Взаимосвязь ABC и управленческого учета — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Взаимосвязь ABC и управленческого учета

2020-03-31 202
Взаимосвязь ABC и управленческого учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В общем виде взаимосвязь группировок затрат, используемых в традиционных формах управленческого и бухгалтерского учета, с группировками в ABC-методе можно представить в виде следующей схемы (рисунок 2).

 Группировка издержек видам (ресурсам)  

Группировка издержек по функциям (действиям)

   

 

   

 

Материалы 550 Заработная плата с отчислениями 430 Амортизация 260 Прочие расходы 370  

Снабжение 570 Производство 850 Продажа 80 Управление 110

  использование

 

  _______________

 

  драйверов ресурсов

 

Всего 1610  

Всего 1610

   

 

       

Рисунок 2- Взаимосвязь учета затрат по видам издержек и функциям деятельности

 

Это лишь общая принципиальная схема взаимосвязи учета затрат по видам расхода ресурсов и функциям производственно-хозяйственной деятельности. На практике группировку издержек производства и сбыта в обеих классификациях осуществляют со значительно большей степенью детализации. В числе видов издержек могут предусматривать расшифровку материальных затрат, расходов на оплату труда, стоимость аренды, транспортных услуг и т.п.

В еще большей степени детализируют функции производственно-сбытовой деятельности и их издержки. Здесь детализация может быть доведена до рабочих операций освоения производства, изготовления продукции, работ по эксплуатации оборудования, совершенствования конструкции и технологии изделий, включать обучение персонала, управление отдельными подразделениями и т.д.

Нельзя во всех случаях ожидать равенства итогов группировки затрат для измерения расходов, связанных с изготовлением и сбытом продукции, с итогами затрат по функциям. В первом случае - это исчисление себестоимости выпущенной продукции, а во втором - расчет стоимости работы соответствующих внутренних подразделений. Не весь объем такой работы связан с изготовлением продукции в данном периоде времени. Часть его вообще не относится к производству и продажам. Кроме того, часть расходов по вилам может быть включена в стоимость производственных запасов.

На затраты функционального действия расход ресурсов относится с помощью так называемых драйверов.

Понятие драйверов

Драйвер - это носитель затрат для каждого обособленного действия или операции. Его величина определяет размер совокупных издержек, который по возможности должен находиться от нее в пропорциональной зависимости. Обычно драйверы издержек, или кост-драйверы, - это детали, полуфабрикаты и другие составные части продукции, ее отдельные виды, количество заказов на поставку сырья и материалов, число единиц их хранения, количество наладок оборудования и т.д.

Драйверы являются измерителями выходного результата действия или операции и поэтому должны быть количественно определенными. Обычно они устанавливаются в единицах измерения соответствующей деятельности. Так, для операций снабжения и соответствующей статьи затрат это будет количество закупок, для транспортной деятельности - количество тонн перевезенных грузов, для обслуживания покупателей - количество часов работы с ними.

Драйверы обычно кодируют и объединяют в общий реестр. По каждому из них рассчитывается ставка потребления того или иного ресурса. В дальнейшем драйверы издержек позволяют списывать затраты каждого действия на его объекты. Для этого находят сумму произведений ставок отдельных носителей затрат на объем потребления в отчетном периоде.

В системе ABC действия обычно определяются в активной форме: создать продукт, разработать технологические карты, усовершенствовать процесс, утилизировать отходы, обучить работников и т.п. Такая форма представления издержек имеет большую целевую направленность и позволяет менеджерам повлиять на действия, выполняемые человеком или машиной, исключить дублирование некоторых из них. Кроме того, такие определения помогают пользователям ABC конкретизировать характер действий, понять, каков объект расчета затрат и в какой степени они с ним связаны.

Этапы внедрения ABC

Механизм внедрения ABC-метода обычно включает следующую последовательность этапов разработки и внедрения!;

1.  Формирование и утверждение реестра и классификатора действий.

