Формы поведения спасателей в экстремальных ситуациях — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Формы поведения спасателей в экстремальных ситуациях

2020-04-01 347
Формы поведения спасателей в экстремальных ситуациях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психика спасателей также подвергается серьезным испытаниям во время спасательных работ и после них. Люди переживают страх и ужас от увиденного (по некоторым оценкам до 98% участников):

кошмарные сновидения, бессонницу ночью, сонливость днем, подавленное настроение (50%);

головокружение, обмороки, головные боли, тошноту, рвоту (20%).

Замечены и иные, специфические, формы реакции у спасателей:

Раздражительность. Возникает, когда ощущается свое бессилие, невозможность что-либо сделать. Эффективность усилий (зачастую субъективно) падает. Человек начинает беспричинно сердиться на кого-либо или на что-либо вокруг него, ругается, впадает в бешенство.

Неспособность действовать правильно. Внезапно человек обнаруживает, что он не может нормально работать, и сам не знает, почему так происходит. Он не в силах вспомнить, в чем заключаются его задачи, не знает, с чего начать то или иное дело. Он просит других о помощи и в то же время не хочет показать, что не в состоянии хорошо работать.

Беспокойство. Человек чрезвычайно занят и не может остановиться в работе. Он берется за все, не понимая, что действительно важно, а что нет.

«Приставание» к другим. Неожиданно человек чувствует острую и срочную потребность говорить. Ему настоятельно хочется поделиться впечатлениями от того ужаса, который он испытал во время спасательных работ. Он пристает к другим, рассказывая снова и снова о том, что видел и слышал.

Бегство. Человек неожиданно для себя самого прекращает что-либо делать. Ему хочется убежать прочь от всех жутких бедствий и несчастий, которые предстают перед его глазами. Иногда ему еще хватает сил контролировать себя настолько, чтобы скрыться с места работы незаметно.

Отчаяние. Внезапно человек замечает, что больше не может справляться со своими чувствами. Ему не понятно, почему это происходит. Он переживает полный упадок сил, отсутствие всяких чувств, забивается куда-нибудь в тихое место, опустошенный и отчаявшийся. Он ощущает головокружение, его пошатывает, ему хочется присесть.

Истощение. Неожиданно человек ощущает неспособность сделать даже один шаг. Ему хочется сесть, он пытается восстановить дыхание. Все его мускулы болят, любое «думанье» слишком тяжело для него.

Типичные психовегетативные реакции спасателей в экстремальных ситуациях следующие:

Сердцебиение. Внезапно человек ощущает боль в груди, и хоть он знает, что со здоровьем у него все в порядке, тем не менее он действительно испуган и обеспокоен. Ему кажется, что у него может начаться сердечный приступ, и он старается посидеть где-нибудь в спокойном месте.

Нервный озноб. Так же неожиданно у спасателя начинается неконтролируемая нервная дрожь, такая сильная, что он даже не может зажечь спичку или налить чашку чая. Он не знает, что делать.

Внезапные слезы, плач. Без всяких причин у человека появляются
слезы, хотя он пытается сдерживать их. Ему стыдно за то, что с ним
происходит. Он старается уединиться, взять себя в руки и восстановить нарушенное душевное равновесие.


 

Заключение

 

Нормальное состояние является важнейшей частью всей психической регуляции, играет существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Однако теория психических состояний далека от завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены. По мнению доктора психологических наук Л.В. Куликова, «остаются мало исследованными потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние».

Анализу влияния эмоционального напряжения на организм посвящены исследования авторов - специалистов в области социологии, психологии и физиологии. Прежде всего, в таких ситуациях нужно учитывать возможность нормальной положительной адаптации к фрустрациям. «Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели». Человек, которому часто приходится находиться в чрезвычайных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Возможно обучение разным способам элиминации страха. Значительна и роль положительного опыта, чувство удовлетворения в связи с выполняемой задачей. Все это приводит к росту доверия к себе, что способствует лучшей адаптации к экстремальным ситуациям, которые могут возникнуть в результате чрезвычайных ситуаций.

