Специфика социальных сетей и процесс конвергенции — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Специфика социальных сетей и процесс конвергенции

2020-04-01 264
Специфика социальных сетей и процесс конвергенции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для понимания специфики производства в конкретных отраслях промышленности часто выделяют внутри него наиболее важные стадии, которые технологически не связаны друг с другом. Это позволяет анализировать каждый этап деятельности более внимательно, яснее представлять его специфику и находить пути оптимизации для каждой стадии производства. Для структурирования стадий производства современная наука предлагает концепцию «вертикальной производственной цепочки», которую компании выстраивают для лучшего понимания своего производственного процесса, корпоративной стратегии и возможностей роста.

Применительно к социальным сетям данная концепция дает возможность определить крупные и ключевые стадии производства, которые в результате связывают производителей с потребителями.

В медиаиндустрии первая стадия - это производство содержания. Для всех СМИ это означает работу создателей текстов и аудиовизуального ряда - журналистов, писателей, режиссеров, актеров, музыкантов. В некоторых случаях (например, в Интернете) содержание может сразу востребоваться аудиторией, однако чаще всего следующей стадией становится стадия «упаковки» содержания. На стадии «упаковки» газетные или журнальные статьи объединяются в одном номере газеты или журнала. В телеиндустрии разные типы программ - и произведенные самой телестанцией (новости, студийные программы), и закупленные у внешних производителей (кинофильмы, сериалы, музыкальные видеоклипы) - формируются в единую программу. Аналогичные процессы происходят и на радиостанции, и на кабельной сети. На этом этапе уже проявляются заметные различия между секторами СМИ, определяющие их особенности.

Для определения технологических процессов в современном обществе и их влияния на социальные сети, основным и одновременно наиболее бесспорным представляется конвергенция.

Конвергенция (от лат. converge - сближаться, сходиться) - термин, уже давно принятый в биологии, этнографии, языкознании для обозначения аналогичных процессов схождения, взаимоуподобления. Исходя из этого же значения западные философы и социологи в 1950-х годах начали употреблять понятие конвергенции в общественно-политических науках. Опираясь на достижения научно-технического прогресса, они высказали предположение о постепенном сглаживании различий между капиталистическими и социалистическими обществами.

Структурные изменения, происходящие в последние десятилетия в СМИ и медиаиндустрии, основываются на изменениях в технологической сфере. Речь идет, прежде всего, о переводе содержания во всех его формах - текстовой, графической, звуковой - в цифровую форму. Цифровизация содержания (от англ. digitalization, в русском переводе возможен также термин «оцифровка»), означает перевод всех типов содержания СМИ в цифровой формат, понятный современным компьютерам, что позволяет содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации. В результате Интернет из сети, технически соединяющей множество компьютеров, превращается в особую инфокоммуникационную среду, где цифровое содержание «старых» СМИ дополняется контент-продуктами и услугами, предоставляемыми только новыми медиа. Ни время, необходимое для распространения печатных изданий, ни финансовые ресурсы, затрачиваемые на организацию распространения, ни пространство, ограничивающее передачу телевизионного и радиосигнала, не являются более преградами ни для тех, кто создает информацию, ни для тех, кто ее потребляет. Цифровизация, устраняя различия между прежде разными СМИ и уравнивая все типы медиаконтента, создает реальную основу для конвергенции массмедиа.

Сегодня исследователями СМИ и журналистами конвергенция рассматривается как комплексный процесс, осуществляемый сразу в нескольких измерениях.

Это определение иллюстрирует и рис. 1, на котором изображены «Три «К» конвергентных медиа, приравниваемых многими исследователями практически к новым медиа. Как отражено, пересечение двух индустрий дает более простые примеры конвергенции, пересечение трех - более продвинутые, сложные и многоуровневые. Именно на стыке телекоммуникационных сетей, компьютерных технологий и контента СМИ достигается наиболее совершенная на сегодняшний день форма конвергенции - Интернет.

 

Рис. 1. «Три «К» конвергертных СМИ

 

Очевидно, что конвергенция - это интеграционный мегапроцесс, в рамках которого происходят слияние, взаимодействие и интеграция различных процессов. Поэтому и сам термин «конвергенция» представителями различных школ медиаисследований рассматривается с разных сторон, с преимущественным вниманием к различным проявлениям. Первичное определение конвергенции, несомненно, связано с технологической природой процесса, с возникновением новых платформ для производства, распространения и потребления медиаконтента. Для многих исследователей, очевидно, что конвергенция суть основа появления новых медиа, и сам термин «конвергентные СМИ» - практически синоним терминов «новые медиа», «мультимедийные СМИ».

