Эргономика в дизайне интерьера — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эргономика в дизайне интерьера

2020-04-01 1113
Эргономика в дизайне интерьера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В традиционном понимании эргономика - это наука, заботящаяся о приспособлении окружающего человека пространства и предметов для безопасного и эффективного использования на основе психического и физического состояния человека.

Основа для эргономики состоит из многих наук, начиная от анатомии и заканчивая психологией. И ее основной задачей является нахождения оптимальных форм и размеров и правильное расположение предметов для наиболее безопасной и эффективной жизнедеятельности.

Эргономика важна для проектирования любого интерьера, начиная от рабочей зоны и заканчивая зоной сна, и каждый уважающий себя дизайнер и архитектор должен знать все законы эргономики и применять их в дизайн-проектах.

Многие считают, что областью изучения эргономики является только мебель, но это не так. Эргономика изучает все составляющие рабочего места и зоны отдыха от компьютерной мышки до температурного режима, и пытается установить оптимальные для человека параметры каждого из этих компонентов.

Именно поэтому одной из важных составляющих дизайн-проекта Вашего помещения должен быть масштабированный план расстановки мебели с учётом всех законов эргономики. Ведь это очень важно чтобы умело сделанный дизайн, с идеальными цветовыми и фактурными сочетаниями, был полностью пригоден для комфортного и здорового существования (Рисунок 2). [7]

 

Рисунок 2 – План расстановки мебели

 

Где бы не находился человек, на работе или дома, он всегда хочет пользоваться изделиями отличающихся удобством и безопасностью. И дизайн и эргономика оказывают влияние на удовольствие от пользования тем или иным предметом, поэтому неудивительно, что эти два отдельных направления органично перетекают друг в друга. В различных отраслях промышленности в настоящий момент профессиональные дизайнеры сотрудничают со специалистами по эргономике, которые представляют различные данные о физиологических и биомеханических особенностях человека, участвуют в разработке и испытаниях изделий.

Исходя из психологических, гигиенических и прочих нормативов. разрабатываются соответствующие требования к новым предметам или техники, чтобы они, в конечном итоге, оказались удобными и комфортными в пользовании, например, зубная щетка изогнутая таким образом, чтобы ее щетка доставала до задней поверхности зубов, зеркальный фотоаппарат, который комфортно держать в руках, или производственное оборудование, обеспечивающее высокий уровень безопасности.

Комфорт, превосходная функциональность и привлекательный внешний вид - все эти требования к создаваемым предметам могут быть обеспечены только грамотным сочетанием эргономики и дизайна. [7]

Одно из основных понятий, которыми оперирует эргономика - это анатомические особенности человека. Анатомические факторы широко используются в дизайне. Задача дизайнера заключается в том, чтобы обеспечить адаптацию создаваемых изделий к конкретному человеку, чтобы последнему было удобно и комфортно ими пользоваться. В частности при проектировании обычного стула дизайнерами рассматривается вопрос того, как высоко от сидения должна размещаться изогнутая спинка, чтобы спина человека могла комфортно опереться на нее. Для ответа на этот не маловажный вопрос, специалисты обращаются к эргономике, которые уже давно существует такое понятие, как Линия Акерблома. Это средняя величина, определяющая в каком месте наш позвоночник, имеет в поясничном отделе соответствующий изгиб вовнутрь (примерно 23см.). Опору позвоночнику необходимо предусмотреть именно на этом расстоянии от сидения стула (Рисунок 3). [7]

 

Рисунок 3 – Линия Акерблома

 

Нужно отметить, что в эргономике довольно часто применяются специальные, плоские манекены, которые воспроизводят пропорции тела человека. На основе этих данных дизайнеры впоследствии проектируют новые изделия, либо оформляют рабочее пространство, которое бы подходило большинству людей по эргономическим параметрам. Плюс к этому, конечно, применяется компьютерный анализ и различные современные программные возможности, а также довольно простые инструменты, вроде контрольных опросов или листков, посредством которых собираются данные о том, что, так или иначе, связанно с различными факторами повседневной или трудовой деятельности человека, включая уровень комфорта и безопасности. [9]

Применение эргономических принципов дизайна получило большое распространение при разработке мебели, в оформлении интерьеров жилых, офисных и производственных помещений.