В заключении также можно сделать вывод о том, как следует поступить, чтобы избежать подавленного состояния людей в условиях чрезвычайной ситуации.

Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой- либо физической работе и не одного, а в составе группы.

Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека, нужны постоянная подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.

В-третьих, особое значение приобретает подготовка к психологическим нагрузкам, повышение стойкости, развитие выносливости, самообладания, неуклонного стремления к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.

Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.


 

Глоссарий

 

. Акцентуа́ция (от лат. Accentus - ударение) - находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в некоторых источниках - личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.

. Астенизация - снижение функциональных возможностей центральной нервной системы, проявляющееся ухудшением работоспособности, психической утомляемостью, ухудшением внимания, памяти, повышенной реактивностью с раздражительной слабостью.

3. Астени́я (от др.-греч. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> ἀσθένεια - бессилие), астеническое состояние, астенический синдром, астеническая реакция, нервно-психическая слабость, синдром хронической усталости - болезненное состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью и истощаемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов. У больных также наблюдаются раздражительная слабость, выражающаяся повышенной возбудимостью и быстро наступающей вслед за ней истощаемостью, аффективная лабильность с преобладанием пониженного настроения с чертами капризности и неудовольствия, а также слезливостью.

. Витальный - (от лат. vita - жизнь) жизненный, полный жизни. Витали́зм (от лат. Vitalis - «жизненный») - учение о наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями - «жизненной силы». Теория витализма постулирует, что процессы в биологических организмах зависят от этой силы, и не могут быть объяснены с точки зрения физики, химии или биохимии.

. Гомеоста́з (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὁμοιος - одинаковый, подобный и στάσις - стояние, неподвижность) - саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.

. Истерическое состояние - выраженная эмоциональная лабильность с бурным проявлением чувств, быстрой сменой симпатии и антипатии. Мимика, жесты и все поведение искусственны, театральны, жеманны. Содержание речи образно, сообщаемые факты преувеличены, порой желаемые выдаются за действительные, излагаются с усиленной аффектацией. Больные внушаемы и еще более самовнушаемы. "Классический" истерический припадок сейчас редок, ограничивается громким судорожным плачем, иногда воплем, заламыванием рук, дрожанием всего тела, подкашиванием ног с судорожной попыткой удержаться от падения, иногда медленным сползанием на пол. Наряду с такими психическими особенностями обнаруживаются различные функциональные по природе, но чрезвычайно разнообразные по проявлениям расстройства: параличи, парезы, боли, слепота, глухота, немота и др.

. Патохарактерологическая реакция - болезненная поведенческая реакция личности на психически травмирующую ее ситуацию. Например, на разлуку с близкими, обиду, ущемление самолюбия и т. д.

. Психогении (psychogenia; греч. psyche душа, сознание + genea порождение; синоним - реактивные состояния) - расстройства психики, обусловленные психической травмой. Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования. К ним относят неврозы, реактивные психозы, психогенные патохарактерологические реакции7, а также ностальгию и ятрогении17. Для психогении характерна выраженная связь клинических проявлений с психической травмой и эмоциональным состоянием больного. Проявления психогении не имеют четких границ, возможны переходные состояния между расстройствами невротического и психотического уровня.

. Психосоматика (от греч. Psyche - душа + soma - тело) - это телесное проявление эмоций (следствием дисбаланса которых и становится психосоматические болезни), так и отражение иных подсознательных процессов, телесный канал сознательно-подсознательной коммуникации.

. Сенсорная депривация - частичное или полное лишение одного или более органов чувств из-за внешнего воздействия.

. Стресс (от англ. Stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз5, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой и другие стрессы.

