Теоретическая оценка личности преступника в оперативно-розыскной деятельности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Теоретическая оценка личности преступника в оперативно-розыскной деятельности

2020-03-31 269
Теоретическая оценка личности преступника в оперативно-розыскной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

. Теоритическая оценка личности преступника в оперативно-розыскной деятельности.

Правовой метод в оперативно-розыскной деятельности по изучению личности преступника

Особенности психологии личности преступника

Психологические типы, черты личности преступника

Психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий

. Методы и приемы психологического воздействия на личность преступника в оперативно-розыскной деятельности

Психология опроса

Значение психологических особенностей темперамента и генетических отклонений человека в оперативно-розыскной деятельности

Особенность изучения оперативным работником психологических аспектов личности преступника

Методы установления и развития психологического контакта оперативного работника с преступником

Схема психологического изучения личности интересующего лица (внушение, наблюдение)

Анализ и использование результатов изучения психологии преступника оперативным работником

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Личность человека - это система социальных и психических черт, свойств и качеств субъекта общественных отношений. В ней есть три основные подсистемы:

.   Социальный статус личности

.   Социальные функции личности

.   Нравственно-психологическая характеристика

Социальный статус личности определяет принадлежность лица к тому или иному социальному слою и группе с социально-демографической характеристикой (пол, возраст, образование, семейное положение);

Социальные функции личности включает совокупность видов деятельности лица как гражданина, члена трудового коллектива, семьянина и т.д.;

Нравственно-психологическая характеристика отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым социальным функциям.

Личность характеризуется гражданской психологией (отношение к обществу, государству и т. д.), проявляемой в гражданской деятельности; трудовой психологией (отношение к труду), проявляемой в профессиональной деятельности; бытовой психологией (отношение к семье, досугу) и соответствующим поведением; правовой психологией (отношение к закону, правопорядку, правоохранительным органам) и адекватными ей поступками; наконец, психологией «Я» (своя самооценка, «самость).

В настоящее время чтобы изучить проблему и дать оценку особенности интересующих лиц в оперативно-розыскной деятельности привлекают внимание многих отечественных юристов и психологов.

Понятие личности интересующего лица выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих качеств, связей, отношений, нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, психологическими особенностями. Понять поведение личности интересующего лица невозможно без подлинного знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов, а нередко психиатрических факторов.

Сотрудники оперативных подразделений могут содействовать более успешному раскрытию преступлений, если в полном объеме будут учитывать психологические особенности тех или иных интересующих лиц.

Психологическое изучение личности интересующего лица включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов).

Анализ специальной юридической и психологической литературы позволил выявить следующие приемы установления психологических особенностей интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности:

. Изучение образа жизни интересующего лица и его сферу деятельности.

. Изучение криминальной ситуации (связи между событием преступления и установками, взглядами, потребностями и мотивами находящихся в поле зрения оперативных работников интересующих лиц с целью поиска и установления причастных к преступлению лиц).

. Изучение на основе житейского и профессионального опыта оперативного работника (путем наблюдения) эмоциональных, интеллектуальных и иных особенностей интересующего лица, влияющих на поведение в острых и конфликтных ситуациях, на принятие решений, устойчивость к психическому напряжению, реагирование на новые и неожиданные обстоятельства и пр.

Данная тема дипломной работы является актуальной и очень важной, так как психология оперативно-розыскной деятельности является важным и основополагающим направлением исследований. От этого зависит будущее человека, его семьи, общества, и всей страны в целом. Цель работы: раскрытие и анализ особенностей психологии личности интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности.

Задачи работы:

провести анализ литературы по теме исследования;

выявить особенности психологии личности преступника;

рассмотреть психологические типы интересующих лиц;

выделить психологические черты личности преступника;

проанализировать Федеральный Закон об оперативно-розыскной деятельности;

указать психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий;

рассмотреть психологию опроса;

найти методы изучения личности преступника;

выявить психологические особенности темперамента интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности;

найти особенности изучения оперативным работником психологических аспектов личности интересующего лица;

рассмотреть схему психологического изучения личности интересующего лица;

проанализировать результаты изучения психологии интересующего лица оперативным работником.

 


Психология опроса

 

В оперативно-розыскной деятельности опрос занимает более четверти рабочего времени оперативного сотрудника.