2. Выбор и утверждение драйверов для каждого действия.

.   Формирование и утверждение требований к первичным документам.

.   Оформление первичных документов в соответствии с требованиями ABC.

.   Сбор и группировка информации о затратах по каждому процессу в единый стоимостный комплекс.

.   Расчет ставок драйверов (носителей затрат) в разрезе действий (функций).

.   Отнесение затрат по процессам на объекты (например, продукты) в соответствии с объемами потребленных действий.

.   Калькуляция затрат на объекты.

Рассмотрим содержание и особенности каждого этапа.

. Объектами бизнес-процессов, затрат и результатов производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий могут быть единица продукции, партия группы изделий, производственная линия по изготовлению продукции, продуктовая линия по продаже продукции, поставщики сырья и материалов, рынки и каналы сбыта, покупатели продукции и услуг, их заказы.

Для формирования реестра используются различные методы: наблюдение, хронометрические системы, анкетное изучение. Однако наиболее эффективным и популярным признан метод интервьюирования. Для этого сотрудники службы ABC опрашивают руководителей соответствующих подразделений предприятия о том, какие действия или функции они выполняют и как можно их измерить количественно. Результаты опроса систематизируют в специальной таблице, позволяющей определить перечень видов действий, имеющих место в рамках одного сектора, а на дальнейших этапах организовать контроль полноты представления информации в необходимом разрезе. На основе таких форм производится свод и группировка действий в единый реестр видов действий предприятия (таблица 3).

 

Таблица 3- Единый реестр видов действий

№ п/п Отделы действия Сектор учета АВС-действий Сектор учета затрат Сектор учета готовой продукции Планово-экономический отдел
1 Формирование перечня видов действий (ПВД) +     +
2 Корректировка ПВД +     +
3 Сбор информации в разрезе видов действий +      
4 Улучшение процедуры ABC +      
5 Управление сектором (отделом) + + + +
6 Определение ставок носителей затрат   +   +
7 Формирование отчетности о драйверах действий +     +

 

Группировка информации о процессах и действиях, имеющих место на предприятии в разрезе отделов, позволяет не только достичь полноты характеристики функций производственно-хозяйственной деятельности, но и выявить требования к оперативной отчетности в части действий, в разрезе которых должна быть представлена информация о затратах используемых ресурсов.

На основе сформированного реестра разрабатывается единый классификатор видов действий предприятия, где последние подлежат кодировке в наиболее удобной для управления форме. Могут использоваться различные системы кодирования: порядковая, серийная, многоуровневая, комбинированная. Основными определяющими факторами здесь выступают доступность, простота в обращении и адекватность отображения формирования информации по каждому производственному циклу и функции.

. Драйвер, или носитель затрат действия, - это фактор, который оказывает наибольшее влияние на затраты данного процесса и может быть количественно измерен. Такими носителями могут быть количество поставок сырья и других ресурсов, заказов на покупку, количество тонн погрузки и выгрузки, число визитов посредников по продаже к покупателям, количество наладок оборудования, число заказов на продажу и др.

Это важнейший показатель для управления затратами, так как непосредственное воздействие на носитель издержек является источником их снижения.

Выбор носителя затрат лучше всего производить с участием сотрудников, выполняющих те или иные функции. Для этого в специальные формы по выявлению перечня видов действий на уровне отделов и служб может быть внесена позиция «Оптимальный носитель затрат». Однако необходимо иметь в виду, что для одного действия, осуществляемого, например, двумя разными отделами аппарата управления, могут выявиться различные факторы, влияющие на величину затрат и объем потребления действий продукцией. Кроме того, надо учитывать влияние субъективного фактора, особенно если система материального стимулирования персонала предприятия в качестве основы использует, например, показатели затрат и результатов в разрезе функций.

