Перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

2020-04-01 144
Перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как упоминалось выше, 12 апреля 2011 года совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).

Главная цель Программы - создание необходимых условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надёжности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего экономического роста и повышения благосостояния населения.

Предыдущая Программа 2008-2011 гг. предусматривала комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг:

совершенствование налогового законодательства в части снижения ставки налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами;

снятие ограничений на отчуждение акций;

приведение норм, регулирующих применение особого права ("золотой акции") государства на участие в управлении хозяйственными обществами в соответствие с международными правилами;

повышение эффективности управления государственной собственностью;

создание института коллективных инвесторов;

внедрение новых инструментов фондового рынка;

выход предприятий республики на зарубежные рынки ценных бумаг.

В результате проведенного в рамках Программы на 2008 - 2011 годы комплекса мероприятий по созданию на законодательном уровне необходимых предпосылок для активизации рынка ценных бумаг:

) отменено особое право ("золотая акция") государства на участие в управлении хозяйственными обществами;

) происходит поэтапное снятие ограничений на отчуждение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

) снижен размер государственной пошлины за регистрацию акций, а также упрощены административные процедуры, совершаемые в процессе государственной регистрации ценных бумаг;

) внедрены новые инструменты ― биржевые облигации, размещение и обращение которых осуществляются исключительно на биржевом рынке без государственной регистрации выпуска ценных бумаг, а также закладные (документарные и бездокументарные);

) банкам предоставлена возможность выпуска облигаций без обеспечения исполнения обязательств по ним (в пределах 80 процентов нормативного капитала);

) акционерным обществам предоставлена возможность выпуска облигаций на сумму, превышающую размер уставного фонда;

) произошли значительные изменения в системе налогообложения (в 2008 году с 40 до 24 процентов снижены ставки налога на доходы от операций с акциями, с 1 января 2010 г. в связи со вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь снижены с 15 до 12 процентов ставка подоходного налога в отношении доходов, получаемых физическими лицами в виде дивидендов, с 24 до 12 процентов - ставка налога на прибыль, получаемую юридическими лицами от реализации акций белорусских эмитентов, а также в виде дивидендов, выплачиваемых резидентами и нерезидентами);

) освобождены от налогообложения доходы, полученные от операций с корпоративными облигациями, выпущенными в пятилетний период (с 1 апреля 2008 г. до 1 января 2013 г.);

) расходы эмитентов на выплату процентов по выпущенным ими облигациям относятся к прочим затратам по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемым при налогообложении;

) осуществляется концептуальная систематизация деятельности государства в сфере приватизации по оптимизации доли государства в акционерном капитале путем принятия трехлетних планов приватизации;

) усовершенствован порядок выпуска и государственной регистрации ценных бумаг на территории Республики Беларусь, а также порядок совершения сделок с ними;

) расширен круг инвесторов в жилищные облигации за счет предоставления иностранным юридическим и физическим лицам возможности их приобретения, а также усилено государственное регулирование в части защиты прав и законных интересов инвесторов;

) разработаны проекты законов Республики Беларусь, предусматривающие внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 года "О ценных бумагах и фондовых биржах" (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 11, ст.194) и Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 года "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 56, 2/61);

) принято постановление Министерства финансов и Правления Национального банка от 4 марта 2010 г. № 20/40 "Об утверждении Концепции развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь на 2010 - 2015 годы" [10].

Данная Программа 2008-2010 года поспособствовала становлению и развитию рынка бумаг в Беларуси. Однако следует отметить, что отдельные сегменты рынка, такие как вторичный рынок акций, рынок производных бумаг, недостаточно развиты, а законодательная база и инфраструктура данного рынка носят в данном случае опережающий характер. Это приводит к тому что рынок работает на количество, а не на качество (что прослеживается во 2 главе) и в стандартном его понимании не формируется. Данная ситуация обусловлена еще также:

— недостаточным развитием страховых, пенсионных и инвестиционных фондов, традиционно являющимися основными участниками рынка ценных бумаг;

— недостаточностью навыков и образования участников рынка и как следствие их количества;

— усилением конкуренции со стороны иных сегментов финансового рынка;

— отсутствием потенциальных инвесторов;

— низкий уровень "прозрачности" рынка ценных бумаг.

Для решения данного рода проблем фондовому рынку в Республике Беларусь необходимо иметь основные направления в развитии:

— сформировать ликвидный и "прозрачный" рынок ценных бумаг;

— усовершенствовать технологическое обеспечение;

— повысить конкурентоспособность биржевой, расчетно-клиринговой и депозитарной инфраструктуры;

— усовершенствование системы налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в целях создания условий для внедрения новых финансовых;

— равномерное развитие всех сегментов рынка.

ОАО Беларуская валютно-фондовая биржа ставит перед собой следующие перспективы развития:

— разработка и внедрение единых Правил торгов на фондовом рынке;

— модификация аукционных методов торговли: запуск аукциона процентных ставок, открытие сектора аукционных операций по ценным бумагам номинированным в иностранной валюте с расчетами в белорусских рублях

— Внедрение механизмов выплаты промежуточного дохода по облигациям, в период срока РЕПО;

— Реализация первого этапа Концепции развития интернет -портала биржи;

— Повышение информационной безопасности;

— Разработка новой расчетно-клиринговой системы на базе платформы ORACLE [12].

Утвержденная программа развития рынка ценных бумаг предусматривает те самые логичные пути развития и совершенствования фондового рынка, которые будут осуществляться в соответствии с законодательствами и постепенно.

Программа предусматривает создание условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Беларуси. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения страны.