Опрос является и наиболее психологизированным действием, связанным с личностными особенностями опрашиваемого и опрашивающего, с психическим взаимодействием между, ними. Знание закономерностей отражения интересующего события в сознании свидетелей, потерпевших, обвиняемых, знание процессов восприятия, формирование представлений, воспроизведение образов и представлений в устных и письменных показаниях с учетом особенностей воспринимаемого события и личности опрашиваемого - все это составляет теорию опроса.

Квалифицированное проведение опроса требует учета психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с опрашиваемыми лицами.

Центральными психологическими проблемами опроса являются диагностика истинности показаний, система приемов правомерного психического воздействия с целью получения правдивых показаний, способы изобличении ложных показаний.

Основным психическим процессом во время опроса является воспроизведение - умственное (когнитивное) действие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания. В основном это произвольное, преднамеренное восстановление образов, нередко сопровождающееся и непроизвольными, ассоциативными воспоминаниями. Воспроизведение на опросе тесно связано с репродуктивной задачей - специально поставленной целью. При этом материал в основном “извлекается” из долговременной памяти. Решающим условием сохранения фактов, событий и т. д. в долговременной памяти является их осмысленная интерпретация. Она зависит от опыта, ориентации, интеллектуального развития личности, от степени активного взаимодействия индивида с материалом запоминания, охвата его системой имеющихся знаний и представлений - включения в семантическое (понятийное) поле данной личности.

При сохранении материала в долговременной памяти происходит его определенная личностная реконструкция, обобщение, фрагментаризация. Прочность же и своеобразие такого сохранения зависит от значения и личностного смысла материала.

Наибольшее значение при опросе имеет такой вид воспроизведения, как вспоминание - извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и в пространстве. При вспоминании актуализируется не только соответствующий образ, но и вся система отношений, связанных с соответствующим объектом.

Продуктивность вспоминания в значительной мере зависит и от системы различных индивидуальных приемов, облегчающих запоминание. Среди них наибольшее значение имеет установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленным размещением в хорошо знакомом пространстве, в знакомых схемах, включение материала в систему осмысленных связей. При опросе должна “включаться” как произвольная, так и непроизвольная память, связанная с естественной повышенной восприимчивостью индивида к внезапно возникающим событиям, их необычности (ярко выраженности). Произвольное, специально организованное запоминание связано с выделением “вех” запоминания, опорных пунктов, с выделением в объекте структурных элементов, смысловых образований, их группировкой, систематизацией Существенна также частота обращения к объекту запоминания.

Произвольная форма вспоминания, связанная с поиском, поэтапным восстановлением необходимой информации, называется припоминанием. В большинстве случаев следователь апеллирует к этой стороне мнемической деятельности опрашиваемых лиц, возбуждая ассоциации, подсказывая последовательность рассказа, организуя выезд на место происшествия, с учетом типа памяти допрашиваемого, личностной устойчивости и направленности его памяти. В зависимости от типа высшей нервной деятельности могут возникать различные временные затруднения в припоминании. Они бывают связаны со стойкими очагами возбуждения в других зонах мозга, с возникшим индуктивным торможением.

Задача оперативного работника на опросе - избегать каких-либо сильных возбуждающих воздействий, не связанных с предметом опроса. Если же лицо находится в состоянии перевозбуждения, опрос следует прервать или отложить. Более полное и точное воспроизведение возможно после снятия перевозбуждения, утомления или интерференции какой-либо другой текущей деятельности (так называемое явление реминисценции).

Необходимо также иметь в виду, что во многих случаях трудности припоминания связаны и с индивидуальными трудностями вербализации чувственно воспринимаемого материала. Словарный запас, речевая культура отдельных опрашиваемых очень ограниченны. Отдельные свойства явлений они затрудняются описать в словах, часто используют речевые штампы, не отражающие специфики описываемого объекта. Очевидно, в таких случаях следователь должен оказывать лексическую помощь, не сводя ее, конечно, к подсказкам, избегая внушающего воздействия. Иногда полезно напомнить допрашиваемому лицу набор слов, понятий, из которых он может выбрать наиболее, с его точки зрения, подходящие.

При опросе следует учитывать и ведущие анализаторные системы данного индивида - развитость или слабость зрительной, слуховой, обязательной, двигательной, обонятельной и вкусовой памяти, а также преимущественное запоминание отдельными людьми различных классов явлений (даты, имена, цифры, цветовые особенности объектов и т. п.). Одни люди лучше запоминают наглядно-образный материал, другие - вербальный, словесно-описательный. Оперативный работник должен учитывать и возрастные особенности психики индивида. Чем меньше возраст интересующего лица, тем больший удельный вес в его памяти имеют элементы конкретики, непосредственной образности. У несовершеннолетних большие возможности категориального, понятийного охвата явлений. Однако при этом возможна ошибочная. Слишком расширенная или крайне ограниченная трактовка явлений. Развитие памяти индивида неразрывно связано с развитием речи и интеллекта.

