывается практически моментально причем как в одну, так и другую стороны.

Также негативно отзывалась о визовом режиме в нашей стране и делегация Великого Национального Собрания Турции во главе с Б. Акарджалы во время переговоров в Комитете по культуре и туризму Государственной Думы в конце января 2002 года. Поэтому помимо совершенствования межведомственной координации, необходимо вносить изменения и добавления в федеральное законодательство, упростив процедуру пересечения госграницы.

Казалось, что эксперимент МИДа, согласованный с администрациями Москвы и Санкт-Петербурга, по выдаче иностранным туристам из стран Шенгенской группы "экспресс-виз" сроком на три дня поможет увеличить поток туристов в Россию на 5 – 10 %. Подавать документы на получение краткосрочной визы можно всего за двое суток до ее получения непосредственно на границе. Стоимость "быстрой" визы 25 долларов. Пока этот эксперимент ограничивается аэропортами Шереметьево и Пулково, морским портом Санкт-Петербурга, пограничными пропускными пунктами Торфянка и Брусничное, а также Калининградом. Хотя в Калининграде эксперимент по облегченному въезду иностранцев проходит уже третий год подряд. Однако на практике из-за бюрократических проволочек практически не произошло резкого притока туристов из дальнего зарубежья.

В этом случае при наличии уникальных природных ресурсов, при огромном количестве памятников истории и культуры, которыми наша страна обладает, можно говорить о пополнении бюджетов различных уровней от туристского бизнеса. В качестве примера, мне кажется уместным сослаться на страны бывшего соцлагеря: в 1999 году Польша получила от туризма 6,1 млрд. долларов, Чехия – 3,6 млрд., Венгрия – 2,5 млрд. американских долларов. А самый большой доход от туризма получают американцы. Если в Соединенных Штатах Америки в 1998 году туристы "оставили" 71,1 миллиардов долларов, то в 2000 году – уже 100,5 млрд. долларов, что в 1,6 раз больше всего Федерального бюджета Российской Федерации текущего года!

Мы же продолжаем инвестировать экономики западных государств, а наша индустрия гостеприимства продолжает оставаться без финансовых вливаний. Так, по данным Центрального Банка России сальдо платежного баланса Российской Федерации по статье "Туруслуги, поездки" составило в 2000 году минус (!) 6,4 млрд. долларов: импорт услуг 10,2 миллиардов американских долларов, экспорт лишь 3,8 млрд. долларов.

Суммарный оборот средств в этой сфере в 2000 году составил 465 млрд. американских долларов. Необходимо подчеркнуть, что он возрос за 10 лет примерно на 150 млрд. долларов. Причем почти 40% денежного оборота туризма оседает в трех западных странах: США, Испании, Франции. КНР увеличила поступающие в страну денежные средства за десять последних лет в 5 раз. Количество иностранных граждан, въехавших в Турцию, например, в два раза превосходит число жителей этой страны, выезжающих за рубеж. Хотя, честно говоря, пополнение как китайского, так и турецкого бюджетов происходит в немалой степени за счет граждан нашей страны, которые не только отдыхают и любуются местными достопримечательностями, но и активно посещают торговые точки этих стран. Россия же в данном вопросе находится не только "позади Европы всей", но и отстает от ряда государств Азии, Африки и Латинской Америки.

По данным ВТО в 2000 году из России была вывезена сумма, эквивалентная четверти федерального бюджета страны. Вот еще одно доказательство доходности туристического бизнеса!

Однако, как всем известно, чтобы иметь доходы, надо сначала вложить средства. Поэтому большинство государств мира, понимая важность и высокую доходность развития туризма в своих странах, выделяют солидные средства национальным туристическим администрациям на продвижение туристского продукта. Лидером является Израиль – более 200 млн. долларов. Испания выделяет около 150 млн., Америка и Китай – по 70 млн., Франция – 60 млн. долларов США. В Федеральном бюджете 2002 года нашей страны суммарно выделено 126,55 млн. рублей (или чуть более 4 млн. долларов). Основные средства западных стран идут на рекламу, в Испании – половина всей суммы, а во Франции – 99%. Не случайно, по данным Всемирной туристской организации, именно во Францию стремится больше всего туристов. В 1999 году ее посетило более 71 млн. человек, Испанию – 52 млн. туристов.

