Глава 2 . Инвестиции в человеческий капитал — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 2 . Инвестиции в человеческий капитал

2020-04-01 217
Глава 2 . Инвестиции в человеческий капитал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Источники инвестирования

 

Источниками инвестиций в человеческий капитал являются государство, отдельные фирмы, домохозяйства, негосударственные общественные фонды и организации, международные фонды и организации.

Важная роль в инвестировании данной области принадлежит государству. Инвестирование осуществляется с помощью принудительных и побудительных мер. К принудительным мерам относятся обязательное для всех образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия и другое. Но главное место занимают, конечно, побудительные меры. Государство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает, а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала.

В создании активов человеческого капитала немаловажное место занимают отдельные компании. Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы осуществляют инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и многое другое.

Собственными инвестиционными ресурсами на предприятии выступают нераспределенная прибыль и амортизация. При расширенном воспроизводстве прибыль, как известно, распределяется на две части - накопление и доход, идущий на личное потребление и другие цели. Вкладывая деньги в тот или иной объект, владельцы компании отказываются от текущего потребления в пользу будущего роста доходов. Решение о целесообразности инвестирования средств в человеческий капитал принимается на основе серьезных расчетов и прогнозов повышения прибыльности компании.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решении иметь детей. С одной стороны, дети для родителей - это источник удовлетворения потребности в семье, но с другой стороны, воспитание детей - это источник немалых затрат, как явных, так и не явных (прежде всего, времени родителей).

Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только является основой их собственного развития, но и служит базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.

Инвестиции в человека, осуществляемые им самим, очень разнообразны, так как связаны с самыми разными аспектами человеческой деятельности. Очевидно, что забота о своем собственном здоровье и затраты, с этим связанные, повышают возможности человека на рынке труда. Решение человека о получении (или повышении) образования можно рассматривать как решение инвестиционное, и, как любое инвестиционное решение, оно определяется сравнением издержек и ожидаемых выгод от инвестиций.

Издержки могут быть разовыми или многократными, поскольку обучение требует времени, а выгода заключается в ожидаемой разнице потока доходов человека в зависимости от того, получил или не получил он данное образование. Конечно же, огромное значение на решение о получении человеком высшего образования оказывают не только прямые расходы (оплата обучения, учебной литературы и тому подобное), но и альтернативные издержки - упущенный доход в виде незаработанных денег на рынке труда или в сфере предпринимательской деятельности.

Инвестиционная политика международных организаций также немаловажна для России. Доля иностранных инвестиций в человеческий капитал очень мала, однако тенденции к ее увеличению все же имеются.

 

2. 2 Инвестиции в науку и образование.

Наиболее изучаемое направление инвестиций в человеческий капитал - инвестиции в образование. В нормально функционирующей рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за труд (зарплату и социальный пакет). Такая закономерность объясняется тем, что обучение повышает продуктивность работника, дает ему специальные навыки, знания и привычки (к добросовестному труду, дисциплине и организованности), полезные в трудовой деятельности. Также более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника нужным работодателю.

Поддержка и развитие системы образования - одна из основных задач государства. Как правило, всем гражданам обеспечивается возможность получения бесплатного среднего образования, у молодежи есть возможность бесплатно учиться и в высших учебных заведениях (государственных).

Государство обеспечивает выделение бюджетных ассигнований на образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетным программам и бюджетным программам развития. Так в 2011 году объём средств федерального бюджета по разделу "Образование" составил 495,8 млрд. рублей, что на 28 % больше по сравнению с 2010 годом и на 50 % больше, чем в предкризисном 2008 году. По сравнению с 2010 годом на 15 % увеличатся расходы федерального бюджета на высшее и послевузовское профессиональное образование, в 2 раза - расходы на прикладные научные исследования в области образования. Однако проект закона о федеральном бюджете на 2013 год и период 2014-2015 годов предполагает снижение расходов по некоторым разделам, в том числе образование.

Расходы на образование, согласно законопроекту, должны снизиться с 605,7 млрд руб. в 2013 году до 547,7 млрд руб. в 2014 году. В 2015 году расходы на образование вырастут до 572,6 млрд руб., но все же это ниже уровня 2013 года.

