Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-04-01 | 136 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций в психологии
1.1. Понятие ценностных ориентаций
1.2. Определение личностных смыслов личности
1.3. Формирование ценностно-смысловых ориентаций личности
Глава II. Характеристика ценностных ориентаций молодежи
Заключение
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Введение
Перемены, произошедшие за последние десять лет в сфере государственного устройства и политической организации российского общества, можно назвать революционными. Важнейшей составляющей происходящей в России трансформации является изменение в мировоззрении населения. Традиционно считается, что массовое сознание – наиболее инерционная сфера по сравнению с политической и социально-экономической. Тем не менее, в периоды резких, революционных преобразований система ценностных ориентаций также может быть подвержена весьма существенным сдвигам. Можно утверждать, что институциональные преобразования во всех других сферах необратимы только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется. И в этом отношении изменения в мировоззрении населения могут служить одним из важнейших индикаторов реальности и эффективности общественной трансформации в целом.
Ценности – это обобщенные представления людей о целях и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. В России в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами. Наблюдается расшатывание нормативно-ценностных систем старого сознания под воздействием пропаганды идей и принципов нового политического мышления.
|
Жизнь людей индивидуализируется, меньше регламентируются извне их действия. Предполагается, что члены общества должны рассчитывать на себя, рисковать, делать выбор и нести за него ответственность. Намечается движение по пути большей свободы человека (в выборе целей и средств их достижения), что выражается в переходе к новой системе ценностей. Формирование новой системы ценностей в условиях ослабления политического и идеологического прессинга сопровождается критическим осмыслением старых, присущих обществу социалистического типа ценностей, вплоть до полного их отрицания. К сожалению, такой подход часто приводит к отрицанию всего опыта предшествующего поколения. В связи с этим в современной литературе многие авторы говорят о кризисе ценностей в российском обществе.
Ценности в посткоммунистической России действительно противоречат друг другу. Нежелание жить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Ностальгия по гигантской стране уживается с разного рода проявлениями ксенофобии и изоляционизма. Привыкание к свободе и частной инициативе сопровождается нежеланием брать на себя ответственность за последствия собственных же хозяйственных и финансовых решений. Стремление отстоять вновь обретенную свободу частной жизни от непрошеных вторжений, в том числе от «недремлющего ока» государства, сочетается с тягой к «сильной руке». Это только беглый перечень тех реальных противоречий, которые не позволяют однозначно оценить место России в современном мире[1].
|
Итак, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему «Специфика ценностных ориентаций молодежи» актуальной и своевременной.
Цель работы: Проанализировать специфику ценностных ориентаций молодежи.
Задачи работы:
Теоретически проанализировать проблему ценностных ориентаций в психологии.
Дать характеристику ценностных ориентаций молодежи.
Организовать и провести исследование специфики ценностных ориентаций молодежи.
Объект исследования – молодежь как социально-психологическая группа.
Предмет исследования - ценностные ориентации молодежи.
Гипотеза: Мы предполагаем, что ценностные ориентации современной молодежи имеют специфические черты, отражающие изменения в общественной жизни.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы (тестирования), методы статистической обработки.
Заключение
Итак, ценностное «ядро» российского общества составляют такие ценности, как материальное благополучие, законность, безопасность, семья, достаток. Семью можно отнести к интеракционистским ценностям, остальные три – к витальным, самым простейшим, значимым для сохранения и продолжения жизни. Эти ценности выполняют интегрирующую функцию. В структурном «резерве» оказались свобода, духовность и демократия; на «периферии» ценностного сознания – равенство как признак старой, административно командной системы и собственность как одно из непременных условий общества с рыночными отношениями.
Такие неотъемлемые для демократического общества ценности, как свобода и собственность, еще не достаточно актуализировались в сознании российской молодежи. Прежние идеи и ценности претерпели изменения и потеряли свой прежний бытийный смысл. Но ценностная система, свойственная современным обществам, еще не сформировалась. В этом и заключается ценностный конфликт.
|
Ценности - это глубинные основы общества, то насколько однородны или, если хотите, однонаправлены они станут в будущем, насколько гармонично смогут сочетаться ценности разных групп, определит во многом успешность развития нашего общества в целом.