3  Основная задача третьего этапа - обеспечение возможности получения информации о величине прямых затрат в разрезе видов продукции, величине затрат, связанных с определенным действии ем, и количестве потребленных носителей издержек по отдельным видам продукции, работ, услуг.

4.  Для отражения затрат в разрезе деятельности в соответствии с введенным классификатором предусматривается порядок отражения в первичных документах, оформляющих расход, аналитического кода вида деятельности.

Информация, отражаемая в первичных документах о затратах ресурсов предприятия, должна соответствовать утвержденному реестру видов деятельности в разрезе каждого отдела или сектора, т.е. обеспечивать возможность формирования отчетов о затратах по тем видам деятельности, которые предусмотрены в реестре.

5. На завершающем этапе необходимо осуществить сбор и группировку информации о затратах по каждому процессу в единый стоимостный комплекс.

Первым шагом в определении затрат в разрезе действий является распределение между ними при помощи драйверов ресурсов производственных, накладных и других издержек, связанных с обеспечением производства и сбытом продукции. Простейший способ распределения накладных издержек - первоначальное разделение их на затраты, связанные с оборудованием, и расходы, вызванные немашинными действиями, выполняемыми людьми.

Функционирование оборудования обычно связано с технологическими процессами и включает издержки и расходы на ремонт, и обслуживание станков и машин. Эти функции выполняют производственные рабочие, эксплуатирующие станки, машины и агрегаты, а также специализированный вспомогательный персонал (механики, слесари по ремонту и т.п.).

Стоимость эксплуатации и обслуживания оборудования переносится на соответствующие объекты издержек при помощи драйверов действий, имеющих такие же стоимостные характеристики, как и действия. Обычно это количественные характеристики объема производства или трудоемкости, такие как трудозатраты в часах, машинное время или количество произведенных единиц продукции и полуфабрикатов.

Действия без существенного применения техники, например подготовка материалов и обработка заказов, обычно требуют значительных усилий со стороны персонала.

Подобные издержки переносятся на объекты при помощи драйверов, которые выполняют функцию пошагового разделения. В качестве таковых могут выступать, например, вес партии при погрузочно-разгрузочных работах или последовательность действий по наладке оборудования. Взаимосвязи между большей частью этих затрат и показателями количества производства объема выпуска или затрат машинного времени в этом случае не существует. Они, скорее, являются результатами влияния ряда нечувствительных к объему показателей, таких как число видов продукции, поставщиков и инженерных изменений, связанных с объектом издержек. Многие из этих расходов, например заработная плата менеджера по группе продукции, являются эксклюзивными для определенного набора объекта калькулирования. Традиционные системы, в отличие от ABC-метода, распределяют такие расходы между объектами издержек. В большинстве случаев сложность и многообразие продукции вынуждает распределять немашинную часть накладных расходов пропорционально заработной плате основного производственного персонала.

В дополнение к основной деятельности по изготовлению продукции работники, относящиеся к категории основных производственных рабочих, выполняют ряд вспомогательных операций, таких как подготовка материалов, уход за оборудованием и т.п., составляющих существенную часть их работы. Чаще всего эти издержки связаны с немашинными действиями. Непрямые действия основных непроизводственных рабочих должны распределяться между объектами издержек тем же способом, по которому между объектами издержек распределяются действия работников, не относящиеся к разряду основных. В системе ABC не существует деления работников на основных и вспомогательных.

Иногда на практике разделение стоимости ресурсов по функциям является искусственным. Однако именно оно помогает проектной группе обеспечить точность и релевантность модели ABC. Допустимы здесь и упрощения. На предприятиях с невысоким уровнем трудозатрат и высокой стоимостью оборудования вместо традиционных драйверов, основанных на времени, могут использоваться свойства деталей (например, количество предусмотренных в них отверстий). Подобные данные позволяют получить информацию, которая помогает инженерам-проектировщикам достигать запланированных расходов, с помощью функционально-стоимостного анализа.