Эргономика рассматривает все вопросы, связанные с составляющими рабочего пространства или жилой зоны. Начиная от обычной компьютерной мыши и заканчивая подходящим температурным режимом в помещении, оформленным по законам эргономики, человек действует практически интуитивно – он без особого труда может найти выключатель на стене, цветовое решение интерьеров и освящение создает нужное настроение, вдохновляющее или наоборот успокаивающее.

Например, при разработке дизайна мебели и создания пространства для зоны отдыха, дизайнеры отталкиваются от антропометрии человека, который сидит в расслабленной, спокойной позе. Обязательно учитывается и уровень наклона сидения для того, обеспечить удобство вставание с кресла или стула. В разнообразных зонах отдыха нередко устанавливаются угловые диваны, причем правила эргономики требуют от дизайнера, такого расположения мебели, что бы человек сидящий на таком диване мог свободно расположить свои ноги и при этом не мешать окружающим людям.

В жилых помещениях связанных со сном, в частности в спальнях, мебель собирается и размещается исходя из размеров спящего, лежащего человека. Здесь факторы эргономики запрещает размещение дивана его протяженной стороной вдоль наружной стены помещения или изголовья дивана в несколько затесненном пространстве. [9]

Особенное внимание уделяется вопросом эргономики при организации и оформлении пространства для работы. Дизайнерам по интерьеру приходится отталкиваться от анатомических особенностей человека, который сидит за своим рабочим столом. Например, при проектировании и зоны за рабочим компьютером эргономика акцентирует внимание, прежде всего, на длине голени человека, поскольку именно она указывает на оптимальную высоту его кресла или стула. Эргономика рабочей зоны предусматривает и то, что высота, площадь и наклон рабочего стола определяется типом выполняемой сотрудником работы (Рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Эргономика рабочей зоны

 

Все нужные трудовой деятельности предметы согласно правилам эргономики размещаются на доступном расстоянии от стола, чтобы человек мог ими пользоваться, не прибегая к лишним усилиям.

Эргономика также требует повышенного внимания к организации освящения. Освящение не должно носить интенсивный и слишком яркий характер, чтобы не ослеплять или излишне напрягать глаза человека. Оно должно способствовать комфортной работе и положительному настроению человека.

Итак, эргономика в настоящее время играет значимую роль в промышленном и предметном дизайне, при создании бытовых изделий и проектировании офисного оборудования, а также при оформлении интерьера и планировки помещения. [7]

 

1.3 Факторы, определяющие эргономические требования

 

В данной главе будут рассмотрены факторы, определяющие эргономические требования.

Социально-психологические предполагают соответствие конструкции машин (оборудования) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, совместную деятельность.

Антропометрические обозначают соответствие структуры, формы, размеров оборудования форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера формы изделий антропометрической пластике человеческого тела.

Психологические предопределяют соответствие оборудования, психологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психометрики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.

Психофизиологические – соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

Физиологические – соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

Антропометрия (от трем. avOpcorcoq - «человек» и ретрвсо - «мерить») - составная часть антропологии (науки о человеке); она является системой измерения человеческого тела и его частей, морфологических и функциональных признаков тела. [10]

Различаются следующие антропометрические признаки:

1) Классические – изучение пропорций тела, возрастной морфологии.

2) Эргономические – при проектировании изделий и организации труда.

3) Статические – при неизменном положении человека.

Включают размеры в различных положениях и позах человека, эти размеры используются при проектировании изделий, минимальных проходов.

Динамические размеры устанавливаемые при перемещении тела в пространстве характеризуются:

Условными и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота головы). Эти данные используются при определении угла поворота рукояток, педалей, выявляются определенные зоны видимости.

Перцентилем – сотая доля объема измеренной совокупности, выраженная в процентах.

Антропометрическими признаками, которые определяются с учетом возрастных, половых, этнических территориальных и других факторов.

