Сущность и значение внутригрупповой сплоченности. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сущность и значение внутригрупповой сплоченности.

2020-04-01 113
Сущность и значение внутригрупповой сплоченности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Уже на самих ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. Человек проводит всю свою жизнь в микро - и макросоциуме. Его развитие, социализация, деятельность, досуг в течение всей жизни осуществляется во множестве различных формальных и неформальных контактных групп. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды. Многие древнегреческие мыслители, в том числе Сократ, прибегали к «групповой форме философствования», чтобы проверить свои идеи о природе, Вселенной и человеческом роде. Средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, дабы очищать душу и постигать божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к социальным группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, наибольшего своего развития они достигли в наше время мощного развития производственных отношений, когда и стали сформировываться коллективы.

Коллектив - контактная группа, характеризующаяся общностью общественно значимых целей ее членов, высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости.

В связи с этим для достижения руководителями различных уровней целей, которые ставятся перед коллективами, необходима целенаправленная деятельность по сплочению команды (группы, коллектива) для решения присущих им задач с наибольшей эффективностью.

Отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр социализирующей деятельности коллектив, что принесло в свою очередь позитивные результаты. Утверждение ведущей роли коллектива в формировании и становлении личности в советские времена стало одним из главных отличий отечественной системы от зарубежных систем. То, что стратометрическая концепция А.В. Петровского получила всемирную известность в психологической науке так же, как и теория поля Курта Левина, было обусловлено повышенным вниманием советских ученых к феноменологии коллектива. Весомый вклад в развитие психологии групп внесли: Е.Л. Кричевский, Я.Л. Коломенский, Е.С. Кузьмин, Г.М. Андреева, В.С. Агеев, В.С. Аванесов, А.И. Донцов, К.К. Платонов, Л.И. Уманский, В.А. Семиченко, Н.И. Шевандрин, С.А.Багрецов, В.В. Наумов, В.М. Львов и другие.

Несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в сокровищнице социальной психологии групп, современные руководители всех уровней испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата. Между тем ученые: И.В. Вачков, В.Э. Пахальян, А.И. Донцов, А.С. Прутченков убедительно показали, что сплочение формальных малых групп может быть вполне успешным за сравнительно небольшой промежуток времени за счет проведения социально-психологических тренингов, коллективных игр и специально организуемой совместной деятельности. Более того, исследования Н.И. Шевандрина, В.С. Аванесова и других ученых показали то, что в сплоченных коллективах их члены более успешно работают, быстрее адаптируются, ощущают себя более защищенными. Им в меньшей степени присущи фобии, агрессивность, гиперзастенчивость и неуверенность в себе. Актуальность темы нашего исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в формировании сплоченных коллективов (как мощного средства социализации личности) с благоприятным микроклиматом в них и недостаточностью инструментально четких методических разработок для психологов, направленных на эффективную реализацию поставленных задач.


 

Сущность и значение внутригрупповой сплоченности.

Предложения

Заключение

 

В данной работе перед нами стояли следующие задачи: раскрыть сущность понятий «внутригрупповая сплоченность, «социально-психологический климат в группе», рассмотреть факторы, влияющие на сплоченность, типы групп по уровню сплоченности, выяснить, как влияет сплоченность и социально-психологический климат в организации на стабильность кадров и результаты совместной деятельности.

Во второй главе курсовой работы была дана характеристика уровня сплоченности в организации на примере ОАО «Завод-Новатор», дана оценка показателей сплоченности различных подразделений предприятия. Проведен анализ факторов внутригрупповой сплоченности.

В третьей главе курсовой работы дана общая оценка сплоченности работников ОАО «Завод-Новатор», сделаны выводы, что сплоченность трудового коллектива является важной социальной характеристикой, представляющей собой единство трудового поведения членов коллектива, основанной на общности интересов, ценностей и норм поведения.

Ключевым моментом в создании сплоченного коллектива является подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей относительно профессиональной деятельности и нравственных аспектов человеческого бытия.

Сплоченность трудового коллектива влияет на результаты работы, на здоровье работников и многое другое. Поэтому эффективное и прибыльное развитие производства будет зависеть от уровня развития трудового коллектива, то есть, прежде всего, от психологического климата.


 

Список использованной литературы

 

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

2. Шлендер П.Э., Маслова В.М., Смирнова М.Е. и др. Управление персоналом организации: учебное пособие / под ред. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

.   Абрамова С.Г. Психологические механизмы управления и о том, как их использовать. - М.. 2008.

.   Аникин Е.М. «Административное право», СПб., 2010 г.

.   Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2010.

.   Государственное управление: основы теории и организации. - М., 2007.

.   Ильин Е.П. Мотивация поведения. - СПб., 2009.

.   Кравченко А.И. Социология менеджмента. - М., 2010.

.   Магомедов К.О. Социология государственной службы. - М., 2007.

