Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-04-01 | 141 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
I. Особенности экономического развития Южной Кореи
Качественные изменения положения Южной Кореи в мировом хозяйстве произошли буквально на глазах одного поколения. Южная Корея — часть Кореи, освобожденной от японской колонизации и оказавшейся разделенной после Второй мировой войны. В середине 50-х годов по уровню экономического развития она относилась к группе отсталых стран: ВВП на душу населения не превышал 100 долл.
Структурные сдвиги в хозяйстве.
На всех этапах экономического развития в Южной Корее обеспечивались высокие темпы роста ВВП. В 60-е годы среднегодовой темп прироста равнялся 8,7%, в 70-е — 10, в 80-е — 10,4; в первую половину 90-х годов — 7,6%. Благодаря высоким темпам прироста валового продукта реальный - доход на душу населения удваивался каждые 10— 12 лет. Быстрые темпы экономического роста сопровождались достаточно высоким уровнем инфляции (70-е годы — в среднем 20%, в 80-е годы — свыше 10, в 90-е годы — 5—6% в год).
В структуре хозяйства произошли кардинальные сдвиги. Доля сельского хозяйства сократилась с 40 до 7%, а доля промышленности возросла с 30 до 43% ВВП за 1950—1994 гг.
Не менее важные изменения произошли в структуре обрабатывающей промышленности. В период импорт-замещения во второй половине 50-х и начале 60-х годов основным направлением совершенствования структуры являлась ориентация на трудоемкие отрасли (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность) в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка.
В следующий период, связанный с ориентацией на экспорт, быстро развивались материалоемкие и энергоемкие отрасли — черная металлургия, судостроение, нефтехимия. Это привело к росту капиталоемкости прироста ВВП в 70-е годы.
|
С конца 70-х годов преимущественно развиваются наукоемкие производства — электротехника, коммуникационные средства, автомобилестроение. В ряде производств Южная Корея заняла заметное место в мире. Это прежде всего судостроение — примерно 1/3 мирового выпуска, сталь — 5,3%, а также текстиль, одежда, обувь, телевизоры, автомобили, полупроводники.
Сдерживающим фактором экономического развития остается сельское хозяйство. После проведения аграрной реформы и ликвидации феодальных пережитков оно осталось мелкотоварным, сохранилась система парцельного землевладения и землепользования. Законом о земельной реформе 1948 г. был установлен потолок землевладения не более 3 га, запрещалась купля-продажа земли, аренда, которые потом были возрождены.
Хозяйства с земельной площадью в 2—3 га сосредоточивают только 17% обрабатываемой площади. В этих условиях сельское хозяйство объективно может опереться только на государственную поддержку и стимулирование. В конце 80-х годов страна на 39% обеспечивала себя зерном, но на 65% — продовольственным.
Источники экономического роста.
Обновление и расширение производственного аппарата требовали постоянного увеличения накопления капитала. Общие условия в стране в 50—60-е годы не способствовали этому. Выполнение задач форпоста империализма против социализма вызывало гонку вооружений, постоянное увеличение военных расходов, которые превышали
5% ВВП страны. Значительную роль в создании южнокорейской военной машины сыграли США, которые до начала 80-х годов предоставили миллиардную военную помощь. При их содействии была создана авиаракетная промышленность и налажено производство компонентов для боевых летательных аппаратов и оперативных тактических ракет. Военные расходы отвлекали сбережения на непроизводительные цели, подогревали инфляционные тенденции. С 1995 г. страна несет 1/3 расходов на содержание 40-тысячного американского экспедиционного корпуса и его 40 военных баз и объектов.
|
В этих условиях важную, роль в накоплении капитала, особенно на первом этапе, играла экономическая помощь и привлечение в больших масштабах иностранного ссудного капитала. Поэтому неудивительно, что в 50—60-х годах капиталовложения значительно опережали величину внутренних сбережений (табл. 31. 1).