Элементы гигиенических факторов:

– микроклимат (состояние воздушной среды);

– освещенность (естественная и искусственная);

– вредные вещества (пары, газы, аэрозоли);

– механические колебания (шум, ультразвук);

– излучения (электромагнитные, инфракрасные);

– биологические агенты (микроорганизмы).

Свет – возбудитель органа зрения. При проектировании среды обитания и рабочих мест должна решаться проблема как естественного (дневного), так и искусственного освещения. Оно влияет на психическое состояние и физическое здоровье вообще.

В эргономике пользуются следующими фотометрическими понятиями:

1) Световой поток, измеряемый в люменах (лм).

2) Освещенность мера количества света, падающего на поверхность от окружающей среды и локальных источников, измеряемая в люксах (лк).

3) Один люкс равен 1 лм/м освещаемой поверхности. [10]

Яркость – фотометрическая величина, соответствующая психологическому ощущению светимости, определяемой освещенностью, умноженной на коэффициент отражения, который является отношением отраженного светового потока к падающему световому потоку.

Основные цели организации освещения в помещениях:

1) Обеспечение оптимальных зрительных условий для различных видов деятельности;

2) Содействие достижению целостности восприятия среды и эмоциональной выразительности интерьера;

3) Освещение должно быть общим, местным, комбинированным, а также рассеянным, направленным, отраженным.

Уровень освещенности определяется следующими параметрами:

– точность зрительной работы - наивысшая, очень высокая, средняя;

– наименьший размер объекта различения в мм - от 0,15 до 5;

– разряд зрительной работы - от 1 до 9;

– контраст объекта различения с фоном - малый, средний, большой;

– характеристика фона - темный, средний, светлый.

На рабочих местах освещение играет следующие роли:

– изиологическую (дает возможность человеку видеть, работать, творить);

эксплуатационную (позволяет считывать, распознавать визуальную информацию всевозможного вида);

– психологическую (создает благоприятные стимулы и настроение);

– обеспечение безопасности (предпосылки к большей безопасности работы);

– гигиеническую (стимулирует поддержание чистоты). [10]

Методической базой эргономики служит системный подход «человек - машина (предмет) - среда». Любое эргономическое исследование должно начинаться с анализа деятельности человека и функционирования системы «человек - машина (предмет)». Эргономический анализ не может основываться только на здравом смысле и интуиции, а требует системы для грамотного осуществления такого анализа. Особое значение имеет эргономический анализ трудовой деятельности, в ходе которого составляется её характеристика – профессиограмма. Она включает в себя те требования, которые предъявляет деятельность к техническим средствам и психофизиологическим свойствам человека.

Существует два метода: описательное и инструментальное профессиографирование.

Описательное профессиографирование включает:

– анализ технической и эксплуатационной документации;

– эргономическое и инженерно-психологическое обследование оборудования, сопоставление результатов обследования с нормативными документами по эргономике;

– наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением человека;

– беседу с работающим человеком;

– самоотчет человека в процессе деятельности;

– анкетирование и экспертную оценку;

– хронометраж отчетливо различимых составляющих рабочего процесса;

– количественную оценку эффективности деятельности.

Инструментальное профессиографирование включает:

– измерение показателей факторов среды;

– оегистрацию и последующий анализ ошибок;

– объективную регистрацию энергетических затрат и функционального состояния организма работающего человека (измеряются частота пульса кровяное давление, частота дыхания, кожно-гальваническая реакция и др.).

Объективную регистрацию и измерение трудноразличимых в обычных условиях составляющих рабочего процесса, например: направление и переключение внимания.

Соматографические и экспериментальные (макетные) методы используются для выбора оптимальных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой, размерами машины (предмета) и ее элементами. [10]

 

Соматография - метод схематического изображения человеческого тела в технической или иной документации (соотношение между пропорциями человеческой фигуры, формой и размерами рабочего места).