.   Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. - СПб., 2010.

.   ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», М., 2010 г.

.   Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. - М., 2010.

.   Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2009-2010 гг.)» // Российская газета, 2010.

.   Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: [Сайт]. - URL: http://www.ecsocman.edu.ru.

.   Соционет: [Научно-образовательная социальная сеть]. Социология. - URL: http://www.socionet.ru/discipline.xml?h=sociologia.


 

Приложение 1

 

Приложение 2

Приложение 3

 

Цех Процент выбравших Отдел Процент выбравших
Профессиональный рост и развитие: перспективы собственного развития, возможность личного и профессионального роста, карьеры 59,1% Высокая заработная плата 80%
Гарантия стабильности: постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем. 54,5% Содержание работы: важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю 60%
Высокая заработная плата 50% Гарантия стабильности: постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем. Социальные льготы: развитая система социальных льгот, пособий и поддержки со стороны компании. Профессиональный рост и развитие: перспективы собственного развития, возможность личного и профессионального роста, карьеры. Самостоятельность в работе: возможность самому определять методы и способы решения рабочих заданий, самостоятельно планировать время и усилия на их выполнение 40%
Хорошие условия труда: близость к дому, нормальные бытовые условия, приемлемый график рабочего времени и т.д. 45,5%    
Содержание работы: важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю Самостоятельность в работе: возможность самому определять методы и способы решения рабочих заданий, самостоятельно планировать время и усилия на их выполнение 22,7%    
Социальные контакты: хорошие отношения с начальством и коллегами, возможность дружеского общения. Социальные льготы: развитая система социальных льгот, пособий и поддержки со стороны компании 18,2% Хорошие условия труда: близость к дому, нормальные бытовые условия, приемлемый график рабочего времени и т.д. Социальные контакты: хорошие отношения с начальством и коллегами, возможность дружеского общения. Признание моих успехов и достижений в работе со стороны коллег и руководства 0%
Признание со стороны коллег: Признание моих успехов и достижений в работе со стороны коллег и руководства 4,5%    

 

Введение

 

Уже на самих ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. Человек проводит всю свою жизнь в микро - и макросоциуме. Его развитие, социализация, деятельность, досуг в течение всей жизни осуществляется во множестве различных формальных и неформальных контактных групп. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды. Многие древнегреческие мыслители, в том числе Сократ, прибегали к «групповой форме философствования», чтобы проверить свои идеи о природе, Вселенной и человеческом роде. Средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, дабы очищать душу и постигать божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к социальным группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, наибольшего своего развития они достигли в наше время мощного развития производственных отношений, когда и стали сформировываться коллективы.

Коллектив - контактная группа, характеризующаяся общностью общественно значимых целей ее членов, высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости.

В связи с этим для достижения руководителями различных уровней целей, которые ставятся перед коллективами, необходима целенаправленная деятельность по сплочению команды (группы, коллектива) для решения присущих им задач с наибольшей эффективностью.

Отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр социализирующей деятельности коллектив, что принесло в свою очередь позитивные результаты. Утверждение ведущей роли коллектива в формировании и становлении личности в советские времена стало одним из главных отличий отечественной системы от зарубежных систем. То, что стратометрическая концепция А.В. Петровского получила всемирную известность в психологической науке так же, как и теория поля Курта Левина, было обусловлено повышенным вниманием советских ученых к феноменологии коллектива. Весомый вклад в развитие психологии групп внесли: Е.Л. Кричевский, Я.Л. Коломенский, Е.С. Кузьмин, Г.М. Андреева, В.С. Агеев, В.С. Аванесов, А.И. Донцов, К.К. Платонов, Л.И. Уманский, В.А. Семиченко, Н.И. Шевандрин, С.А.Багрецов, В.В. Наумов, В.М. Львов и другие.

Несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в сокровищнице социальной психологии групп, современные руководители всех уровней испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата. Между тем ученые: И.В. Вачков, В.Э. Пахальян, А.И. Донцов, А.С. Прутченков убедительно показали, что сплочение формальных малых групп может быть вполне успешным за сравнительно небольшой промежуток времени за счет проведения социально-психологических тренингов, коллективных игр и специально организуемой совместной деятельности. Более того, исследования Н.И. Шевандрина, В.С. Аванесова и других ученых показали то, что в сплоченных коллективах их члены более успешно работают, быстрее адаптируются, ощущают себя более защищенными. Им в меньшей степени присущи фобии, агрессивность, гиперзастенчивость и неуверенность в себе. Актуальность темы нашего исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в формировании сплоченных коллективов (как мощного средства социализации личности) с благоприятным микроклиматом в них и недостаточностью инструментально четких методических разработок для психологов, направленных на эффективную реализацию поставленных задач.


 

Сущность и значение внутригрупповой сплоченности.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.