Специфика международной торговли услугами — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Специфика международной торговли услугами

2020-04-01 116
Специфика международной торговли услугами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые услуги).

 

3.2 Торговое посредничество в сфере услуг

 

Во внешнеэкономических связях значительное место занимают отношения производителей экспортируемых товаров и услуг с торговыми и посредническими фирмами. Данные отношения опосредствуются особыми видами договоров – договорами поручения и комиссии.

Предметом договора поручения в сфере внешнеэкономической деятельности являются чаще всего изучение рынка, расчеты цен, выявление заинтересованных клиентов, установление с ними контактов, проведение рекламных кампаний, проведение переговоров с заключением контрактов и т.д. Такие договоры на услуги носят возмездный характер.

В соответствии с договором комиссии одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) обязуется за вознаграждение совершить для комитента одну или несколько сделок от своего имени (на товар или услугу).

Среди услуг, оказываемых посредниками, можно отметить покупку и продажу товаров от собственного имени, но за чужой счет (комиссионная торговля), кредитование покупателей, сдача в аренду (лизинг), заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, контроль товаров, посредничество в платежных операциях, организацию соответствующего документооборота, улаживание недоразумений с таможней, представительство в арбитражных судах, складирование и погрузку, проведение рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные рынки и др.

Посредники могут быть специализированные и универсальные. Наиболее полное развитие идея универсализации получила в рамках торговых домов, в деятельность которых может входить предоставление широкого спектра услуг в стране и за рубежом. Особенно эта форма распространена в Японии. Там в середине 80-х годов ХХ века 9 торговых домов контролировали около 40% экспортных и 50% импортных сделок.

 

3.3 Соглашение ЕС и России об услугах

 

Важные договоренности достигнуты в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским союзом, которое заключено 24 мая 1994 года. Обе стороны установили сотрудничество во всех сферах экономических отношений и в частности в торговле товарами и услугами. 

В отношении условий учреждения компаний, оказывающих услуги в области страхования, ЕС предоставляет России безусловный режим наибольшего благоприятствования (РНБ), что фактически означает национальный режим.

Несмотря на то, что Россия не подписала Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), заключенное в апреле 1994 года в рамках Уругвайского раунда, ЕС согласился на использование для целей Соглашения отдельных налоговых элементов ГАТС и предоставил России аналогичные закрепленным для участников ГАТС условия доступа на рынки услуг ЕС (через реализацию принципа безусловного РНБ).

Россия и ЕС договорились предоставить друг другу РНБ в отношении услуги и поставщика услуги, в частности, в следующих секторах: консультационные услуги, инженерные услуги, услуги в области информации, телекоммуникаций, лизинговые услуги, услуги в области маркетинга и рекламы, услуги по техническим испытаниям, комиссионные агентские услуги в области оптовой торговли во внешнеэкономической деятельности, финансовые услуги.

В отношении учреждения и деятельности судоходных агентств по предоставлению международных транспортных услуг, охватывающих смешанные перевозки с использованием морского плеча, Россия и ЕС в соответствии с их законодательством предоставляют друг другу РНБ или национальный режим.

Стороны берут на себя обязательство при предоставлении услуг по международным морским перевозкам отменить и не применять в будущем любые односторонние меры, административные, технические и другие препятствия, которые имеют дискриминационный характер.

В Соглашении подтверждено намерение России и дальше увеличивать число портов, открытых для иностранных судов. В него включены положения о намерении сторон оказывать друг другу содействие в трансграничной торговле услугами мобильной спутниковой связи на их территориях.

Соглашение предусматривает открытие европейского рынка услуг космических запусков для России на конкурентных условиях. В Соглашении прописаны также эволюционные оговорки, касающиеся трансграничной торговли услугами. Одна из них фиксирует намерения России и ЕС о дальнейшей либерализации режима торговли услугами.

Соглашение вместе с Заключительным актом подписано в двух экземплярах на русском и государственных языках стран – членов ЕС. Оно вступает в силу после завершения процесса ратификации с участием Парламента России, Европейского Парламента и парламентов 15 стран-членов ЕС. Взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих в исходное Соглашение.

Процесс ратификации СПС был осложнен рядом обстоятельств и даже временно приостановлен ЕС вследствие военных действий российской армии в Чечне. С началом мирных переговоров в Чеченской республике процесс ратификации возобновился: в октябре-ноябре 1996 года СПС было ратифицировано Государственной Думой и Советом Федерации, в октябре 1997 г. - завершена его ратификация государствами-членами ЕС. 1 декабря 1997 года Соглашение вступило в силу.

До вступления Соглашения в силу применялось Временное соглашение между Россией и ЕС о торговле и связанных с торговлей вопросах, вступившее в силу с 1 февраля 1996 года, которое содержало те «торговые» положения Соглашения, которые не требовали ратификации. Это соглашение предоставляло торговле между ЕС и Россией режим, основанный на правилах ВТО и, таким образом, снимало многие ранее наложенные ограничения на экспорт в ЕС, обеспечивало лучшую защиту прав интеллектуальной собственности, а также устраняло различия в импортных пошлинах.