ABC-метод разрушает традиционную обобщенность набора издержек, разбивая его на более мелкие и разнородные группы, у каждой из которых должен быть свой уникальный драйвер действия и соответствующая база распределения. В то же время разнородные группы издержек и их драйверы могут иметь сходные характеристики. Как показано в таблице 3, необходимо учитывать различия между действиями и различия в потреблении этих действий. Следует избегать объединения действий единичного уровня и уровня серии. Если при связывании действия с объектом издержек используется неподходящий драйвер, то распределение затрат дает искаженные результаты.

 

Таблица 3 - Виды драйверов и уровни их действия

Виды драйверов Уровень действия Описание Примеры действий
       
Переменный единичный драйвер Единица продукции Выполняется при производстве единицы продукции Просверлить отверстия. Обеспечить электроэнергией
Переменный серийный драйвер Серия, группа продукции Выполняется при производстве каждой серии Наладить станок. Перевезти партию груза
Драйвер, рассчитанный на продукцию Сопровождение продукции Выполняется для обеспечения производства продукции Разработать изделие. Реализовать продукцию
Драйвер, рассчитанный на процессы Сопровождение технологии Выполняется для обеспечения технологии производства Обслужить станок. Посещать курсы
Драйвер, рассчитанный на рынки Сопровождение покупателя Выполняется для обслуживания клиентов Доставить продукцию. Разработать жалобы
Постоянные дискретные драйвера Обеспечение деятельности предприятия Выполняется для обеспечения условий деятельности Обеспечить освещение завода. Организовать охрану

 

Драйвер действия позволяет определить, какая часть функции того или иного подразделения используется конкретным объектом издержек. Эта мера является составной частью оценки стоимости продукции и финансовых результатов ее продаж в разрезе покупателей.

Операционные драйверы

В отличие от драйверов действия операционные драйверы - это факторы, оказывающие влияние на изменение затрат и стоимостей нескольких связанных между собой действий. Драйверы действия являются следствием того, что уже имело место, а операционные драйверы помогают понять причину происходящего, в определенной мере воздействовать на него.

Отличаются они и степенью измеримости. Драйверы действий должны быть определены и измерены с максимальной точностью. Это относится, например, к расходам и результатам НИОКР, действиям по наладке оборудования или затратам и объему транспортных перевозок. Операционные драйверы могут быть измеримыми в меньшей мере, но указывать на причину изменения затрат и результатов. Примером может служить уровень материально-производственных запасов, несопряженность в загрузке производственных мощностей, недостаток или избыток рабочей силы и т.п. Операционные драйверы измерения затрат в большей степени пригодны для оценки производительности и выявления резервов ее роста в ходе производства. Драйверы действий чаще используют для оценки производительности на уровне конечных результатов производственно-сбытовой деятельности предприятий.

Расчет себестоимости объектов калькулирования производится исходя из объема потребленных действий. В качестве объектов калькуляции могут выступать отдельные изделия, заказы, группы продукции, сделки с покупателями, сектора рынка или каналы распределения. Величина затрат, приходящихся на объект, начисляется по формуле (1)

 

Сi = ПЗi + ∑ (Rj * Rij)                    (1)

 

где Сi - себестоимость i-го объекта

ПЗi - прямые затраты i-го объекта

Rj - ставка i-го носителя затрат

Rij - объем потребления действий j-го носителя затрат i-м объектом

i (1,….,n) - объект калькуляции

i (1,….,m) - носитель затрат

n - количество объектов калькуляции

m - количество носителей затрат (драйверов)

 

По мнению многих специалистов, отчетность, составляемая в системе ABC, более информативна, чем в бухгалтерском и традиционном управленческом учете. В традиционной отчетности затраты сгруппированы по видам и местам осуществления. Она отражает, что и сколько израсходовано, в то время как в системе ABC главное, как было или будет израсходовано.

