Правовое регулирование малого бизнеса в Беларуси — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Правовое регулирование малого бизнеса в Беларуси

2020-04-01 145
Правовое регулирование малого бизнеса в Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Создание, государственная регистрация и ликвидация малого предпринимательства

Порядок создания

Предприятие может быть учреждено по решению собственника имущества или уполномоченного им органа. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным органом власти по месту учреждения предприятия. Решение о регистрации или отказе в регистрации должно быть принято не позднее, чем в месячный срок с момента подачи документов. Отказ в регистрации возможен только в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства.

В работе по созданию предприятия можно выделить два основных этапа: подготовительный и оформление документов и регистрация. На подготовительном этапе важно осуществить следующее: оценить имеющиеся возможности (свои и партнеров), ответить на вопросы: в чем заключается конструктивная идея, какова ее конкурентоспособность, какие имеются ресурсы для ее реализации, определить конечные цели; определить задачи и основные направления деятельности. На втором этапе разрабатываются учредительные документы: устав и договор учредителей предприятия.

Устав - это конституция предприятия, основной закон его деятельности. В уставе определяются цели, задачи и профиль предприятия, сфера его деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества, распределения дохода, условия реорганизации. В уставе обязательно указываются организационно-правовая форма предприятия, его местонахождение, предмет деятельности. В уставе должен быть раздел, описывающий систему управления предприятия. Для каждой организационно-правовой формы система управления имеет специфику и допускаются различные ее вариации. На небольшом предприятии, где количество работающих 10-20 человек, достаточно определить руководителя и установить правило, по которому ряд вопросов решается руководителем, совместно с трудовым коллективом. Важным разделом устава является правовой режим имущества предприятия, распределение полученной прибыли. Необходимо отразить права предприятия по использованию имущества (является ли оно собственником имущества или имущество находится у него в оперативном управлении). Собственник вправе совершать в отношении имущества любые сделки (продать, обменять и т. д.). Устав может ограничивать права предприятия несобственника по распоряжению имуществом. Он может запрещать ему сдавать имущество в аренду, продавать его и т. д. То есть собственник через устав определяет режим использования имущества, то лицо, которое вправе осуществлять сделки по распоряжению имуществом.

Вторым учредительным документом предприятия является договор учредителей. В нем перечисляются учредители, фиксируется размер вклада каждого учредителя в уставный капитал предприятия, определяется, кто уполномочен совершать те или иные сделки, как распределяется прибыль. После оформления документов их представляют на регистрацию.

Как показывает практика, одним из наиболее сложных этапов в организации дела является подготовка учредительных документов. Учредительные документы можно подготовить самому, а можно привлечь к этому квалифицированных специалистов. Если предприниматель решил готовить учредительные документы самостоятельно, он должен проконсультироваться в местной администрации, там, где он собирается регистрировать свое предприятие, об особенностях их оформления.

Основной документ, регулирующий деятельность предприятия - устав. Он закрепляет правоспособность предприятия как юридического лица, возможность его участия в различных хозяйственно-правовых отношениях. Единой формы устава не существует. Однако в нем должно быть отражено следующее:

- вид предприятия;

- его наименование и местонахождение;

- организационно-правовая форма;

- предмет и цели деятельности;

- органы управления и контроля, их компетенция;

- порядок образования имущества предприятия, его выкупа, распределение прибыли;

- условия реорганизации и прекращения деятельности.

Как правило, в устав включаются правовые основы деятельности предприятия, положения об организации, оплате и стимулировании труда, социальном обеспечении работников, порядке разрешения споров, страхования имущества. По мере необходимости в устав вносятся изменения, причем делать это нужно обязательно по согласованию с работниками предприятия. Все изменения в уставе подлежат обязательному утверждению по месту регистрации предприятия.

 

Государственная регистрация

Любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, если он не признан судом полностью или частично недееспособным, может стать предпринимателем. Гражданин вправе заниматься предпринимательством без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация граждан, пожелавших стать предпринимателями, производится в соответствии с Законом РБ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в РБ».

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в целях:

- поверки соответствия учредительных документов юридических лиц законодательству;

- удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;

- учета созданных, реорганизованных, ликвидированных юридических лиц на территории РБ;

- учета действующих и прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей;

- ведение Единого государственного реестра;

- создания информационного банка данных о юридических лицах и учета индивидуальных предпринимателей.

Для государственной регистрации юридического лица в орган государственной регистрации подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции РБ, к которому прилагаются оригинал и копии учредительных документов (в двух экземплярах), других документов, предусмотренных законодательством. Одновременно с учредительными документами в орган государственной регистрации предоставляется документ, подтверждающий формирование уставного капитала в размере, установленном законодательством.

В случае формирования уставного капитала денежными средствами подобным документом является справка кредитной организации о размере собственных денежных средств, находящихся на временном (накопительном) расчетном счете, открытом одним из учредителей создаваемого юридического лица. В случае внесения в уставный капитал создаваемого юридического лица вклада в иной форме, учредители представляют в орган государственной регистрации необходимые документы, подтверждающие правовой статус данного вклада.

Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя подается заявление установленной формы с приложением документов, предусмотренных законодательством.

Для государственной регистрации гражданин должен представить: паспорт, квитанцию об уплате регистрационного сбора и заявление по установленной форме. Запрещено требовать иные документы, а также понуждать заявителя к совершению иных действий (например, сбор виз) при регистрации. Размер ставки регистрационного сбора и определение категорий плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются органами местного самоуправления. Сведения о государственной регистрации представляются налоговым органам.