. Стресс-толерантность (толерантность к стрессу) [stress tolerance] - (лат.: tolero - переносить, выдерживать, терпеть; tolerantia - терпение, выносливость; англ.: stress - напряжение). Один из сложных эмпирических психологических конструктов, характеризующий возможности самоорганизации индивида в условиях стресса. Толерантность к стрессу рассматривается как компонент конструкта более высокого уровня в иерархии конструктов личности - эмоциональная приспособляемость. Поведение индивида с выраженной толерантностью к стрессу11 характеризуется следующими особенностями.

Умение поддерживать спокойное состояние, ровные сдержанные социальные отношения и спокойную обстановку в условиях стресса11.

Способность эффективно преодолевать значительные психические и физические нагрузки.

Самокритичность, позитивное отношение к критике.

Умение в поведении концентрироваться на главном.

. Фобический невроз (по Фрейду) является фазой в развитии истерии страха, при которой неспецифическая тревога, проявляющаяся чаще всего в форме приступов, связывается со специфическими внешними объектами или ситуациями, избегание которых становится центральным симптомом заболевания. Эти фобические объекты и ситуации отображают бессознательно или символически лежащий в основе психический конфликт и соответствующие страхи.

. Фобия - психологический симптом, характеризующийся избеганием специфических ситуаций или объектов, которые, не будучи объективно опасными, вызывают сильную тревогу. Наиболее распространенными среди них являются зоофобия (страх животных), акрофобия (страх высоты), клаустрофобия (страх закрытых пространств и площадей), агорафобия (страх улиц или открытых пространств) и др.

. Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.

. Эмоциональные состояния - переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.

. Ятрогéния (др.-греч. ἰατρός - врач + др.-греч. Γενεά - рождение) - изменения здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным действием или словом врача.


 

Литература

 

1. Александер Ф. «Психосоматическая медицина. Принципы и применение» - М. Институт Общегосударственных Исследований, 2011.

2. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.Н. «Психогении в экстремальных условиях» - М.: Медицина, 2007 г.

.   Архипова Н.И., Кульба В.В. «Управление в чрезвычайных ситуациях» - М., 1998.

.   Гринберг Дж. «Управление стрессом» - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

.   Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю., Макарова О.Л., Матафонова Т.Ю., Павлова М.В., Шойгу Ю.С. «Психология экстремальных ситуаций» - М., 1997.

.   Дружинин В.Ф. «Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях» - М., 1996.

.   Золотова Т.Н. «Психология стресса» - М.: Книголюб, 2008.

.   Кашник О.И. «Личность в условиях экстремальности: методологические аспекты. Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе» - Новосибирск, 1999.

.   Ковалев А.Г. «Психология личности» - М., 2005.

.   Колодзин Б. «Как жить после психической травмы» - М., 2006 г.

.   Кондаков И.М. «Психология. Иллюстрированный словарь» - СПб.: Прайм-ЕВРОзнак, 2007.

.   Колос И.В., Вахов В.П., Назаренко Ю.В. «Психическое состояние сотрудников правоохранительных органов, переживших землятресение» - Военно-медицинский журнал. - 2006 г. № 1.

.   Кулаков С.А. «Практикум по психотерапии психосоматических расстройств» - СПб.: Речь, 2007.

.   Лебедев В.И. «Личность в экстремальной ситуации» - М., 1989.

.   Маклаков А.Г. «Общая психология: Учебник для вузов» - СПб.: Питер, 2007.

.   Малкина-Пых И.Г. «Телесная терапия» - М.: Эксмо, 2005.

.   Пезешкиан Н. «Психосоматика и позитивная психотерапия» - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006.

.   «Практическая психология в местах, или как научиться понимать себя и других» - М., АСТ-ПРЕСС., 1997.

.   Сандомирский М.Е. «Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство» - М.: Независимая фирма "Класс", 2005.

.   Стреляков Я. «Роль темпераментов в психологическом развитии» - М., 1982.

.   Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. «Учебник спасателя» - М., 1997.

.   Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Герокарис А.В. «Охрана труда спасателя» - М., 1998.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.