Природно-ресурсный потенциал и экономические связи ПФО — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Природно-ресурсный потенциал и экономические связи ПФО

2020-04-01 158
Природно-ресурсный потенциал и экономические связи ПФО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение............................................................................................................. 5

1. Состояние Приволжского федерального округа..................................................... 6

1.1 Экономическое районирование................................................................ 6

1.2 Природно-ресурсный потенциал и экономические связи ПФО.............. 9

1.3 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства........................ 15

2. Экономическое положение Республики Татарстан............................................... 22

2.1 Отрасли рыночной специализации......................................................... 22

2.1.1 Основные показатели деятельности промышленности....................... 22

2.1.2 Топливно-энергетический комплекс.................................................... 24

2.1.3 Нефтегазохимический комплекс.......................................................... 26

2.1.4 Машиностроение и металлообработка............................................... 29

2.1.5 Агропромышленный комплекс............................................................ 32

2.2 Отрасли, дополняющие территориальный комплекс............................ 33

2.2.1 Легкая промышленность...................................................................... 33

2.2.2 Пищевая промышленность.................................................................. 34

2.2.3 Лесоперерабатывающая промышленность......................................... 37

2.3 Внешнеэкономическая и межрегиональная деятельность Республики Татарстан........................................................................................................................ 39

3. Проблемы экономического развития Республики Татарстан и пути их решения........ 43

3.1 Рациональное природопользование....................................................... 43

3.1 Охрана окружающей среды................................................................... 46

3.3 Основные мероприятия по решению проблем региона и ожидаемые результаты........................................................................................................................ 52

Заключение....................................................................................................... 56

Список использованных источников..................................................................... 58

Приложение...................................................................................................... 59


Введение

 

Актуальность темы исследования. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всей мировой экономики. К одной из основных глобальных проблем всего мира относится сырьевая, так как земельные ресурсы являются главными источниками жизнеспособности и процветания любой страны.

В этой связи большое значение приобретает изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о региональном и оптимальном освоении природных богатств.

Объектом исследования данной курсовой работы является Приволжский федеральный округ, в частности Республика Татарстан.

Предмет исследования - природно-ресурсный потенциал, экономическое состояние, внешнеэкономические и межрегиональные связи ПФО и регионов, входящих в его состав.

Цель исследования – изучить современное состояние экономики ПФО и определить перспективы его развития.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:

- изучить экономическое состояние Приволжского федерального округа;

- исследовать минерально-сырьевую базу, уровень технологий в производстве и добыче полезных ископаемых региона;

- оценить потенциал экономического развития и улучшения благосостояния населения, благодаря научным открытиям и нововведениям;

- рассмотреть пути повышения эффективности использования природных ресурсов;

- выявить экологически опасные производства региона, предприятия с устаревшим оборудованием и без очистных сооружений, и найти способы изменить ситуацию к лучшему.

Методологической основой исследования послужили: государственная статистика РФ, газеты, официальные сайты в интернете, учебная литература.


1. Состояние Приволжского федерального округа

Экономическое районирование

Экономическое районирование, как метод познания, есть процесс выявления экономических районов, которые объективно существуют и сложились в процессе развития территориального разделения общественного труда. Развитие народного хозяйства и формирование экономических районов - единый экономический процесс. Трудно назвать такие экономические проблемы, осуществление которых не требовало бы порайонного подхода, учета разнообразных природных, исторических, экономических условий. Любые вопросы, в том числе экономические (эффективность капиталовложений, темпы экономического развития, оптимальные размеры предприятия, рациональное использование природных и трудовых ресурсов), а также демографические и экологические требуют привязки к определенной территории.

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Основными принципами районирования являются следующие.

1) Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться с точки зрения установления наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

2) Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

3) Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение федеральных округов диктуется необходимостью укрепления вертикали власти. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

1. Высшее звено районирования - федеральные округа - используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Федеральные округа – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, федеральные округа имеют четко выраженную специализацию (до пяти-семи отраслей), широкий производственный профиль, сложный хозяйственный комплекс.

 В соответствии с указами Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 и «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах» от 21 июня 2000 г. № 1149 были учреждены 7 федеральных округов.

В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный представитель, который формирует свой аппарат управления округом. Его задачей является недопущение противоречий законов РФ и законов субъектов РФ.

