Концессионные и контрактные системы недропользования — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Концессионные и контрактные системы недропользования

2020-04-01 140
Концессионные и контрактные системы недропользования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общепризнанно, что контракт на недропользование опосредует разнородные общественные отношения, прежде всего, гражданско-правового и налогового характера, а также экологические, финансовые и другие отношения. Признавая этот факт, тем не менее, мы не сомневаемся в гражданско-правовой природе контракта на недропользование по следующим основным признакам:. Предметом контракта являются имущественные отношения.

Это означает, что основным правовым регулятором рассматриваемых отношений является гражданское право.. Государство в контрактах на недропользование выступает на равных началах с недропользователем. Это означает, что в таких отношениях на государство распространяется режим юридического лица[3].

В контрактах на недропользование можно выделить ряд особенностей, в том числе такой конституирующий признак, как участие в них государства в качестве стороны договора. Особенностью данных контрактов можно назвать и то, что государство, являясь стороной контракта, при его исполнении осуществляет через уполномоченные органы контрольные функции, но не в качестве участника договора, а в качестве субъекта публичной власти.

Как отмечалось, в мировой практике нет единого подхода при классификации контрактов на недропользование. Используя одни и те же термины, законодатели разных стран зачастую наполняют их различным содержанием или кладут в основу классификации контрактов различные критерии. В итоге обращение к мировому опыту очень часто позволяет найти аргументы в подтверждение самых различных подходов и взглядов при классификации таких контрактов. Например, Закон <consultantplus://offline/ref=A3A2C0939D578AF8C50DD59CBF01E102DA049DFD6025ED985D60B8FByBh1J> Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции» (принятый в 1995 г.) определяет соглашение о разделе продукции как собирательную юридическую конструкцию для контракта на недропользование и включает в него концессию, а также соглашение о разделе продукции. Таким образом, СРП по законодательству РФ не соответствуют в полной мере аналогичному понятию, применяемому во многих других странах (в том числе Индонезии, Малайзии и др.). Тем не менее, при всем разнообразии вырисовываются вполне конкретные направления для базовой классификации контрактов на недропользование, которые нужно разумно и тщательно адаптировать к казахстанской правовой системе. Следует предположить, что могут быть выделены два основных типа данных контрактов: арендный и подрядный.

К арендному типу относятся концессионные контракты и контракты на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений. К подрядному - контракт подряда на геологическое изучение недр, контракт (соглашение) о разделе продукции, сервисный контракт. С практической точки зрения наиболее актуальными в настоящий момент являются концессионные контракты и соглашения о разделе продукции. С начала XX в. концессионные контракты в недропользовании являются наиболее известной формой договоров, которая изменялась на протяжении десятков лет. Концессионные контракты относятся к договорам арендного типа. Однако концессию в недропользовании нельзя отождествлять с арендой хотя бы потому, что она включает в себя обязанность недропользователя произвести определенный результат по разведке и (или) добыче полезного ископаемого, что закреплено в его рабочей программе.

Термин «концессия» в законодательстве упоминается, но не раскрывается. Хотя с точки зрения юридической сути именно концессия является основным видом контракта в системе договоров на недропользование (разведка и (или) добыча полезных ископаемых).

Юридическое содержание термина «концессия» многозначно. В это понятие вкладываются такие различные по своей природе правоотношения, как [3]:

а) коммерческая концессия (франчайзинг) - договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. (п. 1 ст. 1027 <consultantplus://offline/ref=A25BF09A845A8D8E24DEB9E87F53ABB52C731551B385A3762409FC0576637DD0024276E981DBB6I2c6J> Гражданского кодекса РФ);

б) концессионное правоотношение с публично-правовым элементом, одна сторона которого (государство или иное публично-правовое образование - концедент) предоставляет другой стороне (концессионеру) исключительное право на осуществление деятельности, являющейся исключительной монополией государства; пользование собственностью государства[4].

Коммерческая концессия и концессия с публично-правовым элементом являются совершенно разными по своей юридической природе. Правоотношения сторон коммерческой концессии являются гражданско-правовыми: их субъектами являются два равноправных субъекта - правообладатель и пользователь, объектом обязательства выступают исключительные права на обладание объектами интеллектуальной собственности (фирменным наименованием, коммерческим обозначением правообладателя, охраняемой коммерческой информаций, товарным знаком, знаком обслуживания и т.д.).

Однако при всей очевидности различия этих двух типов правоотношений нельзя не отметить один присущий им обоим признак - исключительность передаваемых прав, выражающаяся в объективной невозможности для иных лиц иметь и осуществлять их, хотя и по разным основаниям. Этот признак является единственным звеном, связующим все концессионные правоотношения, возникающие в таких различных отраслях экономики, как использование объектов интеллектуальной собственности, в сфере недропользования или использования объектов «публичной службы» - жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры и т.д.

Правовая природа концессионных правоотношений в сфере недропользования как правоотношений с публично-правовым элементом является предметом дискуссии. В целом юристы придерживаются следующих точек зрения на природу концессионного договора:

) концессионные соглашения являются не чем иным, как обычным гражданско-правовым договором;

) концессионные соглашения представляют собой соглашение sui generis (особого рода), например, так называемые инвестиционные договоры;

) концессионное соглашение - это административно-правовой договор.

