Сущность и основные функции рынка — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Сущность и основные функции рынка

2020-04-01 116
Сущность и основные функции рынка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность и основные функции рынка

Понятие рынка

В самом общем виде рыночный механизм можно определить как такую форму организации хозяйства, при которой потребители и про­изводители взаимодействуют посредством рынка с целью решения основных проблем экономики.

Что же такое рынок? Вначале рынок представлял собой публичное место в городе, где различные товары выставлялись на продажу. По мере развития общества, усложнения его экономической структуры менялось и понятие рынка. В современном развитом обществе рынок — это не обязательно какое-то физическое место, где встреча­ются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта торговец может дать рекламу товара по телевидению, собрать заказы от клиентов по телефону и разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупа­телями.

Возникновение рынка непосредственно связано с появлением общественного разделения труда, которое объективно потребовало развитие обмена продуктами труда. Постепенно обмен расширялся и усовершенствовался, а случайный обмен постепенно трансформировался в современный рынок. Итак, Эволюция общественных форм производства и обмена привела к возникновению современной рыночной системе, в основе которой лежит функционирование товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества и отдельных его индивидов.

Именно установление хозяйственных связей между многочисленными хозяйственными субъектами, каждый из которых стремится реализовать свой экономический интерес, и обеспечивает нормальное беспрерывное функционирование национальной экономики. Поэтому основополагающую характеристику рынка можно свести к следующему определению: рынок – это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Такое определение рынка позволяет избежать упрощенных и по сути своей неверных его трактовок. Когда мы говорим о рынке, то непременно должны подразумевать всю совокупность структур экономических отношений между хозяйственными субъектами на принципе возмездности представляемых товаров и услуг.

Поэтому в экономической науке под рынком понимается сово­купность отношений в сфере обмена, посредством которых осуще­ствляется реализация товаров и окончательное признание обще­ственного характера затрат на их производство. Рынок выступает в качестве господствующего и определяющего способа связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда. В условиях товарного производства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свою рабочую силу, и конечные потребители, и владельцы ссудного капита­ла, собственники ценных бумаг и т.д. Соответственно современная рыночная экономика — это целая система рынков: товаров и услуг, рабочей силы, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютный рынок и др. Однако любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложе­нии, конкуренции. Именно эти основные элементы рыночного меха­низма должны стать, прежде всего, объектом нашего анализа.

Любая экономическая система сталкива­ется с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происходит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.

Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель. В результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль новых предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты своего труда в других местах. Производство картофеля становится менее выгодным по сравнению с производством мяса. Со временем установившееся новое соотноше­ние цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.

Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изме­нения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспо­собный) — это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребите­ли могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение — это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложе­нием порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равнове­сие спроса и предложения и, в конечном итоге, равновесие производ­ства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринима­теля — максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приво­дит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники, или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производ­ства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкури­ровать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличе­ние предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного меха­низма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, одно­родностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения основных принципов функционирования рыночного механизма. Именно этому посвящена данная глава. Случай несовершенной конкуренции будет рассмотрен в гл. 7.

В целом, необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функцио­нирования является экономическая свобода, самостоятельность, неза­висимость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего изложения закономерностей функционирования рыночного механизма это важнейшее положение будет конкретизировано.

Маркетинг - это совокупность сложившихся в мировой практике методов изучения рынков, выявления идей, новых потребностей и их материализации в виде новых товаров, маркетинг - это инструмент умелой, гибкой организации системы производства и сбыта товаров, проведения рекламных мероприятий; маркетинг – это предпринимательская философия. Благодаря маркетингу выявляются потребности рынка, спрос отдельных групп покупателей, формируется превращение покупательной способности региона в конкретный спрос на данный товар или услугу; маркетинг - это интегрированная целевая философия производителей, целиком ориентированная на потребителя, на его примат на потребительском рынке.