В плане социально - экономического развития и размещения производительных сил перед федеральными округами стоит задача укрепления взаимосвязей между субъектами Федерации данного округа, создание в округе такой социально-экономической системы, которая наиболее полно обеспечила бы потребности населения в пределах округа, способствовала бы рыночной специализации округа и его комплексному развитию, создала бы развитую производственную и социальную инфраструктуру и укрепила экономические связи с другими федеральными округами РФ и зарубежными странами.

Федеральные округа выделялись в соответствии с принципами общности территории, специализации хозяйства, общности и достаточности природно-ресурсного потенциала, достаточности самообеспечения. Перечень федеральных округов и их состав приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 [ 2 ]

 Федеральные округа и их состав

 

Округа Субъекты Федерации
Центральный Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; город Москва.
Северо-Западный Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург.
Южный Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания; Краснодарский, Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.
Приволжский Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край.
Уральский Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.
Сибирский Республики Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия; Алтайский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа.
Дальневосточный Республика Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская автономная область; Корякский, Чукотский автономный округа.

 

 

2. Среднее звено районирования используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики. Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов среднего звена районирования:

1) Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область;

2) Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири;

3) Многоотраслевые и депрессивные – расположенные в значительной части зоны Севера

3. Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория РФ разделена на две экономические зоны: Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток). [2]

 

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс представляет собой крупную сферу народного хозяйства Республики Татарстан, обеспечивая население республики основными продуктами питания собственного производства. Показатели потребления продовольствия на душу населения в Татарстане значительно выше, чем в среднем по России.

Развитие АПК было и остается одним из приоритетов экономической политики руководства Татарстана, отрасли оказывается значительная государственная поддержка.

По специализации и направлениям деятельности сельское хозяйство Татарстана многогранное. В растениеводстве кроме производства зерна, картофеля, овощей, сахарной свеклы, имеются семеноводческие хозяйства.

В 2007 году в агропромышленном комплексе республики продолжилась устойчивая динамика роста производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Во всех категориях хозяйств стоимость валовой продукции превысила 95 млрд.рублей (в сопоставимой оценке ростом на 12,4% к 2005 году - началу реализации аграрного проекта). В результате Республика Татарстан в числе 4 регионов России не только восстановила производство продукции сельского хозяйства, но и на 21% превысила объемы 1990 года.

В 2007 году собрано свыше 5 млн.тонн зерна, в республике стабильно выращивается по 2 млн.тонн сахарной свеклы. Полностью удовлетворяются за счет собственного производства также потребности в картофеле и овощах. Валовой сбор маслосемян рапса составил 115 тыс.тонн. Запущен в эксплуатацию первый в России маслоэкстракционный завод, ориентированный на переработку рапса.

Успешно выполнены все мероприятия по реализации национального аграрного проекта. Так, во всех категориях хозяйств произведено 1728 тыс.тонн молока, рост на 195 тыс.тонн к уровню 2005 года или 12,7%, что в 2,7 раза выше намеченного национальным проектом. Татарстан обеспечил 15% всего прироста молока по России и продает сегодня более 8% российского товарного молока. Из производимых ежесуточно в республике 2800 тонн молока 700 тонн вывозится в виде сырого молока за пределы Татарстана. В РТ ежегодно изготавливается около 50 тыс. тонн сыров, что составляет 15 процентов от общероссийского объема производства.

В 2007 г. произведено 356 тыс.тонн скота и птицы - рост на 49 тыс.тонн или 16,0% (в отличие от 10,9% по нацпроекту). При этом производство мяса птицы на птицефабриках увеличилось на треть и достигло 63,1 тыс.тонн.

В республике завершается строительство и реконструкция более 200 объектов животноводства с объемом капитальных вложений в 25 млрд.рублей, запуск которых на полную мощность позволит уже в ближайшие годы значительно нарастить животноводческую продукцию.

В рамках реализации национального проекта малые формы предпринимательства на селе получили 22 тысячи субсидируемых кредитов на сумму более чем 3,6 млрд.рублей, на что закуплено десятки тысяч поголовья скота, техники и механизмов, построено свыше 10 тысяч различных придворных объектов.

Легкая промышленность

Легкая промышленность Республики Татарстан входит в комплекс отраслей, производящих товары народного потребления. Ее доля в объеме промышленной продукции Республики Татарстан составляет 0,4 %. В отрасли занято 9,3 тыс. человек, в основном женщин, это 2,5 % от общего числа персонала, занятого в промышленности республики.