Таблица №1
Сбережения и капиталовложения, % к ВВП
1976 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995 | |
Сбережения | 24, 0 | 25, 6 | 32, 2 | 35, 0 3 | 36, 2 |
Накопления | 27, 1 | 32, 8 | 30, 3 | 6, 2 | 37, 5 |
Источник: [9,c.143]
Экономическая помощь и ссудный капитал способствовали созданию основных производственных отраслей, поддержанию социальной стабильности. В целом иностранный капитал составлял 59,6% объема капиталовложений в 1961—1965 гг., 38,8 — в 1966-1970, 30,2 - в 1971-1975, 14,2 - в 1976 -1980, 15,2% - в 1981-1984 гг.
В развитии южнокорейской экономики и приобщении страны к достижениям НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной технологии. На этот путь страна встала с началом программы индустриализации. Как правило, закупки оборудования за границей сопровождались приобретением прав использования технологических процессов. При слабом развитии национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии способствовало созданию новых производств, уменьшению себестоимости и повышению качества выпускаемой продукции.
В частности, активный обмен в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомных реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергии.
По мере повышения уровня индустриализации постепенно увеличивалось развитие собственных НИОКР. За 1960—1980гг. расходы на эти цели увеличились с 0,25 до 0,58% ВВП. Только в 80-е годы в этой сфере произошли значительные сдвиги: были созданы научно-производственные парки, НИИ, рискофирмы.
В них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей, которые получили финансовые и налоговые льготы. В научно-производственных парках осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае положительных результатов организуется массовый выпуск новой продукции.
В 1987г. министерство науки и технологии разработало 15-летний план, определивший основные направления научно-технической политики государства. В нем намечено развитие разработок в сфере микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства. К 2001г. в этих отраслях Южная Корея должна выйти на передовые позиции в мире. Определенные перспективы план намечает в исследованиях в области аэронавтики и космической технологии. В 1993г. был выведен на орбиту исследовательский спутник, созданный на собственной технологии.
|
Доля затрат на НИОКР достигла 2,7% ВВП, что соответствует уровню ведущих западных стран. Большинство ассигнований направляется на разработки прикладного характера.
По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. Это подтверждают данные об относительной численности научно-технических сотрудников и исследователей — 16 человек на 10 тыс. населения, а в США — 39, Японии — 37 в 1989 г.
Важным условием быстрого расширения производства и повышения его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в сельской местности.
Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась. В начале 60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним. и 39% молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рола учебные заведения. Однако до сих пор в стране остается 3,7% взрослого населения неграмотным.
Трудовые ресурсы были главным фактором экономического роста в 60—80-е годы, их удельный вес в приросте ВВП составлял 30,8%. На долю инвестиций приходилось 23,5%, на внедрение технологии — 17,8, на эффект масштаба производства — 18,7, рационального размещения ресурсов — 92%.
При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами.
|
В 1996 г. она была принята в ОЭСР — клуб богатых.
II. Отраслевая структура экспорта и импорта.
Ситуация с экспортом и импортом Республики Корея продолжает определяться кризисными явлениями, наблюдавшимися на протяжении 1998 и начала 1999 гг. Негативное влияние на местных производителей и экспортеров оказывают завышенный курс национальной валюты по сравнению с долларом, высокая стоимость кредита, низкий внутренний спрос, неблагоприятные внешнеэкономические факторы.
Вместе с тем, стабилизация финансового положения и увеличение положительного сальдо торгового баланса РК в 2001 г. позволяют говорить о создании предпосылок для улучшения ситуации в экспорте. Рост мировой экономики, падение цен на сырьевых рынках наряду с мерами правительства РК по снижению процентных ставок, контролем над инфляцией и валютным курсом, осуществляемая государством программа реструктуризации основных отраслей промышленности также должны способствовать увеличению объемов производства и увеличению экспорта. [2, c. 214]
Автомобилестроение.
