Объёмно-пространственное решение проекта — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Объёмно-пространственное решение проекта

2020-04-01 180
Объёмно-пространственное решение проекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формирование библиотечной среды представляет собой непрерывный процесс, на который влияют как читатели, так и персонал библиотеки. Только гармоничное сочетание и взаимосвязь всех элементов пространства библиотеки, предметных и человеческих, может обеспечить максимальный эффект в удовлетворении запросов читателей, расширить сферы влияния библиотеки, привлечь новые категории пользователей [29; С. 49]. Библиотека как учреждение общественного назначения, ведущее много аспектную деятельность, реализующее разные функции, требует особого подхода к созданию её интерьера, всего внутреннего пространства, призванного соответствовать комплексу функциональных, психологических и социально-культурных потребностей [16; С. 112]. Не маловажную роль для читателей имеет не только укомплектованность фонда, быстрое и качественное обслуживание читателей, но и интерьер библиотеки, её внутреннее пространство, призванное особенно полно соответствовать комплексу функциональных, психологических и социально-культурных потребностей.

При разработке планировочного решения центральной библиотеки Челябинска необходимо учитывать основные принципы общего проектирования библиотек:

-   Свободная планировка помещений для подразделений библиотеки со сходными режимами работы, позволяющая при перестановке оборудования изменить соотношение площадей, их зон в соответствии с новыми требованиями библиотечной технологии.

-   Четкое разделение зон и помещений библиотеки на читательские и служебные, чтобы обеспечить:

·   кратчайшие непересекающиеся потоки движения читателей и обслуживающего персонала;

·   простейшие функционально-планировочные связи, позволяющие отказаться от сложных систем механизации транспортировки литературы, обеспечить эффективный контроль, за сохранностью фондов;

· простоту ориентации читателей в библиотеке, отсутствие в читательских помещениях коридорных коммуникаций;

Первой и основной задачей при разработке функционально-пространственного решения интерьера является грамотное и правильное зонирование пространства, точное и верное распределения его основных зон. Под зоной же библиотеки следует понимать укрепленную группировку совокупности отдельных помещений, связанных единством производственного процесса или процесса обслуживания, имеющих законченный технический цикл. Для грамотного зонирования, важно учитывать психологию читателя, эргономику, антропологию человека. Библиотечное пространство должно быть спланировано с максимальным учётом производственных нужд, полной нагрузкой всех рабочих помещений [29; С. 57]. Необходимо проследить мотивацию поведения читателя в библиотечном пространстве, его основные требования и пожелания. Но также важно параллельно учитывать и потребности обслуживающего персонала, так как проект модернизации библиотеки призван обеспечить не только комфортность читателям, но и возможность эффективной работы библиотекарей [11; С. 35].

В процессе реконструкции, здание Челябинской библиотеки подверглось лишь небольшой, частичной внутренней перепланировке. В основном же был сделан упор на трансформацию зонирования пространства. Главный идейный момент всего проекта должен основываться на удобной работе читателя и библиотечных работников. Необходимо спроектировать доступный, легко понимаемый план, нуждающийся в минимуме визуальных пояснений. Перед тем как начать планирование, надо сначала, тщательно проанализировать зонирование, существующее на данный момент, найти положительные и отрицательные моменты.

В ходе этого анализа, библиотечное пространство, преобразовалось следующим образом. Предложен вариант, с размещением всех служебных помещений на первом этаже, в боковых крыльях здания, чтоб не нарушать процесс потоков движения библиотекаря и читателя, тем самым скрыв от последнего внутренний механизм всей работы библиотеки. Соответственно читальные залы и фонд с тематической литературой (нотный и краеведческий отдел) располагаемые на первом этаже теперь будут находиться на втором и третьем, а те небольшие служебные помещения занимаемые сотрудниками библиотеки на втором и третьем этажах, будут отданы под различные читальные залы и рабочие места читателей.

На первом этаже располагается: тамбур, вестибюль, где находится гардероб, холл, служба охраны, санузлы для посетителей и для сотрудников, а также зона регистрации и выдачи читательских билетов. Так же на первом, на месте винтовой лестнице, соединяющей первый и цокольный этаж, запроектирована лифтовая шахта, для людей с ограниченными возможностями.

Как уже было выше сказано, первое, куда мы попадаем, войдя в здание это вестибюль. Вестибюль - это первое помещение, от культуры оформления которого зависит восприятие всей библиотеки. Вестибюль как бы привлекает посетителя и в то же время, выполняет, чисто утилитарную функцию - сориентировать человека в пространстве, указать направление движения. Вестибюль перепланировки не подвергался, он полностью отвечает требованиям функциональных процессов, происходящих в данном типе помещений.