Всего в отрасли за 2007 год отгружено продукции на сумму 3224,8 млн рублей, в том числе в текстильном и швейном производстве — на 2177,6 млн рублей, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви — 1047,2 млн рублей.

Многие татарстанские предприятия занимают передовые позиции среди предприятий легкой промышленности Российской Федерации. ОАО «Мелита» — лидер среди меховщиков по выделке овчины, ОАО «Сафьян», ОАО «Обувная фабрика «Спартак», ОАО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат», ЗАО «Кожгалантерейная фирма» — в кожевенно-обувном производстве.

Стабильно работают и наращивают объемы — ОАО «Альметьевская чулочно-носочная фабрика «Алсу» (144,0 %), что является результатом реализации инвестиционной программы, ОАО «Казанский текстиль» (121,2 %), ОАО «ПП «Швейник» (113,7 %), ОАО «Адонис» (100,8 %), ОАО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат» (107,2 %).

Направляемые средства на развитие производства недостаточны для конкурентоспособности отрасли, что является одной из главных причин, сдерживающих экономический рост.

С целью создания условий для привлечения инвестиций в отрасль и формирования конкурентоспособного, высокотехнологичного производства легкой промышленности в республике Поволжским центром добровольной сертификации персонала легкой промышленности разработаны программы обучения персонала легкой промышленности по всем видам деятельности. Здесь можно получить квалифицированный материал по переподготовке и сертификации мастеров, технологов, рабочих профессий.

Уже пятый год проводятся республиканские конкурсы рабочего мастерства по основным профессиям легкой промышленности.

Проведение конкурсов благоприятно повлияло на кадровый вопрос в легкой промышленности, так как позволило остановить в 2006 году снижение численности персонала предприятий, которое наблюдалось с 1991 г., и увеличить в 2007 году численность персонала на 12 % по сравнению с 2006 годом. Результативность конкурсов также позволила повысить престижность рабочих профессий среди выпускников школ и учреждений НПО и СПО.

Результаты сотрудничества предприятий легкой промышленности республики с фирмами JUKI (Япония) и Macpi (Италия) доказали эффективность и значимость проведения мастер-классов по внедрению и освоению новых видов технологического оборудования. Так, за период с ноября 2006 года по декабрь 2007 года предприятиями легкой промышленности республики закуплено современного высокотехнологичного оборудования на сумму 32 млн руб. В стадии рассмотрения, в том числе и в рамках разработанных бизнес-проектов, находятся контракты на сумму около 21 млн руб.

Стратегия развития легкой промышленности на основе кластерного подхода предполагает тесную кооперацию предприятий данных производств РТ с предприятиями других отраслей, тесную интеграцию с научно-образовательными учреждениями РТ.

Одной из точек роста к 2010 г. предприятий легкой промышленности можно рассматривать кооперационные связи швейных и обувных производств с другими отраслями РТ по их обеспечению средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Объем заказов хозяйствующих субъектов республики на пошив специальной одежды и обуви у республиканских предприятий легкой промышленности в 2007 году составил 265,9 млн руб., что на 10,7 % больше объема, размещенного в 2006 году.

 

Пищевая промышленность

По итогам 2007 года предприятиями, производящими продукты питания, отгружено продукции на сумму 44,3 млрд руб., индекс промышленного производства составил 106,7 % (рис. 2.6).

Рис. 2.6 Объем отгруженной продукции в 2000-2007 годах

и прогноз до 2010 года [4]

 

По сравнению с 2006 годом возросло производство цельномолочной продукции на 3 %, мяса, включая субпродукты первой категории, — на 4 %, макаронных изделий — на 6,3 %, хлебобулочных изделий — на 2,7 % и пива — на 51,8 %, алкогольной продукции — на 1 %.

Рост объемов производства в отрасли достигнут благодаря развитию производительных сил, прежде всего вложением инвестиций в современные технологии и оборудование, позволяющие увеличить выработку на одного рабочего и в то же время повысить конкурентоспособность продукции. По итогам 2007 года инвестиции в основной капитал промышленных предприятий оцениваются на уровне 3 млрд руб. Внедрение инвестиций в модернизацию и обновление основных фондов пищевой промышленности позволило повысить эффективность их использования. Так, если в 2004 году износ основных фондов предприятий пищевой промышленности составлял 28,3 %, то по итогам 2007 года эта величина составила 27 %.