Отмеченное в 2000 г. резкое сокращение спроса на предметы длительного пользования, привело к падению на 48,7% объемов продаж автомобилей на местном рынке. При этом парк малолитражных автомобилей (объемом двигателя до 800 куб. см), покупателям которых предоставлялись дополнительные налоговые льготы, увеличился с 6,4 до 24,1%. Незначительный рост экспорта автомобилей в 1999 г. не смог компенсировать потери, вызванные сужением внутреннего рынка. Увеличение доли в экспорте малолитражных и, соответственно, дешевых автомобилей также повлияло на сокращение поступлений от экспорта. В результате в 2000 г. объем экспорта автомобилей из РК сократился на 29,9%. Средняя загрузка производственных мощностей в автомобилестроении не превышала 49,9%.
1999 г. для автомобилестроения стал периодом структурных преобразований — “Дэу Моторс” приобрела компанию “Санъён Моторс”, а “Хёндэ Моторс” выиграла тендер на право покупки контрольного пакета акций обанкротившейся “Киа Моторс”.
Меры правительства РК по поддержке автомобилестроения не дали ожидаемых результатов из-за массовых увольнений (свыше 30 тыс.чел.), охвативших эту отрасль, а также банкротств мелких и средних компаний, выпускающих комплектующие для автомобильных гигантов.
В 2001 г. местные эксперты ожидали увеличение спроса на продукцию автомобилестроения на 16% (870 тыс. автомобилей). Этому, по их мнению, должен способствовать рост внутреннего потребления во второй половине года. Экспорт автомобилей в 2001 г. должен возрос на 6%.
Судостроение.
С началом экономического кризиса в РК портфель заказов у южнокорейских судостроителей значительно уменьшился. Это объяснялось сложностями с предоставлением иностранным заказчикам гарантий первоклассных банков в отношении возврата кредитов, что явилось результатом падения индекса кредитоспособности РК. В январе 1999 г., впервые за всю историю южнокорейского судостроения, объем новых заказов был равен нулю. Однако последовавшая девальвация воны и жесткая ценовая конкуренция, а также агрессивная маркетинговая стратегия южнокорейских компаний позволили увеличить портфель заказов (он составил 80% от объема прошлого года). В октябре 2000 г. имевшиеся заказы позволяли загрузить южнокорейские верфи работой на 2 года. В наиболее благоприятной ситуации оказались крупные судостроительные компании, мелкие и средние фирмы, испытывающие трудности с получением кредитов, а также в условиях низких мировых цен на суда, не смогли обеспечить себя достаточным количеством заказов.
|
В 2001 г. ожидался рост заказов на новые суда (примерно на 10%), чему будут способствовать сильная йена и стабилизировавшийся обменный курс корейской воны. Доля южнокорейских судостроительных компаний в общемировом портфеле заказов также должна возрасти. В 2000 г. объем производства судов в РК и, соответственно, их экспорт увеличатся в среднем на 2,3% по сравнению с 1999 г., достигнув в 7,5 млрд. долларов.
Бытовая электроника.
Производство бытовой электроники в РК в 2000 г. возросло на 6,6%. Однако объем продаж большинства товаров этой группы (телевизоров, видеомагнитофонов и др.) из-за падения покупательной способности населения сократился на 40-60% (в 2000 г. стиральных машин было продано на 40% меньше, чем в 1998 г., холодильников — на 9%).
Экспорт электротехнических изделий в 2000 г., даже в условиях девальвированной воны, сократился на 13% (телевизоров — на 22%). Вместе с тем экспорт микроволновых печей и холодильников увеличился на 6% и 0,7% соответственно. Сократились объемы экспорта южнокорейской бытовой электроники в странах ЮВА, СНГ и Лат. Америки. А экспорт этой категории товаров в США возрос в 2000 г. на 23% (видеомагнитофонов и микроволновых печей на 60 и 30% соответственно).
В период экономического кризиса южнокорейские компании прилагали максимум усилий для диверсификации рынков сбыта, усовершенствования маркетинговых технологий. Особо агрессивная политика проводилась на рынках Ближнего Востока и Северной Америки, что вызвало антидемпинговые меры со стороны США (они касались корейских телевизоров высокой четкости изображения и проекционных телевизоров).