Коренные преобразования в обществе невозможны, неокончательны без изменения ценностного сознания людей это общество составляющих. Представляется чрезвычайно важным изучение и полноценный мониторинг процесса трансформации иерархии потребностей и установок, без чего невозможно настоящее понимание и управление процессами общественного развития.
Список литературы
1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 1993. - № 3.
2. Агафонов А. Б. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. – 336 с.
3. Агошкова Е. Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. – 1998. – № 7. – С.170 - 178.
4. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймек- Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.: Психотерапевтический колледж, 1999. – 487 с.
5. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С.131 - 142.
6. Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. – С.118 - 125.
7. Белинская Е. П. Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
8. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. - 1990. - № 10.
9. Бернштейн Н. А. О построении движений. – М.: Прогресс, 1947. – 242 с.
10. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
11. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999. – С. 285 - 298.
|
12. Воробьев Г.Г. Тест «Рыночное мышление» //Наше время (Тюмень). – 1995. - 4.02.1993.
13. Воробьев Г.Г., Павлова В.В. Россияне все больше думают по-рыночному // Экономика и коммерция. - 1994. - № 9.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – 488 с.
15. Голубкова О.А. Ценностные ориентации в системе высшего образования // Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.293-300.
16. Голубкова О.А. Качество образования и профессиональная адаптация выпускников ВУЗа. // Материалы межвузовской научно-практической конференции: Организация и содержание образовательного процесса учебного заведения в электронной среде, ВСОК ВМФ. - СПб., 2004. – 518 с.
17. Голубкова О.А., Клыгина А.В. Выбор ВУЗа и профессиональная карьера. // Материалы научно-практической конференции: Актуальные проблемы современного менеджмента в России: перспективы на будущее. - СПб.: СПбФ ГУ-ВШЭ, Деметра, 2004. – 492 с.
18. Горлов О.А. Анализ использования студентами свободного времени в дни самостоятельных занятий // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Экспериментальная, профилактическая и тропическая медицина. - 1995. - №2.
19. Дианова З.В. Самоотношение в структуре самосознания студентов // Вопросы общей и дифференциальной психологии: сб. науч. тр. — Б. м., 1997. — Вып.1. С.73-78.
20. Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа // Ярославский Педагогический Вестник. - сентябрь 2005.
21. Доброрадных М.Б. Здоровье и имидж в ценностных ориентациях современных студентов // Материалы научно-практической конференции. – М.: Изд. РГАФК, 2004. С. 274.
22. Долженко В. Ю. Становление категории «смысл» как проблема историко-психологического исследования: Дис. …канд. психол. наук. – Барнаул, 2001. – 153 с.
23. Зубов О.Е. Общественно-политические и национально-культурные ориентации студенчества // Вестник Мордовского университета. - 1995.
24. Иудин А., Макробайт М. Студенты России и Канады (сходство и различие жизненных установок) // Высшее образование в России. - 1995. - № 4.
25. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социология молодежи. – 1998. - №5. С. 29.
26. Клочко В. Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. – Барнаул. – 1995. – № 3 – 4. – С. 104 - 113.
27. Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. – Томск. – 1998. – № 8 – 9. – С. 7 – 15.
28. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самоорганизация личности: системный взгляд. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. – 154 с.
|
29. Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования. - 1995. - № 1.
30. Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. - 1996. - № 3.
31. Коллонтай А.М. Студенты лохматые и студенты красные // Alma Mater. - 1992. - № 1. С.65-69.
32. Корнилов Т.Е., Григоренко Б.А. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии. - 1995. - №5.
33. Красуля А.В. Ценностные ориентации и отношение современных студентов к физической культуре // Материалы научно-практической конференции. – Харьков.: Изд. ХГУ, 2004. – 380 с.
34. Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 228 с.
35. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие для студентов вузов / В.Т.Лисовский; С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. - СПб., 2000. - 508 с.
36. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцвания В.В. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.232.
37. Мерзлякова С. В. Здоровье как приоритетная ориентация в системе ценностей современных студентов. // Тезисы докладов XXXI научной конференции студентов и молодых ученых. – Краснодар, 2004. – 410 с.
38. Мерзлякова С. В. Ценностные ориентации современных студентов // «Психология образования: проблемы и перспективы» Материалы Первой международной научно-практической конференции. – М., 2004. – 456 с.
39. Милорадова Н.Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. - 1995. - № 9.
