ГЛАВА 1. Психологические особенности детей подросткового возраста — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

ГЛАВА 1. Психологические особенности детей подросткового возраста

2020-04-01 199
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.

Актуальность темы. Сегодня в психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Учеными уже выяснено, что психологическое состояния этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

В XX в. подростковый период изучили с разных сторон, с точки зрения разных отраслей науки и разных теоретических концепций. И можно было бы предположить, что ничего секретного в мире подростка не осталось.

Но секретность этого мира в том, что в этот период человек открывает для себя свой внутренний мир, строятся его мировоззренческие взгляды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. И эти переживания кажутся ему уникальными, неповторимыми. Секретность – это ментальное ощущение ребенком того, что только у него происходит такое внутри. И подросток начинает тщательно охранять свой внутренний мир от посягательств других (особенно взрослых). Лишь такие же, как он (подростки) способны понять его переживания.

В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

Подростки образуют особую субкультуру со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами.

Степень разработанности проблемы. Данной проблемой занимались многие выдающиеся психологи и ученые, такие как Выгодский Л.С., Э. Эриксон, М.Кле, Ф.Ариес, А.Н. Леонтьев и др. Данная проблема затрагивает так же умы многих современных ученых, которые разрабатывают всевозможные методики по предотвращению конфликтов подростков и способствуют укреплению отношений детей с родителями и школой.

Объект исследования – дети подросткового возраста. Предмет исследования – методика разрешения конфликта в подростковом возрасте.

Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.

   Задачи курсовой:

1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;

2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;

3) Выявить пути решения данной проблемы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

ГЛАВА 1. Психологические особенности детей подросткового возраста

ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом возрасте

Виды конфликтов подростков

Определение психологических факторов, которые обусловливают возникновение, динамику и конечный результат развития межличност-ного конфликта, важно для понимания психологических механизмов регуляции поведения личности. Кроме этого, данная проблема является существенной для разработки методологических основ психодиагностики, прогнозирования и коррекции межличностных конфликтов в более широком контексте.

Определение психологических факторов конфликтности зависит от понимания детерминации психики человека и, в частности, его поведения, от предварительных методологических подходов к изучению межличностных конфликтов.

Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.  Конфликт представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон. Идея "многосубъектности" внутреннего мира человека рассматривается в работах многих авторов, особенно тех, которые исходят из структурного построения личности. Например, психоанализ утверждает, что конфликт возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее объективного существования; тенденция к межличностным конфликтам - результат искажения базовых аттитюдов человека, которые возникают под влиянием негативного опыта, приобретенного в детстве.

Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.[7]

1) Конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником

Наиболее часто встречающиеся конфликты в процессе взаимодействия учителей с учащимися, по мнению ряда психологов и педагогов (В.И. Журавлев, М.М. Рыбакова, В.И. Митюк и др) связаны с неучетом возрастных особенностей школьников, игнорированием их индивидуальных особенностей, нарушением дисциплины преимущест-венно школьниками и т.п. Отношение с подростками некоторые учителя строят таким же образом, как и с младшеклассниками. Авторитарный стиль управления ими, не желание понять их точку зрения и стремление проявить себя в кругу сверстников, характерное для их возраста, любым способом (даже прибегая к антисоциальным формам поведения) влечет огромное количество межличностных конфликтов. Важно в этом возрасте выявить интересы подростка и направить их в нужное русло с целью коррекции поведения. Особенно терпимыми и тактичными следует быть со школьниками с эмотивным типом акцентуации характера, которые по своей натуре чрезмерно ранимы, впечатлительны, обидчивы. Они, даже на незначительное замечание педагога, реагируют очень болезненно. Такие ученики подвержены многочисленным нервным срывам и стрессам. Не следует в присутствии одноклассников принижать школьника, делать ему замечания и упрекать родителями, выделять некоторых подростков в категорию любимчиков, это провоцирует конфликты между учащимися, ведь они очень остро чувствуют несправедливость.

2) Конфликты между подростками и их родителями

Психологами доказано, что наиболее тяжелым и конфликтным является подростковый возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты между ними и родителями. Рассмотрим некоторые причины такого поведения школьников.

Подросток стал менее послушным, не всегда адекватно реагирует на Ваши замечания, не безоговорочно выполняет поручения близких, и Вы негативно воспринимаете его поведение. Реакция родителей естественна, ибо Вы по-прежнему видите в своем сыне или дочке, уже повзрослевших, маленьких детей. Вы не заметили, как быстро они выросли, начали проявлять свою самостоятельность и поэтому игнорируете их возрастные особенности, проявляющиеся в желании самоактуализироваться, проявить свою самостоятельность. Ваше прежнее восприятие повзрослевшего "ребенка", провоцирует многочисленные конфликты, т.к его обратная реакция на Ваши авторитарные указания негативная. Очень важно для того, чтобы эти отношения были плодотворными, понять эмоциональное состояние и восприятие окружающего мира подростка и не требовать от неге бесприкословного послушания, а в доверительной беседе постараться объяснить, почему ему следовало бы поступать так, как Вы считаете нужным, а не иначе, взвесить понятным ему языком все "за" и "против". Что лично он "выиграет" и "проиграет", если поступит по-другому. Отношения должны строиться на доверии и взаимопо-нимании. Следует отметить, для того, чтобы Ваше взаимодействие с сыном или дочерью протекало благополучно, необходимо с раннего детства воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка и понимание того, что в семье его любят и ему доверяют. Сделаю небольшую оговорку - любовь не должна проявляться во вседозволенности и отсутствии чувства долга за что-либо. Наоборот, у ребенка с раннего детства должны быть обязанности и Вам следует привить ему навык выполнения своих обязанностей.