В первой половине 2000 г. ожидалось увеличение экспорта бытовой электроники, за которым должно последовать увеличение её производства. Вместе с тем, такие факторы, как высокие цены на импортные комплектующие, финансовая нестабильность развивающихся рынков и низкие цены на электронику на мировом рынке (особенно производимую развивающимися странами), будут оказывать сдерживающее влияние. С учетом этого южнокорейские товаропроизводители концентрируют усилия на экспорте высокотехнологичных товаров (например, цифровых электробытовых приборов) на рынки развитых стран.
В 2000 г. не ожидается увеличения спроса на бытовую электронику и в самой РК, поскольку новые виды товаров (цифрового формата) пока лишь начали появляться на рынке.
Компьютеры.
Ситуация на рынке компьютеров РК в 1999 г. оставалась сложной. Так, объем экспорта компьютерных мониторов, которые являлись основным товаром, поставляемым за рубеж, сократился в ценовом выражении почти на 30% (несмотря на увеличение объемов поставок). Среди производителей ПК “на плаву” остались лишь крупные компании — в основном те, которые переключились с производства компьютерных мониторов на выпуск жестких дисков и CD-ROM. Многие компании в поисках выхода из кризисной ситуации создавали СП (за счет продажи части своих акций иностранцам) по производству мобильных телефонов.
В 2000 г. местные производители связывали надежды на увеличение объемов продаж с ростом экспортных поставок высокоскоростных периферийных устройств, увеличением спроса со стороны частного сектора и государства, а также с диверсификацией сбытовой сети за рубежом. Ожидается рост объемов производства на 16,7% по сравнению с прошлым годом, экспорта на 15,6% (до 5,9 млрд. долл.), рост внутреннего потребления — на 18,6% (до 2,7 млрд. долл.).
7. Общее машиностроение.
Несмотря на то, что в этой области в 2000 г. прогнозируется увеличение объемов производства и экспорта, докризисные показатели в ближайшем будущем вряд ли будут достигнуты — низок уровень загрузки производственных мощностей, простаивает оборудование стоимостью 20 трлн. вон).
При условии, что азиатские страны сумеют в какой-то степени преодолеть кризисные явления в экономике, появится возможность увеличить в 2000 г. объем экспорта продукции общего машиностроения РК до 8,9 млрд. долл., что на 3,8% больше показателей прошлого года.
Таблица №2
Товарная структура экспорта (млн. Вон)
Годы Наименования | 1988 | 1992 | 1996 | 2000 |
Автомобильная промышленность | 6257 | 8647 | 11098 | 14345 |
Судостроение | 4347 | 6547 | 5241 | 4652 |
Компьютеры | - | 3547 | 14657 | 35487 |
Годы Наименования | 1988 | 1992 | 1996 | 2000 |
Полупроводники | - | - | 20419 | 49654 |
Телекоммуникационное оборудование | - | - | 15789 | 37217 |
Машиностроение | 4752 | 6417 | 8147 | 13494 |
Металлургия | - | 5797 | 5273 | 4179 |
Нефтехим. продукция | - | 3281 | 5176 | 6217 |
Текстиль | 6730 | 10054 | - | - |
Промышленность | 9731 | 14327 | 18743 | 21460 |
Источник: [9, c. 93]
Анализируя таблицу, можно прийти к выводу, что в настоящее время южнокорейский экспорт во многом зависит от мирового спроса на полупроводники и телекоммуникационное оборудование. Начиная с 1994, спрос в данных секторах неуклонно растет, что связано с бурным развитием компьютерной индустрии. По данным с 1996 по 2000 годы экспорт товаров данной категории увеличился чуть больше чем в два раза. В то же время экспорт судостроения и металлургии имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Положительное сальдо внешней торговли Южной Кореи в ноябре 2000г., по предварительным данным, сократилось по сравнению с октябрем на 28% до самого низкого с июля уровня в 932 млн. долл. Сокращение, которое продолжается 2-й месяц подряд, связывают со спадом экспорта в связи с уменьшением спроса на компьютерные чипы и банкротством автомобилестроительной фирмы Daewoo Motor Co. Экспорт уменьшился на 1,9% до 15,1 млрд. долл., а импорт вырос на 0,7% до 14,2 млрд. долл.
