Переход наречий в другую часть речи — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Переход наречий в другую часть речи

2020-04-01 376
Переход наречий в другую часть речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НАРЕЧИЕ

 

К наречиям относятся неизменяемые слова, обозначающие признак действия, состояния, качества предмета или другого признака: писать быстро и красиво; ребенку очень весело; весьма приятный, разговаривать крайне любезно. Наречие отвечает на вопросы как? когда? где? по какой причине? с какой целью? в какой степени? Наречия не имеют форм словоизменения (они не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам, ни по временам), за исключением качественных наречий, которые имеют степени сравнения. Наречия примыкают к глаголам, именам прилагательным, наречиям, а также к особым словам, называющим состояния живых существ и окружающей среды, т.е. к словам категории состояния. Наречия, примыкающие к существительным, определяют характер субстантивированного действия, например прогулка пешком, разговор по-французски, бег трусцой и т.д. Основная синтаксическая функция наречий — быть обстоятельствами (образа действия, времени, места, причины, цели, степени), реже они бывают несогласованными определениями или сказуемыми. Например: На нем была рубашка навыпуск (наречие в роли несогласованного определения); Его выступление было кстати (наречие в роли сказуемого).

По лексическому значению наречия делятся на две группы — наречия определительные и наречия обстоятельственные. Определительные наречия обозначают качественные и количественные признаки действий, качеств, состояний и других признаков. Они делятся на несколько подразрядов.

 

Подразряды Вопросы, на которые  отвечают наречия Примеры
Качественные как? хорошо работать, отвечать взволнованно, откровенно вызывающий
Количественные сколько? во сколько раз? в какой степени? много говорить, больше вдвое, весьма кстати
Образа и способа действия   как? каким образом?   подойти вплотную, говорить басом, сделать вручную
Сравнительно-уподобительные   как?   по-летнему жарко, выть по-волчьи, сварить кофе по-турецки
Совместности   как?   шли вдвоем, летели стаями

Примечание. Наречия двух последних подразрядов в школьном курсе рассматриваются в составе наречий образа и способа действия.

Обстоятельственные наречия обозначают временные, пространственные, причинные и целевые отношения. Они делятся на несколько подразрядов.

 

Подразряды   Вопросы, на которые отвечают наречия   Примеры  
Наречия места   где? куда? откуда?   живет рядом, пришел сюда, был там, послышалось издалека  
Наречия времени   когда? с каких пор? и др.   приехал вчера днем, сначала растерялся
Наречия причины   почему?   сказал сгоряча, пришёл поневоле  
Наречия цели   зачем?   сделать назло, испортить умышленно  

 

Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Различают пять разрядов наречий по образованию:

1) наречия, соотносительные с местоимениями (откуда, почему, по-твоему и т.д.);

2) наречия, соотносительные с именами существительными (утром, сначала, побоку, на часах и т. д.);

3) наречия, соотносительные с именами числительными (дважды, впервые, вчетвером и т. д.);

4) наречия, соотносительные с именами прилагательными (по-гречески, геройски, наудалую, нежданно-негаданно и т.д).

5) наречия, соотносительные с глаголами (нехотя, походя, отродясь и т.д.).

 

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЙ НАРЕЧИЙ

 

Как и у имен прилагательных, категория степеней сравнения наречий образуется противопоставлением трех форм: положительной, сравнительной и превосходной степени. Формы степеней сравнения образуются только от определительных наречий способа действия с качественным значением, соотносительных с качественными прилагательными: весело, красиво и др. Образование форм степеней сравнения наречий в целом сходно с образованием форм степеней сравнения прилагательных: веселый — веселее и весело — веселее, красивый — красивее всех и красиво — красивее всех.

Сравнительная степень образуется синтетически и аналитически. Для образования синтетической (простой) формы сравнительной степени следует после усечения наречного суффикса - о прибавить к основе наречия суффиксы - ее, - ей, - е, - ше, - же: красив-о — красив- ee, сух-о — суш-е, далек-о — даль-ше, глубок-о — глуб-же. Аналитическая форма сравнительной степени образуется прибавлением к форме положительной степени наречия вспомогательных слов более, менее: более красиво, менее красиво. Такие формы воспринимаются как несколько книжные, в разговорной речи чаще употребляется синтетическая форма сравнительной степени.

Превосходная степень обычно образуется аналитически:

1) прибавлением к форме положительной степени вспомогательных слов наиболее, наименее: наиболее громко, наименее быстро;

2) прибавлением к синтетической форме сравнительной степени вспомогательных слов всего, всех: красивее всех, смешнее всего. Синтетическая форма превосходной степени наречий (с суффиксами -ейше, -айше) в современном языке используется крайне редко и воспринимается как архаичная: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.