Некоторые ученые-психоневрологи, невропатологи (О.В.Кербиков А.Е.Личко, Г.Е.Сухарева, Я.А.Лупьян и т.д) выделяют определенную типологию неправильного воспитания.[8] Приведем примеры некоторых из них.

- Воспитание по типу Золушки. Ребенку в семье не достает любви нежности и понимания. Он чувствует что родители его не достаточно любят, невнимательны, не добры, равнодушны к нему. Особенно сильно ребенок переживает свое одиночество, если ощущает, что других детей в семье любят намного больше, чем его. Это порождает ненависть, зависть по отношению к братьям и сестрам. Специалистами доказано, что очень остро свое одиночество ребенок переживает в младшем возрасте. Повзраслев, он является инициатором многочисленных конфликтов с родителями и другими членами семьи по малейшему поводу, неадекватно реагирует на их замечания.

- Потворствующая гиперопека. В процессе такого неправильной воспитания ребенок становится кумиром семьи. Ему все разрешается, он растет в атмосфере восхищения, поощрения, вседозволенности. В подростковом возрасте такой школьник сталкивается со множеством трудностей в процессе межличностного общения, не может, вследствие эгоизма и высоких потребностей подружиться со своими сверстниками негативно воспринимает замечания учителей, безответственно относите к обязанностям и т.п.

- Гипоопека. Ребенок предоставлен улице и самому себе в связи тем, что родителям не хватает времени на его воспитание. В результат доминирующим фактором в формировании личности является среда, которой он общается. Она же, далеко не всегда оказывает на него позитивное влияние.

- Подавляющая гиперопека. Ребенок воспитывается сверхжестких условиях и запретах. Родители игнорируют его мнение выбирают авторитарный стиль воспитания, часто наказывают ребенка даже за малейшую провинность. В результате вырастает несамостоятельная, забитая личность или, наоборот, подросток перестает слушаться родителей и поступает наперекор их требованиям.

Очень важен для формирования личности подростка эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий тип контроля и дисциплины.

Наиболее частые причины, по которым дети оценивают сложные ситуации общения с родителями:

- «считают меня маленькой»,

- не понимают меня и часто путают мои чувства,

- не доверяют мне в выборе учебы и моих друзей,

- «совсем не знают моего характера»

- «лезут в мою жизнь, как в свою, сами не зная, чего хотят».

Всеми родителями признан тот факт, что увеличение времени препровождения их детей в школе и на улице (с друзьями) усиливают и без того уже текущий процесс отчуждения родителей от содержания жизни и подростка. Имеет место фактор совпадения кризисных периодов детей и их родителей.

Родители не раз слышали о кризисе переходного возраста. Но, столкнувшись с ним, они оказываются безоружными. Они не знают, как вести себя с подростками, втягиваются в конфликты со своими детьми. Родители считают, что причина конфликтов, "корень зла" - в ребенке, что ребенок "испортился". "Он не работает, а хочет, чтобы ему все на блюдечке приносили". Но ребенок, как и взрослый, болезненно переносит обиды и травмы, вызванные ущемлением его прав. И в результате дух противоречия подростка выражается в курении, в употреблении алкоголя, в нарушении дисциплины. Непонимание между родителями и детьми - проблема вечная. Для того чтобы возникло взаимопонимание, необходимо общение. Для общения, в свою очередь, необходимо два условия: общие интересы и совместная деятельность. Редко можно встретить семьи, где разные поколения имеют общие интересы. А вот совместная деятельность и является наилучшим условием общения и взаимопонимания.

О какой совместной деятельности в семье может идти речь? В подавляющем большинстве случаев всех членов семьи объединяет быт, который не может являться единственной основой для полноценного и многостороннего общения. Только совместный досуг позволяет сделать общение внутри семьи эффективным и разносторонним. Приглашая подростка к совместным творческим занятиям, родители оказывают влияние не только на культуру общения подростка, но и учат его распоряжаться своим свободным временем. А умение распоряжаться временем и разносторонние интересы никогда не помешают.

Можно предложить подросткам три условия профилактики конфликта с родителями: 1) я сделал что-либо семейно-полезное и теперь у меня личное время; 2) свою музыку (кино, книги, журналы) я никому не навязываю; 3) в том, чем я увлекаюсь, я разбираюсь.[9]

Следует также отметить, что каждый ребенок индивидуален и к нему следует подходить индивидуально. Никто не должен знать лучше Вашего ребенка, чем самые близкие и родные ему люди - его родители Любите своих детей, воспитывайте их правильно и старайтесь понять его точку зрения. Тогда в Вашем доме будет благополучие и счастье.