Ориентироваться на потребителя - значит изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения. При этом товары и услуги - это лишь средства для достижения цели. С позиций интегрированного маркетинга координируются все виды деятельности, связанной с товарами и услугами: финансирование, производство, конструирование, исследования и разработки, управление запасами и маркетинг. Цель маркетинга - создавать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать системы организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышения конкурентоспособности товаров с целью получения максимальной прибыли.

В настоящее время 90% компаний промышленности, торговли и сферы услуг в США, ФРГ и Великобритании в той или иной форме осуществляют рыночные исследования. Активное использование методов маркетинга (особенно таких, как способы согласования производства и сбыта, исследования покупательского спроса, использование достижений НТП для обновления ассортимента и постоянного совершенствования продукции, реклама) способствует росту конкурентоспособности на рынке.

Возникшие еще в эпоху классического капитализма различные виды рынков, торговавших своими особыми товарами, ныне полностью развились в целостную рыночную систему, которая складывается из рынков потребительских товаров, средств производства, труда, научных разработок, инвестиций, ценных бумаг, иностранных валют.

На сегодняшний день рынок потребительских товаров в России больше, чем наполовину состоит из импорта разных стран: будь то страны третьего мира или экономически развитые капиталистические страны. Это объясняется несколькими причинами: спад отечественного производства; дизайн и срок эксплуатации импортных товаров; широкий ассортимент импортных товаров и др. социально-экономические причины. В процессе экономической реформы были сделаны определенные шаги к насыщению рынка потребительских товаров. Предприятия оборонного комплекса встали "на рельсы" конверсии, правительство Российской Федерации стимулирует перспективные предприятия, делает "вливания" в промышленность, предпринимает шаги по ускорению структуризации рынка потребительских товаров.

 

Основные функции рынка:

В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:

1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда.

3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.

С помощью механизма равновесных цен:

а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.

4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.

5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.

Рынок ценных бумаг -

Фондовый рынок является чутким барометром состояния экономики. Ныне основными целями на российском рынке ценных бумаг являются цели становления и закрепления отношений собственности, а главными участниками этого рынка - коммерческие банки.

Участники российского рынка ценных бумаг имеют общую задачу - получение прибыли. Именно под воздействием источников и условий, при которых она образуется, и складывается структура отечественного фондового рынка, одной из отличительных черт которой стало существенное преобладание государственных ценных бумаг. Кроме того, весьма характерно для отечественного фондового рынка и то, что основная часть ценных бумаг проходит только стадию первичного размещения, почти не обращаясь на вторичном рынке.

Поскольку управлять экономикой может только тот, кто владеет собственностью, то и рынок ценных бумаг приобретает особую экономическую и историческую значимость.

Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население, личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом жилье).

Роль фондового рынка как инструмента рыночного регулирования должно рассматриваться особо, поскольку его закономерности очень сложны и неоднозначны и представляют особый коммерческий интерес. К тому же до сих пор считается, что выявить эти закономерности с приемлемой точностью практически нереально.

Прежде чем перейти собственно к ценным бумагам, следует объяснить такое понятие, как фиктивный капитал, поскольку именно движение фиктивного капитала и является основой функционирования фондового рынка. Фиктивный капитал представляет собой общественное отношение, суть которого состоит в его способности улавливать некоторую часть прибавочной стоимости. Исторически основа возникновения фиктивного капитала состояла в обособлении ссудного капитала от производственного и образовании кредитной системы, а технический отрыв фиктивного капитала от реального произошел на базе ссуды капитала, в результате чего в руках владельца ссудного капитала  остается титул собственности, а реально распоряжается этим капиталом функционирующий предприниматель. Тем самым фиктивный капитал проявляется в форме титула собственности, способного вступать в обращение, и более того, способного обращаться относительно независимо от движения действительного капитала. Реально фиктивный капитал опосредует процессы концентрации и централизации капитала, распределения и перераспределения прибыли, а также перераспределения национального дохода через систему государственных финансов.

Классификация ценных бумаг.

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизиторов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризированном).

Таким образом, ценные бумаги выступают разновидностью денежного капитала, движение которого опосредует последующее распределение материальных ценностей.