В 20-45 лет развитие памяти находится на оптимальном уровне, затем происходит некоторое ослабление отдельных ее параметров. Значительны дефекты памяти у лиц, злоупотребляющих алкоголем. У отдельных людей возможны временные и устойчивые нарушения памяти - амнезия (провалы памяти), обманы памяти, контаминация и конфабуляция. Все следы памяти (энграммы) имеют тенденцию к угасанию, эатормаживанию. Поэтому общим правилом опроса является необходимость его производства при минимальном истечении времени после расследуемого события.

При опросе лиц, находившихся в момент расследуемых событий в напряженном состоянии, следует учитывать, что восприятие ими происходящего отличалось пониженной категоризацией, искажением сущности событий, иллюзорностью и т.д.

Особой категорией опрашиваемых являются лица с повышенной внушаемостью, конформностью, а также лица с повышенным уровнем притязаний, истероидные типы, склонные к “разыгрыванию ролей”, к личностной самоцентрации. В силу гипертрофии псевдоличностного самоутверждения возможны проявления непроизвольной лжи, категорические утверждения об обстоятельствах, в действительности не имевших места.

В процессе опроса важно учитывать психодинамические особенности опрашиваемого лица, обусловленные типом его высшей нервной деятельности, - здесь существенны и темп опроса, и мера возрастания сложности выдвигаемых интеллектуально-перцептивных задач. Объектом анализа при опросе является сообщение - словесное описание образов, представлений, сформировавшихся на основе восприятия уголовно-релевантных явлений. Словесное описание явлений и само явление не могут полностью совпадать, быть изоморфными. Одни и те же слова, фразы в устах различных людей могут иметь различный смысл. Второсигнальное отражение действительности качественно отличается от первосигнального отражения.

Индивидуальный подход к опрашиваемому - одно из основных требований оперативно-розыскной тактики. Реализация этого требования связана с диагностикой личностных психических свойств опрашиваемого. Задача эта сложна и многообразна.

Методы экспресс-диагностики личностных качеств еще мало разработаны. В большинстве случаев оперативный работник ориентируется на свои интуитивные предположения. Для научно обоснованного анализа свойств личности опрашиваемого необходимо знание психологии личности.

В самом общем виде личностные качества определяются следующими взаимосвязанными психическими особенностями:

·         направленностью личности - ее иерархически организованной ценностной системой;

·         природно-обусловленными особенностями психической регуляции - темпераментом;

·         устойчивыми, приобретенными в социальных условиях способами регуляции поведения - характером;

·         социально-статусными психическими проявлениями.

 


Заключение

 

В результате вышесказанного проведен анализ литературы по теме исследования; выявлены некоторые методы изучения личности интересующего лица; рассмотрены психологические типы интересующих лиц; выделены психологические черты личности интересующего лица; проанализирован Федеральный Закон об оперативно-розыскной деятельности; указаны психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий; рассмотрена психология опроса; выявлены психологические особенности темперамента интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности; найдены особенности изучения оперативным работником психологических аспектов личности интересующего лица; выделены приемы установления и развития психологического контакта оперативного работника с интересующим лицом; рассмотрена схема психологического изучения личности интересующего лица; указаны способы психического воздействия на интересующее лицо в оперативно-розыскной деятельности; проанализированы результаты изучения психологии интересующего лица оперативным работником.

В результате проделанной работы мною внесены следующие предложения в деятельность оперативного работника при оценке личности интересующего лица:

. Психологию личности преступника следует изучать в тех пределах, которые позволяют оперативному работнику обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, криминологических, исправительных задач по конкретному делу.

. Квалифицированная оценка личности интересующего требует учета его психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с интересующими лицами.

. Деятельность оперативного работника при оценке личности интересующего лица должна начинаться с проведения диагностики истинности показаний при помощи системы приемов правомерного психического воздействия с целью получения правдивых показаний.

