Теоретические аспекты исследования особенностей подростков -делинквентов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Теоретические аспекты исследования особенностей подростков -делинквентов

2020-04-01 234
Теоретические аспекты исследования особенностей подростков -делинквентов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты исследования особенностей подростков-делинквентов

Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

Причины и условия формирования делинквентного поведения

Личностные особенности делинквентных подростков

. Эмпирическое исследование личностных особенностей у подростков-дилинквентов

Организация и методики исследования

Описание результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Проблема делинквентного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Отклоняющееся поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой делинквентного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий.

Во все времена делинквентное поведение оценивалось как стремление к разрушению, насилию, жестокости, причинения вреда другим людям. В современном обществе большую тревогу и озабоченность психологов и педагогов вызывает детское деструктивное поведение.

Особо пристальный интерес <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81> в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Целью данной работы является исследование личностных характеристик и самооценки подростков с делинквентным поведением, путем сравнения их с подростками не нарушавших закон.

Объектом исследования являются подростки с делинквентным поведением и подростки, не нарушающие закон.

Предметом исследования являются личностные характеристики и самооценка у подростков с делинквентным поведением.

Гипотезой в курсовой работе стало предположение о том, что есть различия в личностных характеристиках и самооценке между подростками с делинквентным поведением и подростками не склонными к нарушению закона.

Исходя из цели нашей работы, мы выдвигаем следующие задачи:

1.  Проанализировать литературу по проблеме исследования

2. Выявить уровень самооценки у подростков с делинквентным поведением и подростков не склонных к нарушению закона;

.   Определить личностные особенности у подростков с делинквентным поведением и подростков не склонных к нарушению закона;

.   Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.

Методы исследования: анализ литературы и тестирование

Методики исследования:

1.  Методика исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации АМ. Прихожан

2. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (подростковый вариант)

Практическая значимость: возможность использования результатов исследования для профилактики и психолого-педагогической коррекции девиантного и делинквентного поведения.

 


Теоретические аспекты исследования особенностей подростков -делинквентов

 

Эмпирическое исследование личностных особенностей у подростков-делинквентов

 

Методики исследования

1. Методика исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан[28].

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Вам предлагалось оценить семь таких линий. Они обозначают:

1. здоровый человек

2. ум, способности

.   характер;

.   авторитет у сверстников

.   умение многое делать своими руками

.   внешность

.   уверенность в себе

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить высоту самооценки - от «0» до знака «-»;

Рассчитывался средний показатель уровня самооценки (Приложение 1)

. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (подростковый вариант) [28]

Тест для исследования личностных особенностей подросков разработан Р.Б. Кеттеллом

В описываемом варианте он содержит 13 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа, которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований и 14-й шкалы лжи. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 14 шкал опросника.

1. Фактор А /шизотемия-аффектомия/.

2. Лож

.   Фактор C /степень эмоциональной устойчивости/

.   Фактор D /флегматичность-возбудимость/.

.   Фактор Е /пассивность-доминантность/.

.   Фактор F /осторожность-легкомыслие/.

.   Фактор G /степень принятия моральных норм/..

.   Фактор H /робость, застенчивость - смелость, авантюризм/

.   Фактор I /реализм - сензитивность/

.   Фактор J /неврастения, фактор Гамлета/.

.   Фактор O /самоуверенность - склонность к чувству вины/

.   Фактор Q2 /степень групповой зависимости/

.   Фактор Q3 / степень самоконтроля/

.   Фактор Q4 /степень внутреннего напряжения/

Обработка производится по ключу (Приложение 2)

 


Заключение

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели особенности личности подростков, склонных к делинквентному поведению.

Большинство ученых сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер, не являются противоправными и со временем исчезают.

Характер делинквентного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные, противоправные формы поведения.

Отклоняющееся: агрессивное или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Делинквентное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели самооценку и личностные характеристики подростков, стоящих на учете в детской комнате милиции и сравнили их с подростками не склонными к нарушению закона.

Проведенное исследование показало, что у большинства подростков -делинквентов завышен самооценка, низкая эмоциональная и волевая регуляция, склонность к нарушению норм и правил, руководству собственными приоритетами, что в общем позволяет говорить о личностной и социальной незрелости подросток, склонных к нарушению закона.

Полученные в ходе нашего исследования результаты могут быть использованы при коррекции делинквентного поведения, его профилактики.

 


Список литературы

1.      Айхорн А. Трудный подросток. - М., 2001.

2. Антонин Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М 1991.

3.      Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.

4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.

.   Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. - М., 1996. - № 1

.   Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. - М., 1996. - № 1

.   Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993 Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М. И, Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 240 с.

.   Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 1984. т.5 Трудное детство.

.   Глинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПб., 1993.

.   Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. Ю.А. Никитина. М.,1996.

.   Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты/ Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. М.: Тверь; Ярославль, 2001.

12.    Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 1981.

.        Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с.

14. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.

15.    Каминер А. М., Майорова Е. А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 83 с.

16. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979

17.    Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. - М., 1992.

.        Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001,-160с.

19. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

20.    Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. - М., 1998.

21. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

22.    Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005.-445с.

.        Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999.

24. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994.

25.    Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

26. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. - Киев,1981.

.   Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект, 2005

.   http://vch.narod.ru/file.htm/ Описание психологических тестов, бланки.

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты исследования особенностей подростков-делинквентов

Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

Причины и условия формирования делинквентного поведения

Личностные особенности делинквентных подростков

. Эмпирическое исследование личностных особенностей у подростков-дилинквентов

Организация и методики исследования

Описание результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Проблема делинквентного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Отклоняющееся поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой делинквентного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий.

Во все времена делинквентное поведение оценивалось как стремление к разрушению, насилию, жестокости, причинения вреда другим людям. В современном обществе большую тревогу и озабоченность психологов и педагогов вызывает детское деструктивное поведение.

Особо пристальный интерес <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81> в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Целью данной работы является исследование личностных характеристик и самооценки подростков с делинквентным поведением, путем сравнения их с подростками не нарушавших закон.

Объектом исследования являются подростки с делинквентным поведением и подростки, не нарушающие закон.

Предметом исследования являются личностные характеристики и самооценка у подростков с делинквентным поведением.

Гипотезой в курсовой работе стало предположение о том, что есть различия в личностных характеристиках и самооценке между подростками с делинквентным поведением и подростками не склонными к нарушению закона.

Исходя из цели нашей работы, мы выдвигаем следующие задачи:

1.  Проанализировать литературу по проблеме исследования

2. Выявить уровень самооценки у подростков с делинквентным поведением и подростков не склонных к нарушению закона;

.   Определить личностные особенности у подростков с делинквентным поведением и подростков не склонных к нарушению закона;

.   Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.

Методы исследования: анализ литературы и тестирование

Методики исследования:

1.  Методика исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации АМ. Прихожан

2. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (подростковый вариант)

Практическая значимость: возможность использования результатов исследования для профилактики и психолого-педагогической коррекции девиантного и делинквентного поведения.

 


Теоретические аспекты исследования особенностей подростков -делинквентов

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.