Технологическое развитие, лежащее в основе процесса конвергенции СМИ, приводит и к новым явлениям в медиаэкономике и журналистике, что позволяет выявить несколько уровней этого процесса - технологический, экономический/индустриальный и профессиональный.

Важнейшее последствие технологического развития конвергенции - значительное обогащение информации, распространяемой посредством сетей. В текущем столетии конвергентное содержание - это не только текст и картинка, но уже мультимедийное цифровое содержание, распространяемое телекоммуникационными сетями, аудио и видеопродукты высокого технического качества. Именно поэтому в основе конвергенции был и остается уровень технического развития страны, определяемый через такие важнейшие индикаторы информационно-коммуникационного сектора, как насыщенность компьютерами и мобильными телефонами, а также пропускная способность компьютерных сетей (табл. 2).

По существу для потребителей СМИ важнейшим критерием выбора является характер содержания, созданного прессой или вещанием. В последнее время все чаще синонимом содержания выступает «контент» -понятие, пришедшее из терминологического аппарата именно новых СМИ.

Содержание, контент (от англ. Content - содержание) в медиаиндустрии рассматривается как любые данные - текст, звук, зрительные образы или комбинация мультимедийных данных, представленные в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях, таких как бумага, микрофильм, магнитные или оптические запоминающие устройства. Согласно основному положению медиаэкономики именно содержание является основным продуктом СМИ, который производится для последующей реализации на рынке товаров. Вторым рынком, на котором действуют СМИ, является рынок услуг: здесь медиапредприятия предоставляют рекламодателям услугу «доступа» к (целевым) аудиториям.

Аудитория, «потребляющая» содержание, обменивает на него свои редкие ресурсы - деньги и время. В последние годы понятие «время» уточняется: важнейший ресурс аудитории, интересующий как медиаорганизации, так и рекламодателей, это - ее внимание, являющееся производной от времени. Однако оценить внимание существенно сложнее, чем измерить время, поэтому в исследованиях аудитории в качестве основного критерия измерения по-прежнему присутствуют показатели времени, затраченного на потребление СМИ.

Несомненно, история развития СМИ прямо связана с прогрессом технологий, более того, она им порождалась и двигалась. Известный принцип Ю. Рейтера «следуй за кабелем», положенный в основу рыночной стратегии британского информационного агентства Reuters, отражает эту связь в полной степени. Но по мере заполнения «ниш» на рынке СМИ воздействие технологий на социальные сети становилось более сложным и опосредованным. Уже в XX в. ИКТ перестали быть просто стимулирующей силой, которая, по выражению британского исследователя Р. Уильямса, «или сама создает новый образ жизни, или предоставляет основу для его создания». Технологии коммуникаций дают результат только тогда, когда они заинтересовывают общество, становятся им востребованными. Воплощение технологии в жизнь ставится в прямую зависимость от социальных потребностей общества: даже если экономический уровень развития оказывается достаточен для внедрения новой информационной и коммуникационной технологии, для ее массовой реализации необходимы новые потребности социальной коммуникации. Однако, с точки зрения Р. Уильямса, прежде всего речь идет о коммуникационных потребностях армии и бизнеса, и только потом о нуждах и запросах рядовых потребителей.

Главное направление внедрения ИКТ - сфера бизнеса, где использование онлайновых интерактивных коммуникаций существенно сокращает затраты на менеджмент, логистику, производство. При этом Интернет приобрел черты, ставшие важными и для сферы журналистики:

×   существование контента в цифровой форме, что стимулировало процесс конвергенции, - компакт-диски, цифровое видео, web-публикации и т.п.;

×   необычайная емкость содержания, его мультимедийность и гипертекстуальность;

×   интерактивность и двусторонность коммуникации в Интернете, что, во-первых, ведет к исчезновению централизации источников и, во-вторых, порождает большую свободу потребителя информации выбирать и изменять цифровой контент.

По существу все традиционные СМИ с момента возникновения занимались производством содержания, представленного в разных формах - газетных, журнальных, радио и телематериалов разных жанров. Первоначально журналисты сами были производителями содержания, опирались преимущественно на собственные силы. Первые газеты - это предприятия «полного цикла», в которых практически все материалы создавались их журналистами, а информация сторонних авторов почти не использовалась. По мере развития систем СМИ формировались и такие предприятия медиаинфраструктуры, которые предлагали информационные продукты или для существовавших СМИ, или напрямую аудитории. Каналы распространения содержания множились, и наряду с традиционными СМИ - газетой, журналом, телевидением, радио - стали включать и другие возможности. Так, киноиндустрия или звукозаписывающий сектор, помимо предоставления программ для телевидения и радио, может предлагать свои «продукты» в кинотеатрах или на индивидуальных носителях - аудио и видеокассетах, компакт-дисках, DVD.