Что качается частных инвестиций в образование, известна следующая информация. Опрос 10,5 тысячи родителей с детьми в возрасте от 13 до 20 лет на предмет готовности оплачивать высшее образование своих детей показал, что почти 60% семей считает получение диплома ребенком одной из первостепенных финансовых задач. Родители готовы на серьезные материальные траты ради получения детьми диплома университета. Занимательным является то, что среди родителей с высшим образованием процент готовых платить за обучение детей выше (70,2%), чем среди родителей, которые окончили только школу (49,3%). Самым дорогостоящим на платных отделениях является обучение в медицинских вузах. Стоимость этой услуги в среднем чуть более 100 000 рублей в год. Гораздо ниже цены в технических вузах, где год обучения в среднем обходится в 51 500 рублей. Обучение студентов-контрактников в классических государственных вузах стоит примерно 70 тысяч рублей в год. На самом деле, тот факт, что родители готовы потратить немалое количество денег на обучение детей, является большим показателем понимания и ценности человеческого капитала.

В ходе проведения Международного симпозиума "Инвестиции в образование - вклад в будущее", который состоялся в Москве в 2010 году, было отмечено, что раньше наука была сосредоточена в НИИ (Научно-исследовательский институт) и в институтах Академий наук. Сейчас большие средства инвестируются в то, чтобы развивать науку именно в вузах. И есть три направления такой работы: создание инновационной инфраструктуры, привлечение ведущих ученых, уехавших за рубеж и сотрудничество с наукоемкими отраслями бизнеса. Студентами вузов в России становятся около 80 % выпускников школ, поэтому инвестирование в этой области крайне важно.

За прошедшие годы разработаны и приняты стратегические документы, касающиеся науки и инновационного развития, реализуется целый ряд конкретных программ по развитию системы высшего образования, привлечению молодежи в науку, содействию инновационной деятельности. Значительно повысилась экспертная функция ученых. Разрабатываются различные средне- и долгосрочные стратегические документы федерального, регионального и отраслевого уровней, что в принципе невозможно без широкого привлечения научных подходов и исследований. Ученые и изобретатели, в том числе и молодые, значительно чаще стали появляться в качестве героев материалов СМИ. Увеличилось число научно-популярных передач и Интернет-ресурсов.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (КДР), поставлена задача «обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность», и говорится о необходимости «повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки)».

Одним из первых указов Президента России В.В.Путина после его вступления в должность стал Указ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», кроме того, вопросы науки, инноваций, образования часто упоминаются и в других Указах Президента России. В них установлены следующие показатели в области науки и высшего образования, которые должны быть достигнуты в результате реализации государственной политики в сфере образования и науки:

вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;

увеличение к 2018 году общего объёма финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей;

увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в затратах до 11,4 процента;

увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44 процента.

Данные показатели создают основу для выстраивания стратегии и тактики повышения эффективности работы научно-образовательной сферы и определяют выбор адекватных инструментов ее развития.


 

2.3 Инвестиции в послевузовское образование

 

При характеристике инвестиций в будущее предприятия на первый план выходят инвестиции в человеческий капитал. Поскольку мир не стоит на месте профессиональные знания устаревают, в зависимости от профессии, со скоростью от 3-х до 10-ти лет. Для обеспечения нормального функционирования современной экономике, процесс обучения должен быть непрерывным.

Главным ресурсом любой фирмы является оборотный капитал - это люди. Деньги - это важно, но люди, которые работают в организации, гораздо важнее.

Чтобы прагматично смотреть на людей, следует считать их инвестициями. Приобретение и удержание их стоит денег, и они должны дать отдачу на эти издержки; их ценность растет по мере роста эффективности их работы в должности и способности брать на себя больше ответственности. Как правило, чем выше образование у человека, тем большую заработную плату он получает, тем шире его возможности устроиться на престижную работу, лучше адаптация к изменениям, вызванным НТР.

Вложение средств в обучение персонала, в его подготовку, в повышение эффективности его работы может быть самым эффективным вложением средств, потому что подготовленный и натренированный персонал сможет дать прибыль, многократно перекрывающую стоимость его обучения и тренировки. Инвестиции в послевузовское образование играют положительную роль и для государства, оно оказывается совладельцем приобретенного капитала образования, в последующем на этом основании получая немалые проценты в виде прямых и косвенных налогов на доходы специалиста. Таким образом, инвестирование послевузовского образования выгодно всем экономическим субъектам.


 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.