Молодая семья, её задачи и особенности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Молодая семья, её задачи и особенности

2020-04-01 484
Молодая семья, её задачи и особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность её в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные; 2 - экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности; 3 - духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботой о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Только совокупность связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьёй естественная близость мужчины и женщины, не закреплённая в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство.

Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнером. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную форму развития. Как видим, только совокупность названных отношений в рамках единого целого представляет собой семью. Отношения эти очень разнородны, противоречивы, а порой и несовместимы, поскольку выражают духовное и материальное, возвышенное и будничное. В силу этого семья как сложное социокультурное явление заключает в себе и факторы развития, и источники противоречий и конфликтов. В то же время чем полнее реализуется в семейном союзе совокупность разнородных отношений, чем теснее их взаимосвязь, тем прочнее семья. Всякое же ослабление, свертывание, выпадение одной из подсистем целостного комплекса связей отрицательно сказывается на устойчивости семьи, делает её более уязвимой для разрушительных тенденций.

И хотя семья с момента своего возникновения, будучи изначально сложным социальным явлением, органически включала в себя природно-биологические, нравственные, психологические и экономические аспекты жизнедеятельности, влияние их на организацию её жизни на протяжении развития человеческого общества было далеко не однозначно. Всё это позволяет определить семью как социальный институт.

Функции семьи

Прежде чем приступить к рассмотрению функций семьи, следует отметить, что семья обычно анализируется в контексте двух основных направлений - функционализма и теории конфликта. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций. Вместе с тем представители институциональной школы (С. Липсет, Д. Ландберг) выделили четыре основных функции социальных институтов, одним из которых является семья:

воспроизводство членов общества;

социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности;

производство;

распределение.

Анализируя семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит, сторонники функционализма придают особое значение изменению функций семьи в последние два века, когда западная семья утратила присущие ей функции.

Функцией семьи называют ее жизнедеятельность, непосредственно связанную с удовлетворением определенных потребностей ее членов. А.Г. Харчев выделяет следующие функции семьи.

Репродуктивная - биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья, уходу за детьми и престарелыми членами семьи. Эту функцию называют еще функцией поддержания социального благосостояния. Следует отметить, что с развитием общества и ростом его благосостояния семью в решении этих проблем в какой-то степени заменили медицинская служба и служба страхования. Страхование жизни, пособия по безработице, фонды по социальному обеспечению ликвидировали необходимость для семьи полностью брать на себя помощь ее членам в период экономических трудностей. Большинство сторонников функционализма согласны, что эти перемены произошли в течение двух веков, но их значение является предметом споров. Так, Огборн и Нимкофф (1955) считают, что такого рода перемены способствуют разрушению семьи. Они говорят, что рост преступности среди молодежи, увеличение числа разводов, ослабление власти родителей свидетельствуют о распаде семьи как социальной силы.

Вместе с тем другие исследователи, в частности Парсонс и Бейлз (1955), утверждают, что семья, частично утратившая присущие ей функции и ставшая более специализированным институтом, осуществляющим главным образом социализацию детей в раннем детстве и обеспечивающим их эмоциональное удовлетворение, играет более эффективную роль, чем прежде, в подготовке детей к исполнению будущих ролей взрослых в современном обществе.

Социализации, или воспитательная функция, состоит в социализации молодого поколения, поддержании культурного воспроизводства общества. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые, в частности, для выполнения в будущем роли взрослых. Индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семью этой функции. Введение системы массового среднего образования, а также детских садов привело к тому, что дети стали воспитываться вне дома и глубокое влияние на них стали оказывать учителя.

Экономическая функция предполагает получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. В любом обществе семья играет основную экономическую роль. Она является совместным трудовым объединением в крестьянских хозяйствах и ремесленном производстве. С возникновением и развитием промышленного производства произошло уничтожение этой кооперативной системы. Члены семьи стали трудиться вне дома, а экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег.

Функция первичного социального контроля предполагает моральную регламентацию поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентацию ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений. Эта функция обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Духовного (культурного) общения функция - предназначена для удовлетворения потребностей в совместном проведении досуга, для развития личностей членов семьи, духовного обогащения и взаимообогащения.