В последние десятилетия, когда в наиболее развитых странах заговорили о цифровой революции, о господстве Интернета, о торжестве новых медиа, появились предположения если не о смерти, то, во всяком случае, о начале кризиса традиционной журналистики. Индивидуальный выбор новостей, возможный благодаря расширенному предложению кабельных операторов, появлению систем в платном ТВ, прямым спутниковым телетрансляциям и Интернету, возросшая коммуникационная активность граждан, сегментация аудиторий - эти и другие явления стали реальными в практике СМИ. Особый интерес вызвало появление активных аудиторий - продвинутых пользователей, которые не только обладают развитыми навыками пользования техникой, но и базовыми компетенциями создания содержания. Активные аудитории принимают на себя часть творческих и социальных функций журналистов по производству контента, который благодаря появлению социальных сетей с легкостью находит своих потребителей.

Растущая вовлеченность аудитории в процесс производства и медиации контента придает ей новые качества, которые позволяют называть современных пользователей продюсерами (от англ. Producer - производитель и consumer - потребитель).

Последствия конвергенции для профессии журналиста проявляются в нескольких формах.

Во-первых, она приводит к слиянию прежде достаточно отдаленных и разобщенных журналистских специализаций. Создавая сегодня свой текст, журналист может предложить его и газете, и онлайновому изданию, и телетекстовой службе информации телеканала. В результате становится трудно определить, о каком же конкретно СМИ идет речь. В рамках прежних представлений практически невозможно дать единое определение таким проявлениям журналистской деятельности, как радио в Интернете, журналистский текст на компакт-диске, видеофильм, заказанный зрителем на свой телевизор по каналу кабельного ТВ, электронное рекламное сообщение, принятое миниатюрным коммуникатором, совмещающим функции карманного калькулятора и персонального компьютера. В новой инфокоммуникационной среде происходит переадресация функций старых СМИ новым, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возникают возможности получать одинаковое содержание разными каналами. В итоге радикально меняются прежние представления о каналах коммуникации и информации.

Во-вторых, изменяются требования к самому журналисту. Современные профессиональные требования к журналистам предполагают наличие у них мультимедийных навыков - умения производить конвергентные материалы для любого СМИ. Тем самым журналист, должен приобретать навыки фотокорреспондента, телеоператора, звукорежиссера, но при этом он становится мультифункциональным, универсальным специалистом. Причем речь идет не только о навыках работы с разными формами текстов, но и о чисто прикладных технических навыках, когда для основных современных видов цифровой техники («железа») должно сопровождаться владением базовыми пакетами программ («софта»), используемых в конвергентных редакциях. Требования цифровой эпохи побуждают журналистов приобретать новые знания и в сфере переработки и менеджмента информационных потоков. Таким образом, журналист, работающий для конвергентных СМИ, - это специалист, обладающий интегральными компетенциями в технической и управленческой сферах.

В-третьих, конвергенция СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов, ведет к рождению новых интегрированных жанров - инфотейнмента (это способ подачи информации с оттенком развлекательности) и эдютейнмента (цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы, и др.). Технологическая основа этого процесса не вызывает сомнения: именно компьютерные сети впервые в истории объединили игры с обучением, новости с развлечением, проложив дорогу конвергенции в жанрах и форматах содержания СМИ.

Важнейшие достижения процесса конвергенции в России - пользование Интернетом и мобильной телефонией - существенно расширили доступ россиян к информации.

Укреплению положения Интернета в системе российских СМИ способствует и его растущая популярность в качестве рекламоносителя. Рынок российской интернет-рекламы в последние годы развивался динамично и поступательно. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, динамика роста этого сегмента рекламного рынка самая высокая, его темпы в два раза выше, чем в традиционных СМИ.

С точки зрения журналистики конвергенция оказывается выгодной прежде всего крупным концернам и медиаорганизациям, которые добиваются лучших результатов, создавая мультимедийные редакции и многократно используя собственный контент внутри своих структур. Такие примеры еще нечасты в российских массмедиа, однако создание и функционирование мультимедийной редакции в «РИА Новости», или организация повторного использования онлайнового содержания в печатных СМИ в РБК, или покупка концерном «Проф- медиа», специализировавшимся в традиционных СМИ, ведущего предприятия интернет-сектора «Рамблер», становятся проявлениями этого тренда и в российской медиаиндустрии.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.