II группа.

Обособленную группу составляют слова типа можно, нужно, надо, нельзя с модальным значением возможности или необходимости совершения действия. Они не изменяются, но семантических свойств наречия (значение вторичного признака) и его синтаксических свойств (сочетаемости с личными формами глагола и прилагательным) не имеют: Нельзя забывать добро. Надо проститься с друзьями. Эти слова (надо, нельзя, можно, нужно, стыдно, боязно, жаль, совестно) не находят соответствия в других частях речи современного русского языка.

III группа.

Самую многочисленную группу слов категории состояния составляют слова на — О — типа холодно, весело, скучно. Их грамматическими омонимами являются наречия (светло) и краткие прилагательные в среднем роде (удобный — удобно).

Эти омонимичные формы различаются по значению и синтаксической функции.

Краткое прилагательное, как известно, называет признак предмета и употребляется только в роли сказуемого двусоставного предложения, всегда согласуясь с подлежащим (Небо ясно. Пальто хорошо. Вечер тих).

Наречие на О называет признак действия или другого признака и, употребляясь только в роли обстоятельства, зависит от глагола, реже — от прилагательного (мыслит ясно, сделал хорошо, смеялся тихо, удивительно красивые глаза).

Слова категории состояния на — О называют состояние природы, лица или выражают значение возможности — невозможности, необходимости (Ему можно, нельзя, нужно, необходимо и т.п. петь). Слова категории состояния, в отличие от прилагательных, не изменяются по родам и числам и употребляются в роли сказуемого безличных предложений. В этой функции не могут выступать ни наречия, ни имена прилагательные.

Слова категории состояния, качественные наречия на — О и краткие прилагательные среднего рода имеют омонимичные формы степеней сравнения (трудно — труднее, больно — больнее, плохо — хуже). Различаются они по синтаксической функции:   Приятно иметь друзей, еще приятнее самому быть другом. Сегодня голос звучал приятнее.

 

 

СОСТОЯНИЯ

Мне грустно потому, что весело тебе (М.Лермонтов).

 I. Грустно – слово категории состояния, обозначает состояние человека.

 II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма – грустно.

2. Постоянные признаки:

 а) соотнесённость с наречием;

 б) обозначает состояние человека;

3. Непостоянные признаки: положительная степень сравнения.

III. Синтаксическая функция – именная часть составного именного сказуемого.

 

 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ТЕСТЫ

         ПО НАРЕЧИЮ И СКС

Задание № 1

Определите разряд наречий по значению (качественные, меры и степени, образа и способа действия, сравнительно-уподобительные, места, времени, причины, цели):

Вдвое, вприпрыжку, вручную, всюду, высоковато, давненько, неспроста, напоказ, вихрем, слишком, по-летнему.

Задание № 2

Определите мотивирующую часть речи и способ образования наречия (мотивировано прилагательным, существительным, числительным, глаголом, наречием):

Искренне, вдалеке, впервые, навсегда, по-дружески, вниз, наверху, некстати, вплотную, быстро.

Задание № 3

Образуйте наречия от указанных слов:

1. Прежний, пустой, далёкий, редкий, крутой, частый, верный, аккуратный.

2. Сквозь, завтра. Много, вчера, всегда.

3. Низ, верх, даль, ширь, круг.

Задание № 4

Найдите неправильный вариант, исправьте ошибку.

1. Политик должен вести себя гибче.

2. Техника нового поколения проще в эксплуатации.

3. Новое лекарство действует более эффективно.

Задание № 5

Перепишите текст, раскрывая скобки. Сделайте морфологический разбор пяти наречий.

Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется (в)толщину. Голова у Ивана Никифоровича похожа на редьку хвостом (в)низ; голова Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом (в)верх. Иван Иванович только после обеда лежит в единой рубашке (под)навесом; (в) вечеру же надевает бекешу и идет куда(нибудь): или к городовому магазину, куда он поставляет муку, или в поле ловит перепелов. Иван Никифорович лежит весь день на крыльце; если не слишком жаркий день, то, обыкновенно выставив спину на солнце, и никуда не хочет идти. Если вздумается утром, то пройдёт (по)двору, осмотрит хозяйство и опять (на)покой. (Г.)

Задание № 6

Какую грамматическую характеристику вы дадите приведённым словоформам? Все ли они должны быть отнесены к наречиям?

Без улыбки (говорил), без конца (повторял), без обиняков, без оглядки, без отказа, без промаху, без разбору; до востребования, до завтра, до слез (расстроился), до смерти; в глаза (сказать), в головах, в голос (реветь), в меру, в обнимку.

