Глава 1. Понятие и сущность фольклора, его историческое значение — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 1. Понятие и сущность фольклора, его историческое значение

2020-04-01 358
Глава 1. Понятие и сущность фольклора, его историческое значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и сущность фольклора, его историческое значение

Понятие и сущность фольклора

История изучения и собирания фольклорных произведений

Классификация детского фольклора

Вывод по 1 главе

Глава 2. Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе

Методическая основа понимания младшими школьниками устно-поэтической природы данных текстов

Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Литературное чтение как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Уметь читать в широком смысле этого слова - значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное”

Фольклор - неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.

Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные школьникам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для младших школьников приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Уже в младшем школьном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

Проблема фольклора в русской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Особенно актуальна она в наши дни. Назрела необходимость возвращения к истокам культуры русского народа, которая уходит корнями в глубокую древность. Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее и постигнуть будущее.

В каждом классе на уроках литературы мы знакомимся с произведениями УНТ. Но для составления целостной картины жизни наших предков, постижения всего богатства русского фольклора необходимо более глубоко знакомиться с ним.

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все слышали или говорят. Но, признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора

Объектом исследования является процесс ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора

Предмет исследования - методические приёмы работы с произведениями устного народного творчества.

Цель нашего исследования заключается в обосновании приемов ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения.

В процессе ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора будут использованы следующие методические приёмы:

чтение текста, фиксирование внимания на стилистических фигурах и тропах;

выделение по ходу чтения значимой информации;

создание собственных продуктов деятельности учащимися.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

) изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной проблеме;

) обобщить опыт по использованию методических приёмов работы с малыми фольклорными жанрами;

Основными методами исследования стали:

- теоретический анализ литературы в рамках проблемы;

изучение передового педагогического опыта;

Структура курсовой работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.

 


Вывод по 1 главе

 

Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.

Изучаемые в начальной школе фольклорные жанры представлены достаточно широко. Каждый из жанров выполняет свою функцию: дает народную трактовку исторических событий, несет в себе нравственный потенциал, необходимый для формирования личности, содержит сведения, расширяющие кругозор человека, создает необходимый эмоциональный настрой. Немало сведений о богатейшем жизненном опыте народа, его нравственно-этических, социальных, семейно-бытовых, религиозных воззрениях можно обнаружить в фольклорных жанрах: пословицах, поговорках, загадках, приметах, сказках. «В них в концентрированном виде отразились мудрость и опыт бесчисленных поколений наших предков, лучшие черты и качества характера русского человека: трудолюбие, доброта, мужество, великодушие, любовь к ближнему, родному дому, своей земле, Отечеству».

Таким образом, в результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль.

 


Работа с потешками.

Одним из средств развития речи школьника являются потешки. В потешках проявляется опыт традиционной практики психического воздействия на ребенка.

Что же это за жанр? Какова его задача? Такие вопросы были поставлены перед учащимися на уроке по теме: «Структура жанра ПОТЕШКА». Чтобы ответить на эти вопросы, ученики сначала познакомились с предлагаемыми им текстами, а потом шаг за шагом пытались выделить задачу каждой отдельно взятой потешки, стремясь понять, зачем люди придумали ту или иную из них.

Так, например, по прочтении потешки «Ладушки» ребята не только сумели объяснить, что потешку придумали для того, чтобы играть с малышом, но и показали, как должна проходить игра.

И именно эти практические действия вновь помогли моим ученикам понять задачу кажущейся простой потешки: понимать человеческую речь.

Интересно, что при исполнении круговых движений пальцев на ладони ребенка происходит воздействие на нервные окончания, что благоприятно сказывается на развитии слуха и речи. За весь урок знакомства с потешками дети через конкретные задачи отдельных потешек вышли на общую задачу всего жанра - весело учить ребенка жестам, движениям, учить понимать человеческую речь и выполнять команды «слова».

Хочу привести слова М.Горького: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». Дальнейшее знакомство учеников со структурой жанра - «потешки» происходит во внеурочное время, во время подготовки к празднику «Пошутим, посмеёмся» - праздник малых жанров русского фольклора.

К школьному возрасту ребенок обычно хорошо произносит все звуки, имеет достаточный словарный запас, владеет грамматически правильной речью. Но учителя начальных классов, начиная работать с шестилетками, иногда встречаются с дефектами речи у детей. Из-за этого ребенку трудно адаптироваться в классе, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, нужно помочь ему освоить правильное произношение звуков.

Не следует травмировать таких детей. Учителю необходимо помнить, что работать надо над речевым аппаратом всех детей. Для учителя особенностью при подготовке речевого аппарата учащихся является одновременное включение в говорение всех детей класса в течение 3-5 минут ежедневно в начале уроков обучения грамоте. [25,153]

Работа над скороговоркой.

