Жанры спортивной журналистики — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Жанры спортивной журналистики

2020-04-01 645
Жанры спортивной журналистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для спортивной прессы характерно преобладание информационных и аналитических жанров. Чтобы сообщить о важном событии, факте, журналист использует отчет, заметку, интервью, реже - репортаж. Чтобы проанализировать факты, сопоставить с другими, предложить свое видение проблемы - комментарий, статью, прогноз.

Сегодня содержание, характер, форма материалов обогащаются, меняются. Информационные жанры сопровождаются комментариями, приобретают более аналитичный характер. Элементы одних жанров расширяют традиционную структуру других, позволяя говорить о жанровой диффузии. Тенденция "размывания" жанров характерна для всей системы СМИ. Однако спортивная пресса (как газеты, так и журналы) является специфическим родом журналистики, характеризующимся своим предметно-тематическим набором, сравнительно узкой аудиторией, особой жанровой структурой. Не всегда можно соотнести имеющиеся классификации жанров с текстами спортивных изданий. Поэтому и был проведен анализ, в результате которого выделены "новые", либо трансформированные традиционные жанры, активно вводимые спортивными журналистами.

Каждый жанр отличается постоянством и устойчивостью структурно-композиционных и стилистических признаков. В качестве жанрообразующих факторов при анализе учитывались предмет, цель, методы отображения действительности и репрезентации. На основе этого в газетах "Спорт-экспресс", "Футбол", "Футбол. Хоккей" и журналах "TotalFootball", "PROспорт", "Еврофутбол" были выделены следующие жанровые формы:

Информационные:

диаграммы, схемы, таблицы считаются традиционными формами подачи информации; однако в спортивных изданиях они комментируются и тем самым расширяются до отдельного жанра: "Таблица переходов" - статистика; количественная информация, содержащая комментарий, может представлять собой полноценный журналистский текст: "Ждем пятисотый гол. Арифметика первого клуба" (Футбол. - 2006. № 29), "Все предупреждения" (Футбол. - 2007. Спецвыпуск № 5);

календарь, например, "Еврокалендарь" (Еврофутбол. 2007. - Март).

. Аналитические:

азбука; предметы "первичной" и "вторичной" реальности (события, явления, книги, телепередачи) перечисляются в алфавитном порядке с целью представить аудитории те или иные реалии, например, "Львы"?"Орлы"?"Слоны"? (ССФ. - 2008. № 2) - факты о стартующем Кубке Африки, "Азбука Сычева" (ССФ. - 2007. № 47) и "Дасаев от "А" до "Я"" (TotalFootball. 2007. - № 6) - факты из жизни футболистов;

В настоящее время любой жанр СМИ, может выступать как форма для репрезентации информации. Жанр характеризуется следующими особенностями:

жанр обладает собственными логикой, типом и языком;

жанр структурирует различные текстовые формы;

жанр обеспечивает возможность продуцировать и прочитывать тексты СМИ;

жанр структурируется как продуцентами медиа-продукции, так и ее реципиентами;

жанр является воплощением формы, содержания и функции.

Если рассматривать современную отечественную классификацию жанров, то некоторые казахстанские исследователи, прежде всего, выделяют здесь три основополагающих критерия:

сообщение фактов;

оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;

изображение фактов, событий, явлений.

Эти три задачи формируют три группы жанров:

информационные;

аналитические;

художественно-публицистические.

В контексте данной работы автор обратит внимание и подробно проанализирует те жанры, которые непосредственно характеризуют материалы спортивной массовой коммуникации, учитывая каналы СМИ, где данная информация имеет место. В данном случае наблюдаются следующие тенденции. Информационные жанры составляют "основную часть массовых информационных потоков", где центральным компонентом является информационное сообщение, характеризующееся оперативностью, точностью и компактностью отображения реальных событий в мире спорта. В спортивной информации существенную роль играют четыре основных информационных жанра: заметка (новость на радио и ТВ), репортаж, отчет и интервью. заметка (новость) - материал, отличающийся небольшим (с точки зрения устоявшихся в журналистике представлений об объеме публикаций) размером, в котором излагаются результаты определенного события (в нашем случае спортивного). Главным фактором здесь является краткое и оперативное изложение информации. Это, прежде всего, газетный жанр, характерный преимущественно для ежедневных изданий. И здесь не играет существенной роли, к каким типам издания относятся спортивные заметки: тематическим (спортивным) или неспециализированным. К примеру, заметка в спортивной газете "Спорт-экспресс": "Бокс. Нью-Йорк. Известный новозеландский тяжеловес Дэвид Туа после двухгодичного перерыва вернется на ринг 31 марта и проведет поединок против американца Талмаджа Гриффиса. Промоутер Туа заявил, что возвращение новозеландца станет "глотком воздуха" для любителей бокса, которые в настоящий момент страдают от скуки в отсутствии ярких личностей" [5].