В настоящее время очень немногие зарубежные компании используют ABC для составления ежемесячной финансовой отчетности и отчетов об исполнении внутреннего бюджета. Скорее ABC - система оперативного, аналитического учета затрат и результатов функциональной деятельности внутренних подразделений предприятия. В дополнение к традиционным, она использует систему мер, включающих показатели качества работы, времени и расходов на выполнение операций, входящих в функции.

Используя финансовые и нефинансовые показатели, система ABC способствует тому, чтобы компания работала одновременно лучше, быстрее и дешевле. Все три характеристики должны совершенствоваться одновременно. При выявлении непроизводительных затрат основное внимание уделяется не отдельным видам продукции, а процессам изготовления и сбыта, функциям управления. При освоенном производстве продукции лучший способ получения долгосрочного конкурентного преимущества - заниматься совершенствованием процессов ее изготовления, обслуживания клиентов, функционального управления на всех уровнях менеджмента.

Оценка выгодности клиентов

Система ABC может использоваться и для оценки степени выгодности тех или иных покупателей (клиентов) или секторов рынка.

Пример: Фирма продает один вид продукции по цене за единицу 750 руб. и производственными затратами 500 руб. В отчетном периоде каждому из трех основных покупателей продано по 10 000 единиц. Общая сумма накладных расходов по сбыту составила 4 562 100 руб., в том числе на транспортировку продукции 2 562 100 руб., ее погрузку и выгрузку 180 000 руб., заработную плату агентов по продаже 770 000 руб., послепродажное обслуживание 1 050 000 руб., производственные затраты 15 000 000 руб.

Показатели по процессам продаж характеризуют данные таблица 4.


Таблица 4 - Операции (действия) по продаже

Операция Клиент 1 Клиент 2 Клиент 3
       
Транспортировка продукции, км 2500 50 12
Погрузка, выгрузка, т 1000 500 0
Услуги посредников (количество визитов к клиенту) 20 40 50
Послепродажное обслуживание, ч 200 100 60

 

При традиционной системе распределения накладных расходов пропорционально производственной себестоимости они составляют 0,30414 руб. на рубль производственных затрат (4 562 100: 15 000 000), или 1 520 700 руб. для каждого клиента. В итоге все покупатели при равном объеме продаж, согласно расчету, одинаково выгодны для предприятия и обеспечивают ему по 979 300 руб. прибыли каждый (таблица 5).

 

Таблица 5-Стоимостные показатели продаж, руб

Показатели Клиент 1 Клиент 2 Клиент 3
       
Выручка 7 500 000,00 7 500 000,00 7 500 000,00
Производственные затраты 5 000 000,00 5 000 000,00 5 000 000,00
Накладные расходы 1 520 700,00 1 520 700,00 1 520 700,00
Прибыль 979 300,00 979 300,00 979 300,00

 

Сумма накладных расходов по клиентам была определена путем умножения ставки распределения 0,30414 руб. на величину производственных затрат 5000 000 руб.

Оценка выгодности клиентов на основе ABC-метода дает иную картину. Расчет ставок по носителям затрат (драйверам) представлен в таблице 6.


Таблица 6 - Расчет ставки распределения, руб.

  Общая сумма затрат, руб. Количество носителей затрат (драйверов) Ставка распределения
Транспортировка 2 562 100 2500+50+12=2562 1000
Погрузка, выгрузка 180 000 1000+500+0=1500 120
Услуги посредников 770 000 20+40+50=110 7000
Послепродажное обслуживание 1 050 000 200+100+50=350 3000

 

Исчисление финансового результата продаж на основе системы ABC в разрезе клиентов приведено в таблице 7.

 

Таблица 7 - Финансовый результат продаж, руб.

