Глава I. Теоретические основы изучения влияния семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава I. Теоретические основы изучения влияния семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения

2020-04-01 145
Глава I. Теоретические основы изучения влияния семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения влияния семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения

1.1 Семья как институт социализации

1.2 Стили семейного воспитания

1.3 Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков

Глава II. Методологическая организация и проведение исследования

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Актуальность. "Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом" [23].

Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.

В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений "семья-подросток" обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы.

У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному "мы" [4].

По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.

Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола [8].

Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т.д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.

Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на подростка зависят от множества факторов.

Это, во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка, представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов.

Во-вторых, "семейные" факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое [20].

В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность подростка. Он - не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности (Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999).

Своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. К ней относятся все те выводы, к которым мы пришли в результате анализа взаимодействия коллектива и личности. Но семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей [8].

Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические - это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а так же статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные - это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика бракоразводных процессов доказывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п. [19]

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

Понятие "дети группы риска" употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идёт о тех детях, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних [6, с.58]. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий, таких как пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми.

Физическая травма - это ещё не самое страшное зло, которое причиняют ребёнку. Гораздо более вредной оказывается зачастую травматизация психологическая. Отсутствие полноценного общения, эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что у таких детей появляются болезненная робость, пугливость, частая раздражительность, грубость, агрессивность и иные аномальные состояния. Зачастую общество в целом и работники соответствующих структур трудного ребёнка, а тем более такого, который имел проблемы с законом, рассматривают как "отброса общества". На улице же действует абсолютно противоположная ситуация: у такого ребёнка создаётся иллюзия собственной значимости среди тех, кто воспринимает его "за своего человека".

Воздействие неблагоприятных факторов, а зачастую и нечеловеческих условий жизни в течение длительного времени, вызывает негативные психические, физические и иные изменения в организме ребёнка, которые приводят к тяжелейшим последствиям. У него могут возникнуть значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии.

В современной психолого-педагогической и социально-педагогической науках употребляется целый ряд терминов, связанных с понятием отклоняющегося поведения. Девиация (отклонение) - явление несоблюдения норм и правил, официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе.

Девиация понимается как одна из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Известно, что в человеческих сообществах взрывы девиаций сопровождают кризисные периоды и являются их четким индикатором. Первыми и сильнее реагируют социально зависимые группы, например подрастающее поколение. Изменчивость в социальной сфере в основном связана с деятельностью и выражается, как правило, в поведении.

Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: среда воздействует на личность, способствует ее формированию; личность, действуя в социальной среде, вступая в отношения с другими личностями, через участие в деятельности различных общностей создает эту среду, придает ей определенное социальное качество.

В изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят так называемой социальной ситуации развития (Л.С. Выготский), которая представляет особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющееся типичным для каждого возрастного этапа и обуславливающее динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, а также новые качественно своеобразные психические образования, возникающие к его концу.

Таким образом, поведение ребенка может быть нормальным, если взаимодействие его со средой адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности в ее динамических возрастных, рефлективных и, в ряде случаев, патологических проявлениях.

Отклоняющееся поведение в таком случае характеризуется как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию, вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности, и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным, нравственным и правовым общественным нормам.

Н.Н. Стош отмечает ряд факторов, которые в значительной мере способствуют формированию отклоняющегося (девиантного) поведения ребёнка:

девиантное поведение подросток семья

развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение у ребёнка в этом случае может сформироваться как реакция на эмоциональное невнимание родителей;

смерть любимого человека: девиация может развиться как протест на потерю любимого лица;

рождение нового ребёнка и переключение на него внимания родителей: девиация может возникнуть как ревность;

различные формы насилия над ребёнком в семье (унижение, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями и др.) [8, с.16].

Работа с детьми группы риска должна проводиться социальным работником при тесном его сотрудничестве с педагогами ребёнка. Н.Р. През отмечает следующие характеристики детей группы риска, которые может школьный педагог помочь определить социальному работнику и на которые обязательно следует обратить внимание в практической деятельности:

систематическая неуспеваемость школьника по всем или отдельным учебным предметам;

регулярные нарушения дисциплины и порядка в классе;

систематические пропуски уроков либо уходы без уважительной причины;

эпизодические или постоянные грубые нарушения дисциплины в школе, оскорбительные поступки в отношении своих товарищей, учителей и посторонних людей [5, с.61].