В прошлом ценные бумаги существовали исключительно в физически осязаемой, бумажной форме и печатались типографическим способом на специальных бумажных бланках. Ценные бумаги, как правило, изготовляются с достаточно высокой степенью защищенности от возможных подделок. В последнее время в связи со  значительным увеличением оборота ценных бумаг многие из них стали оформляться в виде записей в книгах учета, а также на счетах, ведущихся на различных носителях информации, то есть перешли в физически неосязаемую (безбумажную) форму. Поэтому на рынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и погашаются как собственно ценные бумаги,, так и их заменители. Объекты сделок на рынке ценных бумаг также называют инструментами рынка ценных бумаг, фондами (в значении денежные фонды) или фондовыми ценностями.

Сертификаты

В случае, если ценные бумаги не существуют в физически осязаемой форме или если их бумажные бланки помещаются в специальные хранилища, владельцу ценной бумаги выдается документ, удостоверяющий его право собственности на ту или иную фондовую ценность. Этот документ называется сертификатом ценной бумаги. Сертификаты ценных бумаг на предъявителя могут выпускаться для замещения собой несколько однородных ценных бумаг (подобно денежным купюрам различного достоинства). В последнем случае сертификат не обязательно содержит информацию о владельце фондовой ценности.

Экономическую суть и рыночную форму каждой ценной бумаги можно одновременно рассматривать с разных точек зрения, в связи с чем каждая ценная бумага обладает целым набором характеристик. Это предопределяет и возможность классификации ценных бумаг по разным признакам, что обычно диктуется практическими потребностями.

Возможно прежде всего разделить все ценные бумаги на две большие группы: денежные и капитальные или фондовые ценные бумаги, то есть те, которые обращаются на рынке капиталов, который называют также финансовым, или фондовым, рынком.

Ценные бумаги денежного рынка -оформляют заимствование денег - это долговые ЦБ. К ним относятся векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие. Доход по этим ЦБ носит разовый характер и получается либо за счет покупки их по цене ниже номинальной стоимости, либо за счет получения процентов при их погашении. Денежные ЦБ, как правило являются краткосрочными (со сроком погашения менее одного года).

Денежными эти бумаги называют по разным причинам: они широко используются в рамках кредитно-банковской сферы, средства, полученные от эмиссии этих ценных бумаг, в дальнейшем используются преимущественно как традиционные деньги для производства текущих платежей или погашения долгов; некоторые из этих ценных бумаг используются в качестве заменителей наличных денег как средство платежа: например, коммерческие векселя используют для оплаты товара, а правительственными казначейскими векселями можно заплатить федеральные налоги.

Денежные обязательства, выражаемые денежными ценными бумагами, в большинстве своем укладываются в срок до 1 года. Доход от покупки и держания таких ценных бумаг носит разовый характер. Форма их не предусматривает специальных атрибутов, являющихся основанием для получения дохода, например, процентных купонов. В процессе рыночной сделки доход реализуется как разница между продажной (более низкой) и нарицательной ценой денежного документа.

Экономическая роль ценных денежных бумаг состоит в обеспечении непрерывности кругооборота промышленного, коммерческого и банковского капитала, бесперебойности бюджетных расходов, в ускорении процесса реализации товаров и услуг, то есть в конечном  счете в обеспечении процесса каждого индивидуального воспроизводства, предполагающего непрерывность притока денежного капитала к исходному пункту. Существование таких ценных бумаг позволяет банкам, реализовать все высвобождающиеся на короткие сроки средства в качестве капитала. Банковская система, используя перманентную куплю-продажу казначейских векселей, балансирует все свои активы и пассивы на ежедневной основе. Покупая и продавая определенное количество ценных бумаг.

В группу капитальных ценных бумаг включают акции, облигации, паи кооперативов, инвестиционные сертификаты, закладные листы и их разновидности. Средства, полученные путем эмиссии и продажи этих ценных бумаг, предназначены для образования или увеличения капитала производительных предприятий, нацеленных на получение прибыли, которой они затем поделятся с покупателями (держателями). Рынок капитальных ценных бумаг является важнейшей частью экономики, функционирующей на рыночных принципах: без него немыслимо формирование капитала крупного производства.

