Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-04-01 | 106 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций.
Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
Прежде всего, о развитии сектора малого предпринимательства в Республике Беларусь следует судить по его численности (табл. 1.2).
Таблица 1.2 - Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь по данным Министерства статистики и анализа
Показатели / год | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Количество малых предприятий (МП), тыс. | 27,8 | 29,05 | 31,0 | 32,0 | 33,9 |
Удельный вес малого предпринимательства в ВВП, % | 12,7 | 13,0 | 13,2 | 13,8 | 14 |
Количество индивидуальных предпринимателей (ИП), тыс. | 180,0 | 189,1 | 186,7 | 189,8 | 181,2 |
Численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек, | 381,0 | 383,1 | 387,3 | 389,2 | 378,0 |
Таким образом, количество предприятий малого бизнеса на конец 2008 года составило 33 900. Количество малых предприятий на протяжении последних лет менялось, но незначительно. Роста количества малых предприятий в результате многочисленных перерегистраций практически не наблюдается.
Распространение малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно (рис. 2.1). Центром малого предпринимательства является город Минск. Здесь работает 50% малых предприятий республики. Далее следуют Минская область (12%), Гомельская область (8%), Витебская область (7%), Брестская область (8%), Могилёвская область (7%), Гродненская область (8%). Это объясняется развитой производственной и социальной инфраструктурой г. Минска, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. По формам собственности малые предприятия распределены следующим образом (рис. 2.2).Предполагается, что до конца 2009 года число юридических лиц - субъектов малого бизнеса негосударственной формы собственности увеличится до 34 000, его доля в выручке от реализации товаров (работ и услуг) возрастёт до 30%, а количество занятых в этой сфере, включая индивидуальных предпринимателей, - до 14,5% от экономически активного населения.
|
Рисунок 1.1 - Распределение малых предприятий в разрезе регионов Республики Беларусь
Рисунок 1.2 - Распределение малых предприятий по формам собственности по данным на конец 2008 года
Если говорить об эффективности функционирования малого бизнеса в Республике, то следует рассмотреть следующие показатели (табл. 1.3).
Таблица 1.3 - Анализ основных экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007-2008 года
Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | ||||||
темп роста на МП,% | темп роста по экономике респ., % | прогнозный показа-ель по респ.,% | уд.вес МП в соответ. показателе по респ., % | темп роста на МП,% | темп роста по экономике респ., % | прогнозный показатель по респ., % | уд.вес МП в соответ показателе по респ.,% | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
производство промышленной продукции | 113,8 | 108,0 | 102-103 | 9,5 | 112,1 | 104,1 | 104,5-105,5 | 7,8 |
производство потребительских товаров | 118,0 | 102,5 | 103-104 | 11,4 | 107,5 | 102,8 | 103,5-104,5 | 9,0 |
инвестиции в основной капитал | 118,3 | 96,6 | 102-103 | 6,7 | 113,8 | 96,8 | 103,5-104,5 | 4,3 |
объем розничного товарооборота | 113,8 | 108,5 | 102,5-103,5 | 5,0 | 131,3 | 116,8 | 104,5-105 | 5,6 |
Таким образом, фактические показатели экономического роста по малым предприятиям не только превышают средние по Республике, но и прогнозные (табл. 1.4).
|
Таблица 1.4 - Анализ распределения субъектов малого предпринимательства по отраслям народного хозяйства Республики Беларусь за 1999-2008 года
Наименование отрасли | 1999 | 2003 | 2008 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Промышленность | 18,7 | 21,1 | 22,9 |
Сельское хозяйство | 0,4 | 1,1 | 1,3 |
Транспорт и связь | 5,4 | 6,2 | 5,7 |
Строительство | 11,3 | 11,7 | 12,1 |
Торговля и общ.питание | 48,0 | 42,8 | 41,0 |
Здравоохранение, соцобеспечение | 1,2 | 1,3 | 2 |
Прочие | 14,8 | 14,0 | 16 |
Подобная пропорция распределения предприятий малого бизнеса по отраслям экономики сохраняется в течение последних лет. Оно в целом соответствует общемировой тенденции.
Важным является и тот факт, что на фоне снижения числа убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых растёт (с 21,9% в 2000 г. до 32,3% в 2008 г.).