Ожидается дальнейший спад экспорта в связи с замедлением экономического роста в США и соответствующим сокращением спроса на южнокорейскую продукцию. [3, c. 361]
Реализуя политику диверсификации международного рынка, Южная Корея уже экспортирует свои товары в 159 стран.
Таблица №3
География экспорта (в %)
1994 | 1995 | 1996 | 1998 |
США 26% | США 19% | США 17% | США 17% |
Япония 17% | Япония 14% | ЕС 13% | Япония 9% |
ЕС 14% | ЕС 13% | Япония 12% | Китай 9% |
Гонконг 7% | |||
Тайвань 4% |
Источник: [12]
США продолжают оставаться главным потребителем южнокорейских товаров, хотя их позиции в 1998 г. по сравнению с 1994 заметно снизились (с 26% до 17%), что было связано с перенасыщением рынка полупроводников и телекоммуникационного оборудования. Вторым, после США, главным импортером продукции Республики Корея остается Япония (1998 г – 9%). В конце 90-х Китай, Тайвань и Гонконг стали третьими по значимости импортерами южнокорейских товаров, что связано с бурным развитием экономик этих стран, в то же время страны ЕС утратили свои позиции.
Таблица №4
География импорта (в %)
1994 | 1995 | 1996 | 1998 |
Япония 26% | Япония 24% | США 22% | США 22% |
США 24% | США 22% | Япония 21% | Япония 18% |
ЕС 15% | ЕС 13% | ЕС 13% | Китай 7% |
Саудовская Аравия 3% | |||
Австралия 2% |
Источник: [12]
Начиная с 1996 г. основным экспортером товаров в Республику Корея стали США (22% из общего объема импорта). Япония утратила свои лидирующие позиции в данном секторе, хотя удерживала первое место в течение ряда лет (94-95 26 и 24% соответственно). В 1998 году третьим по объему импорта корейских товаров стал Китай, потеснив страны Европейского Союза. Как и прежде, основными статьями импорта для Южной Кореи остаются сырьё, материалы и оборудование для экспортного производства и продовольствие.
Начиная с 90-х гг., Корея значительно расширила список импортируемых товаров, на ввоз которых можно получить автоматическую лицензию. В результате круг товаров, на которые были сняты импортные ограничения, резко увеличился. Сегодня почти на весь импорт промышленных товаров (99,9%) можно получить автоматическое разрешение, что ставит Корею в один ряд с большинством индустриально развитых стран Запада.
Общий уровень либерализации импорта достиг в 1992 г. 98,1% приблизившись к показателям многих развитых стран. В настоящее время из общего количества в 10417 наименований товаров, перечисленных в корейском импортном классификаторе, только на 196 нельзя автоматически получить лицензию. [6]
Таблица №5
Товарная структура импорта РК (млн. вон).
1988 | 1992 | 1996 | 2000 | |
Продовольствие | 2290 | 2945 | 3130 | - |
Сырье и материалы | 7749 | 11345 | - | 14864 |
Минеральное топливо | 5986 | 9344 | 12932 | 16056 |
Овощи | 175 | 218 | 284 | - |
Химические продукты | 6272 | 7345 | - | 8179 |
Машиностроение и транспорт | 18242 | 25690 | 28287 | 31540 |
Источник: [9, c. 94]
Из анализа таблицы видно, что основными товарами, которые импортирует Корея, являются: машины, станки, нефть, сталь, удобрения, зерно, текстиль. Доля минерального топлива в структуре импорта страны увеличилась в 3 раза (с 5900 до 16000), а машиностроения почти в 2 раза (с 18000 до 32000).
