Специфика воспитания подростков — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Специфика воспитания подростков

2020-04-01 138
Специфика воспитания подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

 


Введение

 

Тема «специфика воспитания подростков» актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрастах. Именно в это время закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности человека. На становление и развитие личности особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия, воздействия окружающей среды общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

Мы поставили следующие задачи:

. Изучить общую характеристику особенностей подросткового возраста.

. Рассмотреть особенности воспитания подростка в семье и в школе.

. Определить основные формы воспитательной работы применимых к воспитанию подростков.

. Провести анкетирование школьников для определения уровня воспитанности подростков.


Особенности воспитания подростка в семье

 

Воспитание в семье - сложный психологический процесс. Известно, что отклоняющееся поведение подростков в определенной мере является результатом столкновения, борьбы разнохарактерных, психологически несовместимых поведенческих стереотипов и ценностей у родителей и детей. Это порождает деформацию семьи в вопросах формирования жизненного мира, образа жизни детей, формирования их Я-концепции. Резкое усложнение всей общественной ситуации в условиях перехода к рыночным отношениям привело к тому, что молодежь перестала ориентироваться на престиж производительного труда, предпочитая бизнес, коммерцию, торговлю. В ее облике доминируют прагматические и потребительские характеристики, а политическая пассивность, равнодушие и мировоззренческая неразборчивость становятся нормой поведения. Ныне внутренние ориентиры поведения членов семьи в значительной мере утрачены, поэтому оно становится сугубо ситуативным и определяется поведенческими условиями существования [8].

Современные условия семейного воспитания, влияющие на формирование Я-концепции личности в подростковом возрасте, сегодня зависят от двух групп факторов: 1) социально-экономических, связанных со снижением уровня жизни к наметившимся отрицательным тенденциям в системе социального обеспечения; 2) психологических.

Известно, что успешная социализация детей в большей степени зависит от умения родителей бесконфликтно найти решение проблемы и поддержать единую линию воспитания. Зачастую отсутствие у воспитанников положительного примера своих родителей приводит к усвоению ребенком негативных ценностей и типов поведения (низкий культурный уровень, конфликтность родителей, пассивное отношение к действительности, склонность к алкоголю и т.д.), что, несомненно, влияет и на формирование их Я-концепции. В подростковом возрасте межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, однако, возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости подростка. [2].

 

Краткая характеристика форм

 

. Линейка (торжественная церемония) - ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Выход на линейку имеет на наш взгляд, второстепенное значение. Функции субъектов взаимодействия следующие: ведущий линейки (находится в центре внимания);

выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);

зрители;

исполнители действий.

Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации.

. Спектакль - представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.

Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому педагогу-организатору следует учитывать заложенный пьесой эмоционально-содержательный алгоритм.

Спектакль может проходить не обязательно в зрительном зале.

. Концерт - «публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами». Другими словами, концерт - это, представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.).

. Просмотр кино, видео, телефильма, спектакля - представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия - зритель и организатор просмотра. Мы различили просмотр концерта (спектакля, фильма и т.п.), подготовленного кем-либо и спектакль (концерт), где выступают сами воспитанники. Основанием для такого разделения являются признаки формы воспитательной работы. Также, по нашему мнению необходимо отличать от концерта и спектакля такую форму совместной организации деятельности, какой является подготовка к представлению.

. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) - представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.

. Лекция (публичное выступление) - представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.

. Фронтальная беседа («Встреча с интересным человеком») - специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок добра», «Урок фантазии» и т.п.), имитирующий школьное аудиторное занятие. Ведущий приобретает роль учителя, остальные участники - учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока.

. Митинг - собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.

. Диспут - специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения

Общеизвестно, что эффективность дискуссии зависит от соблюдения участниками определенных правил.

. Защита проектов - представление в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Достаточно популярной является такая разновидность этой формы как «Защита фантастических проектов». Функции участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует такая форма как подготовка к представлению - придумывание, разработка и оформление проекта.

. Ярмарка (народное гуляние) - развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.

Алгоритм проведения ярмарки включает в себя:

общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием,

свободное движение участников по пространству,

свободный выбор аттракциона и участие в нем,

финальный сбор, с аукционом или без него.

. Представление в кругу - ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т.п.), предполагающее перемещение участников по кругу.

. Танцевальная программа (дискотека) - специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Существует разновидность танцевальной программы включающая соревновательность - это, так называемый «Стартинейджер».

. Вечер общения в импровизированном кафе - специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье.

. Субботник (трудовая акция) - ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Термин субботник не является научным, однако, он результат культурно-исторического процесса, поэтому его использование вполне, на наш взгляд допустимо. Сам по себе субботник может и предполагать игру, однако возможно превратить уборку территории, закрепленной за коллективом младших школьников, в секретную миссию по задержанию диверсантов - фантиков.

. Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д.) - специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо. Функции участников взаимодействия ярко просматриваются, если учесть, что в основе данной формы лежит предметно-практическая деятельность. Именно поэтому логично предположить, что при изготовлении выставки необходимы те, кто организует совместное и индивидуальное творчество и те, кто непосредственно выполняет задания. С точки зрения организации пространства и времени видно, что эта форма является дискретной. В воспитательных целях изготовление выставки, газеты, летописи и т.д. может использоваться для приобретения детьми опыта деятельности, формирования эмоционально-ценностных отношений, а также для отдыха.