С другой стороны, заметка, является ведущим жанром многих интернет-изданий, где публикуются материалы о спорте. Прежде всего, это сайты, имеющие ежедневное обновление, а также электронные версии ежедневных спортивных и неспециализированных изданий ("Спорт-экспресс", "Новые Известия" и др.).

В электронных СМИ (ТВ, радио) заметка представлена уже в виде информационного сообщения (новости). Новости о спорте имеют свое постоянное место в сетке вещания. Они могут входить в общий блок теле- (радио-) новостных программ, представляя собой три-четыре (иногда пять-шесть) коротких, информативно насыщенных спортивных сюжета. К примеру, телесообщение: "Двухместная весельная лодка, в которой через Индийский океан намерены переплыть братья-близнецы из России Сергей и Александр Синельники, стартовала сегодня из Австралии курсом на Африку. Преодолев 4350 миль, лодка должна финишировать в Танзании. Как сообщает ИТАР-ТАСС, плавание путешественников будет отслеживать через искусственные спутники Земли Ассоциация океанских гребцов, находящаяся в Лондоне. Если затея братьев осуществится, то они будут первыми в мире, кто на веслах пересек индийский океан от одного континента до другого. От Австралии до Африки по Индийскому океану братья Синельники планируют добраться за 120 дней" [6].

Кроме того, спортивные новости могут выходить отдельным выпуском, продолжительность которого ежедневно составляет от трех до пяти минут на радио и до десяти минут на телевидении. Подобные выпуски существуют как на общефедеральных теле - (радио-) каналах, так и на. Каждый такой выпуск включает в себя отечественную и зарубежную информацию по различным видам спорта - если это общефедеральные теле - (радио-) каналы, или хронику местных спортивных событий - если это новости региональных теле - (радио-) компаний. Другой информационный жанр, часто используемый в спортивной информации, - репортаж. Он позволяет раскрыть весь эмоциональный накал и динамику происшедшего спортивного события. Здесь часто применяется прием повествования в настоящем времени, что усиливает эффект присутствия и соучастия. Например, фрагмент из радиорепортажа знаменитого спортивного комментатора Вадима Синявского: "Удар! Какой блестящий, какой изумительный, просто потрясающий бросок Хомича! На этот раз в левый верхний угол. Мяч в нападении. Борьба за мяч. Неправильно, неправильно… Мы бьем штрафной удар… пробили к правому краю нашему, вот он в штрафной площадке, вот подкидывает назад… Удар! Блестящий удар Архангельского на месте правого инсайта, и мяч затрепетал в верху сетки ворот "Челси" - 2: 2!", который до сих пор может служить образцом для подражания [7]. По сравнению с остальными жанрами спортивный репортаж сегодня занимает лидирующую позицию на радио. Поэтому подробнее рассмотрим отличительные черты данного жанра, характерные именно для этого средства массовой информации. На радио существует несколько разновидностей спортивного репортажа:

Классический спортивный репортаж. Когда репортер непосредственно присутствует на проводимых состязаниях и "вживую" передает в эфир все, что происходит в данный момент. По времени такой репортаж неограничен и заканчивается только по завершении соревнования. Сегодня они очень редки из-за дороговизны эфирного времени и передаются в особых случаях, как-то: Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу.

Серия коротких репортажей. Когда радиостанция не имеет возможности транслировать полностью спортивное состязание (например, полуторачасовой футбольный матч), используется серия коротких репортажей. Спортивный журналист выходит в эфир два-три раза за один тайм, с краткими сообщениями (около 2-3 минут) о происходящих на поле событиях. Данный вид репортажа сейчас самый популярный на радио и используется на многих радиостанциях.

С одной стороны, он наиболее выгоден для самой радиостанции, так как во время матча можно передавать и другие программы (музыкальные, информационные), но, с другой стороны, теряется самый главный фактор репортажа - оперативность. Скажем, если забили гол на 14-й минуте матча, а журналист об этом рассказал только на 30 минуте.

