Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-04-01 | 129 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сравнительный анализ личностных черт родителей, выбирающих деструктивный и конструктивный стиль отношения к ребенку, по t-критерию Стьюдента показал, что существует статистически значимая разница между такими родителями по многим показателям при высоком уровне достоверности отличий, следовательно, данные различия вызваны не случайными, а закономерными фактами.
Так, существенные различия по личностной тревожности позволяют судить о том, что у родителей с преобладанием конструктивного стиля отрицательно окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости каких-то поисков, "горячки", переходящих в ажиотацию возбуждения непродуктивного демобилизующего характера, проявляются гораздо реже, чем у родителей с преобладанием деструктивного стиля. О том, что для конструктивных родителей характерна умеренная тревожность, писала А.С. Спиваковская (Спиваковская А.С., 2000).
По результатам обследования методикой диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера уровень общей интернальности у родителей с преобладанием конструктивного стиля отношения к ребенку значительно превышает уровень общей интернальности родителей с преобладанием деструктивного стиля. (Далее для краткости будем называть родителей конструктивными и деструктивными, имея в виду преобладание того или иного стиля отношения к ребенку). Это говорит о том, что конструктивные родители, считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Деструктивные же родители не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.
|
Существенно отличается и уровень интернальности в области производственных отношений. Конструктивные родители склонны брать на себя большую ответственность при организации своей производственной деятельности, карьерного роста, нежели деструктивные. Можно предположить, что конструктивные родители чувствуют себя более успешными в социальном плане. На важность для правильной родительской позиции преодоления эгоцентризма через включенность в деятельность, цель которой вне самого человека, также указывала А.С. Спиваковская (Спиваковская А.С., 2000).
Значимые различия уровня интернальности в области межличностных отношений между конструктивными и деструктивными родителями указывают на большую способность конструктивных родителей контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывая к себе уважение и симпатию, чем деструктивных. Последние же не могут активно формировать свой круг общения и склонны считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.
На основании этого можно сделать вывод, что конструктивные родители эмоционально устойчивее деструктивных. Они более спокойны, настойчивы, умеют держать себя в руках, зря не кричат и не обижаются на детей. Деструктивные родители более невротичны, неустойчивы в своих интересах, часто не доводят дело до конца, дают непоследовательные указания детям, что способствует невротизации уже самих детей. Поскольку фактор С имеет существенную связь с соматическими заболеваниями, особенно сердечно-сосудистыми, то можно предположить, что деструктивные родители чаще болеют, что также оказывает неблагоприятное воздействие на психику и здоровье ребенка.
|
У конструктивных родителей по сравнению с деструктивными значительно богаче воображение. Их внутренний мир отличается высоким напряжением. Они интересуются искусством, теоретическими, абстрактными вопросами, мировоззренческими проблемами. Этот факт подтверждает данные А.С. Спиваковской о созидательности, творческости конструктивных родителей (Спиваковская А.С., 2000). Для деструктивных родителей не характерно наличие широких интеллектуальных и эстетических интересов. В неожиданных ситуациях им не хватает воображения и находчивости, возможно поэтому они чаще прибегают к угрозам, запретам, наказаниям по отношению к детям. Им сложно предложить ребенку что-нибудь новое, интересное.
Выводы
Гипотеза исследования подтвердилась: обнаружено влияние личностных особенностей родителей на стиль отношения к ребенку.
Выделены две группы родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.
Установлены статистически значимые различия между родителями с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.
Для родителей с конструктивным стилем характерны: зрелость, умеренная тревожность, эмоциональная устойчивость, высокое напряжение внутреннего мира, гибкость, оптимистичность, ответственность.
Для родителей с деструктивным стилем характерны: зависимость, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, повышенная тревожность, повышенная практичность, ригидность, пессимистичность, уклонение от ответственности.
Заключение
Поставленная в исследовании цель: изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка - достигнута.
Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась: личностные особенности родителей оказывают влияние на выбор ими стиля отношения к ребенку. На этот факт указывали многие исследователи психологии семьи (Адлер А., 1998; Варга А.Я., 1986; Захаров А.И., 1998; Навайтис Г.А., 1998; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999 и др.).
