Особенности борьбы с коррупцией в России — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности борьбы с коррупцией в России

2020-04-01 177
Особенности борьбы с коррупцией в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

коррупционный преступление государственный противодействие

В России имеются объективные причины существования коррупции.

К причинам коррупционного поведения можно отнести:

толерантность населения к проявлениям коррупции;

слабое правосознание граждан;

отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

Основным документом, регламентирующим борьбу с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Главным из них является констатация того, что закон не сумел оправдать возложенных на него ожиданий общества и существенным образом повлиять на коррупционную ситуацию в России, минимизировать причины и условия, сократить последствия коррупционных правонарушений и преступлений.

Согласно ст.7 Закона: «Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;

) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

) обеспечение независимости средств массовой информации;

) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и т.д.».

По рейтингу международной общественной организации Tra№spare№cy I№ter№atio№al, опубликованному в ежегодном Докладе о коррупции в мире, Россия в 2010 г. заняла 154-е место из 178 стран. Наша страна сегодня делит свое место с такими странами, как Папуа - Новая Гвинея, Таджикистан, Конго и Гвинея-Бисау. По оценкам экспертов, это самые неблагополучные показатели в области противодействия коррупции за все время оценки ситуации в России.

О низком качестве основного закона о противодействии коррупции многие ученые-правоведы говорили еще в период обсуждения законопроекта. По мнению В.А. Номоконова, проект закона о противодействии коррупции изначально имел рамочный и преимущественно декларативный характер, чему способствовало отсутствие его достаточно широкого обсуждения в период подготовки и принятия. Анализ мнений ученых свидетельствует, что основными недостатками Закона стали слабая криминологическая обоснованность и невысокая юридическая техника.

Антикоррупционная политика должна носить комплексный характер. При этом приоритет должен быть отдан не правовым, а социально-экономическим, политическим и организационно-управленческим средствам. Антикоррупционная политика должна включать в качестве главной своей составляющей влияние на те глубинные детерминанты, которые обусловливают коррупцию, строиться на применении в первую очередь превентивных мер защиты общества и государства от коррупционных правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

Требует четкого определение понятие коррупционного преступления. Несмотря на наличие легального определения коррупции в ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», четкого представления о круге наиболее общественно опасных коррупционных правонарушений нет. Перечень преступлений, образующих проявления коррупции, указанный в Федеральном законе, представляет собой выборочный список должностных преступлений (злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки) и преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп).

Наиболее существенным законодательным недостатком является расширение перечня коррупционных преступлений. Так, в числе прочих коррупционных преступлений законодатель указал такие, которые по определению не могут быть отнесены к таковым, поскольку совершаются иной категорией субъектов преступлений, нежели должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления (ст.ст. 201, 204 УК РФ). «Подобная легитимная возможность расширения перечня коррупционных преступлений опасна, поскольку создаваемый за счет статистической отчетности «9-й вал» борьбы с коррупцией просто поглощает реальное ядро коррупционной преступности - взяточничество».

Определять коррупционные преступления необходимо на основе принятых и ратифицированных Россией международно-правовых актов.

Международные акты, ратифицированные Россией, требуют ввести уголовную ответственность за незаконное обогащение. Мировая практика борьбы с коррупцией свидетельствует о важности установления уголовной ответственности за данное деяние.

Под понятием «незаконное обогащение» следует понимать уклонение от представления сведений о доходах об имуществе и (или) обязательствах имущественного характера государственными и муниципальными служащими, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о коррупции является обязательным, либо путем включения в сведения или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Требует пересмотра виды наказаний за коррупционные преступления. За многие коррупционные преступления, предусмотренные в уголовном законе, для чиновников в качестве основного вида наказания сохраняется штраф. Например, ст.ст. 285, 285.1, 285.2, 286, 290 УК РФ и пр. На фоне расширения специальных норм об уголовной ответственности законодатель забывает повышать их санкцию по сравнению с общими нормами. В итоге преступник несет менее суровое наказание, чем до принятия специальной нормы.

Наиболее эффективной мерой в сфере противодействия коррупции должна стать конфискация имущества. Законодатель в п.«а» ч. 1 ст.104.1 УК РФ достаточно четко указывает перечень преступлений, в отношении которых применяется конфискация (всего 45 составов преступлений). При этом в указанный перечень не вошли многие уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за коррупционные преступления (ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, п. «б» ч. 3 ст. 174, п. «б» ч. 2 ст. 174.1, ст. 183, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. ст. 201, 202, ч. ч. 1 и 2 ст. 204, ст. ст. 285.1, 285.2, 286, 288, 289, 291, 292, ч. 3 ст. 294 и ст. 304 УК РФ).

Исходя из норм действующего уголовного закона, за 19 коррупционных преступлений к коррупционерам нельзя применить конфискацию имущества. Поэтому необходимо пересмотреть перечень составов преступлений, за которые возможно применение конфискации. Для этого требуется внести изменения в ст.104.1 УК РФ, с тем, чтобы конфискация доходов от коррупционных преступлений охватывала все преступления, как непосредственно связанные с подкупом должностных лиц, так и другие сопряженные с ними преступления.

Одним из важных средств совершенствования уголовного законодательства в сфере борьбы с коррупцией должно стать устранение коллизий и противоречий действующего законодательства России. Известно, что гражданское законодательство частично легализует коррупционное поведение чиновника. Речь идет о п. 3 ст. 575 ГК РФ, согласно которому «не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». Таким образом, гражданское законодательство допустило возможность принятия обычных подарков государственными служащими и служащими органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, стоимость которых не превышает 3 тыс. рублей. Очевидно, что существует коллизия между нормами уголовного законодательства, с одной стороны, и гражданского законодательства - с другой.

Представляется, что необходимо ликвидировать возникшую коллизию норм права, исключив из Гражданского кодекса РФ п. 3 ст. 575 ГК РФ.

Еще одна проблема - неотвратимость уголовной ответственности, поскольку до сих пор в судебной практике наблюдается перекос по вопросам привлечения к уголовной ответственности за коррупционные преступления. По данным Верховного Суда РФ, в 2010 г. за взятки было осуждено 1,9 тыс. чел., из них 63% получили условный срок, 25% - реальный, а около 12% подсудимых были оштрафованы. Как отмечает Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев, в основном размер взятки в прошлом году составлял от 500 руб. до 10 тыс. руб. Только в 2,7% дел фигурировали взятки в размере свыше 1 млн. руб. Как следствие, около 25% обвинительных приговоров по коррупционным делам в 2010 г. были вынесены в отношении сотрудников здравоохранительных учреждений, 14% - сотрудников органов внутренних дел и 12% - преподавателей и учителей.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о глубоком системном кризисе правоприменения в сфере борьбы с коррупцией. В целом действующее законодательство в сфере противодействия коррупции пока еще нуждается в дальнейшем совершенствовании, поскольку не приведено в соответствие ни с международными договорами, ни с потребностями эффективной борьбы с коррупцией.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.