Репортаж из студии. Используется, когда соревнования проходят в других городах. Спортивный журналист, пользуясь информацией, полученной из разных источников (связь по телефону, Интернет, SMS-сообщения), комментирует события, находясь в студии, но в некоторых случаях им создается "эффект присутствия". К примеру, когда слышен шум стадиона при включении прямой связи с корреспондентом, находящимся в центре спортивных событий.

"Пересказанный" репортаж. Новая форма репортажа, суть которого заключалась в следующем: спортивный корреспондент передает "горячую" информацию на протяжении всего матча в студию диджею, и тот каждый раз, выходя в эфир, оперативно вводил радиослушателей в курс происходящего, постоянно опережая репортеров, дающих серию коротких репортажей.

Среди других нововведений в области спортивного репортажа необходимо выделить еще одну разновидность, особо популярную в последнее время - " репортаж в режиме оnline", используемый на каналах интернет-радио и на спортивных сайтах Всемирной паутины.

В зависимости от применяемых технологий данный репортаж может быть представлен как в текстовом, так и в звуковом виде. В первом случае спортивные события (в основном, футбольные матчи) отражаются в краткой текстовой форме (одно-пять коротких предложений), с включением от двух до семи минут. Во втором - оnline-репортаж представляет собой копию классического репортажа на радио. Еще одним важным признаком оnline-репортажа является то, что его можно услышать (увидеть) не только в режиме реального времени, но и спустя некоторое время.

Третьим информационным жанром, характерным для материалов о спорте, является отчет, представляющей собой прежде всего информационное сообщение о спортивном мероприятии. Жанр отчета активно используется в сегодняшней спортивной журналистике. Преимущественно это печатный жанр, встречающийся как в ежедневной прессе, так и в еженедельниках и в журналах (тематических или имеющих рубрику о спорте), выходящих 1-2 раза в месяц. По размеру (объему) спортивный отчет может быть разным. Во-первых, это зависит от значимости события, а также участия в нем тех или иных "звезд спорта", особенно когда речь идет об отечественных спортсменах. Если это крупное состязание (Олимпийские игры, чемпионаты мира (Европы), Национальный чемпионат), то отчету отводится больше места - до полосы (если это газета) или до разворота (если это журнал). Если соревнование рангом меньше, то отчет может составлять всего 50 - 70 строк. Во-вторых - от вида публикации. В прессе о спорте условно можно выделить три вида спортивного отчета:

хронологический отчет (подробный), где спортивные сведения подробно излагаются в порядке свершения событий;

акцентированный отчет (краткий), в котором основное внимание уделяется наиболее значимым моментам или событиям спортивного действия;

отчет с комментариями: изложение основных событий с точки зрения спортивного журналиста, включая мнения специалистов в той или иной области спорта (отчет с футбольного матча с комментариями тренеров обеих команд). Если в первых двух случаях спортивный отчет предстает как чисто информационный жанр, то в последнем его можно отнести уже ближе к информационно-аналитическим жанрам, так как здесь происходит не только информирование аудитории о том или ином спортивном событии, но и дается некоторая оценка самим соревнованиям, а также выступлениям участников.

Четвертый информационный жанр, широко применяемый в спортивных материалах фактически во всех СМИ, - интервью. Он, как и предыдущие жанры, имеет свои особенности. Из всех существующих разновидностей интервью в спортивной информации наиболее часто используются:

информационное интервью, где предметом обсуждения являются разные спортивные темы: в частности, планы на предстоящий спортивный сезон или мнение о прошедшем соревновании, создание образа спортсмена и т.д., но без аналитической оценки ситуации или деятельности спортивной личности;

портретное интервью, раскрытие деятельности спортивной личности;

экспертное интервью, интервью со специалистом в области спорта;

проблемное интервью, где в ходе беседы вскрываются негативные или проблемные стороны спорта;

блиц-интервью (короткое интервью), состоящее из двух-пяти вопросов;

пресс-конференция - один из видов массового интервью с большим числом интервьюеров. Она часто используется пресс-службами спортивных клубов (федераций) для встречи журналистов с руководителями, тренерами или спортсменами.

Во многих из представленных видов спортивного интервью могут использоваться некоторые элементы аналитики, такие как комментарий, оценка, сравнение, обобщение и другие. В целом, если говорить о роли информационных жанров в спортивной информации, то они призваны "отображать реальные факты" независимо от временного фактора. Необходимо отметить, что здесь не исключена подача легкой оценки спортивного события.

