Портреты эпохи Средневековья. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Портреты эпохи Средневековья.

2020-04-01 336
Портреты эпохи Средневековья. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Уже в эпоху раннего средневековья художники куда свободнее, чем греки, изображали различные состояния человеческой души, хотя их искусство и было архаическим. «Греки думали, что они вываяли все, что находится в душе человеческой, - говорил Герцен, - но в ней осталась бездна требований. И средневековые художники усыпленных, не развитых еще…» И средневековые художники стремились передать эту «бездну требований» в своих пророках, апостолах, демонах, мучениках, праведниках и грешниках, изображая боль, ужас, страданье, религиозный экстаз. Еще не умея, писали на лентах, выходящих прямо изо рта, слова, обозначающие страсти. Этот алчен, а тот расточителен. Такие картины скорее читались, чем смотрелись.

Вообще в основе средневекового миросозерцания и миропредставление лежала особая система ценностей, созданная христианством.

Мировоззрение средних веков было теологическим, а ценностная шкала определялась религией.

Показательно отсутствие как такового жанра портрета в средневековой живописи, что можно объяснить отрицанием конкретного, детализированного изображения пространства или человека: ведь подлинно реальным представлялся лишь высший мир, а конкретикой земного мира можно пренебречь, ибо она лишь затрудняла восприятие целостности.

Нужно заметить, что, не смотря на неактуальность отображения мира физического, жанр портрета к концу эпохи средневековья, все же начал развиваться. Хотя принцип преобладания духовного над телесным, все равно соблюдался. По моему мнению, именно этот период положил начало развитию портрета как жанра. Нужно также отметить, что именно с этого периода портрет как образ человека все чаще стал находить свое воплощение не в пластических искусствах, а на плоскости. Поэтому в дальнейшем, буду анализировать преимущественно живописные работы на плоскости, в частности, на холсте.


Портрет эпохи Возрождения.

На смену средневековой идеологии эпоха Возрождения создала мировоззрение по-новому объяснявшее жизнь и особенно назначение в ней человека. В целом философия Возрождения- это утверждение идеала гармоничной личности и цельности мироздания. Мировоззрение гуманистическое, которое родилось именно в этот период, основывается на человеческом отношении к человеку, а также на пантеизме.(3)

Эпоха Возрождения с ее пристальным вниманием к человеческой личности высоко ценила портрет. Считалось даже, что живопись до некоторой степени наделена божественной силой. Портрет героя обрел национальные, социальные, исторические приметы, психологическую глубину, духовность и, следовательно, большую конкретность.

Гуманистический индивидуализм Ренессанса немало способствовал тому, что эта эпоха, давшая невиданный до толе взлет стенописного портрета, вместе с тем практически впервые отрывает портретную живопись от стены и заключает ее в «золотой плен» рамы, не лишая, однако, ее (портретную живопись) монументальности. Тут особенно широко развиваются «смешанные» структуры, то есть монументализированные станковые произведения. В них разрушалась качественная определенность портретов чисто монументальных, что-то неизбежно утрачивалось. Зато многое и приобреталось, в том числе и весьма важные качества, предвещавшие эру чисто станкового портретизма. (9)

Художники эпохи Ренессанса оставили прекрасные образцы портретного искусства. Художникам стал интересен мир человека, его индивидуальность. В портретах появился психологизм, личностные характеристики. Отмечу некоторые наиболее интересные образцы портретного искусства.

Художники эпохи Возрождения активно используют и изучают законы перспективы, светотень для передачи объема. Люди приобретают на картинах большую реальность, портретное сходство с реальными людьми.

Прекрасны портреты Леонардо да Винчи, с его желанием понять внутренний мир человека, изучить его психологию. Его портреты создают у зрителя ощущение тайны, зыбкости бытия. Например «Мона Лиза», «Дама с горностаем».

Рассмотрим работы еще одного великого художника этой эпохи. Портреты Рафаэля раскрывают внутренний мир художника, его отношение к людям. В основе всего портретного искусства Рафаэля с самых первых его работ лежит огромная культура и труд рисовальщика. В рисунке Рафаэля всегда твердо чувствуется контур, охватывающий форму, и уже внутри общего контура идет проработка деталей и моделировка объемов. (15).

Вообще повышенное внимание к рисунку отличает художников эпохи Возрождения. Многие портреты писались на фоне пейзажей. Этим они словно подчеркивали связь человека с мирозданием, со всем огромным бесконечным миром. Рафаэль также использует этот прием. В автопортрете Рафаэля контуры лица и фигуры лаконичны и строги. Черты бровей, глаз, носа, губ написаны тонко и спокойно. Все части лица гармонично уравновешенны по отношению др. к др. - и перед нами предстает возвышенный и одухотворенный образ Рафаэля.

Ренесанс возродил интерес к человеку, как к существу достойному восхищения, человеку-творцу. Имеет значение и интерес к телу. Атичность здесь явилась основой в этом повышенном внимании. Тело тоже божественно, удивительно. Поэтому и портретируемые даны преимущественно в несколько возвышенном, приподнятом тоне. То есть человек на картинах показан прекрасным, богоподобным.


XVII - XIX века.

XVII, XVIII и большая часть XIX столетия являют безраздельное его (портрета) господство. Едва ли нужно подробно касаться историко-социальных предпосылок, обусловивших это господство. Скажем лишь, что они теснейшим образом связаны со все возраставшим в буржуазном мире приземлением личности, имевшим не только негативные, но и позитивные свойства. Стремление человека как можно глубже, вернее и многограннее (детальнее) познать самого себя, свое усложняющееся бытие в его противоречивом разнообразии влекло портретистов к поискам большей внутренней адекватности образа истинной сути оригинала, к раскрытию сложной механики человеческого характера, загадочных глубин его интеллекта. (9)

Каждая страна, каждая эпоха оставила нам прекрасные живописные полотна с лицами своих героев. Портреты становились все более психологичными, внутренне сложными. Портреты стали поистине говорящими, столь высоко поднялось искусства изображения человека. Великолепны портреты Веласкеса, Рембрандта, Тициана, Рубенса, Ван Дейка.

Многое можно сказать о прекрасных образах, созданных этими великолепными художниками, но никакого формата курсовой работы на это не хватит.

Семнадцатый век широко вводит в портрет (особенно групповой) действие, движение. В самом широком плане — от динамики поз, жестов, выражений лиц до динамики самой живописной ткани образа. Вспомним, к примеру, блистательное описание Вельфлином одного из портретов Хальса, где форму «так же трудно схватить, как колеблемый ветром кустарник или волны реки» 16 столетия.

Во время Французской революции, портрет стал играть роль выражения гражданских и политических взглядов художника.

Таковы портреты Давида. Так, па гребне Великой французской революции появляется знаменитое полотно «Смерть Марата», классицистический идеализирующая структура которого — плоть от плоти монументальных образов Ренессанса. Однако на нем уже лежит отпечаток той углубленной духовности, которая была открыта Рембрандтом, Веласкесом, Пуссеном и другими великими мастерами станкового портрета.

Гойя нарисовал целый ряд портретов, получивших вполне заслуженную славу за художественность идей, соотношения цветов, выразительность характеров, удивительно жизненно запечатленное на холсте» (16)



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.