Противодействие религиозному экстремизму и деятельности социально опасных религиозных групп — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Противодействие религиозному экстремизму и деятельности социально опасных религиозных групп

2020-04-01 85
Противодействие религиозному экстремизму и деятельности социально опасных религиозных групп 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С крушением коммунистической идеологии и образованием идеологического вакуума вполне естественно произошел возврат к традиционным ценностям, в том числе и религиозным. «Религиозный ренессанс» наблюдается сегодня во всех государствах СНГ. И это - вполне закономерный процесс, поскольку в условиях продолжающего социально-экономического кризиса значительная часть населения начинает испытывать разочарование в деятельности политических элит, не способных помочь ему выйти из кризиса. Именно эта часть населения обращается к религии, видя в апелляции к ней некую «альтернативу». С учетом этого обстоятельства возникает необходимость концептуального анализа по нескольким направлениям. Первый блок вопросов связан с объективной оценкой характера так называемой «исламской угрозы».

Прежде всего необходимо четко различать религию как культурную традицию, и использование религиозных лозунгов в борьбе за политическую власть, то есть политизацию религии. Понятно, что чем более активно предпринимаются попытки запрещения культурной традиции, тем сильнее становится ее роль в обществе, поскольку кроме веры, большинства мировых религий, нет деления на светское и духовное начала. Важным является выявление источников и причин возникновения угрозы, религиозного экстремизма, определение приоритетности внешних или внутренних факторов. Второй блок вопросов связан с так называемым «фундаментализмом» и всеми сопутствующими ему явлениями. Сразу оговоримся, что само понятие «фундаментализм», не смотря на множество его толкований, не несет в себе негативного оттенка. Как и всякая идеология, он становится оружием только тогда, когда начинает использоваться в политической борьбе, а для этого необходимы определенные условия. Что касается представителей политического ислама, то, сохраняя по своей сути аналогичную фундаменталистам апелляцию к духовным основам той или иной религии, они ставят перед собой иную цель не просто участие во власти, а свержение светских политических режимов и установление религиозного правления. При этом достижение данной цели может осуществляться как конституционным, так и иным путем. В первом случае, в применении к исламской традиции, мы имеем дело с так называемым «исламизмом», во втором - с «исламским экстремизмом». Перспектива достижения указанной цели весьма реальна там, где для этого существуют соответствующие социальные условия.

В ряду этих условий одно из основных - резкое ухудшение социального самочувствия большей части населения. Идеальные условия для политизации религии появляются там, где возможности власти по консолидации общества существенно снижаются, где уровень ожиданий и уровень реальной жизни значительно расходятся. В этих условиях религия, особенно ислам, в полном соответствии со своей духовной традицией предлагает иной, пусть и более жесткий, но быстрый и, как показывает мировая практика, порой достаточно эффективный выход из сложившейся ситуации. Противодействовать подобной перспективе можно лишь двумя способами. Первым и, безусловно, главным является принятие мер, обеспечивающих быстрое и эффективное решение социально-экономических задач: возможно большее сокращение люмпенизированных социальных слоев, сокращение уровня разрыва в доходах, повышение уровня духовности и нравственности населения, пресечение коррупции, вовлечение населения в активную экономическую деятельность. И второй способ - обязательная, но только при тех условиях, о которых речь шла выше, включенность религии в демократический процесс, в духовно-нравственное обновление общества. Отдельно необходимо сказать еще о двух явлениях, так или иначе связанных с религиозным экстремизмом,- феноменах «ваххабизма» и «исламского терроризма». Сразу необходимо оговориться, что первый термин не имеет никакого отношения к «ваххабизму», как одному из течений в исламе, родиной которого является Саудовская Аравия. То, с чем мы имеем дело, скорее, причудливый симбиоз элементов идеологии фундаментализма, привнесенных религиозными миссионерами на социально-политическую почву мусульманских регионов Центральной Азии и Кавказа и воспринятых частью населения, разочарованной действиями как своих этнических элит, так и представителей традиционных для данной территории религиозных конфессий.

Что касается проблемы «исламского экстремизма» и «исламского терроризма» в чистом виде, то, во-первых, эти явления имеют к исламу отношение только по названию и предполагаемой конфессиональной принадлежности их участников. Как показывает практика, в большинстве случаев «исламские экстремисты» и «исламские террористы» стоят еще дальше от заповедей Корана, нежели атеисты. Во-вторых, сегодня, за редким исключением, мало у кого вызывает сомнение, что эти явления носят не региональный, а международный характер. Они не только финансируются, но и направляются из одного центра. Следы одних и тех же участников можно найти в различных «горячих точках» по всему миру. Более того, напрашивается мысль о том, что по крайней мере в некоторых случаях терроризм стал для государства одним из способов «вести войну» с помощью подставных группировок и даже с помощью секретных служб.