Отклоняющееся поведение детей "группы риска" может быть вызвано и другими причинами: ограниченная духовная культура, обеднённая досуговая среда, скука, неумение найти достойное занятие, низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми, эмоциональная незрелость, и т.д.

О.А. Селиванова полагает, что процесс дезадаптации - это процесс обратимый: можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей с помощью совместного конструктивного взаимодействия педагога и ребёнка.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: "Влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения".

Объектом нашего исследования является семейное воспитание.

Предмет исследования - влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.

Цель исследования - выявить влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что семейное воспитание оказывает влияние на развитие у детей девиантного поведения в случае преобладания отвержения как ведущего типа детско-родительских отношений в семье, чрезмерной требовательности, строгости, отсутствия сотрудничества, отвержения, высокого контроля и низкого авторитета родителей в детско-родительских отношениях.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям работы

3. Подобрать и апробировать методики, позволяющие выявить влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.

.   Выявить влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.


Стили семейного воспитания

 

Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический и попустительский (Baumrind D., 1991).

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов - автократический, диктат, доминирование) - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более "разрешающее" поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим [15].

Демократический стиль (в терминологии других авторов - авторитетный, сотрудничество) - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов - либеральный, снисходительный, гипоопека) - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались [38].

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) - стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости

Факторы родительского воспитания. Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой - объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения [31].

Во многих исследованиях: в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются именно эти:

1)эмоциональное отношение, любовь, принятие;

2)особенности требований и контроля (Смирнова Е.О., Быкова М.В., 2000).

Э. Фромм выделил качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность-безусловность и контролируемость-неконтролируемость. Материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо нет). Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностью ребенка) (Фромм Э., 1998).

Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания

Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис (1998) выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.

Уровень протекции - количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него "не доходят руки", за воспитание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.

Другой важный фактор - степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

Количество и качество требований к ребенку в семье представлено разными шкалами: степень требований-обязанностей, степень требований-запретов, строгость санкций. Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания [29].

Потворствующая гиперпротекция - родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая гиперпротекция - ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Гипопротекция - к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение - ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

Повышенная моральная ответственность - от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.

Жестокое обращение с ребенком - склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998).

В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей - совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания. Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность [27].

Адекватность - умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферы, характерологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость - способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Прогностичность - способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или "близорукая? - (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998), модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.

Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют отношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.

 

Заключение

 

Семья является социальным институтом, то есть устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворение их потребностей. Она является первым и ведущим субъектом воспитания. В "Конвенции о правах ребенка" (1989) декларируется, что "ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания".

На сегодняшних день существует большое количество социальных проблем семьи, в том числе: резкое расслоение общества, недостаточная помощь государства, затрудненность социальной и географической мобильности, миграции, ухудшение состояние здоровья населения и семей, демографическая ситуация, насилие в семье и т.д. Сегодня в нашей стране повысился процент семей социального риска (девиантным семей), т.е. семей, где по объективным или субъективным причинам выполнение семья их функций затрудненно.

Тем не мене воспитательный потенциал семьи, то есть совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей в воспитании детей, определяемая ее особенностями, остается достаточно велик.

На начальном этапе нашего исследования нами была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме нашего исследования. Нами было установлено, что социальное поведение человека управляется социальными схемами, которые формируются в свою очередь социальными стереотипами в подростковом возрасте, то есть примерно с двенадцатилетнего возраста.

Очевидно, что молодое поколение России переживает трудную, кризисную социально - психологическую ситуацию. Значительная часть подростков и детей утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый, эффективный жизненный стиль. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм поведения происходит хаотично, бессистемно, лавинообразно и не всегда является позитивно направленной, часто отклоняясь от норм возрастного развития.

Для решения данной проблемы требуются обширные исследования. Мы проводили эксперимент.

Цель исследования - выявить влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.

Полученные данные подтвердили актуальность исследования особенности влияния семьи на социализацию детей в современных условиях, что обуславливает необходимость работы в данном направлении.