3) Конфликты в среде школьников

Иногда подросток очень расстраивается из-за того, что между ним и его близким человеком возник конфликт. Чаще всего бывает обидно и досадно, что конфликт возник на пустом месте. Его можно было бы избежать, но не всегда это подросток осознает сразу. Каким образом выйти из сложившейся ситуации, т.е как помириться с человеком, подросток не знаете и напрасно теряет время в ожидании, т.к., возможно, что оппонент (так принято называть человека, с которым возник конфликт) также не может найти удачный способ разрешения конфликта. Прежде всего нужно постараться не доводить конфликтную ситуацию до конфликта. Но если все-таки конфликт возник, выберите наиболее удачный способ его разрешения.

Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает ребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между воображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которых он много чего напридумывал, но чье существование подтверждается окружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, где стремиться стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки вне семьи, он входит в отрочество.

По мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их потребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба – «дорога жизни» для подростка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый период - это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как "подросток - подросток" и "подросток - взрослый". В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: "подросток - родители", "подросток - учителя" и "подросток - подросток".

Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.

Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.

Конфликты подростков и родителей обусловлены деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивиду-альные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей.

Необходимые шаги при разрешении конфликта:

Шаг 1. На конфликт возникает просто импульс-реакция - продуманная.

Шаг 2. Принимаем ситуацию такой какая есть. Это уже произошло.

Шаг 3. Чему я могу здесь поучится. Произвести перегруппировку сил в конфликте. Признать свои чувства.

Шаг 4. Нейтрализация конфликта путем позитивных утверждений. «Я никогда» на «Я еще не...».

Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996. 551 с.

2. Бодалёв А.А. "Личность и общение": Избранные труды. М, 1983

3. Байярд Р.Т. Байярд Д. "Ваш беспокойный подросток". Практичес­кое руководство для отчаявшихся родителей- М.Просвещение,1991

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.1. М.: Педагогика, 1982.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. 456 с.

6. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.

7. Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния", М. Просвещение,1999.

8. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. 

9. Зимняя И.А. "Педагогическая психология". Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство "Феникс ",1997

10. Кащенко В.П. "Педагогическая коррекция. Исправление недостат­ков характера у детей и подростков", Книга для учителя, М.Просвещение,1994

11. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / Под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1980. С.16 - 28.

12. Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1986. С. 121.

13. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976. С. 135.

14. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 1999. 416 с.

15. Личко А. Е. "Подростковая психиатрия ", Д. Медицина, 1985

16. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивиду-ального развития ребенка. М.: Педагогика, 1988. С. 46 - 73.

17. Рыбакова М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. С. 128.

18. Теории личности / Под ред. Б. В. Зейгарник. С.-Пб.: ПИТЕР, 1999.


[1] М. Кле «Психология подростка», Москва, 1991г.

 

[2] Л.С. Выгодский «Психология», Москва, 2002г.

[3] А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», Ленинград, 1983г.

[4] Теории личности / Под ред. Б. В. Зейгарник. С.-Пб.: ПИТЕР, 1999.

[5] Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: ИСУ, 1976. С. 135.

[6] "Психология современного подростка" под редакцией Д.И.Фельдштейна - М. Педагогика, 1987

[7] Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.

[8] Личко А. Е. "Подростковая психиатрия ", Д. Медицина, 1985

 

[9] Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.

[10] Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1986. С. 121.

[11] Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния", М. Просвещение,1999.

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.

Актуальность темы. Сегодня в психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Учеными уже выяснено, что психологическое состояния этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

В XX в. подростковый период изучили с разных сторон, с точки зрения разных отраслей науки и разных теоретических концепций. И можно было бы предположить, что ничего секретного в мире подростка не осталось.

Но секретность этого мира в том, что в этот период человек открывает для себя свой внутренний мир, строятся его мировоззренческие взгляды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. И эти переживания кажутся ему уникальными, неповторимыми. Секретность – это ментальное ощущение ребенком того, что только у него происходит такое внутри. И подросток начинает тщательно охранять свой внутренний мир от посягательств других (особенно взрослых). Лишь такие же, как он (подростки) способны понять его переживания.

В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

Подростки образуют особую субкультуру со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами.

Степень разработанности проблемы. Данной проблемой занимались многие выдающиеся психологи и ученые, такие как Выгодский Л.С., Э. Эриксон, М.Кле, Ф.Ариес, А.Н. Леонтьев и др. Данная проблема затрагивает так же умы многих современных ученых, которые разрабатывают всевозможные методики по предотвращению конфликтов подростков и способствуют укреплению отношений детей с родителями и школой.

Объект исследования – дети подросткового возраста. Предмет исследования – методика разрешения конфликта в подростковом возрасте.

Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.

   Задачи курсовой:

1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;

2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;

3) Выявить пути решения данной проблемы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

ГЛАВА 1. Психологические особенности детей подросткового возраста


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.