Разделы экспозиции. Цели. Задачи. Темы. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Разделы экспозиции. Цели. Задачи. Темы.

2020-03-31 126
Разделы экспозиции. Цели. Задачи. Темы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Пролог. Фойе. Показать основные идеи и понятия городской истории, помочь посетителям погрузиться в атмосферу смыслов городской жизни с начала 1950-х гг. до современности. Для этого в помещении показывается несколько привлекающих внимание экспонатов, раскрывающих главные понятия общей экспозиции, отвечающих на вопросы — зачем, почему именно в этом месте появился город и что создавалось в нем на протяжении всей его истории: а) панорамные фото современного Железногорска, б) макет 1:1 космического аппарата, в) макет оборудования или зданий Горно-химического комбината, г) портреты руководителей города от первостроителей до наших дней.

2) Предыстория. Показать основные цивилизации (археологические культуры и государства) существовавшие на территориях среднего течения р. Енисея и на территории ЗАТО Железногорск до прихода русских поселенцев. Необходимо привлечь внимание к тому, что ранее в этих местах жили многие поколения людей, что современные жители ЗАТО не первые и не последние их обитатели. С этой целью данный раздел представлен в отдельном зале по хронологическому принципу — от древнекаменного века (25 тыс. лет назад) до XVII века (хакасских родов и джунгарского ханства).

Основные тематические комплексы: а) жизнь каменного века (кости доисторических животных, каменные орудия труда, фото и карта правого берега Енисея у с. Атаманово, иллюстрации-реконструкции жизни в каменном веке), б) эстампы петроглифов Хакасско-Минусинской котловины, в) артефакты, иллюстрации-реконструкции вооружения и быта бронзового века, г) перечень археологических культур эпохи бронзы и раннего железа, карты и иллюстрации-реконструкции жизни кыргызского каганата и джунгарского ханства, д) этнографическая карта-схема среднего течения Енисея.

3) Становление. Начало и строительство города, 1940-е — 1960-е гг.

Показать геологическую, географическую и популяционную карту территории, определившую место для строительства города, познакомить с бытом, организацией, работой первостроителей и созданием городских структур.

Основные тематические комплексы: а) природа и население территории будущего ЗАТО, б) создание Управления строительства, его структура и первые руководители, в) военные строители и заключенные, д) строительство Горно-химического комбината и НПО ПМ, е) строительство города, создание городских органов власти ж) жизнь и быт первых горожан.

4) Вершина развития. Выход градообразующих предприятий на полную мощность, 1970-е — 1980-е гг.

Показать атмосферу советской эпохи, её достижения, изменения в жизни горожан в это время.

Основные тематические комплексы: а) градостроительство, рост микрорайонов, б) появление новых организаций, учреждений, в) достижения градообразующих предприятий, г) жизнь и быт горожан советской эпохи.

5) Конец советского периода (середина 1980-х 1990-е гг.). Показать появление и развитие основных направлений общественной и частной жизни от перестройки и распада СССР до начала 2000-х гг.

Основные тематические комплексы: а) «открытие» города, появление новых общественных объединений и организаций, б) участие горожан в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, в) товары народного потребления градообразующих предприятий, г) храм Михаила Архангела, д) 1992 – закон о ЗАТО, е) появление частного предпринимательства.

6) Наши дни —2000-е гг. Становление и развитие современного города в условиях новой государственности.

Основные тематические комплексы: а) развитие частного предпринимательства, трансформации градообразующих предприятий, е) жизнь и быт горожан.

 

В помещениях экспозиции должны быть предусмотрены:

·  маршрутная навигация по залам музея;

·  просмотр экспозиций с помощью мобильного приложения (цифровые и QR-коды);

·  зоны топ-селфи, включая хештег-подсказки;

·  зона feedback: информационный стенд с просьбой поделиться впечатлением в социальных сетях.

Для интеграции мобильного приложения и социальных сетей с экспозицией музея должны быть разработаны следующие коммуникационные носители:

·  QR-коды, связывающие экспонаты с информацией в мобильном приложении;

·  обозначения зон загрузки мобильного приложения;

·  обозначения хештегов для публикаций в социальных сетях.

 

Необходимые требования и предложения по архитектурно-художественному решению экспозиции по истории города:

·  Рациональность при использовании экспозиционной площади, т.е. необходимо задействовать оконные ниши, использовать дополнительные перегородки и пр.