Одним из видов работы является скороговорка на заданный звук. Цель этой работы заключается в формировании умений интонационно выделять какой-то звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторять его как можно чаще.

Здесь необходимо помочь каждому ребенку преодолеть страх при произношении, помочь ему и позднее испытать радость от успеха.

Подбирать скороговорки, во-первых, необходимо на те звуки, которые часто неверно произносятся детьми. Скороговорки на первом этапе рекомендую произносить медленно, работая над каждым звуком - словом, выделяя звуки при многократном повторении. Это могут быть такие скороговорки:

(ш)-(с)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(щ)-(ч)

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

(ж)

Жук жужжит под абажуром, жужжит жужелица, жужжит кружится.

(ш)

Шесть мышат в уголке шуршат.

(с)-(з)-(ц)

Стоит воз овса, возле воза - овца.

(ж)-(ш)

Змея шипит, а жук жужжит.

У каждой скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется. Каждая из них решает свою задачу. Много работы проводится над парными согласными, похожими по произношению. Ребенку приходится внимательно прислушиваться, приучать себя слушать произносимое слово и, слыша его, уметь, уметь его произнести. [25,202]

Таким образом, в игре мы учим детей слышать, а это очень важный фактор в процессе всего обучения, это залог успеха.

Во - первых, скороговорки помогают:

v учить детей управлять своим голосом;

v развивать эмоциональность, выразительность речи детей;

v отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения;

v научить детей управлять своими чувствами, развивать артистические данные;

v расширять кругозор детей, развивать воображение и память.

Покажу пошаговую работу над скороговорками из моей практики.

На этом этапе я использовала скороговорки, чистоговорки. Приведу несколько примеров, способствовавших выполнению поставленной цели.

Учу детей говорить тихо, шепотом, громко.

Белые бараны били в барабаны.

Произнесите эту скороговорку громко, голосом изображая бой барабана.

Мышонку шепчет мышь:

Ты всё шуршишь, не спишь?

Мышонку шепчет мыши:

Шуршать я буду тише.

Произнесите эту скороговорку шепотом, протягивая в звучании звук (Ш) и создавая тем самым образом шуршащего мышонка.

Проворонила ворона воронёнка.

Начать проговаривание громко, постепенно переходя на шепот, а потом на работу только губами.

Из- под топота копыт пыль по полю летит.

Начинаем тихо, как бы представляя, что звук копыт далеко - далеко, а приближаясь, произносим все громче и громче и, наконец, в полный голос, изображая ритмом «топот копыт».

На втором учу работать над выразительностью речи, я подобрала скороговорки, в которых был вопрос или восклицание. Такие скороговорки дети быстро не произносят, а лишь читают их с чувством. Например:

 

- Хохотушка буква х рассмеялась ха-ха-ха.

Встретил в чаще еж ежа:

Как погода, еж?

Свежа!

И пошли домой дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа!

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

А куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

 

На третьем этапе - работаю над скоростью произношения, я подбирала как короткие скороговорки, так и длинные.

Крошка кошка на окошке кашку кушала по крошке.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Вкусная халва мастеру хвала. [25,214]

Четвёртый этап - этап управления артистическими данными. Для достижения данной цели я использовала одну и ту же скороговорку. Но перед работой над ней необходимо слово учителя, чтобы помочь ребёнку представить себе ситуацию и голосом показать своё отношение к ней.

Сегодня представим себе, что мы отправились на берег реки. Что мы будем там делать? (Рыбачить).

А кто знает, какая рыба водится в реке? Закроем глаза и представим себе, что мы наловили много-много ершей. Нашли ель, сварили уху. А теперь будем её есть. Вы рады, что рыбы много, она вкусная? (Да).

Тогда произнесите скороговорку радостно. (Дети представляют, думают, как лучше выразить голосом радость. А потом спрашиваю одного, второго третьего).

Дети произносят:

Мы ели- ели- ели ершей у ели.

Их ели- ели- ели у ели доели.

Выясняем, кто был наиболее выразителен.

Я продолжаю:

Представьте себе, вы сначала были рады, что рыбы много, но все уже наелись, а рыбы ещё много. Выбрасывать жалко и вы едите через силу. Хочется плакать, но вы едите. (В голосе должно звучать недовольство, можно даже похныкать).

Аналогично можно построить работу над такой скороговоркой:

Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.

Первая ситуация: птиц поймал хулиган и посадил в клетку, а дверцу забыл закрыть: птицы порхали, порхали, да и улетели. Это ведь радость для детей, что они спаслись.

Вторая ситуация: дети огорчены, что птицы, которые случайно залетели к ним в квартиру, улетели.