. Изучение личности преступника должно быть направлено на определение наиболее эффективных приемов психологического взаимодействия с данным лицом и на построение моделей наиболее вероятного его поведения. Планируя преодоление возможного противодействия, необходимо учитывать такие личностные особенности интересующего лица, как рефлексивность, гибкость или ригидность (застойность) его мышления, а также характерологические качества - агрессивность, конфликтность поведения, устойчивость или неустойчивость к стрессам, к неожиданно возникшим сложным обстоятельствам. Поскольку исходные данные о личности опрашиваемого часто бывают очень скудными, возможно построение нескольких наиболее вероятностных моделей поведения подлежащего опросу интересующего лица и вариантов тактики его опроса.

. Психологическое изучение личности преступника включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов).

Таким образом, цель работы, заключающаяся в раскрытии и методе изучения личности преступника в оперативно-розыскной психологии достигнута, задачи выполнены.

 


Список литературы

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

.   Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. (с изм.).

.   Уголовный кодекс Российской Федерации.

.   Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

.   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Специальная литература:

Приложения

 

Приложение №1

Примерная схема изучения психологии преступника:

I. Условия жизни интересующего лица:

·         место его проживания,

·         жилищно-бытовые условия,

·         социальный статус, профессия,

·         состав семьи (женат, имеет детей),

·         материальное положение семьи,

·         физическое здоровье,

·         психическое здоровье,

·         физическое здоровье членов семьи,

·         психическое здоровье членов семьи,

·         отношения в семье, в частности его отношение к семье

·         отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.). Образ жизни интересующего лица:

·         занят ли квалифицированным трудом,

·         занят ли неквалифицированным трудом,

·         имеет ли постоянную работу,

·         часто или редко меняет места работы,

·         жил на заработанные деньги,

·         жил случайным заработком,

·         жил на нетрудовые доходы,

·         жил на иждивении,

·         занимался попрошайничеством,

·         совершал преступления (один или в группе),

·         занимался домашним хозяйством (сад, огород и пр),

·         имел побочные заработки (ремонтировал машины, квартиры, уезжал на стройки и пр),

·         вел праздный образ жизни,

·         бродяжничал,

·         предпочитал проводить время в семье,

·         предпочитал проводить время с друзьями,

·         проводил время со случайными знакомыми,

·         любил развлечения (какие),

·         отношение к алкоголю,

·         сексуальное поведение.. Направленность личности:

·         отношение к работе (учебе), отношение к семье,

·         стремился обрести профессию, специальность (интересную, выгодную, престижную),

·         хотел повысить квалификацию,

·         хотел занять высокую должность,

·         стремился к материальному благополучию,

·         стремился к обогащению,

·         основные интересы (получение знаний, спорт, развлечения, искусство и пр.),

·         планы на будущее,

·         оценка прожитой жизни (удовлетворен, во многом ошибся и пр.). Интеллектуальные особенности:

·         уровень образования,

·         запас знаний (общих и специальных),

·         качества ума (способность к анализу, гибкость, быстрота, замедленность, изворотливость и пр.),

·         свойства памяти (точность, легкость запоминания, прочность запоминания и пр.),

·         свойства воображения (склонность к вымыслу, фантазированию, реалистичность, оторванность от реальных условий и т.д.). Характер:

а) отношение к собственной личности

·         самооценка (считает себя лучше других, хуже других, таким, как все),

·         уровень притязаний (считает, что способен добиться многого, большего, чем есть, принимает существующее положение),

·         уверенность в себе в своих силах,

·         самолюбие,

·         эгоизм,

·         склонность к самообвинению,

·         обидчивость,

б) отношение к людям

·         уважение к человеческой жизни,

·         уважение к личности,

·         доброжелательность,

·         способность к сопереживанию,

·         общительность, легкость установления отношений,

·         отношение к тем, кто сильнее, и к тем, кто слабее (в физическом, интеллектуальном, социальном плане),

·         застенчивость (в каких ситуациях),

·         грубость (по отношению к кому)

·         лживость,

·         агрессивность,

·         жестокость,

·         умение подчинить себе,

·         подчиняемость,

·         внушаемость,

·         конфликтность (причины возникновения, легкость разрешения конфликтов, способы их разрешения),

в) отношение к вещам, материальным ценностям бережливость,

·         расточительность,

·         жадность,

·         склонность к накопительству,

·         стяжательство,

г) принятие решений самостоятельность, смелость,

·         продуманность (обоснованность),

·         быстрота,

·         склонность к колебаниям,

·         импульсивность,

·         легкомыслие.. Эмоциональность:

·         сила эмоциональных реакций, глубина переживаний,

·         склонность к образованию «застойных» эмоциональных комплексов (мстительность, злопамятность),

·         склонность к аффективным взрывам,

·         устойчивость настроения,

·         преобладающее настроение (бодрое, унылое, мрачное, злобное и пр.),

·         способность контролировать, сдерживать проявления эмоций.. Положение в группе (лидер, подчиненный, отвергаемый):

·         в семье,

·         на работе,

·         в неформальных группах.. Странности в поведении.

