Методология исследования конфликта в младшем школьном возрасте — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Методология исследования конфликта в младшем школьном возрасте

2020-04-01 139
Методология исследования конфликта в младшем школьном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель данного эксперимента - выбор путей, способов, средств формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов на примере младшего школьного возраста. Объект исследования - процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте. Предмет исследования - психолого-педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте возможен при: - своевременной диагностике социально-психологических особенностей конфликтности учащихся; - осуществлении системы мер по развитию у учащихся и педагогов мотивации к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов среди младших школьников; - разработке механизма, системы методов, формирующих умения и навыки конструктивного урегулирования конфликтов как среди младших школьников, так и среди педагогов. В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить проблему конфликта в психолого-педагогической литературе. 2. Раскрыть структуру и сущность психолого-педагогического конфликта. 3. Проанализировать модели поведения в конфликтной в младшем школьном возрасте.

. Опираясь на результаты исследования, определить педагогические условия по конструктивному урегулированию педагогом конфликтов среди младших школьников. Базу исследования составили учащиеся четвертого класса МОУ СОШ № 24, в колличественном составе 40 человек и 10 учителей начальных классов. Учащиеся IV классов в возрасте 9-10 лет, который соответствует младшему школьному возрасту. В качестве диагностического материала использовались следующие методики: - Опросник «Мой класс» (Гильбух); - Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной); - опрос.

Опросник «Мой класс» (Гильбух): может использоваться во II - VII классах. Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов: 1,4,7,10,13-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2,5,8,11,14-й - степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3,6,9,12,15-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся). Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму: Суммы баллов: - степень удовлетворенности (У); - степень конфликтности (К); - степень сплоченности (С). Максимальная сумма баллов по каждой шкале составляет - 15 баллов. Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5-10 минут. При ее предъявлении классу дается следующая инструкция (устная): «Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением. Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты». Вопросы опросника в Приложении 1.

Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя»): Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует символ «о» (обратный), оцениваются баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет». Вопросы с символом «о» оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» - балл 1, а при ответе «Нет» - балл 3. По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2. Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности получается путем суммировании оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13. Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического) [4].

Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной). Шкалы: типы поведения в конфликтной ситуации - соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество Назначение теста. Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению [23]. К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации: • соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; • компромисс, способ решения конфликта когда идут на взиамные уступки и достигают согласия; • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. Инструкция к тесту: «В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации». Вопросы теста в Приложении 2. Обработка и интерпретация результатов теста.


 

Ключ к тесту

№ п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1       А Б
2   Б А    
3 А       Б
4     А   Б
5   А   Б  
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б   А  
9 Б        
10 А   Б    
11   А     Б
12     Б А  
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А

 

Обработка и интерпретация результатов теста. За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов. Методика опроса учащихся позволяет выяснить понимание сущности конфликта детьми, причины конфликта, действия оппонента, средства разрешения конфликта. Опросник приведен в Приложении 3 [9].

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.