Несмотря на то, что Корея является крупным импортером сельскохозяйственной продукции, ее сельскохозяйственные рынки очень чутко реагируют на любое иностранное участие. В Корее, так же как и в США, ЕС и Японии, сельскохозяйственная политика зачастую приводит к возникновению социальных и политических проблем, что затрудняет либерализацию этой отрасли. Если в результате импорта произойдет внезапное падение цен на продукты питания отечественного производства, экономическое положение местных фермеров осложнится самым серьезным образом, а нарушение существующего баланса цен может таить потенциальную опасность для корейского общества.
Таблица №6
Оборот млрд. $ | Экспорт РФ в РК | Импорт РФ из РК | Сальдо ВТО | |
1993 г. | 1,5 | 0,9 | 0,6 | 0,3 |
1994 г. | 2,1 | 1,2 | 0,9 | 0,3 |
1995 г. | 3,3 | 1,8 | 1,4 | 0,4 |
1996 г. | 3,7 | 1,8 | 1,9 | -0,1 |
1997 г. | 3,3 | 1,5 | 1,8 | -0,3 |
1998 г. | 2,1 | 0,9 | 1,1 | -0,2 |
1999 г. | 1,7 | 0,9 | 0,8 | 0,1 |
2000 г. | 2,2 | 1,2 | 0,9 | 0,3 |
Источник: [1, c. 261-268]
Анализ таблицы следует разделить на 2 этапа – до 1997-99 гг. и после. Начиная с 1993 внешнеторговый оборот между двумя стран неуклонно возрастал (1993 1,5 млрд. $, в 1996 – 3,7 млрд. $), что было обусловлено ростом экономических показателей в РК и России. В эти годы экспорт высокотехнологичного оборудования, компьютеров и автомобилей в Россию увеличился в несколько раз, что и отразилось на общей динамике. В это же время Россия продолжала наращивать поставки природного газа, угля и сырой нефти, при этом Корея по этим показателям вышла на 6е место по общему импорту сырья из России.
Пагубное влияние на развитие двухсторонней торговли оказал валютно-финансовый кризис в Азии и России 1997-1998 года. Объёмы внешней торговли сократились, по сравнению с докризисными, в 2 раза, что стало предметом межправительственной встречи 30 марта – 3 апреля 1999 года в Сеуле. Стороны договорились о дальнейшем увеличении сотрудничества в сфере торговли и увеличении товарооборота (2000 г. – 2,2 млрд. $).
Российский экспорт в Южную Корею остается преимущественно сырьевым; основной удельный вес в его структуре занимают (в млн. долларов в 1999 г.): алюминий и изделия из него — 121; мясо и филе морских рыб и морепродукты — 89; капролактам — 84; металлолом черных металлов — 74; никель и изделия из него — 66.
Импорт из РК состоит, в основном, из готовых изделий; его ведущими статьями являются (в млн. долларов в 1999 г.): машины и механизмы — 87; морская буровая платформа — 79; цветные телевизоры — 68; легковые автомобили и микроавтобусы — 71; нефть и нефтепродукты — 64.
Динамика взаимного товарооборота в последние годы сопровождается нарастанием ряда отрицательных тенденций и проблем (недостаточные пропускные возможности российских дальневосточных портов, высокие транспортные тарифы и нехватка у российских участников торговли валютных средств для обслуживания импорта из Республики Корея и т.д.).
Основной причиной сокращения российского экспорта в РК и всего товарооборота в последние годы, помимо экономических трудностей в обеих странах, стали тарифные и нетарифные ограничения, введенные корейской стороной по некоторым российским товарам. Потери российских экспортеров от подобных односторонних действий Кореи по двутавровым балкам, карбонату натрия, электротехнической стали и др. составили, как минимум, 250-300 млн. долларов.
