Глава III. Гражданская война в России. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава III. Гражданская война в России.

2020-04-01 133
Глава III. Гражданская война в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методический аспект.

Новая концепция общественно – политического развития страны требует новых подходов к изучению истории в России, в частности, преподаванию его в школе. Вариативность программ и учебников обернулась отсутствием единых критериев, определяющих подходы к разработке учебных программ, учебно-методический комплекс. Образовавшихся после крушения марксистско-ленинской методологии вакуум пытается заменить цивилизационными, кутьторологическими, социологическими, стадиальными и другими подходами, каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса. Часто смена методологических походов приводит к простой смене знаков в оценке прошлого.

Наиболее важным здесь является становление новых программ обучения истории. В еженедельном приложении к газете «Первое сентября» История № 8, 2000 года, опубликована концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Авторы этой программы обозначили основные цели, задачи, функции исторического образования и принципиальные подходы к его обновлению. Существенным признается многоаспектное, многоплановое рассмотрение истории и выработка единых подходов к преподаванию истории в школе.

Составители новых учебников и учебных программ рассматривают гражданскую войну, как братоубийственную, как трагедию всего русского народа.

Появление новых работ, которые ставят совершенно новые вопросы или по-новому отвечают на старые, отсутствие наглядных пособий затрудняют работу учителя. Кроме того, в сознании учащихся часто существуют стереотипы, сформировавшиеся под влиянием литературы, кино, песен, посвященных гражданской войне.

Таким образом, изучение материала, связанного с гражданской войной, одна из самых сложных проблем, возникающая в преподавании курса истории России. Занятие, посвященное теме «Гражданская война» необходимо проводить в форме урока-дискуссии, как наиболее подходящей для раскрытия проблемы.

Это занятие проводится после изучения всех основных вопросов темы: «Россия в годы гражданской войны». Урок- дискуссия строится на использовании документальных источников. занятие проводится в течение одного-двух часов.

Задачи урока:

· на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать картину противостояния социальных и политических сил в годы гражданской войны;

· сформировать у учащихся представление о многогранности исторического процесса;

· способствовать становлению умения оценивать исторические явления;

· развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа документа.

Оборудование урока:

· карта «Гражданская война и иностранная интервенция»;

· портреты лидеров Белого движения, Красной армии и Нестора Махно;

· плакат «В гражданской войне всякая победа есть поражение» (Лукан, римский поэт 39 г. до н. э.- 65 г. н. э.).

Тема урока объявляется школьникам за ранее; занятию предшествует подготовительная работа. Ученикам предлагается подобрать такие документальные источники, которые помогли бы аргументировать свои взгляды на проблему противостояния в гражданской войне.

Описанный ниже урок проводится в XI классе.

Ход урока.

I. Вступление.

Учитель: Поэт М. Волошин в 1919 году так рисует свое видение гражданской войны:

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать,

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас – тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами.»

Так определил противоборствующие стороны и их задачи в гражданской войне поэт. Мы же попытаемся найти свои ответы.

II. Основная часть урока.

Далее учитель ставит перед учащимися ряд проблем. Школьники, использующие полученные ранее знания, а также домашние заготовки (выписки из документов), высказывают свои суждения.

Учитель предлагает школьникам охарактеризовать цели и задачи борьбы противоборствующих в гражданской войне сторон и на основе этого дать определение гражданской войне.

Ученики выступают с подготовленными дома докладами.

 

Свидетелем великого распада

Мы видели безумья целых рас


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.