Среднемесячная выработка на 1 работника в 2007 году по предприятиям пищевой промышленности составила 87,6 тыс. руб. Выше среднего данный показатель на ОАО «ПО «Красный Восток — Соло-довпиво» — 609,4 тыс. руб., ОАО «Казанский жировой комбинат» — 152,7 тыс. руб., ОАО «Заинский сахар» — 151,3 тыс. руб., ОАО «Вамин — Татарстан» — 106,8 тыс. руб., ОАО «Буинский сахарный за­вод» — 94,6 тыс. руб., ОАО «Татспиртпром» — 96,3 тыс. руб.

Основной стратегией развития производства пищевых продуктов Республики Татарстан является раз­работка программ по продвижению продукции в регионы России и страны дальнего зарубежья. Решение этой задачи прежде всего требует значительных финансовых затрат как на создание конкурентоспособного продукта, так и на его продвижение, что могут себе позволить только крупные холдинги или финансовые структуры, предприятия по производству молочной продукции и продукции птицеводства.

В республике развиты переработка мяса (объем производства мяса и мясопродуктов составляет около 51,8 тыс. тонн в год, объем производства колбасных изделий — 20 тыс.тонн), переработка молока (годовой объем производства цельномолочной продукции составляет в настоящее время 228,4 тыс. тонн, сыров жирных — около 35 тыс. тонн, масла животного — 22 тыс. тонн, производство сахара (170 тыс. тонн в год), производство ликероводочных изделий (в настоящее время в республике производится 4400 тыс. дал. пищевого спирта в год и более 5000 тыс. дал. алкогольной продукции), производство хлебобулочных и кондитерских изделий (объем производства хлебобулочных изделий в настоящее время составляет 219,2 тыс. тонн, объем производства кондитерских изделий — 33 тыс. тонн в год), производство пива (объем производства пива в настоящее время составляет 28000 тыс. дал.).

Объем производства хлебобулочных изделий в настоящее время почти в 2 раза ниже уровня 1990 года, что связано с изменением за последние десятилетия структуры рационов потребления населением продуктов питания в сторону увеличения доли овощей, фруктов, мясных изделий. В последние несколько лет объем производства хлебобулочных изделий стабилизировался и даже несколько вырос.

Дополнительной возможностью увеличения объемов производства для предприятий Республики Татарстан является выпуск продукции под брендами сетевых операторов розничной торговли. В данном направлении работают ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» и ОАО «Казанский хлебозавод № 2», поставляющие кондитерскую продукцию в торговые сети под наименованиями данных торговых орга­низаций, что позволяет республиканским предприятиям получить выход на российский рынок.

Развитие хлебопекарной отрасли в 2008 году будет осуществляться в соответствии с Концепцией развития хлебной и кондитерской промышленности, утвержденной на заседании межведомственной комиссии по стратегии развития хлебной отрасли в июне 2007 года.

Российской пивной рынок стремительно растет в последнее десятилетие. Потребление пива россиянами, по оценкам исследователей, в период с 1996-го по настоящее время выросло вдвое.

Приобретение ОАО «ПО «Красный Восток — Солодовпиво» турецкой компанией «Эфес» позволило предприятию значительно увеличить свои возможности в продвижении продукции, вложены значительные финансовые средства в маркетинговую поддержку продукта и бренда. Домашние марки «Красный Восток», «Солодов» и «Жигулевское» выведены на федеральный уровень. Компания в ближайший период планирует вдвое увеличить свою долю на российском рынке.

Алкогольную продукцию в Республике Татарстан производят 9 филиалов ОАО «Татспиртпром». В 2007 г. произведено 5012,2 тыс. дал. алкогольной продукции, или 100,2 % к уровню 2006 г. Водки в 2007 г. произведено 4272,6 тыс. дал., или 101 % по сравнению с 2006 г (таблица 2.2).

 


Таблица 2.2 [4]

Производство спирта, алкогольной продукции, пива в республике Татарстан  в 2000-2007 годах и прогноз до 2010 года (тыс. дал.)

 

 

Г.

Г.

Г.

Г.

Г.

Г.

Г.