. Подготовка к представлению - специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п. Возможно выделение каждого этапа, как отдельной формы работы: придумывание (разновидности: «мозговой штурм», «принудительное ассоциирование», «классификация» и т.п.), реализация замысла (репетиция).

. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы - это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

. Продуктивная (инновационная) игра - совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т. ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом черт:

наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;

разделение участников на небольшие (8 - 12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;

прохождение каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;

наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.

Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов). Поэтому продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму как «Защита проектов».

Объединяет все формы статично-динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, процедуры (способы) движения могут быть жестко или не жестко заданы.

Формы воспитательной работы типа «путешествие»

. Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:

для информирования воспитанников;

служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;

способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,

организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.

. Сбор - старт.

. Движение команд по маршруту.

. Участие команд в организуемой на площадках деятельности

. Сбор-финиш.

. Организация последействия.

. Экскурсия - специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции.

Как показывает анализ литературы, наиболее часто упоминаются авторами учебные, производственные и краеведческие экскурсии.

. Экспедиция - коллективное путешествие куда-либо, посещение каких либо объектов с исследовательской целью.

. Поход - дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).

Поход как форма воспитательной работы, по мнению Ю. Козлова и В. Ященко, обладает рядом педагогических потенциалов. Во-первых, использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива. Совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе. В-третьих, при определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников. И наконец, формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию пространства охваченного движением группы.

Характерной чертой всех форм воспитательной работы типа «путешествие» является наличие оформление схемы маршрута. В игре-путешествии, как и в походе, схема движения обычно называется маршрутным листом. Однако, в первом случае маршрутный лист во многом - атрибут игры.

. Парад (карнавальное шествие) - ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в настоящее время используется достаточно редко, хотя долгое время была непременным атрибутом празднования в школе 23 февраля. В другом случае каждое временное объединение изображает делегацию какой-либо экзотической страны. Наиболее выигрышно выглядят, пусть даже несколько в комично утрированном изображении группы изображающие индийцев, шотландцев, японцев или китайцев, испанцев, швейцарцев или баварцев, аборигенов Аляски и т.п.

Вообще, автор полагает, что метод воспитания - это способ педагогического управления взаимодействия ребенка с окружающей средой. Рассуждая таким образом, можно выделить несколько групп бинарных оппозиций. Первая:

демонстрация педагогом - исследование ребенком,

демонстрация педагогом - восприятие ребенком,

демонстрация ребенком - восприятие педагогом,

демонстрация ребенком - исследование педагогом.

Вторая:

взаимодействие «человек - человек» (совместная коммуникация) - взаимодействие «человек - предмет» (предметная деятельность),

созидание - развлечение.

В-третьих. Если иметь в виду, что технология воспитательной работы это - идеальная модель решения некой совокупности близких педагогических задач, представляющая алгоритм действий и операций, основанный на определенном психолого-педагогическом механизме, то явно видна близость технологии и формы организации деятельности, просматривается связь технологии и метода, формы и метода. Несколько утрируя, можно утверждать, что ограниченный по месту, времени, содержанию. (4)

 


Заключение

 

Актуальность исследования проблемы воспитания подростков обусловлена потребностью общества в воспитанной личности, воспринимающей прекрасное в жизни и искусстве, совершенствующей окружающий мир на основе воплощения нравственных и эстетических ценностей, и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке.

1.   Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания. Как уже отмечалось, успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей.

2.   Задачей семейного воспитания становится накопление знаний, способов поведения, форм общения.

3.   Рассмотрены роль и функции школы в воспитании подростка. Решению проблем адаптации детей к социальным условиям жизни способствует педагогизация среды, т.е. специальная забота о создании воспитывающей среды.

4.   Даны понятия методов воспитания. Рассмотрена система общих методов воспитания, а также причины, которые определяют выбор методов воспитания.

5.   Проведено анкетирование подростков. И проведен анализ результатов. Определено, что 38% подростков имеют средний уровень воспитанности, 24% ниже среднего, 15% высокий, 14% низкий и 9% выше среднего.

 


Литература

1. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979. - 96 с.

. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. - М., 1996. - 114 с.

. Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников». «Просвещение», Москва, 1976 г.

. Куприянов Борис Викторович, Формы воспитательной работы с детским объединением. Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., перераб. и исп. - Кострома: КГУ, 2000. - 37 с. (4)

. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с. (5)

. Психология. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд., 496 с. (6)

. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. (7)

. Личность - Семья - Общество: Материалы на-уч.-практ. конф. 1-3 июня 1993 г. - М.: Союз, 1994. - 197 с. (8)

. http://pedsovet.su/load/55-1-0-10731 Топчий Ирина Викторовна Запорожская гимназия №11. Учитель основ здоровья, трудового обучения, методист по ОТ и ТБ, учитель высшей категории, учитель-методист.

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

 


Введение

 

Тема «специфика воспитания подростков» актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрастах. Именно в это время закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности человека. На становление и развитие личности особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия, воздействия окружающей среды общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

Мы поставили следующие задачи:

. Изучить общую характеристику особенностей подросткового возраста.

. Рассмотреть особенности воспитания подростка в семье и в школе.

. Определить основные формы воспитательной работы применимых к воспитанию подростков.

. Провести анкетирование школьников для определения уровня воспитанности подростков.



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.