Эффективен метод плоских манекенов (шаблонов- моделей), с шарнирными сочленениями. С помощью схематического изображения (шаблона) можно проверить:

– соотношение пропорций человеческой фигуры, размеров и формы рабочего места;

– досягаемость органов управления и удобство их размещения;

– оптимальные и максимальные границы зоны досягаемости конечностей;

– обзор с рабочего места и условия зрительного восприятия;

– удобство формы рабочего места, сидения, пульта;

– удобство подхода к рабочему месту.

Используют объемные антропоманекены, один из них называется «мультмен».

Описанные выше методы переплетаются с дизайн – проектированием, особенно в методе сценарного моделирования. Суть сценарного метода такова: дизайнер сначала представляет ситуацию мысленно, потом делает эскизы, затем выполняет проект, в трехмерных макетах, муляжах и манекенах, и, наконец, в натурном воспроизведении.

В последнее время приемы инженерной графики и методы моделирования (ручные) заменяются компьютерной графикой за счет технических средств и программного обеспечения. [10]

Рабочее место - это часть пространства, в котором человек работает (у станка, письменного стола). Офисное оборудование - в прошлом рабочее место руководителя представляли конторские (двухтумбовые или однотумбовые столы) для хранения бумаг. Сегодня их заменили компьютеры. Для комфортной работы нескольких человек создаются индивидуальные микропространства (с боковыми перегородками, шкафами). Применяются офисные перегородки (удобно, быстро, дешево) для перепланировки в помещении любой конфигурации; они снижают шум, создают комфорт.

В последнее десятилетие XX века при проектировании офисов, оборудования произошел всплеск эргономики творческой деятельности дизайнеров, обозначаемое термином «эргодизайн». Это движение возникло в связи с электронной революцией в офисе; первый международный симпозиум и выставка состоялись в Швейцарии в 1984 году.

Особая роль в современном офисе отводится креслу; применительно к нему говорят о пассивном и активном комфорте. Активный комфорт - это различные механизмы и системы регулировки (высота сидения, наклон спинки, глубина сидения с шагом от 50 до 70 мм).

Участие цвета в создании психофизиологического комфорта:

 – создание комфортных условий для определенной зрительной работы (хорошее освещение, использование физиологических оптимальных цветов и т. д.);

– создание комфортных условий для функционирования организма (компенсация цветом неблагоприятных воздействий трудового процесса, климатических и микроклиматических условий).

Участие цвета в организации системы средств производственной информации:

1) информация об особенностях техники безопасности (с учетом четкого разграничения знаков и цветов по функциям),

2) информация о технологии и процессе труда, облегчение ориентации в производственном оборудовании,

3) информация об организации производства и улучшении ориентации в целом.

Основные характеристики светоцветового решения выбираются также с учетом таких психофизиологических особенностей людей, как возраст, пол, профессия, национальность. [12]

 


 

Вывод по первому разделу

В первом разделе мы раскрыли историческую часть возникновения эргономики; так же была рассмотрена и проанализирована эргономика в дизайне интерьера; так же были рассмотрены факторы, определяющие эргономические требования.

Были даны общие понятия эргономики её роль и задачи в целом, была проведена работа по теоретической части, истории возникновения эргономики ее этапы и важные исторические события, способствующие её развитию как науки. Общее положение в дизайне интерьера, играет большую роль наука эргономика, как улучшения жизни качества человечества.

За кажущимся многообразием тем и объектов эргономических интересов явно просматривается стержневая тенденция: дойти до каждого конкретного человека. Сегодня эргономика не ограничивается детьми, пожилыми, людьми с ограниченными физическими возможностями, а исследует людей всех возрастов и в любом физическом состоянии, делая акцент на моментах познания, интеллектуального и физического развития. Принимаются в расчет и национальные, и этнические различия.

 


 

ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Анализ аналогичных изделий

 

Проанализировав эргономические требования, ее критерии и правила, мы приступаем к обзору возможных аналогов нашего изделия, вбирая понравившиеся нам изделия, изменяя их, и привнося своё, мы получим эстетически красивый и подходящий по параметрам эргономики изделие.

Наш выбор склоняется к самому требовательному и востребовательному проекту стула. На сегодняшний день к этому типу мебели больше всего эргономических требований (Рисунок 5, 6) [15].