40. Михайлова В.П., Осипова Т.Ю., Хорошилова Е.А. Особенности рефлексированности и эрудированности студентов // Вестник МГУ. - №7. – 2004.
41. Мостовая Е.Б. Ценностное сознание студенчества // ЭКО. - 1994. - №11.
42. Мяло К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. - М.: Политиздат, 1991. – 438 с.
43. Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. - 1994. - Т. 19. - №3.
44. Павлова В.В. Рыночное мышление студенческой молодежи // Социология молодежи. – 1998. - №7. С. 24.
45. Павлова В.В. К рыночному мышлению // Человек и труд. - 1994. - № 7.
46. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян; Под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.
47. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254 с.
48. Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. - 1996. - № 2.
49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
50. Семенов М. Ю. Экономические ожидания студентов как показатель экономико-профессионального самосознания // Вестник ОГТУ. - №3. – 2005.
51. Скилбек М. Потребности студентов в эру массового высшего образования // Высшее образование в Европе. - Т. 19. - 1994. - № 3.
52. Смит Н. Современные системы психологии / Пер. с англ.; Под общ. ред. А.А. Алексеева – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 384с.
53. Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. – М.: Политиздат, 1991. – 414 с.
54. Стародубец О.Д. Особенности становления личной идентичности студентов вуза // Вестн. Амур. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. - Благовещенск, 2004. - Вып. 24. С. 16-18.
55. Стойлик А.Ю. Сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций в юношеском возрасте: 70-80-е г. ХХ в. И начало XXI в. // ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Материалы 13-й международной конференции молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. - СПб., 2002. С. 117.
56. Ферапонтова О.И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала // Вестник СамГУ. - №1. – 2002.
57. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). –СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608с.
58. Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования// Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. - № 3. С. 32-49.
59. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608с.
60. Цапкин В.Н. Личность как группа - группа как личность // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 4.
61. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.
62. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.
63. Щанов Д. М. Исследование ценностных ориентаций современных студентов // Вестн. Сыктывк. ун-та. Сер. 14. Психология. Педагогика. Соц. работа. - 2003. - Вып. 3. С. 98-113.
64. Элинберг Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинникова. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс. – С. 201 – 237.
65. Эриксон Г. Эрик. Детство и общество. – СПб.: Ленато, АСТ, 1996. – 592 с.
Приложение 1
Приложение 2
Формы досуга молодежи
Наименование | % ответов | |||
постоянно, регулярно | Часто | редко | практически не используется | |
Наиболее привычные 1. Прослушивание аудио записей, радио | 62,8 | 28,1 | 8,3 | 0,8 |
2. Просмотр телевизионных передач, видеозаписей | 32,2 | 39,7 | 25,6 | 2,5 |
3. Занятие физкультурой, спортом, туризмом | 24,8 | 42,1 | 30,6 | 2,5 |
4. Посещение вечеров отдыха, дискотек | 23,1 | 41,3 | 30,6 | 5,0 |
Встречающиеся 5. Игра на компьютере | 21,5 | 31,4 | 28,1 | 19,0 |
6. Участие в общественной жизни | 19,8 | 28,1 | 43,0 | 9,1 |
7. Чтение газет, общественно-политических журналов | 18,2 | 38,0 | 38,0 | 5,8 |
8. Посещение ресторанов, пивных баров, кафе | 18,2 | 24,8 | 37,2 | 19,8 |
9. Чтение художественной литературы | 17,4 | 31,4 | 42,1 | 9,1 |
10. Пассивный отдых | 15,7 | 33,9 | 31,4 | 19,0 |
11. Посещение кинотеатров | 15,7 | 29,8 | 47,1 | 7,4 |
Редко используемые 12. Игра в карты, домино и пр. | 14,0 | 15,7 | 40,5 | 29,8 |
13. Изучение литературы по специальности, участие в научном кружке | 11,6 | 26,4 | 33,9 | 28,1 |
14. Рыбалка, охота, собирание грибов и ягод | 9,9 | 13,2 | 44,7 | 32,2 |
15. Посещение лекций, докладов, занятий вне института | 9,9 | 12,4 | 37,2 | 40,5 |
16. Участие в художественной самодеятельности | 9,1 | 13,2 | 30,6 | 47,1 |
17. Занятия и игры с детьми | 8,3 | 13,2 | 43,0 | 35,5 |
18. Игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, занятие живописью | 8,3 | 17,3 | 28,1 | 46,3 |
19. Посещение театров, выставок, музеев | 7,4 | 13,2 | 55,4 | 24,0 |
20. Коллекционирование, фотографирование, киносъемка | 5,8 | 21,5 | 30,6 | 42,1 |
21. Работа в саду, на огороде, на даче, на приусадебном участке | 5,8 | 15,7 | 38,8 | 39,7 |
22. Техническое конструирование, рационализаторская работа | 5,0 | 5,0 | 21,4 | 68,6 |
23. Посещение спортивных зрелищ, соревнований | 5,0 | 19,8 | 46,3 | 28,9 |
24. Отправление религиозных обрядов, посещение церкви | 1,7 | 9,9 | 33,9 | 54,5 |
25. Изготовление поделок, рукоделие | 1,6 | 5,0 | 38,0 | 55,4 |
[1] Чубенко Д.С. Ценности современной России // Сборник научных статей. – Нижний Новгород: Изд. НГУ, 2004. С. 129.