Всего в России в 1999 году вместимость номеров была 1 миллион 143 тысячи мест. При этом среднегодовая загрузка составила 36%. Так как основная масса гостиниц расположена в регионах с достаточно высоким уровнем материальной базы туризма, то и заполняемость номеров там значительно выше. По Москве, например, средняя загрузка гостиниц составляет 51%, благодаря постоянному потоку туристов, приезжающих с деловыми целями.

Низкий уровень нашего сервиса является еще одним из основных сдерживающих факторов для развития въездного туризма. Поэтому следует приложить немалые усилия для улучшения обслуживания в сфере туризма, а также создания национальной системы профессиональной подготовки туристических кадров. В целом же в настоящий момент в России складывается благоприятная политическая и экономическая ситуация для развития как внутреннего, так и въездного туризма. После определенного спада, вновь возрос интерес к нашей стране, ее достопримечательностям не только среди политиков и бизнесменов, но и рядовых граждан. Ярким показателем этого явились результаты итоговой пресс-конференции российской делегации на последней Международной туристической бирже в Лондоне.

Каковы же прогнозы развития мирового и отечественного туризма? Современный рынок труда индустрии туризма будет пополняться новыми кадрами, причем увеличение количества вакансия будет продолжаться быстрыми темпами и дальше. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в ближайшие пятнадцать лет количество рабочих мест на мировом туристском рынке может увеличиться на 130 – 150 миллионов человек, то есть практически удвоиться.

В настоящее время в туристской индустрии стран Европейского Союза занято до 65 % всего рабочего населения. Ежегодное увеличение рабочих мест в туристском бизнесе в государствах ЕС достигло 1,5%, и к концу 2010 года возникнет потребность в дополнительных трудовых ресурсах от 2,5 до 3,5 млн. человек.

В ближайшем и несколько отдаленном будущем поток въездного туризма будет по-прежнему доминировать по сравнению с выездными и внутренними видами туристической деятельности.


Список используемой литературы

1) Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки.

2) М.В.Гордиенко "Некоторые аспекты регулирующей роли государства в туристическом бизнесе России".//Тез. докл. 5 Всеросс. студ. семинара "Проблемы управления", М., ГАУ, 1997, вып.З.

3) М.В.Гордиенко "Государственный уровень менеджмента в туризме".// Тез. докл. 6 Всеросс. студ. семинара "Проблемы управления", М., ГАУ, 1998, вып.4.

4) М.В.Гордиенко "Интеграционные процессы и государственное управление стратегическим развитием туриндустрии в условиях рыночной экономики".//Материалы Международ, научно-практической конф. Управление-98.

5) М.В. Тордиенко "Организационно-экономические проблемы управления и транспортного обеспечения российского туризма".// Материалы 15 Всеросс. конф. молодых ученых и студентов "Реформы в России и проблемы управления-2000", М., ГУУ, 2000, вып. 2

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Проблема транспорта в туризме:

- Виды и средства перевозок в туризме…………………………….……5

- Особенности организации транспортной деятельности……………....9

- Железнодорожный туризм. Проблемы и перспективы развития…….11

-  Повышение эффективности туристических услуг с учетом

  транспортной составляющей…………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………..23

Список используемой литературы…………………………………………30


Введение

 

Развитие туристического бизнеса в условиях рынка требуют наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологий, кадров. В отличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления. Кроме прочего, составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности.

Превращение туризма в массовое явление создает ряд проблем, связанных с его транспортным обслуживанием. Это относится как к транспорту общего пользования, так и специализированному транспорту, функционирующему в рамках туристских организаций. В общем виде эти проблемы сводятся к следующему: созданию материально-технической базы туристского транспорта общего пользования, соответствующего туристским потребностям страны; совершенствованию организации транспорта; улучшению качества транспортного обслуживания туристов. Правильное решение этих проблем связано с необходимостью удовлетворения возрастающих требований к туристскому обслуживанию и с решением задач повышения эффективности туристской деятельности.

Туризм, рассматриваемый как деятельность индивидуума, объединяет в себе два основных элемента — путешествие и пребывание. Первый из них представляет его начальную, крайне динамичную фазу. Внешне она строится как транспортный процесс и связана с удовлетворением потребности к перемещению в пространстве, сменой местожительства туристов.

