Элементы системы внутреннего контроля деловой репутации организации — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Элементы системы внутреннего контроля деловой репутации организации

2020-04-01 179
Элементы системы внутреннего контроля деловой репутации организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во внутреннем контроле деловой репутации можно выделить три основных этапа:

планирование;

осуществление внутренней проверки;

обобщение и оформление результатов проверки (составление письменной информации - отчета внутренней проверки).

Проверка деловой репутации основана на общем плане, где необходимо уделить внимание важным или нетипичным операциям по учету деловой репутации. Планирование должно способствовать выявлению потенциальных проблем и качественному конечному результату проверки. Проверяющий выполняет данный план посредством программы, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных процедур.

Программа проверки деловой репутации представляет собой детальный перечень содержания процедур. При проверке необходимо установить:

заключены ли договоры купли-продажи предприятия;

правильность определения учетной стоимости деловой репутации;

правильность амортизации положительной деловой репутации;

правильность переноса стоимости отрицательной деловой репутации.

По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.

В рамках проверки деловой репутации используются следующие процедуры проверки: инспектирование и просмотр документов, опрос, пересчет (проверка арифметических расчетов) и аналитические процедуры (анализ и оценка полученной информации). [9, с.42]

При проверке деловой репутации проверяющий должен понимать ее сущность. Важным является тот факт, что в отличие от других активов деловую репутацию невозможно передать, продать или подарить. Она не может быть самостоятельным объектом сделки, поскольку не принадлежит компании на основе права собственности, не может быть отчуждена (как и такая нравственная категория, как репутация человека, которая не может существовать отдельно от него). Деловая репутация свойственна компании и неотделима от нее. В этом заключается одно из ее главных отличий от других активов.

Так как по законодательству Российской Федерации деловая репутация является сугубо «бухгалтерским» нематериальным активом, причем возникающим только в определенной ситуации (как правило, в результате сделки купли-продажи предприятия как имущественного комплекса), проверка указанного объекта включат в себя ограниченный круг вопросов:

проверку наличия правовых оснований возникновения деловой репутации (договора купли-продажи предприятия как имущественного комплекса);

проверку правильности определения учетной стоимости деловой репутации;

проверку переноса стоимости деловой репутации;

налоговую проверку расходов/доходов по сделке купли-продажи предприятия как имущественного комплекса.

Деловая репутация как актив коммерческой организации по существующим на сегодняшний день правилам возникает из сделки купли-продажи предприятия. Так, в соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс. При осуществлении такой сделки предприятие рассматривается не как юридическое лицо, а как совокупность имущества, включая имущественные права и обязанности. [11, с.38]

Состав и стоимость имущественного комплекса определяются в договоре его продажи на основании полной инвентаризации. Перед подписанием договора продажи предприятия сторонами должны быть составлены и рассмотрены акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, перечень всех долгов (обязательств) предприятия с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Предмет сделки купли-продажи предприятия имеет двойственную природу: с одной стороны - это действующее предприятие (бизнес), с другой стороны - комплекс самостоятельных единиц имущества и других объектов гражданских прав, которыми обладало продаваемое юридическое лицо. В результате указанной сделки возникает разница между ценой действующего предприятия (бизнеса), являющейся предметом договорных отношений сторон, и совокупной стоимостью объектов, входящих в имущественный комплекс, носящий исторический характер.

Проверка деловой репутации начинается с проверки наличия и анализа условий договора купли-продажи предприятия как имущественного комплекса, а также сопутствующих ему материалов и документов (акта инвентаризации имущества и обязательств, бухгалтерского баланса, заключения независимого оценщика и аудитора). [9, с.38]

Результатом данного этапа будет вывод проверяющего о наличии правовых оснований возникновения у организации такого нематериального актива, как «деловая репутация», а также определение фактической (договорной) суммы сделки купли-продажи предприятия как имущественного комплекса.