Что общего с наречиями у предложно-падежных форм существительных, употребляющихся в обстоятельственной функции?

Задание № 7

Определите разряд наречий по значению. Перепишите, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. Произведите морфологический разбор подчеркнутых наречий.

1. Обыкновенные лесные и полевые дорожки тороп…тся (по)скорее провести путника, куда ему надо. 2. Тропа (не)пустует (ни, не)днем, (ни, не) ночью; в любое время суток кто(нибудь) и где(нибудь) шагает берегом реки. 3. Тихо и покорно дог…рела вечерняя заря. 4. А в котле заманчиво булькает (ни)с чем (н…)сравнимая рыбацкая уха, пр…правле…ая лавровым листом и (на)двое разреза…ой луковицей. Леса уходили (в)низ, в весёлую даль, где лежало среди зар…слей озеро. 6. Неприятное осталось (по)зади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рас…охшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. 7. Тогда Чайковскому (с)горяча пок…залось, что он был прав. (Пауст.). 8. Надо было (тот)час возвращаться домой, садиться за рояль и (на)спех записывать проигранное на листках линова…ой бумаги.

Задание № 8

Определите разряды по значению слов категории состояния и укажите их грамматические значения.

Любопытно, опрометчиво, резонно, много, тяжело, желательно, надо, тошно, неохота (разговаривать), высоко, грех, отрадно.

Задание №9

Объясните, на основе каких признаков слова категории состояния отграничиваются от наречий, кратких прилагательных среднего рода, существительных. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

1. Шел дождь, было темно и грязно. (А. Чехов). 

2. Лицо его (Пьера) было уныло и мрачно. (А. Толстой).

3. Грех тебе так горько упрекать отца родного. (А. Пушкин).

4. Мне грустно потому, что весело тебе. (Лермонтов).

Задание № 10

Определите, к каким частям речи относятся формы степеней сравнения; охарактеризуйте их синтаксическую роль.

1. Стало теплее, чуть проступало в небе перламутровое солнце. (Б. Зайцев).

2. Наиболее многообразно и свободно комбинируются номинативные значения существительных, особенно конкретного, вещественного характера. (В. В. Виноградов).

3. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И. Тургенев).

Задание № 11

Выделите слова категории состояния и разберите их по схеме:

1. Часть речи.

2. Семантический разряд.

3. Морфологические свойства.

4. Структурно словообразовательные особенности.

5. Характер синтаксической связи с другими словами и синтаксическая функция:        

1. Было бы очень странно, если бы вы были богаты. (Б. Зайцев).

2. «Ты всё бродишь, - сказала Наталья Григорьевна, - пора бы и ложиться. Завтра тебя не подымешь». (Б. Зайцев).

3. Что-то кольнуло ей в сердце. Почти неприятно было, что его встретила, - или казалось, что неприятно. (Б. Зайцев).

Задание № 12

Покажите роль слов категории состояния как изобразительного средства на материале повести А.П. Чехова «Степь».

 

НАРЕЧИЕ

 

К наречиям относятся неизменяемые слова, обозначающие признак действия, состояния, качества предмета или другого признака: писать быстро и красиво; ребенку очень весело; весьма приятный, разговаривать крайне любезно. Наречие отвечает на вопросы как? когда? где? по какой причине? с какой целью? в какой степени? Наречия не имеют форм словоизменения (они не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам, ни по временам), за исключением качественных наречий, которые имеют степени сравнения. Наречия примыкают к глаголам, именам прилагательным, наречиям, а также к особым словам, называющим состояния живых существ и окружающей среды, т.е. к словам категории состояния. Наречия, примыкающие к существительным, определяют характер субстантивированного действия, например прогулка пешком, разговор по-французски, бег трусцой и т.д. Основная синтаксическая функция наречий — быть обстоятельствами (образа действия, времени, места, причины, цели, степени), реже они бывают несогласованными определениями или сказуемыми. Например: На нем была рубашка навыпуск (наречие в роли несогласованного определения); Его выступление было кстати (наречие в роли сказуемого).

По лексическому значению наречия делятся на две группы — наречия определительные и наречия обстоятельственные. Определительные наречия обозначают качественные и количественные признаки действий, качеств, состояний и других признаков. Они делятся на несколько подразрядов.

 

Подразряды Вопросы, на которые  отвечают наречия Примеры
Качественные как? хорошо работать, отвечать взволнованно, откровенно вызывающий
Количественные сколько? во сколько раз? в какой степени? много говорить, больше вдвое, весьма кстати
Образа и способа действия   как? каким образом?   подойти вплотную, говорить басом, сделать вручную
Сравнительно-уподобительные   как?   по-летнему жарко, выть по-волчьи, сварить кофе по-турецки
Совместности   как?   шли вдвоем, летели стаями

Примечание. Наречия двух последних подразрядов в школьном курсе рассматриваются в составе наречий образа и способа действия.

