II . Правовое положение профсоюзов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

II . Правовое положение профсоюзов

2020-04-01 146
II . Правовое положение профсоюзов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

II.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

В СФЕРЕ ТРУДА

1) Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. Нормативно-правовое регулирование их деятельности.

 

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов (ст.2 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1955 г., который вступил в силу 20 января 1996 года.).

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общест­ва как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их глав­ной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих инте­ресов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Функции профсоюза – это основные направления деятельности профессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие функции:

1) защитная

2) производственная

3) воспитательная

4) социальная

5) международная

Можно выделить и другие функции. Однако вся деятельность профсоюзов должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная правовая деятельность:

1) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности или профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законодательством размера);

2) по охране их от нарушений (право беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализации уставных задач, представленных профсоюзам прав);

3) по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке);

4) по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся (устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах и соглашениях).

Потребность защиты прав и интересов, трудящихся особенно акту­альна в современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием проф­союзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимо­действия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных пра­вовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюз­ными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необ­ходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсою­зами задач, выполнению их защитной функции.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения пред­ставительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-эко­номических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсо­юзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;                                                                              б) с помощью права;

в) во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов.

 Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус проф­союзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общест­венных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соот­ветствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.

Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутри профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.

Предоставленные права создают юридическую базу для выпол­нения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соот­ветствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уве­домительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответст­вующий реестр.

Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работода­телей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается так же: прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепят­ствовать законному осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность; запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны орга­нов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам

он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел

отражение и профсо­юзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсо­юзов.

Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗоТ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ, 1995, № 21, ст. 1930) в той части, в которой проф­союзы имеют общие черты и свойства со всеми другими обществен­ными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятель­ностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов регулируются специальными законами (ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсою­зах, например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкорто­стане.

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

1) с работодателями, их объединениями и представителями;

2) с органами государства, органами местного самоуправления;

3) с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых).

Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности проф­союзов входит как собственно законодательство о них, правах и га­рантиях их деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и интере­сов работников.

Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законо­дательство меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных экономических отношений - от отношений собствен­ности, социально-политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные полномочия, ранее возложенные на проф­союзы и находящиеся в их ведении органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на защиту интере­сов работников (например, по вопросам занятости). На содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние

оказали конвенции и рекомендации Международной организации тру­да (МОТ) - Конвенции № 87, 135, 144 и др.

Таким образом, основные тенденции развития и совершенство­вания законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:

во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими общественными отношениями;

во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как обществен­ной организации полномочий;

в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволя­ющих профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы работников.

В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями и представителями, а также с государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.[3]

Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в ус­тановлении и применении условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода трудового права.

 

2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда

Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.

Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными пра­вами в сфере действия других отраслей права: правами юридического лица, правом собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др.

Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленными государством.

Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее органов в указан­ной сфере, служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория он характеризует пределы юридических значений деятельности профсою­зов в этой области, служит эталоном правомерности действий профсо­юзных органов, полноты осуществления предоставленных им юридических полномочий.

Содержание труда правового статуса профсоюзов характеризует­ся объемом закрепленных за ними юридических возможностей.

Статус профсоюзов в сфере труда (труда правовой статус) как часть их совокупного статуса (многоотраслевой общности) на совре­менном этапе сочетает в себе стабильные черты их правового поло­жения с особыми, характерными именно для данного этапа.

Стабильность, преемственность содержания труда правового ста­туса профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отно­шений между работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов работников в этих отношениях.

Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по пред­ставительству интересов трудящихся, участию в регулировании трудо­вых отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде, охране труда.

Динамика статуса, его развитие происходит за счет изменения форм реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав, которых раньше не было, в связи с развитием экономических и социальных отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным условиям. Радикальные изменения в статусе профсоюзов происходят в связи с переходом на новые эко­номические рельсы, внедрением новых принципов управления эко­номикой в условиях многообразия видов собственности и организационно-правовых форм предприятий.

В статус субъектов права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и юридические обязанности.

Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют особен­ности:

во-первых, юридические обязанности прямо не возлагаются госу­дарством на профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации, опираются на их уставы и неразрывно свя­заны с правами. В результате предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности. Это - особая юридическая категория - права-обязанности, где право и обязанность находятся в неразрывном единстве;

во-вторых, это обязанности не перед государством, а перед работниками, чьи интересы профсоюзы должны представлять и защищать;

в-третьих, юридические обязанности профсоюзов заключаются в необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они не смогут защитить работников;

в-четвертых, выполнение такого рода обязанностей обеспечивает­ся, прежде всего, силой общественного, морального (внутри профсоюзного) воздействия.

Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед го­сударством за реализацию своих прав-обязанностей. (Исключением является имущественная ответственность по суду за проведение заба­стовки, признанной судом незаконной. Но здесь юридическая ответст­венность, вытекая из нарушения норм трудового законодательства, носит все же гражданско-правовой характер). Государство оказывает воздействие на осуществление профсоюзами их прав-обязанностей путем содействия реализации предоставленных им прав, создания га­рантий для их успешной деятельности.

К юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены освобожденные от основной работы в организации работники профсоюзных органов, виновные в том, что права профсою­зов не используются. Юридическая ответственность таких лиц насту­пает по воле профсоюзных органов как работодателей. Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержат одновременно юридическую возможность и долженствование. В нор­мативных правовых актах содержатся права, а не требования к проф­союзам. Права приобретают признаки обязанностей в силу потреб­ности в их осуществлении. В них заложена социальная необходимость. Так как без предоставления права не может быть обязанности его реализации, оправдано пользование термином «права профсоюзов», подразумевая под этим как собственно права, так и единую категорию прав-обязанностей.

Концепция неразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет практическое значение: если осуществление прав зависит от воли субъекта, то юридические обязанности надо всегда соблюдать. Следо­вательно, при наличии соответствующей ситуации профсоюзы должны использовать предоставленные им права.

Глава II Закона о профессиональных союзах посвящена правам профсоюзов. В этом законе закреплены следующие права:

1) право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников(закреплено в ст.226 КЗоТ РФ и Законом «О коллективных договорах и соглашениях», в частности, ст.11 Закона закрепила более широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если не члены профсоюза уполномочили его представлять их интересы).

В названном Законе говорится о том, что законодательные и иные правовые акты в области труда должны приниматься с учетом мнения соответствующих профсоюзов, которые представляют как индивидуальные, так и коллективные права работников.

Раньше в Конституции РСФСР было закреплено право профсоюзов на законодательную инициативу. Сейчас благодаря профсоюзам в государственной Думе не прошел ни один из проектов Трудового кодекса. Но с другой стороны, возникает вопрос: может ли профсоюз обратиться в суд за защитой прав и интересов работника, заявив о том, что у него такие полномочия (представительство и защита интересов) есть. Верховный Суд РФ разъясняет по этому поводу – может обратиться в суд, но на основании доверенности, выданной гражданином.

2) Право профсоюза на содействие занятости.

Это право включает в себя уведомление соответствующих профсоюзов при ликвидации организации, при ликвидации подразделений организации, при изменении форм собственности организации, при полной или частичной приостановке производства. Кроме того, профсоюзы в установленных законодательством случаях дают согласие на увольнение своих членов.

3) Привлечение и использование иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

4) Право профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений коллективных договоров и контроль за их выполнением (представительство осуществляется с учетом количества объединяемых ими членов; профсоюзы могут осуществлять профсоюзный контроль за осуществлением коллективных договоров и соглашений);

5)право на участие в урегулировании коллективных и индивидуальных трудовых споров(организация и проведение забастовок, собраний, митингов, шествий, демонстраций и т.д.);

6)право на зависимость от органов исполнительной власти органов местного самоуправления, работодателей, политических партий и общественных объединений (участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, а также осуществление профсоюзного контроля за использованием средств этих фондов);

7)право на информацию по социально-трудовым вопросам (от работодателей и их объединений, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления);

8)право на участие в подготовке и повышении квалификации профессиональных кадров (право создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, подготовку и переподготовку кадров, финансирование деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений за счет средств соответствующих бюджетов);

9)право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (до недавнего времени в ведении профсоюзов состояли правовая и технические инспекции труда, которые были наделены соответствующими функциями, в том числе правом выдавать обязательные для исполнения предписания и налагать штраф; сейчас их функции переданы Минтруду РФ);

10)право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (иметь своих представителей в комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения); 

11)право на социальную защиту работников в области страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты (участвуют в формировании социальных программ, разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций);

12)право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы в праве по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры; для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создать юридические службы и консультации);

13 ) международное сотрудничество (сотрудничать с профсоюзами других стран, вступать в международные профсоюзы, другие объединения и организации, заключать с ними договора и соглашения).

