Глава 1. Сущность, процесс и стадии социализации человека — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1. Сущность, процесс и стадии социализации человека

2020-04-01 135
Глава 1. Сущность, процесс и стадии социализации человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социализация человека


ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная психология как наука, изучающая личность в спектре своих возможностей, прежде всего, замечает, а затем выделяет и исследует так называемый процесс социализации личности.

Сам термин “социализация личности”, как и большинство терминов этой науки, не имеет однозначного определения и, тем более, толкования. В разных словарях и в разных публикациях, в зависимости от специализации авторов, излагаются самые разные версии. В современной отечественной социальной психологии вместе с термином “социализация личности”, нередко в качестве его синонима, выступают термины: “формирование личности, воспитание личности, становление личности ” и другие. Иногда три последних термина действительно адекватно передают некоторые оттенки социализации человека, но только некоторые, и при этом захватывают (привносят) некое свое, собственное содержание, которое к обсуждаемому процессу имеет лишь косвенное отношение или, в лучшем случае, сопровождающее исследуемое явление. Например, понятие “формирование личности” представляется действительно более широким, чем социализация, которая характеризует лишь некоторые особенности формирования активно вступающего в жизнь субъекта деятельности.

Понятие “воспитание личности” - содержит, в основном, педагогически организованное воздействие на того же субъекта, в котором могут быть использованы и элементы социализации. И, наконец, ”становление личности” характеризует, прежде всего, самоактивность личности, ее субъектную социализацию, формирование в себе определенных черт, а также процессы самовоспитания.

Как видим, ни один из трех последующих терминов не раскрывает его полностью и даже не уточняет некоторых составляющих элементов.

Г.М. Андреева, не критикуя употребление термина “социализация”, интуицией улавливает, “что это ни что иное, как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей” и т.д. [3, С. 339].

Одновременно “социализация” - это не традиционная гоминизация Л.С. Выготского, - утверждает Г.М. Андреева, - который спорил с Жаном Пиаже против изображения ребенка как существа, которому предстоит пройти путь “гоминизации”. Как известно, Л.С. Выготский считал, что, родившись, человек уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей и т.п.

На взгляд Г.М. Андреевой, “социализация” ближе к развитию личности, чем к воспитанию.

Социализация - сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.


Глава 1. СУЩНОСТЬ, ПРОЦЕСС И СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Глава 2. ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

ВЫВОДЫ

 

Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация - это процесс играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Воспитание (в его традиционном понимании) - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность (группу) в целях формирования у неё общественно необходимых социальных ориентаций, сознания и поведения. Система восипитания как бы упорядочивает процесс социализации, придаёт ему стройность, целеустремлённость. Процессы социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи, взаимообусловленности.

В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Причины появления противоречий в сфере социализации и вопитания молодёжи:

. Существования остаточных явлений предыдущего общества, которое под воздействием реформ трансформируется в новое социально-экономическое, политическое и духовное общественное устройство.

. Действие объективных законов современного общества, неизбежность борьбы нового со старым, прогрессивного с консервативным.

Так в условиях реформирования системы образования стало проявляться противоречие между возрастающими требованиями теоретико-методологического, проблемного характера обучения и неумением преподавателей и учащихся пользоваться методологией науки и творчески воспринимать информационные потоки. Живучесть консервативных тенденций и стереотипов в жизнедеятельности людей является достаточно сильной и распространённой.

. Нарушение объективных законов общественного развития, нравственных, правовых и политических требований общества. Противоречия, вытекающие из реальных общественных отношений, по субъективным причинам порою недооцениваются, своевременно не блокируются и не разрешаются. В результате они превращаются в фактор торможения процессов общественного развития, почву, на которой могут возникать конфликты.

Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явилось следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания.

Реальная жизнь показывает что, только целенаправленное комплексное исследование закономерностей и противоречий становления и развития личности создаёт научную основу для осуществления мер по социализации, воспитанию молодёжи и управлению этим процессом. Игнорирование, поверхностное изучение реальных противоречий в процессе социализации человека может нанести ущерб его формированию.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агапов В.С. Становление «Я - концепции» личности: теория и практика. - М., 1999. - 164 с.

. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на- Дону, 1998. - 448 с.

. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 - 60 гг. XX века. (Тексты). - М., 1986. - С. 131-140.

. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы.// Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. - 1987. - № 2. - С. 60-72.

. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родителъских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории. - М., 2000. - 143 с.

. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. - М., 1996. - 304 с.

. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. - М., 1990. - 169 с.

. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М., 1990. - 367 с.

. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок - какой он есть. - М., 1999. - 429 с.

. Берис Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. М., Прогресс, 1986. - 422 с.

. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек. - Ставрополь, 2000. - 152 с.

. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1992. - 400 с.

. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. - 1976. - № 6. - с. 45.

. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 1968. - 464 с.

. Бондаренко ЕЛ. О психическом развитии ребенка. - Минск, 1974. - 144 с.

. Брагина Т.Н. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте. - Новосибирск, 2000. - 159 с.

. Браун Дж.. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001. - 352 с.

. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. - 134 с.

. Выготский Л.С. История развитие высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. - М., 1983. - 265 с.

. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. - М., 1982. - 280 с.

. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240 с.

. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. Вопросы психологии. - 1992. - № 1 - 2. - с. 22 - 33.

. Деркач А.А., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. - М., РАУ, 1993. - 156 с.

. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов. Вопросы психологии. - 1995.-№ 3. - с.24 -31.

. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта.: Диссертация канд. псих. наук. - М.а 1995. - 222 с.

. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998. - 336 с.

. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000. - 224 с.

. 3емская М. Семья и личность. - М., 1986. - 224 с.

. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. - М., 1999. - 188 с.

. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

Социализация человека


ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная психология как наука, изучающая личность в спектре своих возможностей, прежде всего, замечает, а затем выделяет и исследует так называемый процесс социализации личности.

Сам термин “социализация личности”, как и большинство терминов этой науки, не имеет однозначного определения и, тем более, толкования. В разных словарях и в разных публикациях, в зависимости от специализации авторов, излагаются самые разные версии. В современной отечественной социальной психологии вместе с термином “социализация личности”, нередко в качестве его синонима, выступают термины: “формирование личности, воспитание личности, становление личности ” и другие. Иногда три последних термина действительно адекватно передают некоторые оттенки социализации человека, но только некоторые, и при этом захватывают (привносят) некое свое, собственное содержание, которое к обсуждаемому процессу имеет лишь косвенное отношение или, в лучшем случае, сопровождающее исследуемое явление. Например, понятие “формирование личности” представляется действительно более широким, чем социализация, которая характеризует лишь некоторые особенности формирования активно вступающего в жизнь субъекта деятельности.

Понятие “воспитание личности” - содержит, в основном, педагогически организованное воздействие на того же субъекта, в котором могут быть использованы и элементы социализации. И, наконец, ”становление личности” характеризует, прежде всего, самоактивность личности, ее субъектную социализацию, формирование в себе определенных черт, а также процессы самовоспитания.

Как видим, ни один из трех последующих терминов не раскрывает его полностью и даже не уточняет некоторых составляющих элементов.

Г.М. Андреева, не критикуя употребление термина “социализация”, интуицией улавливает, “что это ни что иное, как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей” и т.д. [3, С. 339].

Одновременно “социализация” - это не традиционная гоминизация Л.С. Выготского, - утверждает Г.М. Андреева, - который спорил с Жаном Пиаже против изображения ребенка как существа, которому предстоит пройти путь “гоминизации”. Как известно, Л.С. Выготский считал, что, родившись, человек уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей и т.п.

На взгляд Г.М. Андреевой, “социализация” ближе к развитию личности, чем к воспитанию.

Социализация - сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.


Глава 1. СУЩНОСТЬ, ПРОЦЕСС И СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.