Изображение птицы в русской народной вышивке — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Изображение птицы в русской народной вышивке

2020-04-01 194
Изображение птицы в русской народной вышивке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Русская народная вышивка ярко отражает духовную жизнь народа, его художественную культуру, является богатейшим национальным наследием. Она представляет большую эстетическую и историческую ценность широким кругом тем, богатством и разнообразием традиционных мотивов. Этот вид народного искусства на протяжении столетий сохраняет художественную выразительность наиболее типичных и реалистических в своей основе изображений, строгую обобщенность и монументальность образов, созданных в многочисленных вариантах, единство композиционного строя, разнообразие колористических решений - от сдержанных одноцветных до ярких красочных сочетаний.

Вышивка - искусство орнаментальное. Орнамент в вышивке, как и в других произведениях декоративно-прикладного искусства, состоит из отдельных мотивов: геометрических, растительных, нередко включает в себя фигуры людей и животных, обобщенное изображение зданий и даже пейзажи. Но все эти мотивы, нередко находящие себе прообразы в окружающей действительности, передаются в орнаменте совсем иначе, чем в живописи. Они решаются плоскостно и многократно повторяются в едином ритмически построенном узоре.

Народная вышивка Русской земли отличается глубокой самобытностью и необыкновенной устойчивостью местных традиций. Обширный круг ее архаических сюжетов в пережиточной форме отражает древние славянские верования, связанные с культом плодородия, с поклонением силам и явлениям природы - солнцу, земле, растениям, воде. Эти весьма своеобразные изображения представляют интерес своими редко встречающимися или совсем неизвестными древними орнаментальными мотивами. Традиционные древнеславянские сюжеты изучены и расшифрованы многими исследователям, но семантика целого ряда неопубликованных и необычайно важных изображений вышивки еще нуждается во всестороннем рассмотрении. «Полного сохранения первоначального смысла этих сюжетов в крестьянском мировоззрении XIX столетия быть не может».

Вышивка относится к интереснейшей области человеческой деятельности и имеет очень давнее историческое прошлое. Возникнув в эпоху первобытной культуры, она донесла орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них, в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга, наподобие пиктографического рисунка, являлись условными знаками, символами солнца, и считались священными изображениями.

Сюжеты узоров разнообразны. Сюжет и мотив нередко совпадают друг с другом. Мотив, ограниченный конструкцией, размерами предмета, не повторяется (например, единичное изображение всадника или птицы, данное в крупном плане на конце полотенца) или же один мотив, многократно повторенный, составляет раппорт узора.

Сюжет, однако, представляет более широкое понятие, чем мотив, и может состоять (особенно в сложных композициях) из нескольких мотивов.

К орнаменту чаще всего применяют тематическую классификацию, выделяя геометрический, животный, растительный и антропоморфный орнамент. Иногда выделяют еще тератологический орнамент, изображения небесных светил, предметы материальной культуры и т.д. Эта классификация применима для первичной систематизации материала, хотя она не исчерпывает всего богатства орнаментальных мотивов. Она крайне условна, так как существуют смешанные и переходные группы орнамента. Несовершенство ее заключается еще и в том, что в одной группе объединяются мотивы разного времени и происхождения. Поэтому при рассмотрении всего многообразия орнаментальных форм часто используется эта классификация для выделения лишь крупных орнаментальных групп, внутри которых имеются подгруппы или подтипы орнамента, основанные на других признаках: близости сюжета, характера его трактовки (стилистических особенностей), композиции, а также техники выполнения орнамента, материала, цветовой гаммы.

«Полотняный фольклор» драгоценен для нас сохранением глубокой архаики. Русская, преимущественно северная, вышивка, - это сокровищница больших и малых мифологических сюжетов.

Отложение в вышивке очень ранних пластов человеческого религиозного мышления (вроде мезолитического культа небесных оленей) объясняется ритуальным характером тех предметов, которые покрывались вышитым узором. Женская одежда и орнаментация постельных принадлежностей (подзоры) связаны большей частью со свадебным ритуалом, насквозь пронизанным магическими заклятиями, формулами и символическими «письменами» узоров. Таковы подвенечные кокошники невест, рубахи, накидки на свадебные повозки и многое другое. Специально ритуальным предметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. На полотенце подносили хлеб-соль, полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гроб с покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце - «набожнике» помещали иконы.

Обрядовая роль полотенца достаточно хорошо выявлена нашими этнографами.

В русских деревнях во время больших общественных несчастий не только строили всем миром в один день «обыденные храмы», но и ткали и вышивали «обыденные полотенца». Во время полуязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Этнографам известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца.

