Особенности малого бизнеса в РБ — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности малого бизнеса в РБ

2020-04-01 106
Особенности малого бизнеса в РБ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций.

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

Прежде всего, о развитии сектора малого предпринимательства в Республике Беларусь следует судить по его численности (табл. 1.2).

 

Таблица 1.2 - Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь по данным Министерства статистики и анализа

Показатели / год 2004 2005 2006 2007 2008
1 2 3 4 5 6
Количество малых предприятий (МП), тыс. 27,8 29,05 31,0 32,0 33,9
Удельный вес малого предпринимательства в ВВП, % 12,7 13,0 13,2 13,8 14
Количество индивидуальных предпринимателей (ИП), тыс. 180,0 189,1 186,7 189,8 181,2
Численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек, 381,0 383,1 387,3 389,2 378,0

 

Таким образом, количество предприятий малого бизнеса на конец 2008 года составило 33 900. Количество малых предприятий на протяжении последних лет менялось, но незначительно. Роста количества малых предприятий в результате многочисленных перерегистраций практически не наблюдается.

Распространение малого бизнеса по территории Республики крайне неравномерно (рис. 2.1). Центром малого предпринимательства является город Минск. Здесь работает 50% малых предприятий республики. Далее следуют Минская область (12%), Гомельская область (8%), Витебская область (7%), Брестская область (8%), Могилёвская область (7%), Гродненская область (8%). Это объясняется развитой производственной и социальной инфраструктурой г. Минска, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. По формам собственности малые предприятия распределены следующим образом (рис. 2.2).Предполагается, что до конца 2009 года число юридических лиц - субъектов малого бизнеса негосударственной формы собственности увеличится до 34 000, его доля в выручке от реализации товаров (работ и услуг) возрастёт до 30%, а количество занятых в этой сфере, включая индивидуальных предпринимателей, - до 14,5% от экономически активного населения.

 

Рисунок 1.1 - Распределение малых предприятий в разрезе регионов Республики Беларусь

 

Рисунок 1.2 - Распределение малых предприятий по формам собственности по данным на конец 2008 года


 

Если говорить об эффективности функционирования малого бизнеса в Республике, то следует рассмотреть следующие показатели (табл. 1.3).

 

Таблица 1.3 - Анализ основных экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007-2008 года

Наименование показателя

2007 год

2008 год

  темп роста на МП,% темп роста по экономике респ., % прогнозный показа-ель по респ.,% уд.вес МП в соответ. показателе по респ., % темп роста на МП,% темп роста по экономике респ., % прогнозный показатель по респ., % уд.вес МП в соответ показателе по респ.,%
  1 2 3 4 5 6 7 8
производство промышленной продукции 113,8 108,0 102-103 9,5 112,1 104,1 104,5-105,5 7,8
производство потребительских товаров 118,0 102,5 103-104 11,4 107,5 102,8 103,5-104,5 9,0
инвестиции в основной капитал 118,3 96,6 102-103 6,7 113,8 96,8 103,5-104,5 4,3
объем розничного товарооборота 113,8 108,5 102,5-103,5 5,0 131,3 116,8 104,5-105 5,6

 

Таким образом, фактические показатели экономического роста по малым предприятиям не только превышают средние по Республике, но и прогнозные (табл. 1.4).

 

Таблица 1.4 - Анализ распределения субъектов малого предпринимательства по отраслям народного хозяйства Республики Беларусь за 1999-2008 года

Наименование отрасли 1999 2003 2008
1 2 3 4
Промышленность 18,7 21,1 22,9
Сельское хозяйство 0,4 1,1 1,3
Транспорт и связь 5,4 6,2 5,7
Строительство 11,3 11,7 12,1
Торговля и общ.питание 48,0 42,8 41,0
Здравоохранение, соцобеспечение 1,2 1,3 2
Прочие 14,8 14,0 16

 

Подобная пропорция распределения предприятий малого бизнеса по отраслям экономики сохраняется в течение последних лет. Оно в целом соответствует общемировой тенденции.

Важным является и тот факт, что на фоне снижения числа убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых растёт (с 21,9% в 2000 г. до 32,3% в 2008 г.).

Более того, невысок относительно среднего по республике (13,4% по итогам 2007 г. и 14,4% в 2008 г.) и уровень рентабельности малых предприятий. К тому же он имеет тенденцию к снижению - с 15,5% в 2000 г. до 8,1% в 2008 г., что отрицательно сказывается на экономике страны.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июля 1996 года №262, Советом Министров ежегодно, начиная с 1997 года, принимается Программа государственной поддержки предпринимательства. Данная программа принимается в соответствии с приоритетами Программы социально-экономического развития, в настоящий момент на 2007-2010 годы. В качестве задач программы указывается:

комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;

сокращение административного вмешательства в деятельность субъектов малого предпринимательства;

создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам, новым технологиям;

повышение эффективности функционирования и дальнейшего развития инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;

развитие взаимодействия малых производственных предприятий с крупными;

обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций (объединений) по оказанию поддержки малого предпринимательства.