 

Основными направлениями деятельности профсоюзов по защите прав и интересов трудящихся в сфере охраны труда предусмотрены Соглашением между администрацией области, Облсовпрофом и объединениями работодателей: разработана и реализуется региональная программа улучшения условий и охраны труда, созданы институты уполномоченных и совместных комитетов (комиссий) по охране труда.

В условиях крайне сложного экономического положения предприятия, организаций и учреждений особое место в деятельности профсоюзных организаций области по защите социально-экономических прав и интересов трудящихся и членов их семей занимает решение проблемы оздоровления и отдыха детей и подростков. Профсоюзы пытаются сохранить материальную базу детских оздоровительных учреждений, передавая их в муниципальную собственность, добиваясь установления финансовых льгот для хозяйствующих субъектов, содержащих загородные оздоровительные лагеря и центры.

Начало так называемой рыночной экономики символизировало собой сотни, а позже и тысячи безработных. Для страны, где никогда не было проблем с рабочими местами, это был шок. Шок и для тех конкретных членов профсоюза – инженеров, кадровых рабочих, представителей интеллигенции. Выставленных за ворота предприятия вбирал в свое прожорливое жерло дикий рынок, где человек терял не только социальные права, а порой и собственное лицо. Хорошо изучив ситуацию, профсоюз не раз выносил проблемы безработных на заседания территориальных комиссий, где слушались руководители центра занятости, предприятий. Не раз профкомы предприятий, садясь за стол переговоров с работодателем, говорили категорическое «нет» массовому увольнению, прежде чем заявить: «В области не осталось ни одного района с критической ситуацией на рынке труда».

Социальное партнерство является основным инструментом решения вопросов развития производства, обеспечения занятости работников, предотвращения трудовых конфликтов.

Одновременно в целях социальной защиты малоимущих граждан продолжена выплата им жилищных субсидий.

Согласно ст.11 Закона о профсоюзах профком защищает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленных минимального размера оплаты труда и размера прожиточного минимума.

Профорганизации, пользующейся правами юридического лица, может по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе принимать решения об организации в суд с исковыми заявлениями от имени профорганизации в защиту трудовых прав и интересов членов профсоюза, других работников. Иск в защиту прав и интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного представителя или иного заинтересованного лица.

При возбуждении гражданского дела в суде по иску профсоюза профком осуществляет все процессуальные права и обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения.

Член профсоюза, другой работник, в интересах которого дело начато по иску профсоюза, извещается судом о времени и месте рассмотрения указанного дела и участвует в нем в качестве истца. (Закон о профсоюзах: ст. 23; КЗоТ РФ; ст.210; ГПК РСФСР; ст. ст. 4, 29, 33, 42).  

Бороться за права и защищать их должны не только профсоюзы и трудовые коллективы, но и государство. Законодательство об ответственности за нарушение законов о труде настолько размыто, что практически нет никакой ответственности.

Прокуратура занята борьбой с криминалом, ей некогда осуществлять общий надзор, привлекать к ответственности и давать предписания за нарушения трудового законодательства. По закону у них есть право привлекать к административной ответственности, т.е. штрафовать. В законе о коллективных договорах говорится, что если не выполнен коллективный договор, то административная ответственность наступает в судебном порядке. Так вот эта норма, «в судебном порядке», не попала в Гражданский процессуальный кодекс, и суды отказывают в приеме таких исков для привлечения к ответственности. То есть административная ответственность фактически «повисла» в воздухе.

Профсоюзный же контроль теперь только общественный. Меры можно принимать только общественные. Административные и прочие – только через уполномоченные на то органы государственной власти. То есть уровень защиты и ответственности значительно снижен. А в довершении всего в новом УК вообще отсутствует статья об уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде. Будто бы у нас все так хорошо и замечательно, и этот вид правонарушений не является опасным для государства. И, кстати, выброшена из УК статья об ответственности за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов.