Вышивки русского Севера сохранили еще одну полную параллель фольклорным рассказам о смене жертвенного ритуала - во многих записях наряду с оленями или лосями фигурируют птицы: лебеди, гуси, утки, глухари. Известны предания, согласно которым «выпускалась на волю пара лебедей, а вместо них закалывалась пара домашних животных»

В ряде случаев появление жертвенных птиц, как и оленей, приурочено к празднику Рождества Богородицы 8 сентября. Это, по всей вероятности, объясняется тем, что именно в сентябре, перед дальним перелетом птиц, наши предки ловили подросший молодняк тенетами и перевесами. Отпуск на волю двух пойманных лебедей (семейной пары) был своего рода магической жертвой охотников божествам неба, совпадавшей по времени с осенним праздником урожая, древним праздником рожаниц.

Пара птиц является почти обязательным дополнением к центральной женской фигуре трехчастной композиции в традиционной народной вышивке, и, кроме того, существует много вышивок, изображающих только женщину с большими птицами в руках или по сторонам ее. Вот этот последний тип вышивок (женщина без всадников, но с птицами) наиболее достоверно связывается с осенним обрядом выпуска на волю двух птиц. Вышивальщицы почти всегда изображали одно крыло птицы приподнятым, что говорило о готовности взлететь, иллюстрируя обряд отпуска птиц.

Календарным ориентиром в вышивке, по мнению Б.А. Рыбакова, может является двуголовая птичка около головы всадника. Подобные птицы, как бы плывущие в разные стороны, могут быть связаны с представлениями о подземном море, по которому ночное солнце плывет на птицах с запада на восток. В данном случае птичка может свидетельствовать о зимней солнечной фазе. Если это так, то речь может идти о новогодней встрече разгорающегося солнца, когда пелись колядки-«овсени».

Овсень (о-весень) - предвестие весны, как о-лешье, о-пушка - начало леса, пущи. Овсень - новогодняя, зимняя песня, но она заглядывает и в предстоящее сельскохозяйственное лето:

 

Ой, авгень, ой, коляда! -

Дома ли хозяин? - Ево дома нету,

Он уехал в поле пашаницу сеять.

Сейся, пашаница, колос колосистой,

Колос колосистой, зерно зернистою.

 

Все это хорошо увязывается с солнечным Дажьбогом и не противоречит такой атрибуции уникальной вышивки.

Со всем весенним земледельческо-скотоводческим комплексом крестьянских хозяйственных действий и заклинательных обрядов неразрывно связаны птицы и яйца.

Весенний обряд «А мы просо сеяли», сопровождавшийся припевом с именем Лады, имел интересное продолжение: после «проса» играющие по пути на холм исполняли другую обязательную песню - «утку»:

 

Где-ка утка шла - тута рожь густа,

Околотистая,

Да обмолотистая.

Кузовенька овса опрокинулася,

Запрокинулася,

Замекинулася…

 

Возможно, что с кругом идей, связанных с птицами как существами, олицетворяющими весну (весенний прилет, начало носки яиц, создание птичьих семейств), соотносится обязательное для вышивок помещение птиц в непосредственной близости к центральной женской фигуре трехчастной композиции и широкое пользование мотивом птиц в окружающей композицию орнаментике.

Взаимозаменимость птиц и группы определенных знаков плодородия на одном и том же центральном месте трехмастной вышитой композиции - между конями и главной фигурой - в сочетании с многочисленными обрядами, производимыми с помощью яиц в деревенской действительности, позволяет настаивать на отождествлении в этом случае знаков плодородия в виде ромба или квадрата с округленными углами с ритуальными яйцами. Знаки-яйца мы видим на вышивках то вместо птиц, то под ногами коней на земле; нередко рядом с этой идеограммой яйца встречаются кресты, напоминая о неизменной принадлежности аграрных заклинаний - особом крестообразном печенье, выпекаемом заранее в средокрестную неделю великого поста.

Обращает на себя внимание, во-первых, сочетание в вышивках знака яйца с крестом, что совпадает с этнографическими записями; во-вторых, размещение яйцевых знаков в вышивках находится тоже в согласии с этнографически зафиксированными обычаями: или у ног коней, или же у конского лба. Обычай разбивать яйцо о лоб выведенного на первую пашню коня известен у русских, а у южных славян яйцо разбивают перед первой вспашкой о лоб правого вола.

В русских вышивках самые причудливые сочетания яйцевых знаков с крестами помещались именно на лбах, точнее, над лбами коней. Чем объясняется такая связь конской головы с яйцом, сказать трудно, но наличие этой связи подтверждено дважды: обычаем и ритуальной вышивкой.

Высказанные выше допущения и предположения, будучи взяты порознь, едва ли выглядят убедительно, но, поскольку они взаимно подкрепляют друг друга, они, на мой взгляд, образуют некую систему и обладают известной прочностью.

В итоге можно сказать, что все детали трехчастной композиции с воздетыми к небу руками полностью совпали с весенней земледельческо-скотоводческой обрядностью, известной по этнографическим данным. Календарное время - март -апрель.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.