Более того, невысок относительно среднего по республике (13,4% по итогам 2007 г. и 14,4% в 2008 г.) и уровень рентабельности малых предприятий. К тому же он имеет тенденцию к снижению - с 15,5% в 2000 г. до 8,1% в 2008 г., что отрицательно сказывается на экономике страны.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июля 1996 года №262, Советом Министров ежегодно, начиная с 1997 года, принимается Программа государственной поддержки предпринимательства. Данная программа принимается в соответствии с приоритетами Программы социально-экономического развития, в настоящий момент на 2007-2010 годы. В качестве задач программы указывается:
комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;
сокращение административного вмешательства в деятельность субъектов малого предпринимательства;
создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам, новым технологиям;
повышение эффективности функционирования и дальнейшего развития инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;
развитие взаимодействия малых производственных предприятий с крупными;
обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций (объединений) по оказанию поддержки малого предпринимательства.
|
При этом ресурсное и финансовое обеспечение в рамках Программы осуществляется посредством:
займа на льготной основе;
частичной компенсации по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционного проекта (по ставке не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка);
частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование заемными средствами на приобретение объекта лизинга;
частичного финансирования расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Решения принимаются экспертным советом по малому предпринимательству при Минэкономики.
Средства, направляемые на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства идут на приобретение основных фондов и иного имущества и передачи их в безвозмездное пользование центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства.
Таким образом, финансирование развития малого бизнеса с каждым годом снижается более чем на 50% (табл. 1.5). При этом меняется и целевое использование средств.
Таблица 1.5 - Распределение средств по разделам Программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 и 1 квартал 2009 года
№ п/п | Раздел программы | 2008 | 1 квартал 2009 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Объем финансирования, млн. руб | Удельный вес в объеме финансирования,% | Объем финансирования, млн. руб | Удельный вес в объеме финансирования,% | ||
1 | Совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | Ресурсное и финансовое обеспечение развития малого предпринимательства | 228,4 | 160% | 52,5 | 30% |
3 | Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства | 7,7 | 30% | 0,3 | 10% |
4 | Информационное обеспечение малого предпринимательства | 4,0 | 100% | 14,2 | 197% |
5 | Учебное и методологическое обеспечение малого предпринимательства | 0 | 0% | 0 | 0% |
всего | 240,1 | 67,0 |
При этом важен и тот факт, что в структуре финансирования практически вдвое увеличилась доля средств, идущих на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
|
Более гибкие и эффективные источники финансирования по-прежнему ограничены. Доступ к частному финансированию коммерческих банков у малого бизнеса ограничен в силу отсутствия у компаний оборотного капитала и необходимой репутации (кредитного рейтинга), недостаточной капитализации коммерческих банков и высокой доли необслуживаемых кредитов в их портфелях, а так же недостаточного опыта в управлении рисками и использовании инструментов финансирования торговли.
В результате, коммерческие банки, как правило, выдают краткосрочные кредиты (на 2-3 месяца) под залог имущества либо оборотных средств, при этом зачастую сумма залога превышает сам размер выдаваемого кредита. Государство пока не в состоянии обеспечить гарантии банкам по возврату кредитов малыми предприятиями, как это практикуется в западных странах. Таким образом, чрезмерные требования банков в отношении гарантий и залогового обеспечения препятствуют получению финансирования.
В рамках Программы поддержки предпринимательства у нас в стране постепенно создается инфраструктура всесторонней поддержки малого предпринимательства, в частности создаются инкубаторы малого предпринимательства. В форме инкубаторов в Республике могут создаваться так же Инновационные центры, в которых размещаются и используются новые технологии на договорной основе.
В Республике существует и 57 Центров поддержки предпринимательства, которые создаются на основе Постановления Совета Министров от 25 августа 1997 года № 1111. Функции их схожи с функциями бизнес-инкубаторов, однако ориентация их деятельности направлена именно на оказание консультационных, информационных, маркетинговых услуг, оказания финансовой помощи. Центры поддержки предпринимательства в основном создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью.
Центры поддержки предпринимательства имеются далеко не во всех регионах, и в последнее время появилась тенденция к их ликвидации. В силу сложившейся ситуации они не могут пока быть самоокупаемыми, а местные власти так же зачастую не имеют реальной возможности оказать им помощь.
Согласно Положению о научно-технологическом парке, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №996 от 31.07.1997 года, в Республике могут создаваться научно-технологические парки. Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, созданный на коммерческой или некоммерческой основе, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере. При этом технопарком предоставляется научно-техническая и информационная база. Примером уже созданного технопарка служит т.н. «Силиконовая долина» под Минском.
|
Совет Миниcтpoв Pеcпублики Беларусь принял 21 декабря 1999 г. Пocтанoвление "Oб oбщеcтваx взаимнoгo кpедитoвания cубъектoв малoгo пpедпpинимательcтва" №1972. C пpинятием этoгo дoкумента Белаpуcь вoшла в чиcлo бoлее чем 90 cтpан миpа, где дейcтвует cпециальнoе закoнoдательcтвo, pегулиpующее деятельнocть кpедитныx coюзoв.
Из всего вышесказанного следует, что система управления малым бизнесом требует мер по совершенствованию.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!