Теоретические основы расходов бюджета на социальную политику — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Теоретические основы расходов бюджета на социальную политику

2020-04-01 124
Теоретические основы расходов бюджета на социальную политику 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

социальный расход бюджетный экономический

Российская Федерация в соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом.

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.

Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе.

Актуальность курсовой работы.

И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы, чтобы развитие современной России было прогрессивным.

Основной целью работы является анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования расходов бюджета на социальную политику.

В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета на социальную политику;

показать состав и структуру расходов бюджета на социальную политику;

изучить нормативно-правовую базу, регулирующую бюджетное финансирование социальной политики;

провести анализ динамики расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику;

проанализировать состав и структуру расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику;

определить перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней.

Объект исследования - расходы бюджета на социальную политику.

Предмет исследования - анализ динамики и структуры расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику.

Курсовая работа состоит из аннотации, введения, двух глав, выводов и предложений и списка использованной литературы.

В первой главе изучены теоретические основы расходов бюджета на социальную политику. Раскрыта экономическая сущность, состав и структура расходов бюджета на социальную политику. Рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики.

Во второй практической главе автор проводит анализ механизмов бюджетного финансирования расходов на социальную политику на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Региональный уровень рассмотрен на примере Республики Татарстан. Муниципальный уровень - на примере Чистопольского муниципального района. А также определены перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней.


Выводы и предложения

 

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни. Задачами социальной политики являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг; оздоровление окружающей среды.

Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).

Нормативно-правовая база, регулирующая расходы бюджета на социальную политику, довольно обширна. Основными нормативно-правовыми актами в области социальной политики являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», Бюджетный кодекс Российской Федерации. Также правовой основой социальной политики является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.

Ежегодно общий объем ассигнований по разделу «Социальная политика» возрастает. В целом за период 2007-2010 гг. расходы федерального бюджета на социальную политику выросли на 212 млрд. руб., т.е. почти в 2 раза.

В 2009 г. рост расходов федерального бюджета на социальную политику составил 89,4 млрд. руб. относительно 2008 г., в 2010 г. - 65,1 млрд. руб. относительно 2009 г. В 2009 г. удельный вес расходов на социальную политику в общих расходах федерального бюджета составил 5,0% (рост 0,8% относительно 2008 г.); в 2010 г. - 5,3% (рост 0,3% относительно 2009 г.) Всего за период 2007-2010 гг. рост составил 1,4% (с 3,9% в 2007 г. до 5,3% в 2010 г.).

Основными в расходах федерального бюджета на социальную политику являются расходы на пенсионное обеспечение и расходы на социальное обеспечение населения.

Ежегодно общий объем ассигнований республиканского бюджета, также как и федерального бюджета, по разделу «Социальная политика» возрастает. В 2009 г. расходы республиканского бюджета на социальную политику выросли на 2668837,4 тыс. руб. относительно 2008 г.; в 2010 г. на 938669,7 тыс. руб. против 2009 г. Наибольший рост расходов бюджета Республики Татарстан на социальную политику произошел в кризисный 2008 г. (более чем в 1,5 раза).

Основными в расходах республиканского бюджета на социальную политику являются расходы на социальное обеспечение населения и расходы на социальное обслуживание населения.

Расходы муниципалитета на социальную политику одни из самых низких в расходах на социальную сферу за анализируемый период. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу. В 2008 г. они составили 66148,35 тыс. руб., в 2009 г. - 33007,70 тыс. руб., в 2010 г. - 9635 тыс. руб. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу. Если в 2008 г. удельный вес в общих расходах составлял 8,82%, то в 2009 г. - 5,58%, а в 2010 г. - всего 1,71%.

Все расходы бюджета муниципалитета на подразделы социальной политики ежегодно снижаются в анализируемом периоде. За 2008-2010 гг. расходы бюджета Чистопольского муниципального района на социальную политику снизились почти в 7 раз.

В области социального обеспечения необходимо создать условия для выполнения социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи.

Наиболее важными направлениями рационализации механизма бюджетного финансирования являются:

) внедрение рыночных механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения экстенсивного сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа;

) совершенствование сети организаций, оказывающих социальные услуги;

) совершенствование самого механизма (форм и методов) финансирования данных организаций.

 

 


Список использованной литературы

Нормативно-правовые материалы

. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 // Российская газета. - 1994. - 25 декабря (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ).

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации / Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 г. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3828.