Немаловажной проблемой, в данном пространстве является отсутствие зоны отдыха и справочной, информационной зоны. Поэтому пройдя вестибюль и поднявшись на несколько ступенек мы попадаем в зону открытой экспозиции. Место для выставки выбрано именно в вестибюле, поскольку через него проходят все читатели, и к тому же эта зона размещена напротив входа, поэтому читатель сразу обратит на неё внимание. Экспозиция представлена в виде легко трансформирующихся стендов. Выставочная экспозиция, экспонирует новую или редкую литературу, информирует о текущей работе и массовых мероприятиях библиотеки. Выставочная зона также служит и зоной отдыха, в которой к тому размещены посадочные мягкие и рабочие посадочные места, где посетитель может как передохнуть, обсудить выставку, так и подключится с ноутбуком для работы. Здесь, так же имеют место быть и терминалы с электронным каталогом (чтоб читателю, не было необходимости, подниматься на второй этаж если данной литературы нет). Так помимо описанных нововведений представленных в виде терминалов, вместо устаревших каталожных шкафов. Интересующие книги можно найти с помощью расположенных повсюду этих терминалов (особенно много их возле входа).

Открытие выставки, решила проблемы с информационной зоной, поспособствовало открытие книжной выставке и открытой экспозиционной зоны с различными справочными, интерактивными информаторами на первом этаже. Для библиотеки очень важно использовать различные приспособления, информирующие читателя о новостях и услугах данного учреждения. Диалог с читателем, библиотеке помогают вести многочисленные справочные терминалы, проекционные экраны, стенды, световые табло (нажав кнопку которого читателю, показывается местоположение служб и фондов библиотеки).

Задача с зоной отдыха решилась расположением на третьем этаже двух помещений с мягкими местами. Они расположились в двух больших по площади кабинетах, занимаемые, ранее работниками библиотеки. Сейчас они представляют собой зону психологической разгрузки для читателей и персонала.

Как уже было выше неоднократно указано, одним из главных недостатков функционирования публичной библиотеки, является её, на сей день неудобная навигационная, координационная система. Она берёт своё начало от неудобного поиска книг и заканчивается непонятным месторасположением посадочных мест и местонахождением искомой литературы. Эти слова, подтверждаются тем фактом, что литература по одной области может быть рассредоточена по разным залам, и на разных этажах, что порой сильно тормозит работу читателя.

Из выше сказанного, родилась идея о единой, центральной точке выдачи литературы. Но так как эта система может привести к скоплению читателей в этой «точке», встал вопрос о более быстрой системе обслуживания, этот вопрос решился при помощи применения новейшей системе транспортировке книг под названием Телелифт. Применение данной системы позволит осуществлять доставку книг в течение 10 минут Телелифт представляет собой автоматизированную транспортную, монорельсовую систему, осуществляющую, адресную доставку книг, журналов, газет из помещений основного фонда книгохранилища на кафедру выдачи библиотеки. Применение данной транспортной системы увеличивает эффективность работы книговыдачи и значительно снижает время ожидания на всех рабочих циклах. также ускорить процесс получения нужной литературы заказчиком, так как время доставки книг с любой приёмоотправочной станции до любой кафедры выдачи занимает не более 10 минут, когда как по старой системе читателю иногда приходилось ожидать заказанной книги достаточно длительный период времени (Приложение В).

На втором этаже расположена кафедра выдачи книг (единая, центральная точка выдачи литературы), а напротив неё в секторе каталожных шкафов, будет размещена своеобразная зона, представленная в виде полукруглых, радиальных своеобразных открытых систем шкафов. В них на разных уровнях будет располагаться открытый доступ к книгам с мягкими посадочными местами и уже выше упомянутые сенсорные терминалы (электронные аналоги каталожных шкафов). Данная система позволит занять читателя, во время ожидания получения литературы, что предотвратит скопление посетителей возле кафедры выдачи книг.

Чтоб обеспечить удобный доступ читателя к информации, тем самым открыв для него свободный доступ к книгам, на литературные издания будут наноситься RFID - метки. Это своеобразный штрих код, который обеспечивает защиту фондов от несанкционированных потерь и осуществляет автоматизированный учёт и дистанционную инвентаризацию фонда. Принцип действия системы состоит в следующем. На документы и на видное место (чтобы показать бесполезность попытки кражи) наклеивают защитную этикетку RFID - метку, размером с книжный ярлык, представляющую собой электромагнитную схему. Этикетки длительной активности содержат электромагнитный колебательный контур. При выходе из здания установлен турникет - активатор, который реагирует на RFID - метки, характерным звуковым сигналом, что и препятствует несанкционированному выносу книг за пределы библиотеки [24; С. 222].