Правовой основой российско-южнокорейского инвестиционного сотрудничества является Соглашение между Правительствами бывшего СССР и Южной Кореи о поощрении и взаимной защите инвестиций от 25.XII.90, предусматривающее взаимное предоставление сторонами национального режима инвесторам из обеих стран на территории друг друга. Важным документом, определяющим условия двустороннего инвестиционного сотрудничества, является Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 16 ноября 1992 г.
Правительство Южной Кореи, формально заявляя о равных условиях инвестирования для южнокорейских фирм в России по сравнению с третьими странами, на практике продолжает строго контролировать их, сдерживая инвестиционные усилия местных компаний под разными предлогами, в частности, ссылаясь на политическую нестабильность и экономический кризис в РФ. На капиталовложения в РФ до сих пор не распространяется система государственного страхования и кредитования, в связи с чем южнокорейские компании вынуждены продвигать свои проекты в России “на свой страх и риск” или страховать их по завышенной ставке, что удорожает себестоимость и делает многие проекты нерентабельными.
Южнокорейские деловые круги по-прежнему сохраняют скептическое отношение к инвестированию в России, ссылаясь на весьма обременительный налоговый режим, несовершенство законодательной базы в нашей стране. Реализацию крупнейших инвестиционных проектов корейская сторона увязывает с предоставлением ей российской стороной беспрецедентных налоговых, таможенных и других льгот, выходящих за рамки действующего в России законодательства.
Совместный комитет по вопросам торговли, (Министерство торговли РФ, председатель Российской части — Р.Ф. Пископпель, замминистра). Создан в соответствии с протоколом от 02.VI.94 между МВЭС и Министерства торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи. Последнее, III заседание комитета состоялось 21-23 апреля 1999 г. в Москве. На заседании достигнуты договоренности по широкому кругу вопросов восстановления и дальнейшего увеличения объёмов российско-корейского товарооборота (пересмотр корейской стороной по нашей просьбе антидемпинговых мер в отношении отдельных российских товаров, установление сотрудничества в области борьбы с незаконными финансовыми и валютными операциями, использование потенциала дальневосточных регионов России для расширения двустороннего сотрудничества, вступление России в ВТО).
По прогнозам, торговый оборот между Россией и Южной Кореей к концу 2002 года достигнет 3.5 миллиардов долларов. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Касьянов, открывая переговоры с премьер-министром Южной Кореи Ли Хан Доном. После кризисов, постигших Россию и Корею в 1997-1998 годах, двум странам удалось восстановить нормальную торговлю, считает М. Касьянов. В 2000 году двусторонний торговый оборот составлял $2.2 млрд., а за 9 месяцев 2001 года он составил $2.2 млрд. По мнению премьер-министра РФ, Россия и Корея имеют потенциал для активного развития экономического сотрудничества. Этому, в частности, должен способствовать первый в истории визит в Россию южнокорейского премьер-министра, проходящий в дни 10-летия установления дипломатических отношений между Россией и Кореей. [http://www.infoport.ru]
Заключение
На основе выполненной работы можно выделить и сформулировать основные положения и выводы.
Не вызывает сомнения, что роль и место внешних экономических связей должны измениться, тем более что возможности для дальнейшего экстенсивного роста экспорта уже практически исчерпаны. Прошло время для опережающих темпов либерализации внешнеэкономических связей. На первый план выходят такие направления, как обеспечение необходимого уровня защиты внутреннего производства, содействие развитию экспорта наукоемкой продукции и услуг, защита интересов южнокорейских участников ВЭД на внешнем рынке.
Необходимо также предусмотреть определенное ужесточение системы государственного регулирования ВЭС, не входя при этом в противоречие с принятой в мире практикой и с общим курсом на либерализацию.
Необходимо в максимально сжатые сроки отладить и механизм применения традиционных мер антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также защитных мер. Весьма важно также в короткий срок упорядочить ввоз необлагаемых практически никакими налогами товаров, поставляемых в рамках так называемой неорганизованной торговли.