Государственная регистрация юридического лица должна быть произведена не позднее месяца со дня подачи заявления с приложением необходимых документов. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение одного рабочего дня со дня подачи заявления с приложением необходимых документов в орган государственной регистрации или в течение трех рабочих дней с момента получения документов по почте. Срок рассмотрения заявления о государственной регистрации прерывается на время, в течение которого заявитель устраняет недостатки учредительных документов, выявленных в ходе их рассмотрения.

За государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за внесение изменений и дополнений в учредительные документы взимается сбор в порядке и размере, установленных Кабинетом Министров РБ.

Нарушения установленного законодательством порядка образования юридического лица или индивидуального предпринимателя или несоответствие учредительных документов юридического лица законодательству, использование юридическим лицом чужого зарегистрированного фирменного наименования влечет отказ в государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя по мотивам нецелесообразности их создания не допускается. В случае отказа в государственной регистрации орган государственной регистрации обязан в месячный срок со дня подачи заявления выдать мотивированный отказ в письменном виде.

Арбитражному суду подведомственны дела об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок организации или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом.

Если арбитражный суд признает отказ в регистрации неправомерным, в решении суда указывается дата, с которой предпринимательская деятельность считается зарегистрированной, а соответствующие органы обязываются в установленный срок выдать предпринимателю Свидетельство о государственной регистрации. Судебно-арбитражная практика исходит из того, что гражданин должен быть признан зарегистрированным в качестве предпринимателя с момента истечения срока для принятия решения о регистрации.

Есть еще один нюанс, в арбитражный суд следует обращаться в том случае, если у заявителя есть на руках документы регистрирующего органа, из которых явствует отказ или уклонение от регистрации. Если таких документов нет, надо обращаться в суд.

При отказе в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя сбор, уплаченный за государственную регистрацию, возврату не подлежит. Юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации.

По результатам проверки соответствия представленных документов законодательству орган государственной регистрации вносит запись в соответствующий реестр и выдает вновь созданному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о государственной регистрации установленного Министерством юстиции РБ образца.

Единый государственный реестр является банком данных РБ о созданных, действующих, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Единый государственный реестр включает реестр Регистрационной Палаты Министерства юстиции РБ, реестры территориальных органов государственной регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации является официальным документом, подтверждающим факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выдача свидетельства о государственной регистрации не является основанием для начала деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании лицензии.

 

Ликвидация предприятия

В соответствии с Гражданским кодексом предприятие ликвидируется в следующих случаях: признания его банкротом; принятия решения о запрете деятельности предприятия из - за невыполнения условий, установленных законодательством; признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия; по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами и входящих в ее состав республик.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается объявленная арбитражным судом или должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечивать выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника. Причем размеры претензий к должнику в совокупности должны быть не меньше 500 установленных законодательством размеров минимальной заработной платы. Основанием для возбуждения дела о банкротстве предприятия является заявление кредитора или должника. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих решений: о признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредитора могут быть удовлетворены; о приостановлении производства по делу о банкротстве предприятия.

Типы применяемых к должнику процедур: реорганизационные; ликвидационные; мировое соглашение.

Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию.

Основанием для установления внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия для продолжения его деятельности путем реализации части имущества должника и осуществления других организационных и экономических мероприятий, а также заключения мирового соглашения с кредиторами. Продолжительность проведения процедуры внешнего управления имуществом должника не должна превышать 12 месяцев.

При установлении внешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначает арбитражного управляющего. При этом кредиторы и должники вправе предложить кандидатуры арбитражного управляющего. При наличии нескольких кандидатур управляющий назначается на конкурсной основе. Кандидат в арбитражные управляющие должен быть юристом или экономистом либо обладать опытом практической работы в хозяйстве, а также не иметь судимостей. Арбитражный управляющий должен иметь лицензию, выдаваемую государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Им не могут быть назначены лица, осуществлявшие в течение трех последних лет управление делами должника - юридического лица.

В зависимости от результатов проведения внешнего управления имуществом арбитражный суд может: принять решение о завершении процедуры внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о банкротстве предприятия либо решение об утверждении мирового соглашения; принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

К ликвидационным процедурам, применяемым к предприятию-должнику, относятся: принудительная ликвидация предприятия на основе конкурсного производства; добровольная ликвидация предприятия.

Признание предприятия банкротом означает, что арбитражный суд принимает решение о принудительной ликвидации предприятия. Она осуществляется в порядке конкурсного производства. Арбитражный суд назначает на предприятие конкурсного управляющего, который получает следующие права: распоряжаться имуществом должника; изучать обоснованность требований кредиторов; формировать состав ликвидационной комиссии и руководить ее работой и т. д. Созданная на предприятии ликвидационная комиссия проводит оценку стоимости имущества предприятия, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов из стоимости имущества предприятия. Имущество предприятия-банкрота подлежит продаже покупателю, предложившему самую высокую цену.

Добровольная ликвидация предприятия проводится по решению его собственников под контролем кредиторов. Собственники предприятия принимают решение о его ликвидации, информируют об этом кредиторов, производят расчеты с ними. Добровольная ликвидация предприятия проводится во внесудебном порядке, т. е. без подачи заявления в арбитражный суд и открытия конкурсного производства.

На любом этапе производства по делу о банкротстве предприятия между должником и кредитором может быть заключено в письменной форме мировое соглашение (отсрочка, рассрочка, изменение обязательств должника и др.), которое подлежит утверждению арбитражным судом и считается принятым, если за него высказались большинство кредиторов от их общего числа. Оно вступает в силу со дня утверждения его арбитражным судом и является обязательным для всех кредиторов.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.