По обеим сторонам боковых частей здания расположены читальные залы с различными рабочими местами: обычные столы для работы с печатными изданиями, столы с компьютерным оборудованием, индивидуальные кабины-конторки, отдельные рабочие кабинеты на несколько человек для групповых занятий. Так же в читальном зале отведены специально оборудованные рабочие столы для инвалидов. Как уже было ниже сказано, вся служебные помещения теперь расположены на первом этаже, а на их месте теперь размещены аудитории для коллективных работ или комнаты переговоров на небольшое количество людей (до 20 человек). Они послужат хорошим вариантом для проведения различных встреч, приёмов, семинаров, конференций. Они могут быть использованы как в служебных целях, так и сдаваться в аренду.

Теперь будет отсутствовать система разделения библиотечного пространства по читальным тематическим залам. Вместо этого будут существовать разнообразные читальные залы с различными видами читательских рабочих мест (традиционные, письменные рабочие места, электронные места, мягкие посадочные места, индивидуальные кабины-конторки, места для групповых занятий - на 10-20 человек). Данные читальные залы с обрисовываемым наполнением расположены в боковых крыльях здания второго и третьего этажей. Таким образом, читатель, придя в библиотеку, и исходя из своего настроя, самочувствия, вида предстоящей деятельности найдёт в ней подходящее место. Например, для серьёзной работы, в нескольких местах библиотечного пространства изолированные боксы или отдельные кабинеты, где есть всё необходимое для длительной, плодотворной работу, и куда можно принести книги из личной библиотеки. Такая кабина (бокс) может быть забронирована на определённое время, а также имеет свойства закрываться на замок с оставленными в ней вещами, что даёт возможность посетителю, работать в ней определённое количество дней.

Таким образом, читальные залы на втором этаже размещены, в западном и восточном крыле библиотечного здания. Каждый зал содержит: 6 кабин для индивидуальных занятий, 18 читальных столов, из них 12 автоматизированы, 3 места предназначены для людей с ограниченными возможностями.

В северной части здания второго этажа напротив читальных залов расположены 4 кабинета для коллективных, групповых занятий читателей. Каждый из них, рассчитан на 4-5 человек.

На третьем этаже, расположен основной читальный зал, трансформирующийся в конференц - зал. Конференц-зал, может иметь разную рассадку, но в данном случае представлен по типу «театр». Зал оснащён современной техникой: системой видеоотаброжения информации, звукоусиления, видео - конференц связи, информационными стендами, цифровыми видео - проекторами. Оригинальность в данное помещение привносит радиальная система расстановки конференц - кресел и столов, что гармонирует с аналогичной, радиальной расстановкой мебели на втором этаже.

По обе стороны от конференц - зала размещены, как уже было выше обозначено два помещения с мягкими рабочими местами и зоной отдыха читателей и рабочего персонала. Данные помещения оснащены мягкой мебелью, различного рода (диваны, кресла, пуфы), рассчитанные на одного - двух - трёх человек и небольшими столиками. Здесь при необходимости читатель, может передохнуть, а также может работать на портативном компьютере, только теперь уже в более приватной обстановке.

В боковых крыльях здания, третьего этажа так же расположены два читальных зала. Они представлены по тому же типу, что и на втором этаже, только больше по площади, немного другой конфигурации и мебельным наполнением. В каждом читальном зале по 42 рабочих стола и по 7 кабин для индивидуальных занятий. Рабочие столы так же различного предназначения (письменные, автоматизированные, для людей с ограниченными возможностями).

Так же, не менее важной проблемой для читателя на данный момент является - отсутствие буфета. В существующем, планировочном решении публичной библиотеки предусмотрен буфет в цокольном этаже, но на сегодняшний день он закрыт и не функционирует. Как бы это не звучало, но по опросу пользователей библиотеки, этот момент является чуть ли не основной проблемой, при посещении публички. Потому что удовлетворение, элементарных физических потребностей при длительной интеллектуальной работе играет не последнюю роль. Вследствие этого, при проектировании, важным пунктом было открытие буфета в цокольном этаже (на прежнем месте). Планировочное решение позволило немного расширить данное помещение, тем самым, увеличив посадочные места буфета. До перепланировки, количество посадочных мест в буфете составляло - 32, после перепланировки - 41 место. В данном помещении также предусмотрены посадочные места и для людей с ограниченными возможностями.