Наконец, нельзя не сказать и о социально-экономических условиях, на базе которых культивируется терроризм в «горячих точках» мира. Речь идет прежде всего о массовом сокращении там сфер приложения труда. Единственная возможность хоть как-то прокормить семью - участие в вооруженных отрядах. При этом, совершенно не имеет значения как их называть: «человека с ружьем» в последние годы доминирует не только в Чечне, но и стремительно продвигается в Центрально-Азиатский регион. Принимая во внимание все вышесказанное, стремясь к укреплению конституционного строя, поддержанию социальной стабильности и межрелигиозного мира, государство руководствуется следующими принципами:

·   запрещать, предупреждать и пресекать на всей территории Республики Казахстан деятельность религиозных объединений, направленную против основ конституционного строя и безопасности государства;

·   организовать учет соответствующими государственными органами всех религиозных объединений, которые действуют на территории Республики Казахстан;

·   пресекать всякое подстрекательство к религиозному экстремизму, включая навязывание кому-либо своей религии с использованием физического или психического насилия, угрозы насилия; принимать все необходимые меры для предупреждения и ликвидации проявлений религиозного экстремизма;

·   признавая конституционное право каждого, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, запрещает возбуждение религиозной ненависти и вражды, оскорбление религиозных чувств верующих, всякую пропаганду неполноценности граждан по признаку их отношения к религии;

·   пресекать акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой группы лиц по признаку их отношения к религии;

·   запрещать предоставление любой помощи, включая финансирование и поддержку в средствах массовой информации, для проведения пропаганды религиозного экстремизма или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, деятельности, направленной на оскорбление религиозных чувств верующих и возбуждение религиозной вражды;

·   содействовать межрелигиозному и межэтническому согласию, снижению социальной напряженности в обществе, поддержанию уважительных отношений между верующими различных конфессий, а также между верующими и неверующими; осуществляет через государственную систему образования воспитание в гражданах уважения к религиозным убеждениям и чувствам верующих;

·   содействовать привлечению религиозных деятелей к решению социально-экономических и политических задач.


Заключение

 

В современном мире, ориентированном на общечеловеческие гуманистические ценности и на духовно-нравственное обновление и разработку интегрального целостного мировоззрения чрезвычайно возрастает роль такого феномена культуры, как религия. В то же время определенные политические силы пытаются под прикрытием религиозных лозунгов осуществить свои экстремистские акции и захватить политическую власть. Эти обстоятельства вызывают острую потребность в проведении продуманной теоретически взвешенной и практически апробированной политики государства в области религии. В Казахстане эта политика к тому же во многом определяется многоконфессиональностью религиозной ситуации, что требует дополнительных усилий и инициатив для достижения взаимосогласия и взаимопонимания.

Проблема экстремизма, проявление крайностей в отстаивании своихинтересов, идей и т.д., в том числе и путем применения насилия, известнамиру с давних времен. Экстремизм, по своей сути, является имманентнойчертой человеческой цивилизации.

Глобализация и все более широкая интернационализация мирового экстремистского сообщества - это неоспоримый факт, перед которым сегодня оказался все мир. Экстремизм и его крайнее проявление - терроризм, перестали быть локальными явлениями и приобрели на переломе XX и XXI веков международный, глобальный характер. Под этим явлением понимается объективное в условиях глобализации снижение контроля со стороны государства в рамках своей территории при одновременно беспрецедентном повышении возможностей влияния на внутренние дела конкретной страны, международного сообщества, в целом, со стороны других субъектов международных отношений, в том числе и экстремистских организаций. В целом, экстремизм, в том числе и в его религиозно-политическом проявлении, стал естественным ответом на вызовы глобализации.

Резкое обострение в глобальном масштабе угрозы экстремизма и терроризма объективно выдвигает задачу поиска новых форм взаимодействия. Вместе с тем, совершенно очевидно, что мировое сообщество при кризисе существующих механизмов предотвращения угроз международной безопасности вошло в затяжной этап нестабильности, неопределенности и пониженной безопасности. Вполне очевидно, что в XXI веке ведущее место в иерархии угроз международной и национальной безопасности займут т.н. угрозы нетрадиционного характера, в том числе и от всевозможных экстремистских и террористических организаций.

Вместе с тем, их разрешение даст возможность существенно снизить проблему исламского экстремизма в мире, а также, несомненно, будет способствовать установлению качественно нового межрелигиозного, цивилизационного диалога. Становится понятным, что важнейшим компонентом сохранения международной безопасности в XXI веке является всемерное приумножение процесса меконфессионального и межцивилизационного диалога. На негативном опыте многих стран мирового сообщества очевидно, что насилие - путь тупиковый и крайне опасный. В этой связи, возможно, что данный интеллектуальный труд станет, наряду с другими, попыткой способствовать такому процессу конструктивного диалога.