Социально-статусная функция - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

Досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов.

Эмоциональная - удовлетворение членами семьи потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Многочисленные типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Используя данные В.С. Торохтия, обобщившего результаты разных исследований, рассмотрим их.

 

Таблица 1 - Подходы к типологии семьи

Типология  
Типология семьи по семейному стажу молодожены; молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара.
Типология семьи по размеру супр. стажа - молодая семья; - семья среднего супружеского возраста; - пожилая семья.
Типология семьи по количеству детей - бездетная, или инфертильная семья; - малодетная семья; - многодетная семья.
Типология семья по составу - неполная семья; - «материнская семья»; - смешанная семья, или семья повторного брака.
Типология по качеству жизнедеятельности семьи - семьи безработных граждан; - семьи беженцев; - семьи с ребёнком, имеющим ограниченные возможности.
Типология семьи по видам отношений между супругами - Семья с отношениями сотрудничества; - семья с паритетными отношениями; - семья с состязательным видом отношений;
Типология по стилям семейных взаимоотношений - семья с демократическим стилем отношений; - семья с авторитарным стилем взаимоотношений - семья с попустительским стилем взаимоотношений.
Типология, в основу которой положена гармоничность семейного союза - гармоничный семейный союз; - дисгармоничный семейный союз.
Типология семьи по типу воспитательных ошибок: - семьи с попустительско-снисходительным стилем восп.; - семьи с позицией круговой обороны воспитания; - семьи с демонстративным стилем воспитания; - семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания; - семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания; - семьи с увещевательным стилем воспитания; - семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания; - семьи с непоследовательным стилем воспитания.
По типу главенства над семьёй - эгалитарная (равноправная) семья; - авторитарная семья;
По однородности социального состава: - социально гомогенные (однородные); - социально-гетерогенные (разносторонние).
По качеству отношений в семье: - благополучные; - устойчивые проблемные; - конфликтные; - социально неблагополучные; - дезорганизованные
По особым условиям семейной жизни: - студенческая семья; - дистантная семья;

 

Так как в работе речь идет о молодой семье, то рассмотрим подробнее некоторые аспекты ее существования.

Молодая семья - это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, т.е. на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная. Приспособление к новому для них статусу мужа и жены и связанным с ними функциям; согласование существовавших до брака образцов несемейного поведения; включение согласованных образцов несемейного поведения в круг взаимных родственных связей.

Существует три основных вида молодых семей.

Первый вид - традиционный. Семья такого вида характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухлетнею семью. Лидером в семье, по крайней мере, формальным, является муж. Однако лидерство в значительной мере определяется приоритетом в хозяйственно-бытовой (финансы, устройства жилья) сфере деятельности семьи. Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный. Возможен временный уход в семейные дела. Досуг совместный, закрытый.

Второй вид - муж и жена ориентированы преимущественно на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие. Семья может быть открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства - демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий вид - молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в такой семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

Для стабильности молодой семьи опасны или существуют в потенции два кризисных периода: первичная супружеская адаптация и адаптация супругов к появлению первого ребенка.

К основным проблемам молодых семей можно отнести: затруднения отожествления и слияния супругов в единую общность (слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, основных взглядов и жизненных установок, представлений супругов о семье, конфликтность, затруднения в налаживании взаимопонимания, отсутствие взаимной психологической поддержки и, как следствие, возрастание замкнутости, отчуждённости, угасание любви, потеря взаимного уважения, накопление отрицательных эмоций по отношению друг к другу; трудности начального периода воспитания детей, принятия родительских ролей, трудности, связанные с вхождением детей в несемейные институты (детский сад, школу).

Психологическая суть брака - подтверждение отношений в паре, их включение и согласование с другими отношениями, которые уже поддерживают будущие супруги. Такое согласование не всегда протекает легко. Иногда к нему не готовы будущие супруги, иногда их ближайшее окружение может не одобрять брак или сопротивляться ему. Поэтому даже в тех случаях, когда задача выбора брачного партнера решена, у пары могут возникнуть серьезные трудности.

