Классификация принципов земельного права — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Классификация принципов земельного права

2020-04-01 104
Классификация принципов земельного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Юридическая наука подразумевает деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Такое деление преследует цель раскрыть объем регулирующего воздействия принципов права на общественные отношения и специфику их проявления в условиях различных отраслевых систем права.

В земельном праве к основным общеправовым (конституционным) принципам можно отнести:

−  принцип гуманизма;

−  принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений;

−  принцип законности в земельных отношениях;

−  юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле).

Межотраслевой характер проявляется в принципах:

−  экологического подхода в земельном праве.

Данный принцип реализуется путем внедрения экологических требований в земельно-правовые нормы и позволяет обеспечить применение природоохранительных технологий производства, а также комплексных мер по охране земель от вредных процессов на почве.

−  планирование, охрана и организация рационального использования земель.

Своё отражение этот принцип находит в ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве». Он раскрывает управленческую деятельность государства по определению перспектив развития территорий, а также создание необходимых условий для рационального использования земель. Под охраной понимается система обязательных мероприятий по сохранению почв и их плодородия.

−  платности использования земель.

Принцип прослеживается не только в земельном (п. 7 ст. 1 Земельного кодекса РФ), но и водном (п. 14 ст. 3 Водного кодекса РФ), лесном (п. 11 ст. 1 Лесного кодекса РФ) и ином природоресурсовом законодательстве.

−  подконтрольности использования земель государству.

Этот принцип характеризуется соблюдением законодательства в отношении всех субъектов правоотношений. Установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный контроль, основанный на сведениях о состоянии и использовании не только земельного, водного, лесного и иного участка.

В отрасли земельного права, как и во многих других отраслях, регулирование земельных правоотношений строится исключительно на определённых отраслевых принципах. Благодаря им, создаются, совершенствуются и исполняются правовые нормы только земельного права.

На законодательном уровне отраслевые принципы закреплены в ст. 1 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ) и присущи общей части земельного права:

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.

Указанный принцип регулирует земельные правоотношения через значения земли не только как охраняемого природного объекта, но и как объекта права собственности, по сути недвижимого имущества. Базируясь на данном понятии при наделении участников земельных отношений определёнными правами и обязанностями, законодатель смоделировал статьи ЗК РФ таким образом, чтобы их нормы регламентировали соблюдение специальных требований (строительных, санитарно-гигиенических экологических и т.д.), правил использования земель без нанесения вреда окружающей среды при их комплексной охране.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Данный принцип ставит во главу угла охрану окружающей среды посредством ограничения права владения, пользования и распоряжения земельными участками собственника. Здесь подразумевается непосредственное принятие собственником необходимых действующих мер по охране окружающей среды при осуществлении им предпринимательской деятельности на земле.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.

Если первые два принципа условно касались жизни и здоровья людей, то указанный принцип прямо заявляет об этом, утверждая необходимость применения безотлагательных мер по защите жизни людей и недопущению вредного воздействия на здоровье человека при пользовании землёй. В обеспечение данного принципа предусмотрена обязанность землепользователей нести материальные и финансовые расходы, связанные с реализацией целей настоящего положения. Причём величина таких затрат не имеет конкретного значения.

Приоритет охраны жизни и здоровья человека в земельном законодательстве отражен через призму конституционных норм (ст. ст. 7, 41, 42, 55, 74 Конституции РФ), а его реализация обеспечивается нормативными правовыми актами межотраслевого характера. Так, наряду со статьями 42, 43, 60 − 63, 71 − 76 ЗК РФ здесь можно выделить Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О радиационной безопасности населения», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и др.

4. Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Исходя из данного принципа, указанные в нем лица наделяются определёнными правами и приобретают статус непосредственных участников отношений в области управления земельными ресурсами, а у органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают соответствующие обязанности по предоставлению им такого права. Так, граждане, общественные организации (объединения) и религиозные организации вправе участвовать в подготовке решений, воздействующих на комплекс характеристик по градостроительным, технологическим и экологическим свойствам земли, а также юридических актов, прямо или косвенно затрагивающих их земельные участки.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Настоящий принцип указывает на то, что в совокупности с земельным участком, к примеру, при сделке купли-продажи неотделимыми от него будут считаться и все здания, сооружения и т.д., возведённые на нём. По сути, такое объединение можно назвать земельно-имущественным комплексом, который участвует в гражданском обороте.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Смысл указанного принципа заключается в том, что изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается. При этом следует учесть, что установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

7. Платность использования земли.