·  Конструктивным решением, цветом или другими средствами нужно показать четкие границы между темами, т. е. каждая тема должна иметь самостоятельный завершенный вид, не нарушая целостности всей экспозиции.

·  Разрабатывая художественный проект, следует добиться максимальной выраженности экспонатов. Оформление должно уйти на второй план, стать фоном экспонируемых предметов, а не преобладать над ними. Для экспозиции очень большое значение имеет сбалансированное сочетание подлинных предметов с художественным антуражем — должен превалировать принцип предметности.

·  Часть экспозиции должна быть мобильной, т. е. при необходимости оборудование должно легко перемещаться или разбираться.

·  Должно быть достаточно площади для свободного перемещения групп по залу.

·  Для выделения центральных экспонатов в комбинации с рассеянным светом использовать направленный свет. При необходимости применять цветную подсветку.

·  В общей цветовой гамме экспозиции нужно постараться использовать те цвета и оттенки, которые бы наиболее выгодно сочетались с искусственным освещением.

·  Витрины должны выполнять функции экспонирования и хранения музейных предметов в соответствии с требованиями по сохранности фондов. Также их должна отличать прозрачность и незаметность, позволяющая сосредотачивать внимание посетителей на музейных экспонатах, а не на выставочном оборудовании. Предпочтительнее использовать витрины полного видения, со стеклянными полками.

 

5. Культурно-просветительная и образовательная деятельность.

В музее внедряются самые разнообразные формы научно-просветительной работы.

В первую очередь это относится к экскурсионно-выставочной деятельности. За  2019 г. в музее были организованы 31 выставка, из них: из собственных фондов15, из других фондов -12, - гостевых, вне музея -4. Организована выставочная площадка по тематическому хранению фондовых материалов. Кроме экскурсий на выставках проводятся презентации по отдельным сценариям, с приглашением СМИ, творческих и музыкальных коллективов, художников, фотографов, мастеров ДПИ города.

С 2018 г. в День города проводятся экскурсии на брендированных автобусах по маршруту № 9, №10. Экскурсии пользуются большой популярностью.

На протяжении последних лет популярным трендом становится геймификация музейного опыта. Для этого на околомузейной территории для проведения тематических квестов организованно несколько интерактивных площадок: «Летняя эстрада», «Цветочная арка», поляна «Времена года», «Мудрый Желудь», «Лесная столовая», «Ступа с Бабой Ягой», «Подворье». В рамках проведения городского праздника «Дни космических открытий» смонтирована арт-площадка «Я люблю космос», где основой композиции стал макет ракетоносителя «Космос», в День города проведен комплекс мероприятий в парке имени Кирова: мастер-классы «Зайчики из салфеток», «Игрушка Й-о, Й-о» из пуговиц, «От подмастерья к мастеру», викторина «Вкус к истории», игровая программа «Театр на столе», иммерсивное занятие «Каким ты был в древности». Разработаны и проводятся напольная игра «Большое экологическое путешествие», интерактивная игра в рамках проекта «Уроки экологии без портфеля». Игровые элементы используются при проведении экскурсий с детской аудиторией. За 2019 г. проведено 18 квестов: «По заснеженным дорожкам, «Тайны Деда Мороза», «Спутник-box» и «Открой Атомград».

В музее действует мультстудия «Русский мульт. Сибирский формат». В рамках семейного абонемента для семей с детьми проводились еженедельные занятия по вторникам и четвергам с 18 до 19 часов.

При музее создано Литературное объединение «СЛОВО» им. Н. Е. Алтуниной, в обособленном подразделении МБУК МВЦ «Музей Археологии им.Е.С. Аннинского» — клуб «Юный археолог».

Активно работает Университет Третьего возраста в составе факультетов «Краеведения» и «Культуры».

В музейном лектории в 2019 г. было прочитано 40 лекций.

Регулярно проводятся научно-практические конференции «Кучинские чтения» и «Аннинские чтения», в которых участвуют учащиеся городских школ, студенты и магистранты красноярских вузов, сотрудники музея, ветераны города и поселка.

Литературное объединение «СЛОВО» им. Н. Е. Алтуниной проводит «Алтунинские чтения» с участием городских поэтов, писателей, журналистов, деятелей культуры и городской общественности.