Одна из характерных в этой ситуации трудностей - несогласие родителей. Его причины не всегда осознаются, но часто имеют реальную основу. Большинство родителей желают, чтобы брак их детей был удачным, поэтому не одобряют, по их мнению, необдуманного и поспешного решения вступить в брак. Таким образом, они заботятся о стабильности будущей семьи, о ее способности выполнять все семейные функции. Подобное поведение родителей соответствует одной из общераспространенных функций семьи - контролю за поведением детей. Но точно оценить обоснованность решения детей вступить в брак довольно трудно. Поэтому возможны ошибки в оценке этого решения. Ошибки выбора брачного партнера, ошибки сопротивления родителей браку могли бы относительно успешно преодолеваться в процессе обсуждения перспектив будущей семьи. Но нередко дети спешат заключить брак, а родители вместо обсуждения выражают слабо аргументированное категорическое несогласие, что осложняет отношения молодоженов и близких им людей. А если молодая пара эмоционально или материально очень зависима от родителей, нелегко бывает урегулировать сложные, иногда конфликтные отношения.

Психологическая зависимость молодых людей от родителей проявляется в попытках руководствоваться установками родителей, а не своими потребностями и решениями, семейные ритуалы отождествлять с содержанием семейных отношений; демонстрируя лояльность к генетической семье, создавать свою, независимую от нее. Эту зависимость поддерживает чувство родительской тревоги, которое толкает постоянно контролировать детей и сопротивляться их самостоятельности. Контроль усиливает и осложняет психологические проблемы взрослых детей, в частности, свойственное многим молодым людям противоречивое отношение к автономии, желание пользоваться опекой в одних областях семейной жизни и быть самостоятельными в других.

Данное противоречие отчетливо проявляется в отношении молодежи и молодых супругов к материальной помощи со стороны родителей. По данным одного из опросов абитуриентов, около 30% юношей и 45% девушек придерживаются мнения, что молодым супругам совсем не нужна помощь старшего поколения в решении вопросов общения в молодой семье. Но за такую же полную материальную независимость молодой семьи от родителей высказались только 10% опрошенных (Калининград, 1996).

Таким образом, начальная, имеющаяся до заключения брака установка предполагает и помощь, и невмешательство со стороны родителей в жизнь молодой семьи. Понятно, что реализация подобной установки проблематична.

Материальная и эмоциональная зависимость многих молодых семей указывает на необходимость достижения самостоятельности, ответственности, автономии, т.е. зрелости. Здесь следует отметить, что психологическая зрелость достигается труднее, чем материальная. Молодожены часто не имеют достаточного опыта реализации совместных решений. Кроме того, при деловом обсуждении конкретных семейных вопросов нередко выясняется, что для принятия решений молодым супругам хватало и информации, и ясного понимания своих интересов, но согласованно действовать они не могли, так как не стремились к взаимопониманию, пробовали возникшую проблему решить не совместно, а один за другого. Также нередко выясняется, что «неумение» найти решение опирается на эгоцентрическое представление о семье, нежелание отказаться от некоторых привилегий или интересов.

Начало семейной жизни, медовый месяц - особенно приятный, по общему представлению, этап развития семьи. Такой же установкой руководствуются и большинство молодоженов. Но на протяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супругов, устанавливается пространственная и психологическая дистанция между молодоженами и их генетическими семьями и т.д. Понятно, что эти задачи не всегда решаются гладко. Это обнаруживается в том факте, что около 2% распадающихся браков существовали менее года. Малая часть таких разводов приходится на первые недели брака. Основная причина столь быстрых разводов - новая, отрицательная информация о супруге.

Около половины «быстрых» разводов связаны с обманом, а другая половина - с недостаточным знанием будущего супруга и /или его семьи. Данная причина обусловливает заметную часть трудностей, возникающих в первые месяцы семейной жизни.

Во многих семьях в первый год после заключения брака рождается ребенок. Его рождение изменяет роли супругов, им приходится приспосабливаться к новому образу жизни, к возросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.