На сегодняшний день можно констатировать наличие достаточно серьезных долгосрочных угроз региональной и национальной безопасности стран Центральной Азии. В иерархии основных угроз одну из ведущих позиций занимает религиозно-политический экстремизм, выступающий от имени ислама. Деятельность различных экстремистских исламских религиозно-политических организаций, нацеленная на коренное политическое переустройство ряда государств региона, в том числе и насильственными, террористическими методами, является перманентным источником напряженности в Центральной Азии. В настоящее время, религиозно-политический экстремизм, в том числе и в его крайних проявлениях в виде террористических актов, стал неотъемлемым фактором общественной и политической жизни ряда государств региона Центральной Азии.

Потенциал угрозы религиозно-политического экстремизма обусловлен наличием ряда факторов внутреннего и внешнего характера. При этом важно отметить, что при всей существующей региональной специфике факторы развития феномена религиозно-политического экстремизма в странах Центральной Азии, в целом, являются схожими с причинами распространения данного явления в исламском мире, в частности, в мусульманских государствах Ближнего и Среднего Востока. Как и в глобальном масштабе существующие в странах региона проблемы социально-экономического, политического, характера, слабость официального духовенства, несостоятельность религиозной политики, также наличие близких конфликтных узлов объективно выступают основанием для возникновения и распространения в Центральной Азии радикальных исламских движений.

Сегодня в Казахстане, с учетом сложной международной ситуации, риска осуществления террористических акций на территории нашей страны, масштабов распространения радикальной идеологии в регионе Центральной Азии необходимо осуществление комплексной программы превентивного противодействия данным угрозам современности. Опыт наших соседей свидетельствует, - опираясь лишь на административные методы, решить еене просто невозможно, но и опасно. В противодействии этому явлению должны участвовать не только силовые ведомства, но и другие государственные органы, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации. Учитывая, что зона нестабильности подошла вплотную к границам Казахстана, существует настоятельная необходимость усиления профилактики угрозы религиозно-политического экстремизма. В целом, учитывая перспективы усиления исламского фактора на общественно-политические процессы в странах региона, в том числе и посредством радикального ислама, Казахстану уже сегодня в целях эффективного обеспечения национальной безопасности, важно учитывать необходимость повышения эффективности механизмов противодействия угрозе религиозно-политического экстремизма, особенно в рамках построения грамотной религиозной политики.

Обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан в контексте угрозы распространения религиозно-политического экстремизма должно стать важнейшим компонентом государственной политики. Диссертантом был предложен ряд практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности механизмов обеспечения национальной безопасности Казахстана:

Одним из наиболее эффективных способов снижения проблемы исламского религиозно-политического экстремизма является воспитательная религиозно-просветительская политика среди населения. Государственная религиозная политика должна стать краеугольным камнем в стратегии Казахстана в отношении различных религиозно-политических экстремистских организаций. В этом русле среди населения стоит вести активную разъяснительную работу по теме ислама, экстремизма в исламе, вреде идеи т.н. «чистого ислама», несостоятельности идеи строительства «исламского государства» и т.д.

В целом, на мой взгляд, только путем повышения эффективности механизмов обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан в контексте угрозы религиозно-политического экстремизма возможно осуществление стабильного развития казахстанского общества.

 

 


 

Список использованной литературы

 

1.Акинер Ш. Экстремизм: глобальный феномен // Религиозный экстремизм в Центральной Азии: Материалы международной научно-практической конференции. - Душанбе: «Деваштич», 2002. - С. 17-21.

2.Lawrence В.В. Rethinking Islam as an ideology of violence // Conflict resolution in the Arab world. Selected essays / Ed. by P. Salem. - Beirut, 1997. -P.27-43.

.Мартин К. Куда идут исламские радикалы Центральной Азии? // Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - № 4(5). - С. 84-95.

4.Олимова С. Религиозные корни терроризма // Казахстан-Спектр. -2002. - № 3(21). - С. 21-29.

.Косиченко А.Г. Религиозная ситуация в Республике Казахстан // Analytic. - 2001. - № 4-5. - С. 67-71.

.Курганская В.Д. Мониторинг религиозной ситуации в Республике Казахстан // Казахстан-Спектр. - 2002. - № 3. - С. 43-48.

7.Сатпаев Д., Спанов М., Национальная безопасность Республики Казахстан: опыт определения // Евразийское сообщество: общество, политика, культура. - 1998. - № 4(24). - С. 54-84.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.