Глава 1. Теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из неблагополучных семей — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из неблагополучных семей

2020-03-31 144
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из неблагополучных семей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из неблагополучных семей

1.1 Психологические особенности подросткового возраста

1.2 Проблема агрессивности личности в современной психологии. Подростковая агрессивность

1.3 Психологические проблемы подростков из семей с алкогольной зависимостью

Глава 2. Исследование агрессивности у подростков из алкогольнозависимых семей

2.1 Описание методики исследования

2.2 Результаты исследования

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Проблема исследования агрессивности имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране (Ю. Воронов, Е. Маринина, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, О.О. Савина, Л. М. Семенюк, И.А. Фурманов) и за рубежом (А. Бандура, Р. Уолтерс) занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как проблема эта сложна и многогранна. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции агрессивного поведения. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.

В нашей стране и в мире в последнее время приобретает все большую актуальность борьба с алкоголизмом. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Родители, страдающие алкоголизмом, отличаются агрессивным поведением по отношению к своим детям, будучи в состоянии алкогольного опьянения. В свою очередь, дети наследуют механизмы агрессивного поведения, проявляя его в отношениях со взрослыми и сверстниками или по отношению к самим себе. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков из семей с алкогольной зависимостью.

Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучной семье, где родители (один из родителей) страдают алкогольной зависимостью.

Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в семье с алкогольной зависимостью.

Объект исследования - дети подросткового возраста из неблагополучных семей (семей с алкогольной зависимостью).

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1.Изучить теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из алкогольно зависимых семей.

2. Провести исследование, направленное на определение уровня агрессивности у детей, воспитывающихся в алкогольно зависимой семье.

Гипотеза: уровень агрессивности будет выше у детей, которые воспитываются в алкогольно зависимой семье, чем у детей, воспитывающихся родителями, не злоупотребляющими алкоголем.

Характеристика выборки: в исследовании принимали участие 5 подростков 14 - 15 лет из алкогольно зависимых семей и 5 подростков 14 - 15 лет из семей, не злоупотребляющих алкоголем.

Методы исследования:

- наблюдение;

- беседа;

- методика "Агрессивность" Басса - Дарки.

 


Результаты исследования

 

Результаты исследования показали тенденцию преобладания у детей из алкогольно зависимых семей всех показателей агрессивности (См. приложение).

В результате диагностирования по Методике Басса-Дарки, мы получили результаты по двум основным показателям:

Индекс враждебности, которые включает в себя шкалы 5 - обида и 6 -подозрительность. Это реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Индекс агрессивности, которая включает в себя шкалы 1 - физическая агрессия, 3 -раздражение, 7 - вербальная агрессия. Это выражение негативных чувств при малейшем возбуждении вербально или физически.

У детей из семей, где злоупотребляют алкоголем, показатель индекса враждебности в среднем в норме - 8,2.

У 20 % детей из алкогольно зависимых семей индекс враждебности превышает норму, у 80% он в норме.

У детей из семей, где злоупотребляют алкоголем, показатель индекса агрессивности превышает норму - 26,4

60% детей из алкогольно зависимых семей имеют оценки превышающие норму, 40 % имеют величину индекса, не превышающую норму.

У детей из обычных семей индекс враждебности в среднем нормальный - 8,2.

У 100 % индекс враждебности в норме.

У детей из обычных семей индекс агрессивности в среднем в норме - 26,4.

20 % детей имеют оценки, превышающие норму, 80 % имеют величину индекса, являющуюся нормальной.

Таким образом, у детей из алкогольно зависимых семей в среднем нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности; у детей из семей, в которых не злоупотребляют алкоголем, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности.

У детей из алкогольно зависимых семей в большей степени выражены враждебность (на 20 %) и агрессивность (на 40 %).

 


Заключение

 

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив.

Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально - психологические факторы (дезинтеграция семьи, в том числе в результате её алкоголизации, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Исследование агрессивности у детей из алкогольно зависимых семей выявило у них в среднем нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности; у детей из семей, в которых не злоупотребляют алкоголем, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности.

У детей из алкогольно зависимых семей в большей степени выражены враждебность и агрессивность.

Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, несдержанность. Общаясь с ними педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние агрессивного подростка: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворённости. Взрослый человек должен почувствовать внутренние переживания ребёнка, помочь ему почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.

Педагог, работая с детьми с повышенной агрессивностью, должен быть внимателен, прогнозировать действия ребёнка, а также строить свою работу так, чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для него ситуации. Должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении, в настроении детей.

Необходима также комплексная работа психолога, социального работника и др. с алкогольно зависимой семьёй.

 


Список литературы

 

1. Бандура, А. Подростковая агрессия. - М., 1999.