Алкогольная продукция

8734

4845

5003

4813

4974

4991

5003

Спирт

3366

3029

4000

4000

4000

4000

4000

Водка

26134

23945

18458

28030

20200

22500

22900

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006 2007 Бумага, тыс. т

39,9

41,8

44

47,1

49,1

51,1

52,4 54,8 Картон, тыс. т

86,5

98,7

108,2

118,8

131

136,6

153,9 158,7 Клееная фанера, тыс. куб. м

72,8

79,9

83,9

85,3

95,2

99,3

103,7 107,5 Пиломатериалы, тыс. куб. м

251,4

120,9

180,2

227,4

242,5

247,4

257,6 264,5 Древесина деловая, тыс. плот. куб. м

28,5

282,7

300,2

267,4

287,7

244,1

207,9 188,1

 

За 2007 год объем отгруженной продукции предприятий вида деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» составил 1904 млн рублей, индекс промышленного производства — 91,9 %. Снижение объемов производства на 8,1 % произошло за счет мелких товаропроизводи­телей. Бюджетообразующие предприятия, занимающие более 80 % в общем объеме производства, — ЗАО «НП «Поволжский фанерно-мебельный комбинат» и ОАО «Зеленодольский фанерный завод» — сработали с ростом объемов производства соответственно на 12 % и 3,8 %.

В декабре 2006 года начало свою работу ЗАО «Агротехмашстройсервис» по производству бумаги-основы (тиссью) и экологически чистой 100 %-ной целлюлозной бумажной продукции санитарно-гиги­енического назначения мощностью 7000 тонн в год. За 2007 год объем произведенной предприяти­ем продукции составил 98,7 млн рублей.

Прогноз объемов производства продукции по виду деятельности «обработка древесины и про­изводство изделий из дерева» в 2008 г. составит 2399,1 млн рублей, в 2009 г. — 2722,7 млн рублей, в 2010 г. — 3078 млн рублей.

За 2007 год объем производства по виду деятельности «производство целлюлозы, древесной мас­сы, бумаги и изделий из них» составил 4244,8 млн рублей, индекс промышленного производства к

2006 г. — 106,7 %.

В 2007 году темпы роста промышленного производства на ЗАО «Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат» составили 105,8 % к уровню 2006 года, ООО «Татлестрой» — 164,1 %.

Среднесписочная численность работников по виду деятельности «производство целлюлозы, древес­ной массы, бумаги и изделий из них» за 11 месяцев 2007 года уменьшилась по сравнению с соответ­ствующим периодом 2006 года на 3,8 % и составила 2902 человек, среднемесячная заработная плата за тот же период возросла на 28,1 % и составила 18642,2 рублей, что превышает республиканский показатель на 67,4 %.

Прогноз объемов производства продукции по виду деятельности «Производство целлюлозы, дре­весной массы, бумаги и изделий из них» в 2008 году составит 6633,7 млн рублей, в 2009 году — 7142,7 млн рублей, 2010 году — 7677,0 млн рублей.

Для решения задач в области обработки древесины и производства изделий из дерева в Республи­ке Татарстан ведется работа по созданию в 2008–2010 годах конкурентоспособного лесоперераба­тывающего комплекса на мировом уровне. В 2008 году начата подготовка к проведению аукционов по передаче лесных массивов РТ крупным деревообрабатывающим предприятиям в долгосрочную аренду с условием вложения предприятиями инвестиций в развитие ЛПК. Это позволит развить кон­курентоспособное лесопромышленное производство на основе глубокой переработки мягколист-венной древесины с использованием современных технологий, высокопроизводительного обору­дования, современных технологий путем модернизации существующих мощностей, строительства новых заводов и комплексов для удовлетворения потребности государства, населения и бизнеса в продукции лесопереработки.

 


Охрана окружающей среды

 

В области экологической безопасности, начиная с 2000 г., Республика Татарстан выступает в качестве экспериментального полигона по реализации принципов Хартии Земли на республиканском уровне.

Развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, рост урбоэкосистем, сети транспортных магистралей могут привести к нарушению экологического равновесия. Промышленные отходы, выбросы от автотранспорта включаются в биогеохимические природные круговороты, загрязняют атмо-, гидро- и биосферу, накапливаются в почвенном покрове. Естественно, что негативное воздействие на окружающую среду сказывается на здоровье населения, поэтому в Республике Татарстан принципы Хартии Земли являются приоритетными для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.