Расчет суммы деловой репутации, возникающей при покупке предприятия, должен осуществляться в следующем порядке:

определяются затраты по инвестициям, которые помимо суммы, непосредственно уплачиваемой за приобретаемое предприятие, включают оплату услуг юристов, брокеров, аудиторов и других консультантов;

рассчитывается балансовая величина нетто-активов на основе имеющейся методики;

определяется разница между затратами по инвестициям и балансовой стоимостью приобретаемых нетто-активов;

проводится переоценка активов и обязательств покупаемой компании до их рыночной величины;

- разница, полученная в п. 3, распределяется на те активы и обязательства, которые требуют переоценки, в первую очередь на оборотные активы и обязательства;

оставшаяся после распределения сумма представляет деловую репутацию, возникающую при покупке.

Указанный алгоритм можно пояснить, используя простой пример.

Пример 5. Представим себе, что инвестиции компании «X» в компанию «Y», включая прямые расходы по инвестициям, составили 1010 тыс. руб. и занимают 100% в нетто-активах компании «Y». Баланс компании «Y» представлен в таблице 1.

 

Таблица 1. Условный баланс компании «Y» на 01.01.20__ г., тыс. руб. [9, с.44]

Актив Сумма Пассив Сумма
Основные средства 400 Акционерный капитал 50
Запасы 300 Дополнительный капитал (эмиссионный доход) 350
Дебиторы 200 Нераспределенная прибыль 300
    Кредиторы 200
Итого... 900 Итого... 900

 

Вместе с тем выявленная в результате переоценки стоимость запасов и основных средств составила соответственно 350 и 550 тыс. руб. По условиям примера балансовая и рыночная стоимости дебиторской и кредиторской задолженностей эквивалентны.

Расчет деловой репутации, возникающей при покупке компании «Y» как единого хозяйственного комплекса, будет выглядеть так:

) затраты по инвестициям - 1010 тыс. руб.;

) нетто-активы по балансовой стоимости - 700 тыс. руб. (900 - 200);

) разница между инвестициями и долей инвестора в балансовой стоимости нетто-активов, распределяемая на активы и обязательства, требующие переоценки, составляет 310 тыс. руб. (1010 - 700);

) рыночная стоимость активов и обязательств приведена в условии;

) распределение разницы:

дооценка запасов до оценочной стоимости - 50 тыс. руб.;

дооценка основных средств - 150 тыс. руб.

Из общей суммы (310 тыс. руб.), уплаченной покупателем сверх балансовой стоимости нетто-активов, 200 тыс. руб. (50 + 150) должны быть отнесены на переоценку запасов и основных средств;

) определение деловой репутации - 110 тыс. руб. (310 - 200).

Таким образом, после переоценки активов и распределения суммы превышения на активы, требующие переоценки (переоценке подлежат только запасы и основные средства, а обязательства в данном примере не переоцениваются), на деловую репутацию остается 110 тыс. руб.

Для проверки правильности определения учетной стоимости деловой репутации проверяющему необходимо проанализировать и оценить достоверность данных бухгалтерского баланса купленного предприятия. Если в прилагаемом аудиторском заключении содержится перечень не внесенных в указанный баланс изменений, то сумму активов по балансу необходимо скорректировать. Результатом данного этапа будет рассчитанная аудитором сумма деловой репутации. В зависимости от того, является сумма деловой репутации положительной или отрицательной величиной, формируется вывод о правомерности ее отнесения в состав активов (нематериальные активы) или пассивов организации. [9, с.47]

Если деловая репутация является положительной, проверяется правильность начисления и отражения в бухгалтерском учете амортизации по данному нематериальному активу. При этом проверяющему необходимо иметь в виду, что применительно к положительной деловой репутации ПБУ 14/2007 (в отличие от реальных нематериальных активов) не предусмотрены альтернативные варианты. Согласно ПБУ 14/2007 положительная деловая репутация организации амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). При этом амортизационные отчисления по ней отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости, т.е. применяется только линейный способ начисления амортизации без использования в учете счета 05 «Амортизация нематериальных активов». Амортизация положительной деловой репутации происходит путем уменьшения первоначальной стоимости нематериального актива [9, с.50]:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

Кредит счета 04 «Нематериальные активы».

Если приобретенная деловая репутация оказалась отрицательной, то проверяющий проверяет правильность отнесения ее стоимости на финансовые результаты организации:

Завершающий этап проверки (обобщение и оформление результатов проверки) не менее важен, чем предыдущие этапы (планирование и осуществление аудита). На завершающем этапе проверящий должен обобщить всю полученную в ходе проверки информацию, сосредоточенную в его рабочей документации, и обработать ее определенным образом.

