Занятие седьмое «Модели ситуаций» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Занятие седьмое «Модели ситуаций»

2020-04-01 120
Занятие седьмое «Модели ситуаций» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стимульный материал: отсутствует.

11)Ход занятия

Вводная часть:

Приветствие участников, по кругу каждый называет своё настроение ассоциируя его с определённым цветом.

Основная часть:

Игра «Модели ситуаций»

Замечательно, если учащиеся будут разбирать реальные ситуации, сложившиеся в классе, городе.

1. Два соседа. На участке растет яблоня, но яблоки с веток осыпаются на участок к соседу. Сосед не хочет отдавать упавшие яблоки, потому что яблоня и так ему мешает, дает тень на посаженную на участке морковь. Яблоки — компенсация за неудобство. Задача игроков — разрешить конфликтную ситуацию.

2. Любовный треугольник. Двум мальчикам нравится одна девочка. Из-за этого они постоянно ссорятся и задевают друг друга.

3. Учитель и ученик. Ученик на уроке, посчитав, что учитель не слышит, нецензурно выразился. Учительница ударила его по губам.

Приемы игры меняются в зависимости от целей. Например, в середине игры можно поменять роли спорщиков. Маша станет Петей, а Петя — Машей.

Заключительный этап: Каждым участник определяет степень собственной толерантности в споре, причинах нетерпимости к позиции другого в процессе обсуждения с другими участниками.

Блок III (поведенческий)

 

Концептуальное положение, которое мы используем в данном

тренинге – это представление о мягких и жестких технологиях противодействия экстремизму, как крайнему проявлению интолерантности. К мягким технологиям принято относить все, что связано с профилактикой, превенцией, психологической коррекцией поведения и соответствующих установок сознания.

Занятие восьмое «Когда все вокруг интолерантны...»

Цель. Трансформация интолерантных социальных представлений участников за счет иного социального конструирования реальности. Этот процесс включает в себя новое понимание причин, факторов, механизмов и границ интолерантности в тех или иных социальных группах, общностях, на государственном уровне.

Стимульный материал: отсутствует.

12)Ход занятия

Вводная часть:

Приветствие участников, занятие ими своих мест, участники делятся на мини-группы по 4 человека.

Основная часть:

Аналитическая работа и расширение поля аргументации точек зрения, соответствующих позициям разных групп экстремистски, жестко, агрессивно, интолерантно настроенных людей. Это могут быть, например, определенные молодежные движения, группировки, воинственно настроенные этнические объединения, линейные подразделения УВД, коррумпированные государственные чиновники, «беспредельничающие» бизнесмены, авторитарные политики. При этом позиции групп конструируются участниками тренинга произвольно.

Заключительный этап:

Этап завершается подведением итогов и рефлексией возникших изменений во мнениях. Особое внимание при подведении итогов тренер обращает на вопросы, связанные с границами и механизмами проявления конвенциональной интолерантности.

Занятие девятое «Механизмы проявления интолерантности в общении и социальном взаимодействии».

Цель. Выявление, осознание и анализ отдельных механизмов возникновения интолерантности (негативные стереотипы, каузальная атрибуция, защитные механизмы личности и другие), присутствующих в наших субъективных сценариях межличностных коммуникаций и оценках межгрупповых социальных взаимодействий.

Стимульный материал: игра костёр (см. приложение 4).

13)Ход занятия

Вводная часть:

Приветствие участников, объяснение условий игры «Большой костёр».

Основная часть:

На этом этапе тренинга используются сюжетно-ролевые игры «Большой костёр» (см. приложение 1) с их последующим анализом при помощи метода обратной.

Заключительный этап:

Этот этап завершается подведением итогов.

Занятие десятое

Цель. Подведение итогов тренинга в целом, рефлексия и обобщение выявленных механизмов снижения интолерантности и формирования толерантности к иной точке зрения, иному мнению, иной позиции.

Стимульный материал: дагностические методики.

14)Ход занятия

Вводная часть:

При подведении итогов тренер обращает внимание группы на зафиксированные в начале тренинга опасения и ожидания участников.