Для обеспечения соблюдения и выполнения положений СПС были созданы три комитета. Совет сотрудничества собирается раз в год на уровне министров. Комитет сотрудничества, состоящий из старших должностных лиц ЕС и России, оказывает поддержку работе Совета по сотрудничеству. Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Европейского Парламента и Федерального Собрания Российской Федерации, имеет полномочия представлять рекомендации Совету по сотрудничеству.

По некоторым оценкам, от дискриминационного режима во внешней торговле Россия теряла до 3 млрд. долл. в год. Соглашение с ЕС – одно из первых, которое создало недискриминационный режим. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.

 

3.4 Внешняя торговля услугами и некоторые проблемы развития и совершенствования нормативной базы в сфере услуг в России

 

Россия входит в число 30 экспортеров и в «двадцатку» мировых импортеров услуг.

Позиции России на мировом рынке услуг значительно уступают ее позициям на рынке товаров. Баланс ее международного обмена услугами в последние годы складывается с дефицитом. Однако доля услуг в российской внешней торговле растет, и в перспективе экспорт услуг может занять существенное место в экономике страны.

Структура российского экспорта услуг определяется структурой их производства и, прежде всего, базируется на транспорте и туризме. Следует подчеркнуть, что сектор услуг в России может стать одной из приоритетных сфер для иностранных инвестиций[5].

Внешняя торговля России в сфере услуг, отражаемая в платежном балансе страны, как свидетельствуют данные за 1999 г., развивалась несколько более благоприятно, чем в предшествовавшие годы, но не во всех секторах этой сферы. В частности, значительно уменьшилось отрицательное сальдо в обмене услугами, и увеличились экспортные операции в целом, особенно со странами дальнего зарубежья; вместе с тем фактически на прежнем уровне сохранились экспортные поступления от предоставления туристических и транспортных услуг, являющихся основными позициями в торговле России услугами. Доля услуг в российском экспорте растет, в 1998 г. она составила 17% суммы вывоза товаров и услуг. В импорте эта доля составила 28%.

Отрицательное сальдо баланса услуг в 1997 г. составило 5,2 млрд. долл. против 5,7 млрд. долл. в предыдущем году. Экспорт услуг в 1997 г. достиг 13,5 млрд. долл. В 1998 и 1999 гг. отрицательное сальдо баланса обмена услугами составляло примерно 2 млрд. долл. в год.

Сохраняет свое место российский экспорт транспортных услуг, причем в отношении со странами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Среди этих услуг наибольшее значение в российском экспорте занимают услуги воздушного и водного транспорта (соответственно 45 и 32%); положительное сальдо по статье «водный транспорт» уменьшилось почти втрое в связи с сокращением экспорта товаров и утратой отечественными перевозчиками позиций на мировом фрахтовом рынке. Обращает на себя внимание увеличение экспорта услуг в области связи. Среди других динамично развивающихся секторов сферы услуг следует выделить «роялти и лицензионные платежи» (приложение 1).

На протяжении последних лет объем внешней торговли услугами вырос примерно на 40%. Однако соотношение экспорта и импорта услуг складывается с пассивом для России. В 1994 г. соответствующие показатели составили 8,4 млрд. долл. и 16 млрд. долл. В 1995 г. — 10,5 и 20,5 млрд. долл. В 1999 г. отрицательное сальдо баланса услуг составило 3,8 млрд. долл. против 3,9 млрд. долл. в 1998 г., 5,7 млрд. долл. - 1997 и 199б г.

Российские услуги на мировом рынке представлены достаточно слабо. Доля нашей страны составляет приблизительно около 1% объема мировой торговли услугами.

Динамика экспорта и импорта услуг определяется главным образом изменениями по статьям «поездки» и «транспорт». Они составляют почти 3/4 объема торговли услугами в России.

В структуре российского экспорта услуг практически отсутствуют маркетинговые, управленческие, консалтинговые, аудиторские, компьютерные услуги. Слабо представлены финансовые услуги. Строительные услуги неконкурентоспособны, в связи с низким качеством, устаревшей технологией и сроками выполнения.

В качестве конкурентоспособных услуг можно назвать услуги в области связи (космические разработки), услуги по запуску объектов в космос, услуги в сфере некоторых научно-технических разработок и небольшое число других услуг.

В международном обмене услугами основными для России, в отличие от большинства стран, являются в отношении экспорта трансграничная торговля, а в отношении импорта — услуги иностранных компаний на территории России.

На российском рынке услуг крайне мало развитых секторов, большая часть отраслей производства услуг находится в процессе формирования. Поэтому достаточно трудно моделировать их будущее. Однако даже самый общий анализ регулирования торговли услугами показывает, что режим торговли услугами в России излишне либерален. По существу во всех секторах, кроме банковского, туристического и страхового, Россия практически не применяет ограничений для деятельности иностранных поставщиков услуг. Более того, режим их работы нисколько не отличается от режима, предусмотренного для отечественных компаний, а в некоторых случаях (валютное регулирование, импорт оборудования для сферы услуг) иностранцы находятся даже в лучших условиях, нежели отечественные поставщики услуг.