В народный суд с иском о взыскании невыплаченных средств конкретным работникам может обратиться и выборный профсоюзный орган по просьбе членов профсоюза или по собственной инициативе с согласия работника, не получившего вовремя зарплату. При этом представитель выборного профсоюзного органа должен иметь поручение профсоюзной организации на осуществление представительства по конкретному делу.

Народные суды, как правило, по таким искам принимают решения в пользу трудящихся, т.к. согласно ст. 26 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» за невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору виновные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Профсоюз врос всеми своими корнями в нашу жизнь. Теперь никто просто не представляет своей жизни без профсоюза. Другое дело – насколько он в настоящее время дееспособен и вооружен знаниями законодательных и правовых документов, для того, чтобы квалифицированно защищать интересы трудящихся. А без профсоюза все полностью зависели бы от воли администрации, которая зачастую либо не считается с интересами коллектива, либо не в состоянии принять независимое от основного заказчика решение.

Не далеко то время, когда возникали экстремальные ситуации из-за невыплаты в срок заработной платы или предстоящего сокращения работников предприятия. Именно профкому удавалось сдержать людей в рамках законности и правопорядка и действовать путем переговоров на различных уровнях власти.

Для попавших в беду людей по разным причинам профсоюз является единственной инстанцией, которая поддерживает их. Да и в моральном плане профсоюзная организация имеет большое значение для трудящихся. Чувствовать себя защищенными в наше неспокойное и сложное время – это уже много для любого человека, особенно со скромным достатком.

Время и обстановка, царящая в стране, обязывают нас не стоять на месте, не ждать милостей от работодателей. Защищаться надо умно, квалифицированно, напористо, с достоинством и, безусловно, коллективно. И как тут не повторить давно всем известный лозунг: «Наша сила - в единстве». Так что профсоюз для нас осознанная необходимость.

За время написания моей аттестационной работы произошли коренные изменения в нашей стране. С 1 февраля 2002 года вводится в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, который принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года.

В новый кодекс включены вопросы коллективного трудового регулирования в соответствии с законом о коллективных трудовых договорах. Отображается и деятельность профсоюзов, согласно закону о профессиональных союзах. Так, с введением нового законодательства уволить работника стало сложнее, хотя норма о согласии профкома теперь перестает действовать – достаточно учесть его мотивированное мнение и т.д. А как войдет в нашу жизнь новый Трудовой кодекс покажет время.

 

СПИСОК

используемой литературы

1. В.И.Миронов. «Трудовое право России». Конспект курса лекций.

Москва, 2001г.

 

2. Трудовое право. Учебник. М: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001г.

 

3.  «Что могут профсоюзы?» Библиотечка «Российской газеты».

Выпуск № 18, 1996г.

 

4. Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», с постатейными комментариями (под редакцией И.С.Снигиревой), М., 1996 г.

 

5. И.О. Снигирева. «Профсоюзы и трудовое право». М., 1983г.

 

6.  Конституция РФ.

 

7. КЗоТ РФ

 

8. «На равноправной основе». Ниж.обл.сов.проф. Нижний Новгород. 2000 г.

 

9. «Сборник нормативных документов профсоюза». г. Москва. 2001 г. 

 

 

 


[1] Устав Соцпрофа. М., 1995. с.3-4

[2] ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01. 96г.# РГ. 1996.20 января.

[3] Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. М., 1983г.

II.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

В СФЕРЕ ТРУДА

1) Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. Нормативно-правовое регулирование их деятельности.

 

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов (ст.2 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1955 г., который вступил в силу 20 января 1996 года.).

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общест­ва как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их глав­ной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих инте­ресов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Функции профсоюза – это основные направления деятельности профессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие функции:

1) защитная

2) производственная

3) воспитательная

4) социальная

5) международная

Можно выделить и другие функции. Однако вся деятельность профсоюзов должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная правовая деятельность:

1) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности или профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законодательством размера);

2) по охране их от нарушений (право беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализации уставных задач, представленных профсоюзам прав);

3) по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке);

4) по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся (устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах и соглашениях).

Потребность защиты прав и интересов, трудящихся особенно акту­альна в современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием проф­союзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимо­действия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.