Основная часть:

Перед подведением итогов проводится повторная психодиагностика, результаты которой, по возможности, сообщаются и обсуждаются в группе.

Заключительный этап:

По окончании тренинга участникам предлагается анонимно заполнить и передать тренеру письмо обратной связи.

 


Список литературы

1. Кон И. Психология предрассудка. «Новый мир», М, 1966.

2. Цюрупа А.И. Национальный инстинкт как предмет научного исследования. «Полис», М., 1997.

3. Чернявская Ю.Л. Психология национальной нетерпимости. «Харвест», Минск, 1998.

4. Солдатова Г.У. Практикум по психодиагностике и исследованию этнотолерантности личности. М., 2003.

5. Пиманова Л.У. Толерантность в системе духовно нравственного воспитания учащихся. «Тогирро», Тюмень. 2008.

6. И.Г. Пчелинцева. Построение толерантной среды в образовательном пространстве вуза. «Тогирро», Тюмень. 2004.

7. Дробижева Л.М., Хомяков М.Б. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности как результат реализации программы Уральского МИОН. «Екатеринбург», Екатеринбург. 2005.

8. Козлова А.Г., Аксенова А.Ю., Александрова Н.С., Алексеева Е. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе. «Речь», М., 2007 г.

9. С.Д. Щеколдина. Тренинг толерантности. «Ось-89», М., 2004.

10. Е.Ю. Клепцова. Психология и педагогика толерантности. «Академический проект», М., 2004 г.

11. Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. «Вербум-М», М., 2003 г.

12. О.С. Андреева. Организация и проведение тренинговых занятий. «Издательство Тюменского государственного университета», Тюмень, 2007 г.


Приложение

«Текстовые фрагменты, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия и проявления интолерантности»

1. Гитлеры продолжают приходить к власти, мира на земле не было и нет, смертоносных веществ на душу населения выпадает чуть ли не больше, чем еды, большая часть человечества страдает от недоедания, когда его меньшая, называющая себя цивилизованной, часть продолжает самозабвенно трудиться и бездумно тратить ценнейшие ресурсы, которых не так уж и много даже для нынешнего поколения, и собственную одну-единственную жизнь на изобретение более совершенных орудий уничтожения, забывая о том, что никогда не нужно спрашивать – «по ком звонит колокол», потому что каждый раз «он звонит по тебе», что нет и не может быть орудий уничтожения, в каждом случае и любое смертоносное орудие есть орудие самоуничтожения, даже если тебе удалось сохранить себя физически, даже если ты решил, что проливаемые кровь и слезы не твои, что заглушены не твои песни и горит не твой дом.

2. Чужаки вообще играли большую роль в развитии, начиная с древности. Об этом написал большую интересную статью немецкий социолог Г. Айзерман. Он выводит из психологии эмигранта, беспочвенного человека, многие интересные явления и на Западе; например, Соединенные Штаты – страна эмигрантов, порвавших со старым порядком и рассчитывающих только на себя, на свои собственные руки и ум. «Чужой, – цитирует Айзерман Георга Зиммеля, – по самой своей природе не владеет землей, причем землю надо понимать не только в физическом смысле, но также в переносном смысле жизненной субстанции, фиксированной... в идеальном пространстве общественного окружения». Таким образом, «земля» Зиммеля – примерно то, что Достоевский назвал «почвой».

3. В январе, как ко всем советским людям, в мою дверь позвонил счетчик: «Добрый день! Перепись населения».

Ну что ж, заполняем анкету. Доходим до графы «национальность».

«Немец», – говорю я. «Родной язык?» – «Два. Немецкий и русский». – «Родной язык – один». – «Ну, пишите – немецкий... Но, с другой стороны, я живу в Москве, все мои друзья – русские, а на немецком только с женой общаюсь...»

Теперь на очереди жена: «Отец – армянин, немцы в 42-м убили... Но мать – русская, родной язык – русский. Из языков народов СССР знаю только немецкий».

И тут паренек-счетчик заявляет: «Немецкий – это иностранный язык! Среди народов СССР такого языка не значится».

Еще несколько лет назад такие вопросы вроде бы и не возникали. И вдруг возникли. А может быть – не вдруг?

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.