Обстоятельственные наречия обозначают временные, пространственные, причинные и целевые отношения. Они делятся на несколько подразрядов.

 

Подразряды   Вопросы, на которые отвечают наречия   Примеры  
Наречия места   где? куда? откуда?   живет рядом, пришел сюда, был там, послышалось издалека  
Наречия времени   когда? с каких пор? и др.   приехал вчера днем, сначала растерялся
Наречия причины   почему?   сказал сгоряча, пришёл поневоле  
Наречия цели   зачем?   сделать назло, испортить умышленно  

 

Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Различают пять разрядов наречий по образованию:

1) наречия, соотносительные с местоимениями (откуда, почему, по-твоему и т.д.);

2) наречия, соотносительные с именами существительными (утром, сначала, побоку, на часах и т. д.);

3) наречия, соотносительные с именами числительными (дважды, впервые, вчетвером и т. д.);

4) наречия, соотносительные с именами прилагательными (по-гречески, геройски, наудалую, нежданно-негаданно и т.д).

5) наречия, соотносительные с глаголами (нехотя, походя, отродясь и т.д.).

 

ПЕРЕХОД НАРЕЧИЙ В ДРУГУЮ ЧАСТЬ РЕЧИ

Утрачивая свое основное значение и функцию, некоторые наречия могут переходить в предлоги, союзы, частицы, модальные слова.

В предлоги в зависимости от контекста переходят наречия вдоль, мимо, впереди, вокруг, позади, после и др. Ср.: Небо молнией летучей опоясалось кругом (Тютч.) (наречие) — Много звезд в безмолвии ночном горит, блестит кругом луны на небе голубом (Барат.) (предлог).

В союзы переходят наречия едва, пока, покамест, точно, потому и др. Ср.: Она вздрогнула едва приметно и покачала головой (Л.) (наречие) — Едва она (Татьяна Аркадьевна) успела это произнести, как у дверей передней громко затрещал звонок (Купр.) (союз).

В качестве союзных слов употребляются местоименные наречия где, куда, откуда, почему, зачем, отчего, когда и др. Ср.: Зачем у вас я на примете? (П.) (наречие) — Временами Сережка забывал, зачем он здесь (Фад.) (наречие в роли союзного слова).

В частицы могут переходит наречия уже (уж), еще, просто, прямо, точно и др. Ср.: Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг (П.) (наречие) — Вот еще выдумал, старый проказник! — Думай не думай, а будет нам праздник (Н.) (частица).

В модальные слова переходят наречия верно, положительно, наверняка, решительно, видимо и др. Ср.: Их узорчатые края, пушистые и легкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением (Т.) (наречие) — Я заметил, что Дерсу собирается меня что-то спросить, но, видимо, стесняется (Арс.) (модальное слово).

 

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЙ НАРЕЧИЙ

 

Как и у имен прилагательных, категория степеней сравнения наречий образуется противопоставлением трех форм: положительной, сравнительной и превосходной степени. Формы степеней сравнения образуются только от определительных наречий способа действия с качественным значением, соотносительных с качественными прилагательными: весело, красиво и др. Образование форм степеней сравнения наречий в целом сходно с образованием форм степеней сравнения прилагательных: веселый — веселее и весело — веселее, красивый — красивее всех и красиво — красивее всех.

Сравнительная степень образуется синтетически и аналитически. Для образования синтетической (простой) формы сравнительной степени следует после усечения наречного суффикса - о прибавить к основе наречия суффиксы - ее, - ей, - е, - ше, - же: красив-о — красив- ee, сух-о — суш-е, далек-о — даль-ше, глубок-о — глуб-же. Аналитическая форма сравнительной степени образуется прибавлением к форме положительной степени наречия вспомогательных слов более, менее: более красиво, менее красиво. Такие формы воспринимаются как несколько книжные, в разговорной речи чаще употребляется синтетическая форма сравнительной степени.

Превосходная степень обычно образуется аналитически:

1) прибавлением к форме положительной степени вспомогательных слов наиболее, наименее: наиболее громко, наименее быстро;

2) прибавлением к синтетической форме сравнительной степени вспомогательных слов всего, всех: красивее всех, смешнее всего. Синтетическая форма превосходной степени наречий (с суффиксами -ейше, -айше) в современном языке используется крайне редко и воспринимается как архаичная: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.