Потенциал российских рынков услуг достаточно велик и перспективен. Особенно это касается таких видов услуг, как транспорт, туризм, строительные и телекоммуникационные услуги, аудит и консалтинговые услуги, реклама, лизинг и многие другие. Российские компании в этих областях отличаются большим интеллектуальным потенциалом, квалифицированной рабочей силой, опытом и знанием российской действительности. Однако их конкурентоспособность не велика. Поэтому в настоящее время в преддверии присоединения России к ВТО одна из главных задач в области регулирования внешней торговли услугами заключается в создании разумной протекционистской системы, которая, сохранив конкурентную среду на рынке услуг, позволила бы российским поставщикам услуг достичь в течение нескольких лет достаточной степени зрелости. Важность этой задачи определяется еще и тем, что, присоединившись к ВТО, России придется участвовать в будущих переговорах в рамках ГАТС по дальнейшей либерализации торговли услугами, а это означает, что российский режим торговли услугами должен иметь достаточный запас прочности для таких переговоров. В этой связи уже сейчас в процессе присоединения к ВТО государственным органам России необходимо разработать и принять достаточно взвешенное законодательство, которое содержало бы разумный компромисс между общенациональными интересами, интересами российских и иностранных производителей и потребителей услуг.

Предварительно можно назвать следующие направления, где целесообразно ограничить деятельность иностранных компаний: туристические, транспортные, строительные, рекламные, аудиовизуальные услуги, а также телекоммуникационные, консалтинговые услуги, аудит, оптовая и розничная торговля и ряд других. Вместе с тем, защищая российских производителей услуг, необходимо иметь в виду, что только достаточная иностранная конкуренция заставит российских производителей услуг поднять свой профессиональный уровень, использовать современные технологии и формы работы и защитит потребителя услуг от неоправданного завышения цен на поставляемые услуги.

Защита внутреннего рынка услуг должна производиться в соответствии со ст. XVI ГАТС. Ограничения на базе этой статьи могут касаться:

• максимального уровня иностранных инвестиций в каждый
сектор услуг;

• количества представительств иностранных компаний, могущих действовать на отечественном рынке;

• доли предоставляемых иностранцами услуг;

• соотношения иностранного и отечественного персонала;

• выбора организационной формы иностранной компании;

• общего числа иностранных поставщиков услуг в каждом секторе.

Сформулированные в соответствии с этими ограничениями специфические обязательства России, с одной стороны, защитят национальных производителей услуг, а с другой — будут гарантией для иностранных поставщиков услуг того, что режим доступа на рынок России не станет более жестким.

Открывать отечественный рынок услуг придется. Однако этот процесс должен быть регулируемым, а не разовым, связанным с обязательствами, взятыми на себя при присоединении к ВТО.

Недостаточное развитие сферы услуг в России, слабая правовая и экономическая защищенность российских производителей услуг послужили причиной довольно быстрого расширения иностранной деятельности на этом участке экономики государства.

Число совместных и иностранных предприятий в российской сфере услуг за последние годы превысило 6 тыс. Стимулирующими факторами для иностранных инвестиций в эту сферу послужили: достаточно емкий рынок, персонал с хорошей профессиональной подготовкой, сравнительно низкие издержки на зарплату и практическое отсутствие конкуренции. Кроме того, предприятия сферы услуг, как правило, не требуют крупных капиталовложений, позволяют рассчитывать на сравнительно быструю отдачу финансовых средств и получение валютной выручки.

Как уже отмечалось выше, важную роль в этом сыграла открытость многих секторов услуг с правовой точки зрения. Наряду с этим сказались ограниченность внутренних источников финансирования отечественных отраслей услуг, отсутствие на внутреннем рынке достаточного предложения со стороны национальных производителей и правовые ниши, которые открыли дорогу иностранным предприятиям.

Надо сказать, что активное участие иностранных компаний привело к определенным положительным результатам: увеличилось число рабочих мест; появились новые виды услуг, отсутствовавших ранее; предприятия сферы услуг оснащались высокопроизводительным оборудованием, необходимым для осуществления высокотехнологичных процессов; реконструировались и обновлялись здания и сооружения, особенно в крупных городах.

Не обошлось и без негативных последствий: во многих случаях иностранные фирмы нарушали или обходили несовершенное российское законодательство в сфере услуг; происходило поглощение российских предприятий иностранными; иностранные компании довольно широко, использовали недобросовестные методы конкуренции на российском рынке.

Учитывая быстро растущую роль сферы услуг в мировой экономике, России предстоит решить ряд сложных задач: развитие современных конкурентоспособных видов услуг; создание условий для широкого использования всех четырех видов поставок услуг, особенно коммерческого присутствия за рубежом; развитие современной правовой базы в сфере торговли услугами, содержащей основные положения ГАТС; и, наконец, перелом тенденции к постоянно существующему пассивному сальдо платежей в сфере услуг.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

При рассмотрении данной темы можно сделать следующие выводы:

1. отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. Также к сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.

2. сфера услуг постоянно изменяется, наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.

3. специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.

4. мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг.

5. на развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.

6. позиция России на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.