2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. — М.: «Академия», 2002.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000.

4. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980.

5. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Аст - Пресс, 1989.

6.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: «УРАО», 1998

7. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, 1999.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: «Академия», 1997.

9. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.

10. Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана — СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2002.

11. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.- 1996. - №5. С. 3-18.

12. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., 2004.

13. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Российское психологическое общество, 1998.

14. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 1996.

15. Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Мн.: 1996.

16. Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. – М.: Прогресс, 2003.


Приложение

 

Методика "Агрессивность" Басса - Дарки

 

Дети из алкогольно зависимых семей

№ п/п Фа Ка Р Н О П Ва Чв Ив Иа
1 10 6 6 5 2 3 10 6 5 26
2 10 5 9 5 4 4 12 7 9 31
3 6 6 6 5 4 5 9 2 8 21
4 9 4 8 4 3 4 10 3 7 27
5 10 6 8 7 5 7 9 8 12 27
ср. зн. 9 5,4 7,4 5,2 3,6 4,6 10 5,2 8,2 26,4

 

Дети из семей, где не злоупотребляют алкоголем

№ п/п Фа Ка Р Н О П Ва Чв Ив Иа
1 6 4 5 3 3 6 6 5 9 17
2 9 4 8 3 3 6 9 5 9 26
3 6 3 7 7 4 4 4 3 8 17
4 4 8 5 5 6 3 8 6 9 17
5 9 6 8 7 5 3 5 8 8 22
ср. зн. 6,8 5 6,6 5 4,2 4,4 6,6 5,4 8,6 19,8

 


[1] Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: «УРАО», 1998. С.113.

[2] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: «Академия», 1997. С. 217.

[3] Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана — СПб., 2002. С. 326.

[4] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997. С. 356.

[5] Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000. С. 152.

[6] Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Российское психологическое общество. 1998. С. 18.

[7] Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980. С. 84.

[8] Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. — М.: «Академия», 2002. С. 114.

[9] Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, 1999. С. 48.

[10] Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, 1999. С. 51.

[11] Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, 1999. С. 75.

[12] Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.- 1996. - №5. С. 16.

[13] Там же. С. 17.

[14] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 1996.. 116.

[15] Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: 1996. С. 48.

[16] Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. — М.: «Академия», 2002.С. 81.

[17] Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. — М.: «Академия», 2002. С. 84.

[18] Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. – М.: Прогресс, 2003. С. 37.

[19] Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. – М.: Прогресс, 2003. С. 65.

[20] Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. – М.: Прогресс, 2003. С. 67.

[21] Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. – М.: Прогресс, 2003. С. 74.

[22]. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: 1996. С. 231.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из неблагополучных семей

1.1 Психологические особенности подросткового возраста

1.2 Проблема агрессивности личности в современной психологии. Подростковая агрессивность

1.3 Психологические проблемы подростков из семей с алкогольной зависимостью

Глава 2. Исследование агрессивности у подростков из алкогольнозависимых семей

2.1 Описание методики исследования

2.2 Результаты исследования

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Проблема исследования агрессивности имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране (Ю. Воронов, Е. Маринина, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, О.О. Савина, Л. М. Семенюк, И.А. Фурманов) и за рубежом (А. Бандура, Р. Уолтерс) занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как проблема эта сложна и многогранна. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции агрессивного поведения. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.

В нашей стране и в мире в последнее время приобретает все большую актуальность борьба с алкоголизмом. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Родители, страдающие алкоголизмом, отличаются агрессивным поведением по отношению к своим детям, будучи в состоянии алкогольного опьянения. В свою очередь, дети наследуют механизмы агрессивного поведения, проявляя его в отношениях со взрослыми и сверстниками или по отношению к самим себе. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков из семей с алкогольной зависимостью.

Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучной семье, где родители (один из родителей) страдают алкогольной зависимостью.

Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в семье с алкогольной зависимостью.

Объект исследования - дети подросткового возраста из неблагополучных семей (семей с алкогольной зависимостью).

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1.Изучить теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из алкогольно зависимых семей.

2. Провести исследование, направленное на определение уровня агрессивности у детей, воспитывающихся в алкогольно зависимой семье.

Гипотеза: уровень агрессивности будет выше у детей, которые воспитываются в алкогольно зависимой семье, чем у детей, воспитывающихся родителями, не злоупотребляющими алкоголем.

Характеристика выборки: в исследовании принимали участие 5 подростков 14 - 15 лет из алкогольно зависимых семей и 5 подростков 14 - 15 лет из семей, не злоупотребляющих алкоголем.

Методы исследования:

- наблюдение;

- беседа;

- методика "Агрессивность" Басса - Дарки.

 


Глава 1. Теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из неблагополучных семей


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.