[2] Человек и его работа. Социологическое исследование /Под ред. А.Г.Здравомыслова. - М.: Наука, 1967. С. 64.
[3] Психология современного подростка /Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Мысль, 1987. С. 105.
[4] Стойлик А.Ю. Сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций в юношеском возрасте: 70-80-е г. ХХ в. И начало XXI в. // ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Материалы 13-й международной конференции молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. - СПб., 2002. С. 117.
[5] Агошкова Е. Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. – 1998. – № 7. – С.170 - 178.
[6] Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. – С.118 - 125.
[7] Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с. С. 487.
[8] Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254 с. С. 121.
[9] Долженко В. Ю. Становление категории «смысл» как проблема историко-психологического исследования: Дис. …канд. психол. наук. – Барнаул, 2001. – 153 с. С. 77.
[10] Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самоорганизация личности: системный взгляд. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. – 154 с. С. 79.
[11] Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. – Томск. – 1998. – № 8 – 9. – С. 7 – 15.
[12] Клочко В. Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. – Барнаул. – 1995. – № 3 – 4. – С. 104 - 113.
[13] Агафонов А. Б. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. – Самара: Издательский дом "Бахрах-М ", 2000. – 336 с. С. 128.
[14] Там же. С. 69.
[15] Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов // Сборник научных статей. – М.: РГУ, 2004. С. 1-11.
[16] Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с. С. 84.
[17] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). –СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608с. С. 438.
[18] Айви А. Е., Айви М. Б., Саймек- Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.: Психотерапевтический колледж, 1999. – 487 с. С. 192.
[19] Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян; Под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.
[20] Айви А. Е., Айви М. Б., Саймек- Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.: Психотерапевтический колледж, 1999. – 487 с. С. 56.
[21] Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с. С. 100.
[22] Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999. – С. 292.
[23] Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. – М.: Политиздат, 1991. – 414 с. С. 188.
[24] Смит Н. Современные системы психологии / Пер. с англ.; Под общ. ред. А.А. Алексеева – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 384с. С. 19.
[25] Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.
[26] Белинская Е. П. Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с. С. 211.
[27] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. – 344 с.
[28] Бернштейн Н. А. О построении движений. – М.: Прогресс, 1947. – 242 с. С. 126.
[29] Элинберг Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинникова. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс. – С. 216.
[30] Эриксон Г. Эрик. Детство и общество. – СПб.: Ленато, АСТ, 1996. – 592 с.
[31] Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С.131 - 142.
[32] Элинберг Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинникова. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс. – С. 201 – 237.
[33] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство "Питер", 2000. – 712 с. С. 252.
[34] Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
[35] Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 228 с. С. 209.
[36] Crumbaugh J.C., Maholick L.T. An Experimental Study in Existentialism: The Psychometric Approach to Frankl's Concept of Noogenic Neurosis // Journal of Clinical Psychology. – 1964. – 20(2). – P. 200 – 207.
[37] Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. С..32.
[38] Никольский Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура). С. 10. / http://www.romic.ru/referats/0703.htm
[39] Мяло К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. - М.: Политиздат, 1991. С. 200.
[40] Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социология молодежи. – 1998. - №5. С. 27.
[41] Соколова В..М. Социология нравственного развития личности. - М.: Мысль, 1986. С. 91-94.