Многие скороговорки при первоначальном произношении для слушателя не понятны срезу, а для детей тем более. Знакомясь с ними, объясняю, показываю, использую аппликации

У ужа ужата, у еже ежата.

На доске вывешиваю картинку с ужами и ежами. При медленном первоначальном произнесении показываю указкой на предметы, пока дети не поймут. Потом убираю картинки, но прошу при говорении представлять их. И так произносим, пока не запомним.

А вот еще более сложная скороговорка.

Во дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Здесь я использовала аппликацию. При первоначальном говорении поэтапно прикрепляю траву, дрова, И обратно (во второй части скороговорки) убираю в той последовательности, как говорится.

«Скороговорка, чистоговорка - слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу:

Нашего пономаря не перепономарить стать, человека не переделать;

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортывать, зарапортовался, все невпопад, неудачно;

Стоит поп на копне, колпак на копне, копна под попом, поп под колпаком, то есть одно и то же, - писал сам В.Даль.

Анализ скороговорок, собранных В.Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк.

Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.

Таким образом, скороговорки и чистоговорки играют огромную роль в развитии не только речи, но и творческих способностей детей.

Работа над загадками.

В настоящее время все большее внимание уделяется использованию игры в обучении и воспитании младших школьников. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. На наш взгляд, загадка так же необходима ребенку, как математическая задача, ибо учит ребенка познанию окружающего мира.[14,117]

Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки. Вот что писал по этому поводу Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». В качестве примера Ушинский приводил возможную работу над изучением народной загадки о росе:


Заря-заряница,

Красная девица

По лесу гуляла,

Ключи потеряла.

Месяц увидал -

Не сказал,

Солнце увидало -

Не подняло.

 

Эта загадка, по мнению великого педагога, позволяет учителю поставить перед детьми ряд вопросов: почему заря называется красной девицей? Почему говорится, что заря теряет росу? Почему месяц не поднял росы? Как солнышко подымет росу?

«Какая живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой! Словом, я смотрел на загадку как на картинное описание предмета»,- писал Ушинский.

Интересными загадками пересыпаны страницы «Азбуки» Л. Н. Толстого. Он широко использовал загадки, отражающие быт крестьянина, природу. Вот, к примеру, некоторые загадки из его «Азбуки»:

 

Кланяется, кланяется,

Придёт домой - растянется. (топор)

Два братца глядятся,

А вместе не сойдутся. (пол и потолок)

Без рук, без ног, а под окном стучится, - в дом просится. (ветер)

 

В наше время возможности использования загадок возрастают и связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром, стала жанром литературным. Прекрасные загадки были созданы выдающимися советскими детскими писателями К. Чуковским, С. Маршаком. В этом жанре работают современные литераторы Л. Рождественская, В. Фетисов и другие. В их загадках отражены явления, окружающие современного ребенка, природа, знакомый ребенку мир. Загадка учит задумываться над закономерностями, совершающимися в природе, приучает к наблюдательности, развивает художественное чутье. [14,129]

Что за гуси пролетают?

По семёрке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротишь их назад. (Время: дни недели.)

 

Предлагаемая детям загадка нуждается в анализе даже тогда, когда дети отгадали ее правильно. Опыт показывает, что отгадки могут быть случайными. Кроме того, дети должны войти в художественный образ, понять, почему использована такая метафора - «гуси». Им необходимо задать вопросы. Вот, например, какие вопросы могут быть заданы: почему вы думаете, что «гуси» - это дни? Почему их семь? Видели ли вы полет гусей? Слышали ли слово гуськом? Что значит, выражение летят вереницей? Почему гусей нельзя возвратить назад? Как надо относиться ко времени, раз оно не возвращается? Как зовутся эти гуси? (Дети должны перечислить названия дней недели в прямом и обратном порядке.)

Думается, что возможности загадки как игрового жанра ещё далеко не исследованы и не полностью реализуются в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи у детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи детей школьного возраста. [14,136]

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А.Сохина.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Речь - доказательство, требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно школьники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Чтобы вызвать интерес у детей и потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. [14,145]

Систематическая работа по развитию у детей навыков речи - доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обогащать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа. Понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины. Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Вывод: таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


Заключение

 

Таким образом, преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение, а необходимое условие получения знаний. Перенятые знания становятся убеждениями.

Чувство-это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Выделяют три вида высших чувств человека: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Среди нравственных чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма, трудолюбия.

Интенсивно развиваются в школьном возрасте интеллектуальные чувства, что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью.

Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине - России, к её бессмертному поэту - русскому народу, любовь к прекрасному, развить речь, обогащать словарный запас учащихся.

Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения; век живи, век учись; жить - Родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами.

При работе с фольклорными жанрами учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование это развивает эстетические чувства у младших школьников, помогает познать качества произведения искусства и окружающего мира природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.

Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость. Фольклорная прибаутка предлагает учащимся увидеть смешное в жизни и научиться, это смешанное передавать в слове. Юмор нелепых положений вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет.

Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

Научить ребёнка говорить - значит научить, его мыслить. Таким образом, использование элементов народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию. Проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.

 


Список литературы

 

1. Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. - М., 2007. - 263 с.

. Адоньева С.Б. Прагматика современного фольклора. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2000.

. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников. - М.: Академия, 2000 - 400 с.

. Аникин В.П. Устное народное творчество. Хрестоматия. - М., 2006.

. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.

.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2001. - 255 с.

. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: Педагогика, 2007. -215 с.

. Введение в литературоведение: Учебник для филологических университетов / Под редакцией Г.Н. Поспелова, - 3-е издание. - М.: Высшая школа, 2008. - 460 с.

. Воюшина М.П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной школы. СПб.: Специальная литература, 2003.

. Воюшина М.П., Кислинская С.А. Метаметодический подход к формированию культурного поля младшего школьника: Методические рекомендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка // Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 2000. - С. 8-12.

. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. / Сост. Новикова Е., Лебедева А. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ».,1999.- с.232- 242.

. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и №2002 "Дошк. воспитание"

. Загадки. Пословицы. Поговорки./ сост. К. и Д. Солертовские.- М.: ООО «Гамма- С-А», «Гамма Пресс 2000». -232-246.

. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников.// Начальная школа. 2003- №6.-с. 5-14.

. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. - М.- Воронеж, 2004.

. Капица Ф.С., Колядич Татьяна Михайловна «Русский детский фольклор». - Флинт, Наука, 2002. - 320

. Ковальчук Г.А. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д.Ушинского.// Начальная школа. 2001.-№10,- С.27-33.

. Королева Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная школа. Т.П. Королева - 2000. - №7.

. Кубасова О.В. Учим читать: Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. - 80с.

. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников М.: Просвещение, 2008. -79 с.

. Методические указания по собиранию фольклора. - М., 2004.

. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. М.Р. Львов - М.: Издательский центр "Академия", 2000

. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.Р. Львов - М.: Издательский центр "Академия", 2000

. Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: В 2 ч. - М.: Просвещение; Владос, 1995.

. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. - 315с.

. Народная художественная культура / Под ред. И.Т. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М.,2000.

. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. С

. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005

. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей: из опыта обучения чтению: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1999.

. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. - М., Аркти, 1999.

. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. - М., 1999.- С. 116 - 119.

. Основы, понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высш. Шк.; Издательский центр «Академия», 1999. - 556 с. - С. 115 - 132.

. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.

. Ревуцкий О.И. Основы коммуникативно-смыслового анализа художественного текста. - Мозырь: МГПИ им. Н.К.Крупской, 2002. - 71с.

. Ревуцкий О.И. Анализ художественного текста на дискурсивной основе.: Монография. - Мозырь: УО МГПУ, 2004. - С.14-15

. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. С.А. Сидорова - 2004. - №10

. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. // В.А. Синицын // Начальная школа. - 2003. - №2. - с.10.

. Шалатонова Н.П. Развитие речи младших школьников в процессе чтения-анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе: Пособие для учителя - Брянск: БИПКРО, 2003. - С.6 - 10.

. Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. - М., 2001.

. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа // Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции / Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. -84с.

. Фольклор - музыка - театр / Под ред. С.М. Мерзляковой. - М.: Владос, 1999. - 214с.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и сущность фольклора, его историческое значение

Понятие и сущность фольклора

История изучения и собирания фольклорных произведений

Классификация детского фольклора

Вывод по 1 главе

Глава 2. Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе

Методическая основа понимания младшими школьниками устно-поэтической природы данных текстов

Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Литературное чтение как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Уметь читать в широком смысле этого слова - значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное”

Фольклор - неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.

Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные школьникам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для младших школьников приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Уже в младшем школьном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

Проблема фольклора в русской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Особенно актуальна она в наши дни. Назрела необходимость возвращения к истокам культуры русского народа, которая уходит корнями в глубокую древность. Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее и постигнуть будущее.

В каждом классе на уроках литературы мы знакомимся с произведениями УНТ. Но для составления целостной картины жизни наших предков, постижения всего богатства русского фольклора необходимо более глубоко знакомиться с ним.

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все слышали или говорят. Но, признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора

Объектом исследования является процесс ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора

Предмет исследования - методические приёмы работы с произведениями устного народного творчества.

Цель нашего исследования заключается в обосновании приемов ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения.

В процессе ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора будут использованы следующие методические приёмы:

чтение текста, фиксирование внимания на стилистических фигурах и тропах;

выдел<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.199 с.