При этом ресурсное и финансовое обеспечение в рамках Программы осуществляется посредством:

займа на льготной основе;

частичной компенсации по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционного проекта (по ставке не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка);

частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование заемными средствами на приобретение объекта лизинга;

частичного финансирования расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

Решения принимаются экспертным советом по малому предпринимательству при Минэкономики.

Средства, направляемые на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства идут на приобретение основных фондов и иного имущества и передачи их в безвозмездное пользование центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства.

Таким образом, финансирование развития малого бизнеса с каждым годом снижается более чем на 50% (табл. 1.5). При этом меняется и целевое использование средств.

 

Таблица 1.5 - Распределение средств по разделам Программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 и 1 квартал 2009 года

№ п/п Раздел программы

2008

1 квартал 2009

1 2

3

4

    Объем финансирования, млн. руб Удельный вес в объеме финансирования,% Объем финансирования, млн. руб Удельный вес в объеме финансирования,%
1 Совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства 0 0 0 0
2 Ресурсное и финансовое обеспечение развития малого предпринимательства 228,4 160% 52,5 30%
3 Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства 7,7 30% 0,3 10%
4 Информационное обеспечение малого предпринимательства 4,0 100% 14,2 197%
5 Учебное и методологическое обеспечение малого предпринимательства 0 0% 0 0%
  всего 240,1   67,0  

 

При этом важен и тот факт, что в структуре финансирования практически вдвое увеличилась доля средств, идущих на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Более гибкие и эффективные источники финансирования по-прежнему ограничены. Доступ к частному финансированию коммерческих банков у малого бизнеса ограничен в силу отсутствия у компаний оборотного капитала и необходимой репутации (кредитного рейтинга), недостаточной капитализации коммерческих банков и высокой доли необслуживаемых кредитов в их портфелях, а так же недостаточного опыта в управлении рисками и использовании инструментов финансирования торговли.

В результате, коммерческие банки, как правило, выдают краткосрочные кредиты (на 2-3 месяца) под залог имущества либо оборотных средств, при этом зачастую сумма залога превышает сам размер выдаваемого кредита. Государство пока не в состоянии обеспечить гарантии банкам по возврату кредитов малыми предприятиями, как это практикуется в западных странах. Таким образом, чрезмерные требования банков в отношении гарантий и залогового обеспечения препятствуют получению финансирования.

В рамках Программы поддержки предпринимательства у нас в стране постепенно создается инфраструктура всесторонней поддержки малого предпринимательства, в частности создаются инкубаторы малого предпринимательства. В форме инкубаторов в Республике могут создаваться так же Инновационные центры, в которых размещаются и используются новые технологии на договорной основе.

В Республике существует и 57 Центров поддержки предпринимательства, которые создаются на основе Постановления Совета Министров от 25 августа 1997 года № 1111. Функции их схожи с функциями бизнес-инкубаторов, однако ориентация их деятельности направлена именно на оказание консультационных, информационных, маркетинговых услуг, оказания финансовой помощи. Центры поддержки предпринимательства в основном создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью.

Центры поддержки предпринимательства имеются далеко не во всех регионах, и в последнее время появилась тенденция к их ликвидации. В силу сложившейся ситуации они не могут пока быть самоокупаемыми, а местные власти так же зачастую не имеют реальной возможности оказать им помощь.

Согласно Положению о научно-технологическом парке, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №996 от 31.07.1997 года, в Республике могут создаваться научно-технологические парки. Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, созданный на коммерческой или некоммерческой основе, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере. При этом технопарком предоставляется научно-техническая и информационная база. Примером уже созданного технопарка служит т.н. «Силиконовая долина» под Минском.

Совет Миниcтpoв Pеcпублики Беларусь принял 21 декабря 1999 г. Пocтанoвление "Oб oбщеcтваx взаимнoгo кpедитoвания cубъектoв малoгo пpедпpинимательcтва" №1972. C пpинятием этoгo дoкумента Белаpуcь вoшла в чиcлo бoлее чем 90 cтpан миpа, где дейcтвует cпециальнoе закoнoдательcтвo, pегулиpующее деятельнocть кpедитныx coюзoв.

Из всего вышесказанного следует, что система управления малым бизнесом требует мер по совершенствованию.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.