Так, например, проблема отсутствия первичных документов (как правило, договора купли-продажи) должна быть решена путем восстановления недостающих документов.

Исправление ошибок, допущенных при принятии деловой репутации к учету, заключается в корректировке ее первоначальной стоимости и величины начисленной амортизации. Если ошибка обнаружена до окончания отчетного года, исправления в бухгалтерский учет вносятся в том месяце, когда она выявлена. Если ошибка обнаружена в тот период, когда отчетный год уже закончен, но годовая отчетность еще не утверждена, исправительные записи делаются декабрем отчетного года. Если ошибка выявлена после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, исправления в бухгалтерский учет прошлого отчетного периода не вносятся. Изменения осуществляются в отчетности того периода, в котором были обнаружены искажения [9, с.49].

Выявляя ошибки, проверяющий дает рекомендации по усовершенствованию систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета в организации и предотвращению возможных будущих претензий налоговых органов, улучшению документооборота и повышению статуса бухгалтера.

Таким образом, можно сказать, что проблемы учета и проверки деловой репутации являются весьма актуальными для российской практики и нуждаются в дальнейшем изучении и совершенствовании.


Заключение

 

Показатель «деловая репутация» для многих бухгалтеров объект весьма экзотический. Между тем деловая репутация характеризует сделку приобретения имущественного комплекса, возникает в сводной бухгалтерской отчетности.

Понятие деловой репутации организации, способы ее оценки и правила отражения в бухгалтерском учете определяются в разделе 8 ПБУ 14/2007.

В отношении правил признания и учета деловой репутации между РСБУ и МСФО имеются существенные различия.

Смысл этих различий состоит в том, что ПБУ 14/2007 определяет деловую репутацию как разницу между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств (п. 42 ПБУ 14/2007), в то время как МСФО признает деловую репутацию как актив, возникающий в результате объединения предприятий путем приобретения организации (отдельного юридического лица) (параграф 51 IFRS 3).

Иными словами, нормы ПБУ 14/2007 должны применяться к индивидуальной отчетности, а нормы МСФО - к консолидированной.

Таким образом, сравнение норм ПБУ 14/2007 с МСФО некорректно. Если уж и говорить о сравнении, то сравнивать с МСФО надо понятие деловой репутации, приведенное в п. 3.7 Методических рекомендаций по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112).

ПБУ 14/2007 рассматривает положительную и отрицательную деловую репутацию.

Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта нематериальных активов (п. 43 ПБУ 14/2007). Приобретенная деловая репутация организации амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации) линейным способом (п. 44 ПБУ 14/2007).

Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п. (п. 43 ПБУ 14/2007). Нормы ПБУ 14/2007 в отношении учета отрицательной деловой репутации приближены к МСФО.

Отрицательная деловая репутация признается теперь в финансовых результатах в качестве прочих доходов в полной сумме, а не равномерно, как этого требовало Положение в прежней редакции.


Список использованной литературы

 

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г., № 129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г., №51-ФЗ.

.   Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г., № 117-ФЗ.

.   План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г., № 94н.

.   Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). Утверждено Приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н.

.   Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

7. Приказ Минфина РФ от 30.12.1996 № 112 (ред. от 24.12.2010) «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности».

.   Браун О.С. Деловая репутация строительных компаний // «Руководитель строительной организации». - 2010. - № 8.

.   Булыга Р.П. Аудит нематериальных активов коммерческой организации: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

.   Диркова Е.Ю. Как приобрести действующий бизнес // Налоговая политика и практика. - 2010. - № 11.

.   Диркова Е.Ю. Плата за имидж // Московский бухгалтер. - 2010. - № 21-22.

.   Медведев В. Проблемы составления сводной отчетности // Практическая бухгалтерия. - 2007. - № 8.

.   Цибенко А.Ю. Деловая репутация юридического лица и способы ее защиты // «Налоги» (газета). - 2011. - №24.

.   Цыденова Э.Ч. Деловая репутация: надлежащее исполнение обязательств // Аудиторские ведомости. - 2011. - № 6.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.