Всё более актуальной становится проектная деятельность музея по реализации различных федеральных, краевых, муниципальных и грантовых программ. В 2019 г. музей проводил мероприятия проектов «История одного экспоната» (в рамках программы «Территория культуры Росатом»), «Чтобы помнили», «Лица твоей эпохи», «Уроки экологии без портфеля», а также грантов "Фронтовой блокнот" — Всероссийский конкурс лучших региональных проектов военно-исторической тематики, номинация «Музейно-выставочная деятельность», конкурса «Музейный десант», благотворительного фонда В. Потанина, проектов-победителей VII благотворительного конкурса социальных проектов «ГХК ТОП-20-2019» «Речники «девятки»» и «Профориентация для девочек» знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, методист музея, хранитель фондов.

Научно-исследовательская деятельность музея традиционна и ориентирована, в первую очередь, на работу с музейными фондами и историю города.

Её приоритетными направлениями являются: изучение фондовых коллекций, проведение атрибуций, уточнение истории бытования музейных предметов, поиск новых для тематического пополнения фондов, сбор мемориальных и типологических экспонатов, участие научных сотрудников в работе различных научно-практических конференций. В 2019 г. - участие в научно практической конференции «VI Межрегиональные Рехловские чтения» (Историко-этнографический музей «Шушенское»), в мероприятиях проекта «Социальный акселератор», организованного НП “Информационный альянс «АТОМНЫЕ ГОРОДА»” при поддержке департамента по взаимодействию с регионами ГК «Росатом» и Администрации ЗАТО г. Железногорск, в образовательном семинаре-тренинге «Социальное проектирование» на базе Муниципального ресурсного центра «СОДЕЙСТВИЕ».

Музей периодически выпускает «Вестник МВЦ», в котором публикуются различные материалы по истории ЗАТО. В 2019 г. изданы 3 «Вестника МВЦ»: – «Афганцы» Железногорска» (к 30-летию вывода советских войск из Афганистана). – «Знаменательные и памятные даты ЗАТО Железногорск на 2020 год»; – «С неофициальным визитом» (к 60-летию приезда в Красноярск-26 Н.С.Хрущёва).                     Для городского проекта «Исторический календарь на 2020 год» к 70-летию Железногорска подготовлено 140 фотографий из фондов МВЦ и 69 кратких описаний событий городской истории.   Издан сборник статьей и тезисов по материалам 5-й научно-практической конференции «Кучинские чтения» за 2019 год.

За 2019 года на научно-методическом совете принято 20 методических разработок по открывшимся выставкам и постоянно действующим экспозициям с учетом возрастных особенностей аудитории. Изготовлено 20 методических пособий для проведения мастер-классов из цикла «Бумажные истории», для занятий «На краю северного сияния» и «На бескрайних просторах сибирских степей». Изготовлены костюмы, макеты и раздаточный материал, для игровой программы «Игры нашего двора».1 раз в квартал проводятся методические занятия.

В Методическом кабинете музея имеется «Тетрадь контроля» с рецензиями методиста музея на ведение экскурсоводами тематических экскурсий в рамках открытия выставок, а также на проведение музейных уроков и занятий по заявленным программам. За  2019 года прорецензирована работа экскурсоводов по 7 выставкам и 9 занятиям в рамках заявленных программ.

Основными направлениями совершенствования культурно-просветительной и образовательной деятельности музея представляются:

1. участие в российских и зарубежных выставочных и издательских проектах;

2. создание новых выставочных экспозиций (в т.ч. мультимедийных);

3. совершенствование форм музейной коммуникации, расширение партнерских отношений с предприятиями и организациями города;

4. разработка и внедрение услуг для туристов, разработка тематических экскурсионных маршрутов по городу;

5. расширение доступности музейного наследия путем реализации городских и краевых, проектов на территории ЗАТО Железногорск;

6. участие в культурно-просветительских, массовых, образовательных и методических федеральных, краевых и муниципальных проектах:

7. расширение музейного пространства — подготовка и участие в мероприятиях за пределами музейной территории;

8. совершенствование партнерских связей с системой образования, органами социальной защиты и др.

9. поддержка научной и издательской деятельности, подготовка и публикация Каталога музейных коллекций;

10. формирование благоприятного имиджа музея, внедрение системы мониторинга общественного мнения.