.   Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (в ред. от 22.12.2005) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - №31. - 1998. - Ст. 3803.

4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (ред. от 29.12.2001) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1995. - №48. - ст. 4563; 2001. - №24. - ст. 2410.

. Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. №340-1-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2000. - №45. - Ст. 4400, 4402.

6. Федеральный закон от 18 июня 1992 г. №3061-1-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Собрание Законодательства Российской Федерации. -1999. - №28. - Ст. 3460.

.   Федеральный закон от 12 февраля 1993 г. №4468-1-ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2001. - №47. - Ст. 1648.

.   Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1995. - №32. - Ст. 3198.

.   Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - №17. - Ст. 1915.

.   Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - №34. - Ст. 4030 (с последующими изменениями и дополнениями).

.   Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание Законодательства Российской Федерации. -1996. - №52. - Ст. 5880.

.   Федеральный закон от 9 января 1997 года №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1997. - N3. - Ст. 350.

.   Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1997. - №39. - Ст. 4464; 1999. - №28. - Ст. 3482.

.   Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1999. - №29. - Ст. 3686.

.   Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2003. - №40. - Ст. 3822.

.   Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2007. - №1 (ч. 1). - Ст. 19.

.   Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2008. - №52. Ч. I. - Ст. 6242.

 

Специальная литература

. Ахинов, Г.А, Калашников, С.В. Социальная политика: теория и практика. - М.: Экономика, 2010. - 284 с.

19. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 703 с.

.   Ворона, М.А. Красиво жить не запретишь…: социальное благополучие как медийный конструкт. // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - Т. 8. - №2. - С. 281-285.

.   Ковешников, Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. - М.: Интер, 2008. - 186 с.

.   Комментарий к Конституции Российской Федерации // Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 264 с.

.   Мартынов А. Экономическая и социальная политика «Общество и экономика» 2007 г. №2. - С. 63 - 64.

.   Плющ, В. Основные факторы изменения моделей рождаемости и их учет в социальной политике // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. - Т.11. - №2. - С. 136-152.

.   Понизов В. Приоритеты социальной политики определены // Человек и труд. - 2008. - №5. - С. 22-25.

.   Права человека в истории человечества и в современном мире // Под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Кнорус, 2010. - 498 с.

.   Социальная политика, парадигмы и приоритеты. / Под ред. В.И. Жукова. М.: МГСУ «Союз», 2006. - 432 с.

.   Социальная политика. / Под общей редакцией Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2007. - 512 с.

.   Фрёлих, К. Балансирование на грани: российские НГО по работе с инвалидами между иностранными спонсорами и внутренней политикой // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - №2. - С. 165-184.

.   Холостова Е.И. Социальная политика. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 480 с.

.   Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. - 2005. - №8. - С. 54-56.

.   Шаронов А. Эволюция социальной политики «Общество и экономика» 2007 г. №7. - С. 95 - 97

.   Ярская-Смирнова, Е.Р., Ворона, М.А. Национальные проекты и реформы: модернизация социальной политики // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - Т.7. - №3. - C. 326-337.

.   www.roskazna.ru.

.   www.prav.tatar.ru.

.   http://pensionary.ru.

.   http://info.minfin.ru.

Введение

социальный расход бюджетный экономический

Российская Федерация в соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом.

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.

Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе.

Актуальность курсовой работы.

И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы, чтобы развитие современной России было прогрессивным.

Основной целью работы является анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования расходов бюджета на социальную политику.

В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета на социальную политику;

показать состав и структуру расходов бюджета на социальную политику;

изучить нормативно-правовую базу, регулирующую бюджетное финансирование социальной политики;

провести анализ динамики расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику;

проанализировать состав и структуру расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику;

определить перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней.

Объект исследования - расходы бюджета на социальную политику.

Предмет исследования - анализ динамики и структуры расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику.

Курсовая работа состоит из аннотации, введения, двух глав, выводов и предложений и списка использованной литературы.

В первой главе изучены теоретические основы расходов бюджета на социальную политику. Раскрыта экономическая сущность, состав и структура расходов бюджета на социальную политику. Рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики.

Во второй практической главе автор проводит анализ механизмов бюджетного финансирования расходов на социальную политику на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Региональный уровень рассмотрен на примере Республики Татарстан. Муниципальный уровень - на примере Чистопольского муниципального района. А также определены перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней.


Теоретические основы расходов бюджета на социальную политику


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.