Сущность межбюджетных отношений — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Сущность межбюджетных отношений

2020-04-01 106
Сущность межбюджетных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Это отношения между органами власти преимущественно разных уровней по разграничению на постоянной (без ограничения сроком) основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и в максимально возможной степени доходных источников, а также межбюджетному регулированию: возможному распределению некоторых налогов по временным нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах, в целях обеспечения доступа граждан на всей территории страны к получению бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже минимально необходимого уровня.

Бюджетное регулирование - выравнивание финансовых возможностей территорий. Потребность в таком регулировании возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов не хватает по объективным причинам средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично, для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

Основными инструментами бюджетного регулирования являются:

дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

субвенции - межбюджетные трансферты, предоставляемые нижестоящим бюджетам из вышестоящего бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении государственных делегированных полномочий, преданных в установленном порядке;

субсидии - межбюджетные трансферты, предоставляемые нижестоящим бюджетам из вышестоящего бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении собственных полномочий получаемой стороны или полномочий по предметам совместного ведения получаемой и передаваемой сторон;

иные межбюджетные трансферты.

Межбюджетные отношения являются одним из основных инструментов преодоления последствий неравенств, проявляющихся, в конечном счете, в форме дефицита внутренних (собственных) доходных источников бюджетов.19

Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах:

· Сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;

·   Четкое законодательное разграничение расходных полномочий между органами власти разных уровней и соответствующих им расходов, а также доходных источников (полностью или частично) между звеньями бюджетной системы;

·   Максимально возможное разграничение на постоянной основе доходных источников (полностью или частично) в качестве закрепленных доходов между бюджетами разных уровней;

·   Сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;

·   Равенство прав в межбюджетных отношениях субъектов Федерации с федеральным центром и муниципальных образований с органами власти субъектов Федерации;

·   Применение в межбюджетном регулировании для всех субъектов Федерации, а внутри каждого из них для всех муниципальных образований единых методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные и групповые особенности;

·   Обязательность компенсации недостающих средств при увеличении расходов бюджетов или снижении их доходов, являвшихся следствием решений, принятых органами власти другого уровня;

·   Недопустимость изъятия или принудительной централизации в бюджеты другого уровня собственных доходов, закрепленных на постоянной основе, дополнительно полученных или сэкономленных бюджетных средств;

·   Недопустимость изменения ранжирования территориальных образований по бюджетной обеспеченности в сопоставимых условиях при передаче им средств из вышестоящего бюджета в порядке межбюджетного регулирования;

·   Взаимная ответственность органов власти разных уровней за соблюдением обязательств по межбюджетным отношениям;

·   Наличие достоверной информации о финансовой обеспеченности территориальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета другого уровня;

·   Прозрачность и гласность межбюджетных отношений, простота расчетов, понятная не только специалистам в этой сфере, но и политикам, принимающим бюджет.

Целями организации системы межбюджетных отношений являются:

· выравнивание бюджетной обеспеченности;

·   стимулирование роста налогового потенциала;

·   финансовое управление территориальным развитием, снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Предоставление финансовой помощи субъектам РФ и муниципальным образования регулируется положениями главы 16 «Межбюджетные трансферты» Бюджетного кодекса РФ, которая в первоначальной редакции именовалась «Межбюджетные отношения». В результате внесенных поправок это, с одной стороны, сузило круг регулируемых данной главой отношений, с другой - отразило сложившуюся в настоящее время практику межбюджетных отношений.

В соответствии со статьей 6 Кодекса межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

Целью распределения межбюджетных трансфертов является повышение возможностей субъектов РФ с низкой бюджетной обеспеченностью финансировать закрепленные за ними расходы и тем самым обеспечить выравнивание доступа граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.

Законодательством установлено, что бюджетам субъектов РФ могут предоставляться межбюджетные трансферты для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

Согласно статье 135 НК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ предоставляются в форме:

· дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

·   субсидий местным бюджетам;

·   субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·   субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъекта Российской Федерации;

·   иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.