Достигнутые высокие темпы в развитии туризма в последние десятилетия нашего века непосредственно связаны с достижениями научно-технического прогресса в области транспорта. Превращение путешествий в массовое явление (в том числе путешествий с туристскими целями) обусловлено в немалой степени почти революционными изменениями в транспортной системе. Начало этим изменениям положило создание железных дорог и паровоза, затем появился автомобиль и позднее — самолет, который в настоящее время превратился в транспортное средство массового перемещения людей.

Развитие туризма и транспорта — взаимно связанный и взаимно обусловленный процесс. Однако, как правило, при исследовании связей в системе “туризм — транспорт” в научной литературе преобладающее место отводится роли и значению транспорта как фактора развития туризма. Это естественно и логично, так как туризм представляет собой сравнительно новое социально-экономическое явление, и в значительной степени стал следствием рождения и развития транспорта. Если принять во внимание, однако, непрерывно увеличивающиеся масштабы этого явления и его возрастающее значение в системе экономических отношений в мировом масштабе, станет ясно, что необходимо уделять большее внимание и обратным связям и зависимостям в системе “туризм — транспорт”. Эта роль особенно возросла в годы после второй мировой войны, когда произойти значительные количественные и качественные изменения в объеме, динамике и структуре туристского потока как в национальном, так и международном масштабе. Некоторые из этих изменений приобрели характер прогрессивно развивающихся процессов и явлений и непосредственно определяют влияние туризма на развитие транспорта. В связи с этим необходимо отметить наиболее важные из них.

Во-первых, наблюдается высокий темп роста количества туристских путешествий как в международном масштабе, так и в рамках отдельных стран. Если в недавнем времени. в мире было предпринято 25,3 млн. зарубежных туристских путешествий, то в наше время их число возросло более чем в 213 млн., т.е. увеличилось в 8 раз. В Европе за этот же период число туристских путешествий возросло с 16,9 до 152 млн., или в 9 раз. Ряд исследований показывают, что темпы роста числа туристских путешествий в национальных масштабах (внутренний туризм) значительно большие.

Во-вторых, количество туристских путешествий растет более высокими темпами, чем число путешествий с нетуристскими целями. Сказанное особенно характерно для стран с развитым внутренним и международным туризмом. К этому можно добавить, что в рамках общего количества путешествий почти по всем видам транспорта высока (а в некоторых случаях преобладает) доля путешествий с чисто туристской целью. Так, 45% путешествий на воздушном транспорте в мире предпринимаются в туристских целях.

В-третьих, постоянно увеличивается доля путешествий в общей продолжительности туристских поездок. Это связано с возрастающим стремлением людей к увеличению объема впечатлений, к активному потреблению различных туристских благ за относительно короткий период времени. В научной литературе ряд авторов выделяет как самостоятельный вид туризма — миграционный, странствующий, транспортный туризм, чем подчеркивается возрастающая роль движения при осуществлении туристского путешествия. В связи с этим отметим постоянный рост среднего расстояния путешествия одного туриста (с 1965 по 1975 г. — на 150 км). Укажем и на непрерывное увеличение доходов, полученных при продаже туристских услуг и товаров, которые имеют прямое отношение к развитию транспорта. Это обусловлено тем, что транспортные затраты при туристских путешествиях по некоторым данным составляют около 1/4 общих расходов туриста, а в некоторых случаях (при межконтинентальных путешествиях) — почти половину этих расходов.

Влияние туризма на развитие транспорта весьма широко и многосторонне. Оно требует развития материально-технической базы, совершенствования организации и управления на транспорте, системы транспортного обслуживания, а также проведения соответствующей политики транспортных тарифов.


Виды и средства перевозок в туризме

По видам и разновидностям услуги перевозки можно разделить на:

а) наземные виды перевозок:

перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши);

с помощью животных (вьючные, тягловые, под седлом);

механические средства:

автомобильный транспорт (колесный, шнековый, гусеничный и иной);

рельсовый транспорт -- железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги;

средства транспорта на воздушной подушке;

б) воздушные виды перевозок:

воздушные шары и дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты;

вертолеты;

самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры;

космические аппараты;

в) перевозки водным речным и морским транспортом:

плоты и гребные лодки;

парусные суда;

лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

речные и морские суда;

суда на воздушной подушке;

подводные суда.