В то же время не исключено, что в условиях нынешнего кризиса корейского производства могут понадобиться и более кардинальные решения, предусматривающие введения на период структурных преобразований целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних производителей и создающих для сбыта их продукции льготные условия.
Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части внешнеторговой деятельности нашла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи: развития экспорта и совершенствования его структуры; защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, главным образом с помощью экономических методов.
Среди основных мер, предусмотренных в области внешней торговли РК, необходимо выделить принятые программы развития экспорта и развитие системы кредитования и страхования экспорта, разработку процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и нормам ВТО, снижение экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета.
Вместе с тем уже сейчас становится ясно, что вышеперечисленные пункты программы отнюдь не обеспечивают реализацию всего комплекса задач, стоящих перед внешнеэкономическими связями на сегодняшнем этапе. Они лишь намечают основные пути начала движения. Конкретные механизмы пока лишь обозначаются. В случае же их оптимальной отработки внешнеэкономическая сфера может стать реальным, весомым фактором перестройки корейской экономики, восстановления и роста ее производственного потенциала после валютно-финансового кризиса 1997-98 гг. и террористических атак на США в 2001 г.
В модели экономического развития Республики Корея ориентация на удовлетворение потребностей внешнего рынка занимает центральное место. Для стимулирования экспортоориентации были предприняты различные меры, например создание специальных организаций по содействию экспорта, изменение курса обмена в пользу экономического производства, освобождение фирм, производящих продукцию для экспорта, от налогов и выдача им субсидий и кредитов на льготных условиях.
В процессе развития экспортного производства произошли радикальные перемены в самом составе товарного экспорта и в структуре национальной экономики. В целом наблюдается тенденция уменьшения удельного веса первичной и обрабатывающей продукции, соответственно увеличения доли продукции отраслей тяжелой промышленности.
2001 год показал что рост южнокорейского экспорта находится под угрозой. Мировой экономический спад продолжается, вследствие внезапных террористических атак в Нью-Йорке 11 сентября. В настоящее время, правительство страны предпринимает огромные усилия, чтобы исправить негативную ситуацию во внешней торговле страны и не допустить ее ухудшения.
Список литературы:
1. Андрусенко, Кравченко – “Аналитический справочник Полпред”. – Москва. “Пик Винити”, 1999 – 515с.
2. А.Г. Мовсесян - “Мировая экономика” г. изд. “Финансы и статискика” - 2001 – 364 c.
3. Т. Грис - “Мировая экономика, экономическая интеграция, глобализация рынков”, С-Пб., 2001 – 428 с.
4. В.К. Ломакин – “Мировая экономика” - Москва, 1998 – 428 c.
5. З.М. Окрут, Фам За Минь – “Модель экономического развития Южной Кореи” - Москва. “Финансы и статистика”, 1992 – 95 с.
6. Кобицкий - "Коpея: сегодня и завтpа" - Москва, 1994.
7. Наумов Д.А. - “Статистический справочник - страны мира” - Москва 1999.
8. Погорлецкий – “Экономика Зарубежных стран” - С-Пб. “Издательство Михайлова В.А.”, 2000 г. – 491 с.
9. Wontack Hong - “Trade and growth, A Korean perspective”, Seul, SongBow Korea, 1998 г. – 274 с.
10. “Korean overview” //”Korea Newsworld”, 2001 12 – стр. 14-17.
11. “Semiconductors” //“Korea IT revolution”, 1999 3 – стр 4-8.
12. Аналитические материалы корейского культурно-информационного центра. (Г. Москва. Ул Марксистская д 34, п. 3, эт. 3)
I. Особенности экономического развития Южной Кореи
Качественные изменения положения Южной Кореи в мировом хозяйстве произошли буквально на глазах одного поколения. Южная Корея — часть Кореи, освобожденной от японской колонизации и оказавшейся разделенной после Второй мировой войны. В середине 50-х годов по уровню экономического развития она относилась к группе отсталых стран: ВВП на душу населения не превышал 100 долл.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!