В ходе работы были решены поставленные задачи:

. Была изучена литература по проблеме исследования.

. Были даны характеристики основным понятиям работы.

. Были подобраны и апробированы методики, позволяющие выявить влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.

. Были выявлены особенности влияния семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения.

В ходе исследования были выявлены особенности влияния семейного воспитания на развитие девиантного поведения у детей.

Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №149 Советского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 7 "а", 7 "б", классах. Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 50 человек.

Результаты педагогического исследования обработаны, оформлены в таблицы и проанализированы.

Проведя исследование, мы можем сделать следующие выводы о том, что экспериментальная группа характеризуется:

)   преобладанием директивности как типа детско-родительских отношений является.

5) преобладанием чрезмерной требовательности, строгости, отсутствия сотрудничества, отвержения, высокого контроля и низкого авторитета родителей в детско-родительских отношениях.

)   преобладанием отвержения как ведущего типа детско-родительских отношений в семье

Следовательно, наша гипотеза о том, что семейное воспитание оказывает влияние на развитие у детей девиантного поведения в случае преобладания отвержения как ведущего типа детско-родительских отношений в семье, чрезмерной требовательности, строгости, отсутствия сотрудничества, отвержения, высокого контроля и низкого авторитета родителей в детско-родительских отношениях, получила подтверждение.

 


Список использованной литературы

 

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты. 1993г.

2. Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. М.: МГУ. 1989г.

.   Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып.3. М., 1970

.   Антонов А.И. Семейная дезорганизация // Жизнедеятельность семьи /Под ред.А.И. Антонова.М. 1990г.

.   Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. (Учебное пособие). М.: МГУ. 1996г.

.   Барнз Д.Г. Социальная работа с семьями.М. 1993г.

.   Битянова М.Р. Социальная психология.М. 1994г.

.   Волков А.Г. Семья - объект демографии.М. 1986г.

.   Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Он же. Собр. соч.: В 6т. Т.5-М, 1983

.   Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом "Университет", 1999.

.   Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл.9.Л., 1971.

.   Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб. 1998г.

.   Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. // Дошкольное воспитание, №6, 2000.

.   Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. 1996.

.   Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. № 1/2

.   Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП. 1996г.

.   Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1986.

.   Запорожец А.В., Лисина М.Н. Развитие общения у дошкольников. М., 1974.

.   Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Ростов н/Д, 2000.

.   Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение. 1988г.

.   Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - С. - 315.

.   Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.

.   Кон. И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

.   Кон. И.С. Социология личности. М., 1967.

.   Крийг Г. Психология развития. СПб. 2000.

.   Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

.   Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.

.   Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2 - М., 1997.

.   Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М., 1987.

.   Психология развития. / Под ред. Марцинковской Т.Д. М, 2001 г.

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2-х кн. - 2-е изд. Перераб. и дополн. - М., 1998.

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога/ Книга 2. М.: 1999г.

.   Рогов Е.И. Психология человека. М.: 1999г.

35. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.

36. Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Лига Пресс, 1996.

.   Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/автор-состав. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - С. - 251.

.   Современная психология / Под редакцией В.И. Дружинина. - М.: "Педагогика Пресс", 1999. - С.78, 132, 217.

.   Ярошевский М.Г. Современная социальная психология. - М., 1999. - С.78, 210.


Приложение

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ ТЕСТ "ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ"

ADOR опросник для подростков

 

Фамилия

Мой отец (моя мать) да частично нет
1 Очень часто улыбается мне 2 1 0
2 Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет 2 1 0
3 Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня 2 1 0
4 Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться 2 1 0
5 Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает 2 1 0
6 Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться 2 1 0
7 Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять 2 1 0
8 Постоянно жалуется кому-то на меня 2 1 0
9 Предоставляет мне столько свободы, сколько мне мало 2 1 0
10 За одно и то же один раз наказывает, а другой - прощает 2 1 0
11 Очень любит делать что-нибудь вместе 2 1 0
12 Цели натачает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу 2 1 0
13 Начинает сердиться и возмущаться но поводу любого пустяка, который я сделал 2 1 0
14 Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу 2 1 0
15 Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения 2 1 0
16 Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно 2 1 0
17 Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан 2 1 0
18 Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу 2 1 0
19 Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый ве<

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.