[42] Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социология молодежи. – 1998. - №5. С. 29.
[43] Павлова В.В. Рыночное мышление студенческой молодежи // Социология молодежи. – 1998. - №7. С. 24.
[44] Зубкова Е. Критерий – качественное образование // Материалы научно-практической конференции. – Харьков: Изд. НТУ ХПИ, 2004. С. 112.
[45] Зубкова Е. Критерий – качественное образование // Материалы научно-практической конференции. – Харьков: Изд. НТУ ХПИ, 2004. С. 113.
[46] Зубкова Е. Критерий – качественное образование // Материалы научно-практической конференции. – Харьков: Изд. НТУ ХПИ, 2004. С. 114.
[47] Ерасов Б. Социальная культурология. Ч. 2. - М.: МИР, 1994. С. 217.
[48] Красуля А.В. Ценностные ориентации и отношение современных студентов к физической культуре // Материалы научно-практической конференции. – Харьков.: Изд. ХГУ, 2004. С. 62.
[49] Разлогое К. Феномен массовой культуры / Культура, традиции, образование. - М.: Мысль, 1990. Вып. 1. С. 141.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций в психологии
1.1. Понятие ценностных ориентаций
1.2. Определение личностных смыслов личности
1.3. Формирование ценностно-смысловых ориентаций личности
Глава II. Характеристика ценностных ориентаций молодежи
Заключение
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Введение
Перемены, произошедшие за последние десять лет в сфере государственного устройства и политической организации российского общества, можно назвать революционными. Важнейшей составляющей происходящей в России трансформации является изменение в мировоззрении населения. Традиционно считается, что массовое сознание – наиболее инерционная сфера по сравнению с политической и социально-экономической. Тем не менее, в периоды резких, революционных преобразований система ценностных ориентаций также может быть подвержена весьма существенным сдвигам. Можно утверждать, что институциональные преобразования во всех других сферах необратимы только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется. И в этом отношении изменения в мировоззрении населения могут служить одним из важнейших индикаторов реальности и эффективности общественной трансформации в целом.
Ценности – это обобщенные представления людей о целях и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. В России в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами. Наблюдается расшатывание нормативно-ценностных систем старого сознания под воздействием пропаганды идей и принципов нового политического мышления.
Жизнь людей индивидуализируется, меньше регламентируются извне их действия. Предполагается, что члены общества должны рассчитывать на себя, рисковать, делать выбор и нести за него ответственность. Намечается движение по пути большей свободы человека (в выборе целей и средств их достижения), что выражается в переходе к новой системе ценностей. Формирование новой системы ценностей в условиях ослабления политического и идеологического прессинга сопровождается критическим осмыслением старых, присущих обществу социалистического типа ценностей, вплоть до полного их отрицания. К сожалению, такой подход часто приводит к отрицанию всего опыта предшествующего поколения. В связи с этим в современной литературе многие авторы говорят о кризисе ценностей в российском обществе.
Ценности в посткоммунистической России действительно противоречат друг другу. Нежелание жить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Ностальгия по гигантской стране уживается с разного рода проявлениями ксенофобии и изоляционизма. Привыкание к свободе и частной инициативе сопровождается нежеланием брать на себя ответственность за последствия собственных же хозяйственных и финансовых решений. Стремление отстоять вновь обретенную свободу частной жизни от непрошеных вторжений, в том числе от «недремлющего ока» государства, сочетается с тягой к «сильной руке». Это только беглый перечень тех реальных противоречий, которые не позволяют однозначно оценить место России в современном мире[1].
Итак, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему «Специфика ценностных ориентаций молодежи» актуальной и своевременной.
Цель работы: Проанализировать специфику ценностных ориентаций молодежи.
Задачи работы:
Теоретически проанализировать проблему ценностных ориентаций в психологии.
Дать характеристику ценностных ориентаций молодежи.
Организовать и провести исследование специфики ценностных ориентаций молодежи.
Объект исследования – молодежь как социально-психологическая группа.
Предмет исследования - ценностные ориентации молодежи.
Гипотеза: Мы предполагаем, что ценностные ориентации современной молодежи имеют специфические черты, отражающие изменения в общественной жизни.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы (тестирования), методы статистической обработки.
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций в психологии
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!