 

Таблица 1. Экспликация помещений цокольного этажа

Наименование помещений Площадь, кв. м
1 Отдел комплектования фондов 21,7
2 Кабинет сотрудников библиотеки 20,6
3 Отдел обработки литературы 30
4 Коридор 8,6
5 Служебное помещение 8,6
6 Коридор 6,4
7 Отдел обработки литературы 24,2
8 Служебное помещение 16,7
9 Кабинет сотрудников библиотеки 15
10 Венткамера 13,6
11 Коридор 15,4
12 Санузел 17,8
13 Кабинет заведующего по хозяйственной части 20,4
14 Кабинет сотрудников охраны труда 15
15 Кабинет сотрудников библиотеки 11,7
16 Складское помещение буфета 9,6
17 Складское помещение буфета 10,2
18 Комната завхоза 7,4
19 Комната плотника 9,8
20 Комната электрика 9,8
21 Комната электрика 7,4
22 Буфет 71
23 Бухгалтерия 19,2
24 Кабинет главного бухгалтера 16,3
25 Лифт для людей с ограниченными возможностями 5,4
26 Санузел 17,8
27 Комната заведующего по хозяйственной части 14
28 Складское помещение 34,8
29 Отдел реставрации книг 18,2
30 Электрощитовая 57
31 Комната отдела реставрации 18
32 Бойлерная 57,6
33 Душевая 24,4

Таблица 2. Экспликация помещений первого этажа

№Наименование помещенияПлощадь, кв. м    
1 Главный вход 12,1
2 Вестибюль 101,7
3 Гардероб 82,5
4 Выставочно-экспозиционная зона 30
5 Книгохранилище, основной фонд 231,8
6 Книгохранилище, подсобный фонд 45
7 Сектор редкой книги 40,2
8 Санузел 17,8
9 Лифт для людей с ограниченными возможностями 3,2
10 Служба охраны 16,2
11 Зона регистрации читателей 20,1
12 Кабинет сотрудников библиотеки 12,8
13 Методический отдел 24,4
14 Кабинет сотрудников библиотеки 34,4
15 Кабинет сотрудников библиотеки 14
16 Кабинет сотрудников библиотеки 14
17 Коридор 38
18 Кабинет директора 15,5
19 Комната отдыха директора 6
20 Секретарь 6
21 Кабинет зам. директора 13,5
22 Кабинет зам. директора 13,5
23 Коридор 32
24 Отдел межбиблиотечного абонемента 25,6
25 Кабинет сотрудников библиотеки 12,6
26 Кабинет сотрудников библиотеки 12,6

 

Таблица 3. Экспликация помещений второго этажа

Наименование помещения Площадь, кв. м
1 Аудитория для коллективной работы 41,5
2 Зона с сейфовыми ячейками для хранения вещей 24,8
3 Зона электронного каталога и открытого доступа к книгам 172
4 Аудитория для коллективной работы 24,8
5 Зона с сейфовыми ячейками для хранения вещей 38,3
6 Лифт для людей с ограниченными возможностями 3,2
7 Санузел 17,8
8 Кафедра выдачи книг 73,6
9 Книгохранилище, основной фонд 231,8
10 Книгохранилище, подсобный фонд 45
11 Читальный зал №1 с письменными и электронными рабочими местами, кабинами - конторками, местами для инвалидов 118
12 Кабинет для коллективных занятий 14,2
13 Кабинет для коллективных занятий 14,2
14 Читальный зал №2 с письменными и электронными рабочими местами, кабинами - конторками, местами для инвалидов 118
15 Кабинет для коллективных занятий 14,2
16 Кабинет для коллективных занятий 14,2

 

Таблица 4. Экспликация помещений третьего этажа

Наименование помещения Площадь, кв. м
1 Помещение с мягкими рабочими местами и зоной отдыха читателей и рабочего персонала 68,3
2 Основной читальный зал, трансформирующейся в конференц - зал 172
3 Санузел 18,8
4 Помещение с мягкими рабочими местами и зоной отдыха читателей и рабочего персонала 58,7
5 Лифт для людей с ограниченными возможностями 3,2
6 Санузел 17,8
7 Кафедра выдачи книг 73,6
8 Книгохранилище, основной фонд 231,8
9 Читальный зал №3 с письменными и автоматизированными рабочими местами и с индивидуальными кабинами 210
10 Читальный зал №4 с письменными и автоматизированными рабочими местами и с индивидуальными кабинами 210

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.