Многие ценные бумаги выпускаются частными компаниями и потому получили название частных (коммерческих). Частные инструменты фондового рынка являются менее надежными по сравнению с государственными, по которым правительство гарантирует выполнение условий выпуска.

Вложение средств в частные фондовые инструменты сопряжены со многими видами рисков. при том различают следующие их виды:

- риск потери капитала, вложенного в ценные бумаги, возникающий, например, в связи с банкротством эмитента;

- риск потери ликвидности, то есть того, что купленную ценную бумагу нельзя будет продать на рынке, не избежав при этом существенных потерь в цене;

- рыночный риск, то есть риск падения их цены вследствие ухудшения общей конъюнктуры рынка.

К частным ценным бумагам относятся как долговые обязательства, так и долевые ценные бумаги (акции). Каждая из указанных разновидностей фондовых ценностей имеет свои специфические особенности.

Долговые обязанности выпускаются коммерческими организациями в целях заимствования на финансовом рынке денежных средств, необходимых для решения стоящих перед ними текущих и перспективных задач. Наиболее распространенной формой частных долговых обязательств являются облигации.

Облигации.

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Облигации могут выпускаться государством, а также частными компаниями с целью привлечения заемного капитала. Выпускаются они обычно под залог определенного имущества. Облигации, обеспеченные закладной, дают их держателям дополнительную гарантию по потери своих средств, поскольку закладная дает право держателю облигаций продавать заложенное имущество в случае, если предприятие не в состоянии осуществить надлежащие платежи. Однако существуют и беззакладные облигации, представляющие собой долговые обязательства, основанные лишь на доверии к кредитоспособности предприятия, но не обеспеченные каким - либо имуществом. Выпускают такие облигации предприятия с устойчивым финансовым положением.

Предприятие, выпускающее облигации, принимает на себя обязательства выплатить проценты на каждую облигацию, указать места, в которых облигации и купонные листы будут вручены их держателям, определить юридический титул и закладную собственность, застраховать заложенную собственность против пожара и других возможных потерь; заплатить налоги, раскрыть информацию об предприятии и правовых основаниях его деятельности.

Если предприятие не выполняет свои обязательства перед держателями облигаций, то последние, наряду  с доверенным представителем, могут предпринять некоторые действия для того, чтобы восстановить свои потери. Так, в соглашении о выпуске обычно предусматривается возможность досрочного погашения облигаций по требованию их владельцев в случае невыплаты процентов. В указанном случае держатели облигаций также могут получить право участвовать в выборах лиц, управляющих компанией.

Предприятие выплачивает проценты по облигациям в определенные периоды времени. Поэтому при продаже облигаций в дни, не совпадающие с днями выплаты процентов, покупатель и продавец должны разделить между собой сумму процентов. Большинство облигаций продается с нарастающими процентами. При этом покупатели уплачивают продавцам помимо рыночной стоимости облигаций проценты, причитающиеся за период, прошедший с момента их последней выплаты. Сами же покупатели при наступлении срока выплаты процентов получают их полностью. Таким образом, сумма процентов распределяется между различными владельцами.

Виды облигаций.

1. Купонные облигации или облигации на предъявителя.

К ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон - своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, предприятие не регистрирует, кто является их собственником.

2. Именные облигации.

Большинство облигаций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый - с указанием нового владельца облигаций.

3. "Балансовые" облигации.

Этот вид облигаций приобретает все большее распространение, поскольку их выпуске не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов и тп.: просто все необходимые данные об облигационеров вводятся в компьютер.

Акции

Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества. Дает ее владельцу право на присвоение части прибыли в форме дивиденда.

В современном капиталистическом мире основной формой организации бизнеса являются корпорации или акционерные общества, которые имеют значительные преимущества по сравнению с другими формами. Два наиболее важных из них это - ограниченная ответственность их участников, которые несут убытки лишь в размере своего взноса, сильно упрощенная процедура передачи прав собственности (продажа акций), а также (и это, наверное, основное преимущество) огромные возможности по мобилизации капитала через эмиссию акций и облигаций, что, в свою очередь, составляет основу быстрого и продуктивного роста компании.