 

Рисунок 5 – Проект стула  геометрия

Рисунок 6 – Проект стула  геометрия с упрощенной формой

Использование различных, и необычных форм приведя это к упрощению. Комбинируя формы, и материалы мы можем получить удобный и лаконичный по своим эстетическим свойствам стул.

Благодаря упрощенной форме основы стула нам будет намного легче применять эргономические требования.

За основу были взяты именно геометрические формы. Так как зачастую именно они являются базисом во всем и входят почти в любой интерьер.

Форма и размещение стула определяется исходя из планировки и площади помещения.

В ходе создания проекта мы уделим большое внимание цвету и рисунку стула, так как это неотъемлемая часть как эргономики так и, с эстетической стороны несет в себе одну из важнейших ролей.

В ходе выбора материала, был сделан выбор в пользу дерева так как это материал один из дешевых и качественных.

Мы представляем 3 вариант стула в классическом варианте что б оценить эстетические свойства и эргономические. (Рисунок 7) [18].

 

Рисунок 7 – Проект стула классический вариант

Проведя анализ аналогов, мы выявили отличительные черты каждого стула, комбинируя различные формы между собой, в изготовлении проекта стула, мы получим неповторимую форму.

2.2 Разработка эскизов стула с учетом эргономических требований

 

Проанализировав аналоги, мы приступили к разработке эскизов. Эскизные поиски несут в себе поиск формы изделия, цвета, фактуры поверхности материалов. Нами было предложено несколько вариантов эскизов.

На рисунке представлен графический поиск стула и первая попытка создать интересное сочетание различных форм и цветов (Рисунок 8).

 

Рисунок 8 – Эскиз проекта стула с использованием различных форм

На рисунке представлен второй рабочий эскиз проекта, в котором удалось спроектировать интересную форму стула, которая на наш взгляд более интересна и упрощенна за счет этого она имеет сове преимущество в ходе эскизного поиска (Рисунок 9).

Рисунок 9 – Рабочий эскиз формы проекта стула

После сформирования приблизительной формы проекта, нами были проведены попытки проектирования 3D модели с целью просмотра изделия на трех плоскостях, для того чтобы увидеть полную картину и учесть возможные ошибки (Рисунок 10).

 

Рисунок 10 – Испытание формы модели в трехмерном пространстве

Экспериментируя с различными формами нашего проекта стула и анализируя визуальное положение в пространстве, мы пришли к выводу, что наш проект стула будет исходить от аналога.

Для реализации интересного формы и цвета, нами будет проведен так же аналог цветовой гаммы и подборка интересного рисунка, отталкиваясь от эргономики.

Наш выбор пал на белый цвет, так как он имеет ряд полезных свойств. Самый энергичный, он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Свет дня рассеивает ночные страхи, прогоняет мрачные сны и химерические видения. Он благотворен и для людей, и для животных (кроме ведущих ночной образ жизни). Белый внушает представление о чистоте, о пустом пространстве; отождествление с белым при медитации создает ощущение покоя, отрешенности от страстей и забот, направляет мысли на возвышенное, божественное.

Белый цвет равномерно загружает все три цветоощущающие аппарата цветового зрения, поэтому он нивелирует эмоции и в результате успокаивает всякое возбуждение. [14]

Делаем свой выбор в пользу черно белых полос в качестве визуального украшения нашего проекта, так как полосы отлично сочетаются с геометрическими формами и отлично подходят под нашу цветовую гамму.

 Полоски — сильный выразительный элемент, использовать который в интерьере следует с умом. Черно-белый вариант наиболее яркий и контрастный, поэтому сразу же привлекает к себе массу внимания, становясь отправной точкой всего интерьера. Мало кто решается декорировать черно-белыми полосками весь интерьер, обычно их используют только в одном из элементов интерьера или в сочетании с однотонными поверхностями (Рисунок 11). [13]

 

 

Рисунок 11 – Поиск покраски стула

Определившись с: формой стула; его цветовой гаммы и выбором материалов можно приступать к технической документации проекта.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.