Документ базируется на нескольких основных принципах: сбалансированного развития рынков государственных и корпоративных ценных бумаг, государственной политики, направленной на улучшение условий ведения бизнеса, либерализацию совершения операций на рынке ценных бумаг, повышение уровня защиты прав и законных интересов инвесторов, в том числе иностранных, а также снижение рисков на рынке ценных бумаг.

План мероприятий программы включает 30 позиций. Среди них - совершенствование системы государственного регулирования финансового рынка за счет внедрение в эту систему международных стандартов, создания комплексной системы мониторинга и оценки рисков рынка ценных бумаг, формирования единого органа государственного управления, осуществляющего регулирование объединенных сегментов финансового рынка, при Совете Министров.

Особое внимание в программе уделяется развитию рынка государственных ценных бумаг. Документ, в частности, предусматривает размещение эталонных выпусков государственных ценных бумаг на внутреннем и внешних рынках с учетом потребностей республиканского бюджета, новацию выпусков государственных долгосрочных облигаций, находящихся в портфеле Нацбанка.

Программой предусмотрены также меры по совершенствованию биржевой и депозитарной систем. Для этого будут выполнены мероприятия в рамках Концепции развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам на 2010-2015 годы. Будет развиваться система поддержки ликвидности по акциям, допущенным к обращению на биржевом рынке, формироваться корреспондентские отношения с иностранными депозитариями в целях интеграции национальной депозитарной системы в депозитарные системы иностранных государств.

Отдельный раздел в новой программе предусматривает меры по совершенствованию налогового законодательства на рынке ценных бумаг. Планируется, освободить от налогообложения эмиссионный доход акционерных обществ, оптимизировать уровень налогообложения доходов, получаемых инвесторами от операций с ценными бумагами

К 2016 году предусматривается увеличить капитализацию рынка акций к ВВП до 23%, соотношение объема зарегистрированной эмиссии акций к ВВП - до 50,1%. Объем вторичного рынка корпоративных ценных бумаг вырастет до 10,4% к ВВП. Ставится задача приблизиться к значениям аналогичных показателей в других странах, а по некоторым из показателей превысить их [13].

В целях дальнейшего развития фондового рынка, создания благоприятных условий для инвестирования в экономику республики, активизации процесса самостоятельного привлечения предприятиями инвестиций, Департаментом по ценным бумагам планируется в 2014 году проведение работы по следующим направлениям:

- комплексное регулирование рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами и современными потребностями рынка;

- актуализация Свода правил корпоративного поведения в целях повышения уровня корпоративной культуры и управления, поддержания стабильной работы акционерных обществ и снижения числа корпоративных конфликтов;

- контроль за соблюдением участниками рынка ценных бумаг норм законодательства о ценных бумагах;

-  мониторинг биржевого и внебиржевого рынка ценных бумаг и обеспечение законности совершаемых сделок;

- повышение инвестиционной культуры участников рынка ценных бумаг и финансовой грамотности населения;

- создание условий привлечения организациями республики инвестиций на зарубежных фондовых рынках, включая рынки стран СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП, путем приближения белорусского законодательства о ценных бумагах к принципам, применяемым в мировом финансовом сообществе - международным стандартам и Директивам ЕС [3].

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структура финансового рынка представляет взаимодействие трех рынков: рынка капитала, рынка ценных бумаг и денежного (валютного) рынка. Системообразующим элементом финансового рынка является рынок капитала (собственного и ссудного), а связующим элементом - рынок ценных бумаг, который обслуживает другие сегменты финансового рынка. Ценные бумаги служат краткосрочными платежными средствами на денежном рынке, а также выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на рынке капитала.

Итак, рынок ценных бумаг представляет собой систему экономических отношений, связанную с выпуском, продажей, размещением и продажей ценных бумаг между его участниками.

Ценная бумага - это документ выпускаемый государством или корпорацией, который удовлетворяет право собственности, приносит владельцу ценной бумаги определенный доход.

Структура рынка ценных бумаг составляют:

субъекты (участники рынка);

организационно - правовая структура;

ценные бумаги.

Рынок ценных бумаг в общем смысле рассматривается как совокупность двух взаимосвязанных и взаимодополняющих составных структурных элементов: первичного и вторичного рынка ценных бумаг.

Основными критериями их разделения являются время и способ поступления ценных бумаг на рынок, а также функции, которые они выполняют. Первичный рынок означает эмиссию и первоначальное размещение ценных бумаг, в то время как вторичный - организацию их обращения.

апреля 2011 года совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).

Главная цель Программы - создание необходимых условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надёжности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего экономического роста и повышения благосостояния населения.

К 2016 году предусматривается увеличить капитализацию рынка акций к ВВП до 23%, соотношение объема зарегистрированной эмиссии акций к ВВП - до 50,1%. Объем вторичного рынка корпоративных ценных бумаг вырастет до 10,4% к ВВП. Ставится задача приблизиться к значениям аналогичных показателей в других странах, а по некоторым из показателей превысить их.

Рынок ценных бумаг Беларуси можно отнести к слаборазвитым и на то есть свои причины:

1 отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики;

2 низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;

3 недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;

4 приоритетность фискальных целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в неработающие активы (например, накопления населения в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики;

5 преобладание первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформированный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции - перераспределения ресурсов из ннзкоэффектпвных отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

Для того, что бы ценные бумаги были актуальны, востребованы и приносили прибыль владельцам, необходимо пересматривать структуру и искоренять вышеназванные причины. Также необходимо создавать условия для привлечения денежных средств не только больших компаний, но и рядовых жителей республики.



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.