Исследование по выявлению соотношения личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку позволило экспериментально доказать наличие связи между этими факторами, сравнить личностные черты родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку и описать психологический портрет конструктивного родителя.
|
В теоретической части исследования изучена роль семьи в развитии и воспитании ребенка; описаны особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи или в условиях психологической депривации; рассмотрены различные классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.
Обзор исследований в области психологии личности и психологии семьи подтверждает теоретическую закономерность влияния личностных особенностей родителей на стиль отношения к ребенку.
Экспериментальная часть исследования подтвердила наличие связи между особенностями личности родителя и стилем воспитания ребенка, который он выбирает. Была установлена корреляционная связь между самодостаточностью личности родителя и уровнем принятия ребенка, между ригидностью родителя и стилем авторитарной гиперсоциализации. Была обнаружена отрицательная корреляционная связь между стремлением родителя инфантилизировать ребенка и эмоциональной устойчивостью. Определены различия между чертами личности родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку. Так родителям, выбирающим деструктивный стиль, свойственны: повышенная тревожность, внешний локус контроля, эмоциональная неустойчивость, слабость "Я", непоследовательность, ригидность, консерватизм, недостаток воображения, повышенная практичность, зависимость от мнения и оценок окружающих. Для родителей, выбирающих конструктивный стиль отношения к ребенку, характерны: умеренная тревожность, внутренний локус контроля, самодостаточность, эмоциональная устойчивость,, последовательность, настойчивость, творческость, оптимистичность, гибкость, открытость, большая, по сравнению с деструктивными родителями, социальная успешность.
Существование статистически значимых различий в личностных особенностях конструктивных и деструктивных родителей подтверждает положение о том, что связь личностных качеств родителей со стилем отношения к ребенку носит закономерный, а не случайный характер.
На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, а также при планировании обучающих, развивающих тренинговых программ для родителей, способствующих их личностному росту.
|
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение динамики изменения степени влияния личностных черт родителей на стиль воспитания по мере взросления ребенка. Кроме того, расширение выборки: увеличение численности, включение отцов в число испытуемых, позволит выявить гендерные различия в этом вопросе. Представляет интерес исследование влияния других факторов на стиль отношения к ребенку. Например, влияние социокультурных и семейных традиций, особенностей общения взрослых членов семьи между собой, степени удовлетворенности браком, количества детей, наличие в качестве участников воспитания бабушек и дедушек и т.д. Это даст возможность осуществлять более дифференцированный подход при разработке рекомендаций и коррекционных программ для родителей в зависимости от возраста ребенка, пола родителя, социальной ситуации.
Список литературы
1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии.30 - 60 годы ХХ века. (Тексты). - М., 1986. - с.131 - 140.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов - Ростов-на-Дону, 1998 - 448 с.
3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14. - 1987. - № 2. - с.60 - 72.
4. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории.: Дис. Ł канд. псих. наук., - М., 2000. - 143 с.
5. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. - М., 1996. - 304 с.
6. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. Ł канд. псих. наук - М., 1990. - 169 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М., 1990. - 367 с.
8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок - какой он есть. - М., 1999. - 429 с.
9. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (Методика "включенного конфликта").: Автореферат канд. дис. - М., 1987. - 24 с.
10. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук. - Ставрополь, 2000. - 152 с.
11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1992. - 400 с.
|
12. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. - 1976. - № 6. - с.45 -53.
13. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. - Минск., 1974. - 144 с.
14. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис. Ł канд. псих. наук. - Новосибирск, 2000. - 159 с.
15. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001. - 352 с.
16. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис… канд. псих. наук. - Пенза, 2000. - 237 с.
17. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис… канд. псих. наук. - М., 1986. - 206 с.
18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. - 134 с.
19. Выготский Л.С. История развитие высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т.3. - М., 1983. - 265 с.
20. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. Т.2. - М., 1982. - 280 с.
21. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М., 1998.
22. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. - Л., 1990. - 176 с.
23. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240 с.
24. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. - 1992. - № 1 - 2. - с.22 - 33.
25. Дугарова Э.Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника.: Дис. Ł канд. псих. наук. - Иркутск, 1995. - 176 с.
26. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов. // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - с.24 - 31.
27. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта.: Дис… канд. псих. наук. - М., 1995. - 222 с.
28. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998. - 336 с.
29. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000. - 224 с.
30. Земска М. Семья и личность. - М., 1986. - 224 с.
31. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей.: Дис. канд. псих. наук. - М., 1999. - 188 с.
32. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - 255 с.
33. Конончук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. // Психологический журнал. - 1985. - № 5. - с.32 - 39.
34. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис… канд. псих. наук. - Улан-Удэ, 1998. - 166 с.
35. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. - Магнитогорск, 1999. - 88 с.
36. Крэйг Г. Психология развтия. - СПб., 2000. - 992 с.
37. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., 1990. - 189 с.
38. Курганская Л.О. Влияние семьи на взаимодействие дошкольника со сверстниками.: Дис… канд. псих. наук. - Киев, 1989. - 151 с.
39. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990. - 272 с.
40. Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети. - СПб., 2000. - 375 с.
41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.
42. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / А.Г. Рузская. - М., 1997. - 234 с.
43. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. - Л., 1983. - 256 с.
44. Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка.: Автореферат дис. Ł канд. псих. наук. - Л., 1987. - 21 с.
45. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998. - 456 с.
46. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не) счастья. - М., 1998. - 171 с.
47. Наранхо К. Характер и невроз. - СПб., 1998. - 336 с.
48. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. Учебное пособие. - М., 1999. - 166 с.
49. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. - 76 с.
50. Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов-на-Дону, 1996. - 512 с.
51. Петровский В.А. Трехфакторная модель значимого другого. // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - с.7 - 18.
52. Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности. - Самара, 1997. - 258 с.
53. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - с.28 - 36.
54. Полевая М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений.: Дис. канд. псих. наук. - М., 1998. - 187 с.
55. Попова Л.В. Методы изучения процессов идентификации. // Вопросы психологии. - 1988. - № 1. - с.163 -167.
56. Популярная психология для родителей. / А.С. Спиваковская. - СПб., 1997. - 304 с.
57. Попцова Е.В. Качества матери, необходимые для психического развития ребенка раннего возраста.: Дис. Ł канд. псих. наук. - Иваново, 1995. - 169 с.
58. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1998. - 672 с.
59. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности младших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - с.80 -86.
60. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1997. - 640 с.
61. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. - М., 1997., - 320 с.
62. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. - 480 с.
63. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла - 95. Руководство по использованию. - СПб., 1995. - 92 с.
64. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. - 192 с.
65. Семья и формирование личности. / А.А. Бодалев. - М., 1981. - 285 с.
66. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. // Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С.83-92.
67. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии., - 1996. - № 6. - с.76 - 87
68. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. / Семья и формирование личности. Ред.А. А. Бодалева. - М., 1981. - с.15 -21.
69. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989. - с. 192-201.
70. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - с.31-42.
71. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций. / Семья и формирование личности. - М., 1981. - с.38 - 48.
72. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988. - 200 с.
73. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М., 2000. - 464 с.
74. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. - М., 1997. - 397 с.
75. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - с.105 - 115.
76. Усова А.В. Влияние родителей на становление социальной активности ребенка 6-7 лет.: Дис… канд. псих. наук. - М., 1996. - 181 с.
77. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М., 1987. - 304 с.
78. Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей. / В.Я. Пилиповский. - М., 1992. - 268 с.
79. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М., 1999. - 203 с.
80. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. - СПб., 1997. - 240 с.
81. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т.1. Психология женщины; Невротическая личность нашего времени. - М., 1997. - 496 с.
82. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб., 1997. - 608 с.
83. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. - М., 1993. - 112 с.
84. Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка.: Автореферат канд. дис. - М., 1987. - 26 с.
85. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999. - 656 с.
86. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - 344 с.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!