Инновации.

 

Современные музеи существуют не только как образовательные, но и как развлекательные центры. Для посетителей ключевым моментом является получение ярких впечатлений и положительного опыта взаимодействия с музейными пространствами. Усваивать огромное количество полезной информации помогают компьютерные и мультимедийные технологии, которые превращают посещение музея в незабываемое событие.

Средством для достижения цели по привлечению посетителей становится именно инновационная деятельность музеев (5).

К тому же использование инновационных технологий в фондовой, исследовательской, экспозиционной и других видах деятельности в музее делает его не только современным культурным центром, но и позволяет развить и упорядочить внутримузейные коммуникации, повышая тем самым возможности сотрудников и создавая условия для их творческого роста.

С самого начала своего существования музей применял в своей работе различные инновации, в том числе мультимедийные. Ещё в конце 1980-х — начале 1990-х гг. при создании экспозиции НПО ПМ (сейчас Акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва») использовались компьютер с видеомонитором. В это же время началось разработка цифровых баз данных, была создана видеостудия. Применялось самое новое для того времени оборудование — видеокамера, видеомагнитофон, первые компьютеры. При проведении мероприятий использовались элементы мастер-классов, квестов и др.

Можно сказать, что в коллективе музея накоплен серьёзный опыт использования инновационных технологий.

В то же время создание цифрового культурного пространства и поддержание его широкой доступности, также, как и применение различных инноваций требует постоянного дополнения и обновления материально-технической базы музея.

Для работы посетителей с электронными ресурсами в музее имеется 2 места по адресу ул. Свердлова, 55А и 1 место по адресу ул. Свердлова, 49А.

Основой для внедрения современных технологий в первую очередь является ИТ-инфраструктура и мультимедийное оборудование.

В музее в настоящее время действуют две локальные сети, обслуживающие фондовые и информационное подразделения.

Имеющееся оборудование не позволяет создать единое внутримузейное цифровое пространство.

Оцифровка музейных предметов во многом тормозится из-за небольших объёмов имеющихся носителей информации (≈ 8 Тб в 2019 г.).

Информация хранится на жестких дисках компьютеров, портативных жестких дисках и на CD- DVD- дисках, что не позволяет гарантировать в полной мере её сохранность.

Отсутствует оборудование для цифрового хранилища.

Современная экспозиция невозможна без применения мультимедийных технологий. При разработке Дизайнерского проекта экспозиции по истории города необходимо в первую очередь учитывать возможности использования мультимедийного оборудования не только для стационарной экспозиции, но и для его трансформации для выставок, в том числе передвижных, и для использования в различных формах работы с посетителями. Большие мультимедийные панели или экраны трудно перемещать даже из зала в зал, QR-коды привязываются к конкретному экспонату, а сенсорный стол или интерактивную книгу даже довольно крупных для них размеров можно относительно легко переместить, не говоря уже о перезагрузке их цифрового содержания. Технологии дополненной реальности, создающие виртуальные 3D и другие проекции экспонатов эффектны, привлекательны и интересны, но сложны в эксплуатации, требуют индивидуального оборудования (очки дополненной реальности), непосредственно привязаны к одному экспонату, к тому же стоимость их довольно высока. В зависимости от общего дизайнерского решения экспозиции и при наличии необходимого для её создания финансирования наиболее оптимальным представляется использование следующих устройств:

·  анимированный макет города позволяющий увидеть поэтапную застройку территории ЗАТО Железногорск;

·  программируемые живые этикетки – небольшие цифровые панели размером с ладонь транслируют информацию с флэш-носителя;

·  информационные киоски – сенсорные дисплеи, выдающие справочную информацию о музее и его коллекциях, экспонатах выставок и др.;

·  мобильные приложения о музее и пр.;

·  программируемые интерактивные книги или столы, на которой оживает история города или экспонаты выставок.

В целом задачи музея в области цифровизации и инноваций представляются следующими:

1. модернизация музейных информационных сетей;

2. модернизация сайтов МВЦ;

3. создание цифрового хранилища

4. внедрение цифрового оборудования в экспозиции;

5. разработка и использование инновационных форм работы с посетителями;

6.   расширение цифрового музейного пространства, включающего цифровое оборудование экспозиций.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.