Акционерные общества являются наиболее удобной формой деловой организации для субъектов, не занимающихся мелким бизнесом, в силу целого ряда причин.

1) акционерные общества могут иметь неограниченный срок существования, в то время как период действия предприятий, основанных на индивидуальной собственности или товарищества с участием физических лиц, как правило, ограничен рамками жизни их учредителей.

2) акционерные общества благодаря выпуску акций получают более широкие возможности в привлечении дополнительных средств по сравнению с некорпорированным бизнесом.

3) поскольку акции, как правило, обладают достаточно высокой ликвидностью, их гораздо проще обратить в деньги при выходе из акционерного общества, чем получить назад долю в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью.

Акции можно рассматривать как единицы измерения собственнических интересов членов акционерного общества - акционеров. Собственнический интерес - это объем правомочий, получаемых акционером в обмен на передаваемый ими акционерному обществу капитал. Таким образом, акция как объект права собственности по своему характеру представляет собой категорию прав, а не вещей в их телесном виде. Право собственности на акцию это право собственности на права, которые ее обладатель имеет.

Акции имеют стоимость.

Различают различные виды стоимости акций:

Нарицательная стоимость (номинал) - произвольная стоимость, устанавливаемая при эмиссии и отражаемая в акционерном сертификате. Номинал практически не связан с реальной стоимостью, и поэтому в последнее время на западе перестали указывать на акциях их номинал.

Балансовая стоимость, исчисляемая как частное от деления чистых активов корпорации на количество выпушенных и распространенных акций.

Рыночная стоимость (продажная цена акции, курс) - текущая стоимость акции на бирже или во внебиржевом обороте (к примеру, последняя котировка). Это наиболее важный вид стоимости, поскольку именно она (а точнее - прогноз ее изменения) играет основную роль в обращении акций данной корпорации. Но об этом чуть позже.

Документ, свидетельствующий о владении акциями, называется акционерным сертификатом. В нем указываются данные об эмитенте, и данные о зарегистрированном держателе или держателях, номинал (если таковой имеется), тип и число акций, находящихся в собственности держателя сертификата, и соответствующие права на голосование.

Права, предоставляемые акционерным обществом своим акционерам:

1. Право голоса.

    Большинство обыкновенных акций дает их держателю право голоса на ежегодных собраниях акционеров по всем важным вопросам деятельности АО (например, по изменениям в уставе АО, вопросам слияний и приобретений, финансовой реорганизации, выборам совета директоров компании). Так как большая часть акционеров не может (или не хочет) посещать собрания, корпорации обязаны оформлять доверенности, по которым акционеры передают совету директоров АО право голосовать от их имени на ежегодных или специальных собраниях.

2. Право на участие в прибыли АО (на получение дивидендов).

    Акции дают их держателям на получение части прибыли компании в форме дивидендов. 

    Дивиденды - это часть прибыли корпорации, распределяемая среде акционеров в виде определенной доли от стоимости их акций (иначе говоря, пропорционально числу акций, находящихся в собственности). Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после уплаты всех налогов, процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям (если такие выпущены).Обычно дивиденды выплачивают поквартально, но право решать здесь предоставлено совету директоров. Нужно отметить здесь же, что по законодательству РФ АО вправе вообще не выплачивать дивиденды по простым акциям, хотя самому АО это не выгодно, так как подобные действия с высокой вероятностью негативно отразятся на курсе его акций. По привилегированным акциям дивиденды компания выплатить обязана. Дивиденды выплачиваются наличными, в форме имущества и в форме акций самой АО.

Дивиденды наличными обычно устанавливаются в рублях на акцию. Дивиденды в форме имущества обычно представляют собой акции дочерних компаний, но это может быть и продукция самой компании.