 


Приложение 2

Содержание

Введение

. Теоритическая оценка личности преступника в оперативно-розыскной деятельности.

Правовой метод в оперативно-розыскной деятельности по изучению личности преступника

Особенности психологии личности преступника

Психологические типы, черты личности преступника

Психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий

. Методы и приемы психологического воздействия на личность преступника в оперативно-розыскной деятельности

Психология опроса

Значение психологических особенностей темперамента и генетических отклонений человека в оперативно-розыскной деятельности

Особенность изучения оперативным работником психологических аспектов личности преступника

Методы установления и развития психологического контакта оперативного работника с преступником

Схема психологического изучения личности интересующего лица (внушение, наблюдение)

Анализ и использование результатов изучения психологии преступника оперативным работником

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Личность человека - это система социальных и психических черт, свойств и качеств субъекта общественных отношений. В ней есть три основные подсистемы:

.   Социальный статус личности

.   Социальные функции личности

.   Нравственно-психологическая характеристика

Социальный статус личности определяет принадлежность лица к тому или иному социальному слою и группе с социально-демографической характеристикой (пол, возраст, образование, семейное положение);

Социальные функции личности включает совокупность видов деятельности лица как гражданина, члена трудового коллектива, семьянина и т.д.;

Нравственно-психологическая характеристика отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым социальным функциям.

Личность характеризуется гражданской психологией (отношение к обществу, государству и т. д.), проявляемой в гражданской деятельности; трудовой психологией (отношение к труду), проявляемой в профессиональной деятельности; бытовой психологией (отношение к семье, досугу) и соответствующим поведением; правовой психологией (отношение к закону, правопорядку, правоохранительным органам) и адекватными ей поступками; наконец, психологией «Я» (своя самооценка, «самость).

В настоящее время чтобы изучить проблему и дать оценку особенности интересующих лиц в оперативно-розыскной деятельности привлекают внимание многих отечественных юристов и психологов.

Понятие личности интересующего лица выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих качеств, связей, отношений, нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, психологическими особенностями. Понять поведение личности интересующего лица невозможно без подлинного знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов, а нередко психиатрических факторов.

Сотрудники оперативных подразделений могут содействовать более успешному раскрытию преступлений, если в полном объеме будут учитывать психологические особенности тех или иных интересующих лиц.

Психологическое изучение личности интересующего лица включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов).

Анализ специальной юридической и психологической литературы позволил выявить следующие приемы установления психологических особенностей интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности:

. Изучение образа жизни интересующего лица и его сферу деятельности.

. Изучение криминальной ситуации (связи между событием преступления и установками, взглядами, потребностями и мотивами находящихся в поле зрения оперативных работников интересующих лиц с целью поиска и установления причастных к преступлению лиц).

. Изучение на основе житейского и профессионального опыта оперативного работника (путем наблюдения) эмоциональных, интеллектуальных и иных особенностей интересующего лица, влияющих на поведение в острых и конфликтных ситуациях, на принятие решений, устойчивость к психическому напряжению, реагирование на новые и неожиданные обстоятельства и пр.

Данная тема дипломной работы является актуальной и очень важной, так как психология оперативно-розыскной деятельности является важным и основополагающим направлением исследований. От этого зависит будущее человека, его семьи, общества, и всей страны в целом. Цель работы: раскрытие и анализ особенностей психологии личности интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности.

Задачи работы:

провести анализ литературы по теме исследования;

выявить особенности психологии личности преступника;

рассмотреть психологические типы интересующих лиц;

выделить психологические черты личности преступника;

проанализировать Федеральный Закон об оперативно-розыскной деятельности;

указать психологические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий;

рассмотреть психологию опроса;

найти методы изучения личности преступника;

выявить психологические особенности темперамента интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности;

найти особенности изучения оперативным работником психологических аспектов личности интересующего лица;

рассмотреть схему психологического изучения личности интересующего лица;

проанализировать результаты изучения психологии интересующего лица оперативным работником.

 


Теоретическая оценка личности преступника в оперативно-розыскной деятельности


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.