Анализ ситуации показывает, все условия для этого уже созданы. Республика Татарстан, занимая важное геополитическое положение, показывает региональное лидерство в областях защиты окружающей среды, устойчивого развития, социального благосостояния, межкультурной терпимости и ненасильственного подхода в разрешении споров.

В Российской Федерации в ноябре 2004 года принят Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».

Определенные Киотским протоколом обязательства по разработке и осуществлению политики и мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и обеспечение устойчивого развития, созвучны с деятельностью Кабинета Министров Республики Татарстан, дополняют вышеупомянутый проект и предусматривают:

- повышение эффективности использования энергии и сокращение энергоемкости экономики;

- рациональное ведение лесного хозяйства и сохранение лесного фонда, балансирующего содержание парниковых газов в атмосфере;

- развитие устойчивых форм сельского хозяйства, адаптированных к изменениям климата;

- научную разработку и практическое внедрение возобновляемых видов энергии и инновационных экологически безопасных технологий;

- проведение протекционистской налоговой и бюджетной политики и применение рыночных инструментов в целях экономического стимулирования деятельности по сокращению выбросов парниковых газов со стороны промышленного и транспортного секторов экономики;

- использование экологически безопасных способов удаления и переработки отходов.

Реализация обязательств протокола предполагает определенные выгоды. Получив 5 – 7% от предусмотренных для России (и планируемых к продаже другим странам – участникам Протокола) льгот по квотам на выбросы (2,5 – 3 млн. тонн СО2-экв.), республика может получить соответствующее финансирование под проведение инвентаризации, разработку и реализацию проектов по снижению выбросов парниковых газов.

В Республике Татарстан с целью обеспечения надлежащего качества жизни из средств бюджета ежегодно на 400 млн. руб. финансируются мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды, несмотря на предусмотренное федеральной целевой программой «Социально-экономическое развития Республики Татарстан до 2006 года» финансирование этих мероприятий из федерального бюджета в объеме 300-600 млн. рублей.

Выполнен комплекс таких природоохранных мероприятий, как: газификация ряда промышленных и сельскохозяйственных объектов, ввод в эксплуатацию современных газоочистных установок и малоотходных технологий, прежде всего на предприятиях топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, тем самым выбросы загрязняющих веществ в атмосферу ежегодно снижаются на 2 - 3 тыс. т, несмотря на рост промышленного производства.

Завершено строительство очистных сооружений в г.Нурлат, с.Б.Атня, р.п.Камское-Устье. Сданы в эксплуатацию биологические очистные сооружения Буинского спиртзавода, НГДУ «Заинскнефть», станции очистки поверхностных стоков ОАО «Татнефть» (г.Альметьевск), канализационные сети и сооружения по очистке поверхностных стоков на предприятиях в г.г.Н. Челны, Нижнекамск, Альметьевск, ливневые очистные сооружения поверхностных стоков ОАО «Татэнергоремонт».

Специализированными предприятиями республики ежегодно собирается более 300 тыс. т отходов для повторного использования и утилизации. Так, например, общая мощность предприятий по переработке изношенной авторезины и других видов резинотехнических изделий в пределах республики составляет более 12 тыс. т автопокрышек в год.

Хартия Земли – это современный ценный источник получения знаний, поэтому экологическое образование и воспитание населения республики получает бесспорный приоритет.

Важным в информировании широкой общественности о деятельности Республики Татарстан в области экологии и природных ресурсов, а также пропаганде экологических знаний среди населения является активная работа со средствами массовой информации, основная задача которых – воспитание в человеке бережного отношения к природе, формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.

Однако состояние окружающей природной среды во многих районах республики продолжает оставаться неблагополучным. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов значительно превышает установленные нормативы, происходит загрязнение, опустынивание, истощение и деградация почв, постоянно увеличиваются объемы отходов производства и потребления, из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения биологического разнообразия животных и растительных сообществ.

По оценкам специалистов, ежегодный ущерб окружающей среде составляет более 500 млн. руб. Только в 2004 году Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предъявлены иски на возмещение вреда, нанесенного окружающей среде, в размере 80,5 млн. руб. и более 300 млн. руб. перечислено в Экологический фонд  Республики Татарстан в порядке частичного возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде.

Сосредоточение основного производственного потенциала республики в крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Заинск и др., а также устойчи


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.