Все виды и подвиды перевозок имеют множественные варианты их использова-ния и технические средства реализации.

Сравнение эффективности различных видов перевозок.

Объёмы перевозок

Каждый из видов перевозок имеет свою историю, этапы становления и развития способов, методов, конструкций аппаратов и средств. Вид и средство перевозки выбирается и применяется по необходимости и рациональности -- сообразно особенности условий среды, рельефа местности, климатических условий, целей и назначения, скорости и пассажировместимости средств перемещений и перевозок, а также и уровня платежеспособности потребителя.

По состоянию на 2000 г. туристских и пассажирских перевозок в мире с достаточной степенью приближения можно дать следующую оценку распределения транспортных потоков перевозок механическими средствами:

автомобильные перевозки 41%

воздушные перевозки 44%

железнодорожные перевозки 7%

морские и речные перевозки 8%

Важное значение имеет удаленность места назначения путешествия. Россия имеет огромные просторы территорий, протяженностью до 11 тыс. км. и хотя существует возможность путешествия от Москвы до Владивостока поездом (примерно семь суток), но все деловые путешественники, исключая железнодорожные туры, выбирают авиационный транспорт. При равных возможностях выбора вида перемещения эффективность выбора способа передвижения весьма различна. Значение имеют скорость перемещения и время, необходимое для достижения цели путешествия, что не одно и то же. Путешествие на различных видах транспорта из Москвы в Санкт-Петербург при дальности маршрута 740 км занимает:

15 мин на реактивном самолете

40 мин на турбореактивном пассажирском самолете

4 часа на скоростном железнодорожном экспрессе ЭР-200

8 часов на скором поезде

12-16 часов на пассажирском поезде

16-17 часов на пригородных электричках

8 часов на легковой автомашине

12-13 часов на автобусе

5 дней на велосипеде

1,5-2 недели на телеге

10 дней на лыжах (зимой при наличии снежного покрова)

две недели пешком

Наиболее оптимальный вариант - путешествие по железной дороге. При этом пассажир садится в поезд на вокзале в центре одного города и прибывает на вокзал в центре другого. При железнодорожных вокзалах имеются станции метро, трамвая и такси, позволяющие быстро добраться в любой район назначения. Можно выбрать вариант путешествия на самолете. Скорость движения самолета несравненно более высокая и полет (с учетом времени взлета-посадки) занимает 45 минут. Но наземная составляющая трансфера в Санкт-Петербурге, аэропорт «Пулково- II» (от станции метро Московская 20 мин на автобусе-экспрессе, и 30 мин «Пулково- I») и из аэропорта Шереметьево в Москву (автобусом-экспрессом до 2-3 часов с учетом возможной автомобильной пробки на дороге), а также процедура посадки и высадки пассажиров в аэропортах, включая регистрацию и ожидание, занимают несколько часов. Выигрыш во времени незначительный, но стоимость воздушной перевозки в несколько раз выше. С введением каждодневном го скоростного 4-часового железнодорожного маршрута дважды в сутки с декабря. 2000 г - создается весьма ощутимая конкуренция авиаперевозкам.

Аналогичная ситуация возникает при выборе вида перемещения из Парижа в Лондон. Суперскоростной железнодорожный экспресс EuroStar следующий через тоннель под проливом Ла-Манш, составляет серьезную конкуренцию воздушной перевозке на этом маршруте. При этом время путешествия по железной дороге на поезде EuroStar составляет всего 3 часа.

На близкие расстояния выгодно перемещаться либо пешком, либо на велосипедах. На расстояния от 5 до 500 км рационально использовать автомобильные виды транспорта, от 30 до 1500 км -- железнодорожный транспорт, а авиация нерентабельна на расстояниях менее 500 км.

Однако при рассуждениях в оценке эффективности и разумности выбора вида перевозки следует придерживаться принципа -- «смотря где, когда, зачем и за сколько». В некоторых местностях нет альтернативы выбору вида транспортных средств. Во многих приполярных пространствах дорог нет, водный транспорт использовать невозможно по условиям ледовой обстановки и навигации, тогда используются либо вертолет, либо средства малой авиации, а местное перемещение - на оленях или собаках, если местность позволяет - то вездеход или транспортное средство на возду


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.