Дивиденды в форме акций устанавливаются в процентах. Если, например, компания "А" объявляет дивиденд 10% в форме акций, то это значит, что владелец 100 акций получит акционерный сертификат на 10 новых акций (то есть станет держателем 110 акций этой компании). С точки зрения политической экономии дивиденд в форме акций не может называться дивидендом, поскольку дивиденд - это доля уже полученной АО прибыли, реально передаваемой акционеру. По существу, выдача акций - это вексель АО на еще не полученную прибавочную стоимость, то есть это средство удержания в своем распоряжении прибыли. Тем не менее в современной теории и практике рыночной экономики эта форма толкуется и применяется как "дивиденд". Чаще всего эта форма применяется в сочетании с дивидендами наличными.

Дробление акций - это увеличение количества выпущенных акций, не влекущее за собой изменения совокупной рыночной стоимости активов корпорации и относительных долей держателей акций.

3. Преимущественное право на покупку новых акций.

    Право, дающее существующим акционерам возможность закупить акции нового выпуска прежде, чем они будут предложены другим лицам. Цель этого преимущественного права в защите существующих акционеров (в первую очередь держателей крупных пакетов) от "размывания" пропорциональных долей их участия в АО. Как правило в законодательстве предусматривается, что наличие таких прав должно прямо оговариваться в уставе общества.

    При реализации таких прав акционер может закупить акции нового выпуска в размере, пропорциональном его фактической доле в капитале корпорации.

    Эти права имеют определенную стоимость: цена подписки на новый выпуск акций обычно ниже рыночной цены уже выпущенных акций; в результате этого преимущественные права могут выступать объектом купли-продажи.

4. Право при ликвидации (роспуске) корпорации.

    Ликвидация - это практические действия АО по прекращению дел и реализации имущества. Стадия прекращения легального существования называется роспуском, а фактического - ликвидацией. По закону РФ претензии к акционерному обществу при ликвидации удовлетворяются ею в следующем порядке: государственные претензии (уплата налогов и пошлин, расчет по государственным кредитам), претензии других кредиторов (коммерческих банков, владельцев векселей и облигаций, и тд.),претензии владельцев привилегированных акций, и только после этого претензии владельцев обыкновенных акций. Незнание этого положения (или непонимание того, что акционер является совладельцем АО) в нашей стране в последнее время приводит к конфликтам между учредителями и акционерами ликвидировавшихся АО.

 

 

5. Права на инспекцию (проверку).

    Все акционеры имеют право на проверку некоторых документов и отчетностей своих акционерных обществ (списка акционеров, протоколов собраний акционеров, некоторых бухгалтерских отчетов и тп.).

В начале открытой подписки компания объявляет об общем количестве выпускаемых ею акций. В процессе первичного размещения в учете отражаются две составные части объявленной к размещению суммы акций: проданные и неразмещенные акции. Чаще к моменту окончания подписки все объявленные к выпуску акции оказываются проданными. Законодательством многих стран предусмотрена возможность целевого использования акций, которые разрешены к выпуску, но в силу разных обстоятельств не были размещены в ходе подписки.

допускается продажа неразмещенных акций спустя некоторое время в целях привлечения дополнительного капитала.

неразмещенными акциями выплачиваются дивиденды по ранее проданным акциям.

неразмещенные акции могут быть проданы по льготным ценам сотрудникам акционерного общества, что способствует повышению их заинтересованности в результатах работы своей компании.

неразмещенные акции обмениваются на ранее выпущенные обратимые ценные бумаги (обратимые облигации, обратимые привилегированные акции, варранты и др.), условиями выпуска которых предусмотрена возможность подобного обмена.

нередко имеют место случаи продажи неразмещенных акций по фиксированной цене, что способствует повышению курса ценных бумаг компании.

Акционерное общество может выкупить собственные акции у их владельцев по текущей рыночной цене. Такие акции иногда называются казначейскими. Они не дают право голоса или получения дивидендов. Казначейские акции могут со скидкой против покупной цены продавать сотрудникам акционерного общества. Существует несколько причин, по которым акционерные общества оказываются заинтересованными в покупке акций собственного выпуска.

при благоприятной рыночной конъюнктуре и уверенности в потенциале компании покуп<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.