Аналитические жанры, так же как и информационные, имеют большое значение в раскрытии характерных черт спортивной информации. Одним из главных признаков здесь является оценка спортивного события. Прежде чем перейти к подробному рассмотрению аналитических жанров, нам необходимо обратить внимание на то, какие еще типологические признаки им свойственны. Как пишет А.А. Тертычный, для этих жанров важным является: "…выяснение причин, условий развития событий и изменения ситуаций, оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных структур; выявление современных противоречий тенденций развития, правильности, обоснованности разнообразных точек зрения, идей" [8].

Эти признаки характерны для всех жанров, выделяемых в аналитической журналистике, а их около двадцати. Однако, исходя из контекста данной работы, для нас наибольший интерес представляют те аналитические жанры, которые наиболее часто используются при создании материалов о спорте, а это - статья, комментарий, беседа.

Статья - "жанр, позволяющий глубоко и полно анализировать актуальные, общественно значимые масштабные явления и процессы, вскрывать причинно-следственные связи событий, выявлять механизм тех или иных событий, в результате - делать масштабные выводы, обобщения, прогнозировать варианты развития ситуации". Этот жанр свойственен только печатным изданиям (включая интернет-издания). Он чаще встречается в журналах и еженедельниках, реже в газетах. В системе спортивной массовой коммуникации статья дает возможность более глубоко раскрыть различные стороны событий, происходящих в мире спорта, конкретизируя факты, делая акцент на существенных деталях, в некоторых случаях рассматривая их с точки зрения позитивных или негативных моментов. К примеру, рассказ о постройке нового стадиона; описание малоизвестных или неизвестных видов спорта, или материал о проблемах казахстанского футбола.

Кроме статьи, огромное значение при характеристике аналитических особенностей спортивной информации имеет комментарий. В настоящее время он широко используется во всех СМИ, имеющих прямое и косвенное отношение к спорту. Как отмечает в своей книге "Жанры периодической печати" А.А. Тертычный, "с его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д." [9]. Поэтому спортивные журналисты часто используют его, как во время свершения спортивного действия (в частности, во время телетрансляций спортивных соревнований), так и после, когда уже дается оценка произошедшему. Он может быть как частью (отдельной публикации, сюжета), так и выходить как самостоятельный материал.

Если рассматривать спортивный комментарий с точки зрения классификации, то здесь выделяются следующие разновидности (на основании классификации А.А. Тертычного):

расширенный комментарий, дающий возможность подробно рассказать о произошедшем спортивном событии;

комментарий специалиста, когда состязание комментируется "знатоком спорта" (в этой роли часто выступают тренеры, спортсмены, судьи, представители спортивных федераций и т.д.). Это может происходить: во-первых, во время трансляции, когда специалист, выступает в роли соведущего; во-вторых, после окончания соревнования, когда дается оценка уже свершенному действию;

полярный комментарий - разъяснение спортивного события с различных точек зрения, специалистами, компетентными в этой области.

синхронный комментарий - разъяснение происходящего действия журналистом, используемый обычно при обзоре нескольких этапов в рамках одного соревнования (например, комментарий Василия Уткина и Юрия Розанова полуфинальных матчей Лиги чемпионов и Кубка УЕФА);

подробный комментарий - комментарий с концентрацией на мельчайших деталях события. Обычно используется на телевидении и радио, при трансляции соревнований.

Однако независимо от такого разнообразия видов комментария здесь можно выделить общий признак, характеризующий спортивный комментарий в целом: объективно-субъективное разъяснение смыслового предназначения спортивного действия.

Третьим аналитическим жанром, часто используемым в спортивной информации, является беседа. Ее основной функцией является выявление мнений по отношению к тому или иному спортивному событию. Здесь многое зависит и от журналиста, и от собеседника. В настоящее время до сих пор существует стереотип, что "люди спорта" - закрытые и малоразговорчивые личности, с узким кругом знаний (ограниченных только областью спорта). Однако это далеко не так - сегодня многие представители спорта - люди высокообразованные, способные интересно рассказать о разных сферах жизни. Многое в беседе зависит от того, в каком средстве массовой информации она представлена. Наиболее ярко беседа проявляется в теле - (радио-) аналитических программах (особенно на радиостанции и в ток-шоу на телевидении).

Таким образом, определяя в целом значение аналитических жанров в спортивной информации, мы делаем вывод о том, что их функции заключаются не только в комментировании события, поэтапном рассмотрении причинно-следственных отношений, но и в раскрытии их содержания, в установке значения, в оценивании, в формировании выводов и предсказании возможных вариантов развития ситуации в мире спорта.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.