Живопись и скульптура второй половины XIX века — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Живопись и скульптура второй половины XIX века

2020-04-01 161
Живопись и скульптура второй половины XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вторая половина XIX века, особенно со второго десятилетия, знаменует собой новую полосу в истории России и ее культуры. В изобразительном искусстве расцветает своя русская национальная школа живописи, скульптуры и графики. В искусстве господствующим методом становится реализм.

В основе этого метода лежит правдивое отображение действительности, проникновение в сущность раскрываемого явления, показ типического, закономерного в жизни, при глубокой его индивидуализации.

Реалистический метод в искусстве, вместе с тем, дает возможность художнику с наибольшей силой показать свою индивидуальность, особенности своего таланта.

В те года реалистический метод в русском искусстве носит остро критический характер. То было время начала, а затем и расцвета критического реализма.

Вторая половина XIX века в русском изобразительном искусстве - время напряженного и плодотворного развития. На рубеже 1850-1860-х годов молодое поколение художников вырабатывает новую эстетику. На смену поэтическому восприятию мира приходит его критическое осмысление и желание силой искусства способствовать преобразованию жизни.

Наиболее отчетливо это проявлялось в картинах бытового жанра, с его большими возможностями отражения действительности (В. Якоби, В. Пукирев, И. Прянишников). При этом многие работы жанристов несут в себе душевную теплоту и сочувствие к героям произведений (А. Морозов, В. Перов, Л. Соломаткин, В. Максимов).

В1870 году художники объединились в Товарищество передвижных художественных выставок, сыгравшее важную роль в развитии демократической живописи и противостоянии салонно-академическому искусству. В эти десятилетия идут поиски и утверждение высокого нравственного идеала. Психологические портреты, исполненные В. Перовым, И. Крамским, Н. Ге, И. Репиным, выражают сложный, многообразный духовный мир человека. Извечные темы нравственного долга перед обществом, поиска истины жизни, человеческих страданий, гармонии и любви нередко находили воплощение в религиозных сюжетах, в образе Христа (И. Крамской, Н. Ге, В. Поленов).

Художники-передвижники, используя все жанры живописи, стремились выразить сложность современного мира, драму исторических коллизий, постигнуть глубины сущности человека, наконец, передать красоту русской природы (Н. Ярошенко, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков,      И. Шишкин, И. Левитан).

 

Живопись и скульптура рубежа XIX - XX веков

Рубеж XIX-XX веков - время художественных открытий, появления новых течений и группировок. Лозунгом искусства становятся слова Ф.М. Достоевского "Красота спасет мир".

Красота бунта (М. Врубель) и религиозного смирения (М. Нестеров), исторического прошлого ("Мир искусства", А. Рябушкин, Н. Рерих) и вымышленного, ирреального мира мечты (В. Борисов-Мусатов), национальный идеал (Ф. Малявин, К. Юон) сложно сосуществуют, рождая многообразие художественных концепций.

Язык живописи обогащается открытиями импрессионизма и стиля модерн (В. Серов, К. Коровин и др.).

 

Графика XVIII - начала XX веков. Рисунок, акварель.

В залах размещается сменная экспозиция графических работ русских художников (акварель, рисунок, печатная графика и др.). В отличие от масляной живописи, эти произведения чрезвычайно чувствительны к свету, а потому и могут находиться в экспозиции лишь короткое время.

Вначале восемнадцатого столетия решительно меняется отношение человека к окружающему миру. Одним из средств отражения действительности стала в то время гравюра. В произведениях преобладают батальные сюжеты, пейзаж городской и "дикой" природы, порожденные военными событиями и строительством Петербурга. Графические работы нового времени отличает проникновенная выразительность. Получают развитие рисунок и акварель на темы истории, мифологии и различных аллегорий, в то же время возникает и самобытное восприятие русской природы.

Общественная ситуация начала XIX века способствовала утверждению в графике черт народности, гражданских и патриотических настроений. Рождение жанра сатиры, карикатуры, использование офорта для агитационных листков - явление, связанное с Отечественной войной 1812 года. Графика заметно обогащалась под влиянием "натуральной школы" современной ей литературы.

Целая плеяда художников работает во всех жанрах графики, создавая портреты, натюрморты, пейзажи, библейские и бытовые сюжеты. Но бытовой жанр становится во второй половине XIX века ведущим в творчестве многих выдающихся художников-графиков. Кроме того, разрабатывается журнальная и книжная иллюстрация, создаются эскизы декораций и костюмов, и т.п.

Следующее поколение художников уже в начале нашего века, успешно осваивая традиции прошлого в графике, продолжает поиск оригинальных стилевых решений.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.