  Клиент 1 Клиент 2 Клиент 3
Выручка 7 500 000 7 500 000 7 500 000
Производственные затраты 5 000 000 5 000 000 5 000 000
Н Накладные расходы, в том числе: транспортировка погрузка, разгрузка оплата торговых агентов послепродажное обслуживание 3 360 000 2 500 000 120 000 140 000 600 000 690 000 50 000 60 000 280 000 300 000 512 000 12 000 0 350 000 150 000
Прибыль -860 000 1 810 000 1 988 000

 

Этот расчет дает иные результаты: клиенты не только разновыгодны для предприятия, но один из них (клиент № 1) убыточен, продажа ему продукции принесла предприятию 860 000 руб. убытка.

Пример: Сопоставим результаты распределения производственной части накладных расходов между продуктами М и Nтрадиционными методами и методами, основанными на применении системы ABC.

Предприятие производит крупносерийный продукт Ми мелкосерийный продукт N на одном и том же оборудовании с использованием аналогичных технологических процессов. Объемы производства и потребности в ресурсах характеризуются следующими данными (таблица 8).

Таблица 8 - Объем производства и потребность в ресурсах

Затраты

Продукты

 

 

  Продукт М Продукт N Итого годовой выпуск
Трудозатраты на ед., час 4 4 44000
Затраты машинного времени на ед., ч 2 2 22000
Объем годового производства, ед. 1000 10000 11000
Время работы основных рабочих, час 4000 40000 44000
Количество поставок сырья, ед. 80 160 240
Число наладок оборудования, ед. 40 60 100
Сумма накладных расходов по процессам, всего, руб.     440 000
в том числе относящихся к: снабжению производству накладке и содержанию оборудования     120 000 110 000 210 000
Накладные расходы управления и сбыта, руб.     520 000

 

При распределении традиционными методами ставка распределяемой части накладных расходов составляет 10 руб. на 1 ч трудозатрат (440 000:44 000), а поскольку на каждый продукт требуется 4 ч затрат рабочего времени, то и сумма накладных расходов на единицу изделий М и N будет одинаковой, равной 40 руб. На весь объем продукции они составят по изделию М- 40 000 руб. (40 • 1000) и изделию N - 400 000 руб. (40-10 000).

Расчет распределения накладных расходов по методу ABC представлен в таблице 9.


Таблица 9 - Расчет распределения накладных расходов по методу АВС

  Снабжение Производство Накладка оборудования Итого
Накладные расходы, руб. 120 000 110 000 210 000 440 000
Потребление драйверов продуктами 240 ед. 22 000 м/ч 100 ед.  
Ставка на единицу драйвера, руб. 500 5 2 100  
Накладные расходы продукта М, руб. 40 000 (80·500) 10 000 (2·1000·5) 84 000 (40·2100) 124 000
Накладные расходы продукта N, руб. 80 000 (160·500) 100 000 (2·10 000·5) 126 000 (60·2100) 306 000

 

Из расчета видно, что при этой методике распределения накладных расходов на единицу продукции М приходится 134 руб. затрат, а на крупносерийный продукт N - 30 руб. 60 коп. Разница существенная. Она может, еще более возрасти, если накладные расходы управления, и сбыта будут распределены с учетом пропорций распределения общепроизводственной части накладных затрат. Все это существенным образом скажется на правильности оценки степени выгодности и рентабельности продукции и услуг.

Приведенные примеры позволяют сделать следующие выводы.

· Метод ABC рассматривает затраты с точки зрения не только себестоимости конечных продуктов, но и как расходы на работу, выполнение определенных функций и действий. Это создает дополнительные возможности для контроля затрат теми, кто их осуществляет.

· Метод ABC позволяет более эффективно управлять накладными расходами, поскольку создает возможность для анализа причин возникновения затрат в рамках предприятия.

· Метод ABC позволяет более точно оценить не только рентабельность отдельных видов продукции, но и выгодность клиентов, сегментов рынка, каналов сбыта.

· Метод ABC достаточно сложен и допускает определенные условности в применении. Его использование и особенно замена им традиционных методов группировки затрат в управленческом учете должны быть экономически и методологически обоснованными.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.