Виды прибыли и рентабельности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Виды прибыли и рентабельности

2020-04-01 120
Виды прибыли и рентабельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формирование финансовых результатов организации представлено на рисунке 1.

Из рисунка 1 виден процесс формирования финансовых результатов организации.

Во-первых, прибыль от финансово - хозяйственной деятельности включаетприбыль от продажи продукции, исчисленную путем вычета из обшей суммы выручки от продажи этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и продажу, включаемых в себестоимость. Прибыль от продажи товарной продукции - основная часть прибыли до налогообложения.

 

Рисунок 1 - Формирование финансовых результатов организации

 

Во-вторых, в состав прибыли включаетсяприбыль от продажи прочей продукции и услуг нетоварного характера, то есть прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе головного предприятия.

В-третьих, в состав прибыли от финансово- хозяйственной деятельности входитприбыль от продажи основных фондов и другого имущества.

Последним элементом прибыли до налогообложения являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. В составе внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других организаций, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки).

Здесь надо основательно изучить факторы изменения каждой составляющей финансового результата прибыли (убытка).

На рисунке 2 продемонстрирована структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности.

 

Рисунок 2 - Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности

 

Из рисунка 2 видно что, основную часть прибыли предприятия получают от продажи продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Савицкая Г.В. утверждает, что прибыль от продажи продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

)   объема продаж продукции;

)   структуры продаж;

)   себестоимости единицы продукции или услуг;

)   уровня среднереализационных цен.

Ее факторная модель выглядит следующим образом:

 

П=∑(VPПi*(Цi-Сi))=∑(VPПобщ.*Уд(Цi-Сi)) (6)

 

где VРПi - объема реализации продукции i вида;

Цi - уровень среднереализационных цен;

Сi- себестоимость единицы продукции или услуг i вида;

Удi- структура продаж.

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура продаж также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня отпускных цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки.

Связь использования финансовых ресурсов и прибыли осуществляется в большей степени через рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1. Показатели доходности продукции, которые рассчитываются на основе выручки от продажи продукции (работ, услуг) и затрат на производство (рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности).

2. Показатели доходности имущества предприятия, формирующиеся на основе расчета уровня рентабельности, в зависимости от изменения размера имущества (рентабельность всего капитала, рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов).

3. Показатели доходности используемого капитала, когда расчет происходил, на базе инвестируемого капитала (рентабельность собственного капитала, рентабельность перманентного капитала).

Рентабельность продаж (Rпр.) определяется отношением прибыли от продажи продукции (работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр), выраженным в процентах:

 

Rпр = (7)

 

где Rпр - рентабельность продаж;

Пр - прибыли от продажи продукции (работ, услуг);

Вр - выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов.

Данный показатель характеризует эффективность финансово-предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.

Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции (Rт.п.) определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продукции (Ст.п.):

 

Rт.п. = (8)

 

где Rт.п. - рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции;

Пв - прибыль от выпуска продукции или изделия определенного вида;

Ст.п. - себестоимость товарного выпуска продукции.

Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.

Разные авторы предлагают разные методики анализа рентабельности предприятия. Детализация процедурной стороны методики анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.