Относительно первой точки зрения можно сказать, что она страдает некоей односторонностью, не позволяющей учитывать особенности концессионного договора в сфере недропользования, и прежде всего предмета данного договора - участка недр.

Специфика концессионного соглашения в сфере недропользования состоит в следующем[4].personam: одной из сторон данного правоотношения, причем стороной, осуществляющей исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, всегда выступает публично-правовое образование (концедент). Термин «публично-правовое образование» более адекватный, нежели часто употребляемое в случае, когда речь идет о праве собственности на природные ресурсы, понятие «государство». Во-первых, термин «государство» не охватывает такие, например, обладающие суверенитетом (в том числе над природными ресурсами) субъекты, признанные современной наукой международного права, как нации, борющиеся за самоопределение. Во-вторых, государство практически никогда напрямую не осуществляет все правомочия собственника над природными ресурсами, а делегирует свои полномочия государственному органу или же компании со 100%-ным государственным участием, которые и выступают от имени государства, и являются собственником природных ресурсов. В-третьих, означенным термином не учитываются и случаи передачи прав концедента юридическому лицу по международному соглашению.

Согласно п. 1 ст. 2, <consultantplus://offline/ref=A25BF09A845A8D8E24DEB9E87F53ABB52C741756BC85A3762409FC0576637DD0024276E983DFB4I2c4J> п. 1 ст. 124 <consultantplus://offline/ref=A25BF09A845A8D8E24DEB9E87F53ABB52C741756BC85A3762409FC0576637DD0024276E983D8B3I2cAJ> ГК РФ Российская Федерация, а равно ее субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Однако п. 2 ст. 124 <consultantplus://offline/ref=A25BF09A845A8D8E24DEB9E87F53ABB52C741756BC85A3762409FC0576637DD0024276E983D8B2I2c3J> ГК РФ установлено изъятие из положения п. 1 <consultantplus://offline/ref=A25BF09A845A8D8E24DEB9E87F53ABB52C741756BC85A3762409FC0576637DD0024276E983D8B3I2cAJ> той же статьи: к Российской Федерации и ее субъектам нормы гражданского законодательства применяются лишь в случае, если иное не вытекает из закона или иных особенностей субъектов.

Несмотря на провозглашенное в общей норме ГК <consultantplus://offline/ref=A25BF09A845A8D8E24DEB9E87F53ABB52C741756BC85A3762409FC05I7c6J> РФ равенство Российской Федерации и ее субъектов с другими субъектами гражданских правоотношений, государство все равно остается особым субъектом гражданско-правовых отношений. Во-первых, оно само принимает акты, обязательные для исполнения всеми участниками гражданско-правовых отношений. Во-вторых, в сфере международных экономических отношений государство пользуется, если иное не определено законом, международным договором или непосредственно концессионным соглашением, юрисдикционными иммунитетами.

Гражданско-правовая форма концессионного соглашения не способна гарантировать должным образом и такой имманентно присущий горному делу аспект, как защита экологических интересов населения. Гражданско-правовой договор является соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 <consultantplus://offline/ref=A25BF09A845A8D8E24DEB9E87F53ABB52C741756BC85A3762409FC0576637DD0024276E982D6BDI2c6J> ГК РФ). Он не предусматривает каких-либо обязательств в интересах третьей стороны. Хотя согласно общим положениям ГК РФ об обязательствах (абз. 2 п. 3 ст. 308) <consultantplus://offline/ref=A25BF09A845A8D8E24DEB9E87F53ABB52C741756BC85A3762409FC0576637DD0024276E982DAB6I2cBJ> в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон. При расширительной трактовке этой нормы можно условно говорить о возможности защиты прав третьих лиц.

В ряде современных концессионных соглашений можно встретить условия, в которых заинтересована только или в основном третья сторона - население территории места деятельности концессионера. Это, прежде всего, обязательства концессионера, касающиеся соблюдения правил охраны окружающей природной среды. Концессионный договор в сфере недропользования, конечно, может включать в себя обязательства концессионера перед третьими лицами (прежде всего экологические) и перед концедентом как носителем публичной власти (развитие собственной промышленности государства-концедента, обучение за счет концессионера национальных квалифицированных кадров и развитие местной социальной инфраструктуры - так называемый «публичный интерес»). Тем не менее, необходимо отметить, что государство-концедент в равной степени заинтересовано в получении прибыли за счет и роялти (платы за пользование недрами), и налоговых платежей со стороны концессионера. Государство-концедент выступает в концессионном соглашении в двойной роли - носителя публичной власти и лица, заинтересованного в получении коммерческого результата - прибыли, что можно назвать общественно значимым результатом лишь с большой долей условности.

Концессионное соглашение в сфере недропользования должно преследовать двоякую цель - получение прибыли обеими сторонами, а также удовлетворение публичного интереса концедента, состоящего из общественного интереса и интереса государства как носителя публичной власти.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.