Статья 65 ЗК РФ устанавливает платность использования земли и предусматривает две формы платы - земельный налог и арендная плата. Особенностью принципа платности использования земель является то, что платежи за землю непосредственно покрывают расходы на мероприятия по стимулированию рационального использования земельных участков. В этих рамках обязательным требованием является эффективная эксплуатация земли, что выражается в повышении плодородия почв, выравнивании социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах, а также охране и освоении земли.

8. Деление земель по целевому назначению на категории и дифференцированный подход к установлению правового режима земель.

Все земли Российской Федерации относятся к различным категориям. И в зависимости от того, к какой категории принадлежит земельный участок, на нем разрешен или запрещен тот или иной вид деятельности. В связи с этим устанавливается соответствующий правовой режим, учитывающий определённые экономические, природные, социальные, и иные факторы.

Особенная часть земельного права устанавливает правовые режимы для различных категорий земель:

− Земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ «Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей». В сельском хозяйстве земли данной категории служат главным средством производства, устанавливается перечень земельных участков, представляющих особую ценность для данного региона, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, изъятие которых не допускается. Земли, не пригодные для сельского хозяйства или, в исключительных случаях, худшего качества, могут быть предоставлены для иных нужд.

− Земли поселений (городов, поселков городского типа, дачные, рабочие и курортные поселки, сельские поселения).

Землями поселений, согласно ст. 83 ЗК РФ, признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских, сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий. Здесь земля применяется, как основание для возведения различного рода строений, сооружений и предназначена для обслуживания городов, поселков городского типа и сельских поселений. Поэтому понятие рационального использования этих земель существеннейшим образом отличается от рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

− Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения.

Согласно ст. 87 ЗК РФ это земли, расположенные за чертой поселений и предназначенные для обеспечения соответствующих видов деятельности и специальных целей, как правило, не связанных с сельскохозяйственным производством.

− Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения).

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (ст. 94 ЗК РФ). На этих землях осуществляют свою деятельность государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные, дендрологические и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных воздействий могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

− Земли лесного фонда

К землям лесного фонда относятся как лесные земли (покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления), так и не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Они представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земля выступает здесь в двояком значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная растительность, и как средство производства, питающее корневую систему лесов почвенными компонентами (влагой, питательными веществами и др.).

− Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Данная категория земель урегулирована водным законодательством, связанным с правовым режимом земель, на которых расположены водные объекты, в силу чего земли водного фонда выделены в самостоятельную категорию.

− Земли запаса

Запасы земли составляют резерв государства и находятся в государственной или муниципальной собственности. Они не предоставляются гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

В настоящее время вопросы разграничения государственной собственности на землю регулируются п. 10 ст. 3 и ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В соответствии с названным законом распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

10. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Данный принцип определяет соблюдение интересов всего общества и в частности каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком при регулировании использования и охраны земель. Цель, которую преследует этот принцип, заключается в сбалансировании публичных и частных интересов. Примером реализации данного принципа является установление в земельном законодательстве процедуры принудительного отчуждения (изъятия) земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также ограничения прав собственников земельных участков путем установления публичных сервитутов.

11. Разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

Пункт 3 ст. 3 ЗК РФ закрепляет приоритет земельного законодательства перед гражданским при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними. Исходя из того, что гражданское законодательство содержит общие нормы регулирования имущественных земельных отношений, а земельное - специальные, то при регулировании конкретных земельных правоотношений превалировать будет специальная норма, содержащаяся в ЗК РФ или другом земельном правовом акте, а не общая норма гражданского законодательства РФ.

Перечень принципов, закреплённых в ст. 1 ЗК РФ не является исчерпывающим. Ряд иных принципов закреплен как в самих статьях ЗК РФ, так и в других федеральных законах, составляющих систему земельного законодательства РФ.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.